Личность педагога как инструмент педагогического воздействия
статья

Криденер Анастасия Александровна
Приоритетом дошкольного образования объявлена социализация, поэтому возрастает значимость социальных компетенций, которые входят в состав профессиональных компетенций педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личность педагога как инструмент педагогического воздействия

Приоритетом дошкольного образования объявлена социализация, поэтому возрастает значимость социальных компетенций, которые входят в состав профессиональных компетенций педагога.

Актуальная образовательная ситуация и приоритет дошкольного образования «социализация» диктуют необходимость каждому педагогу в рамках освоения социально-статусных компетенций приобретать, обновлять и развивать социальные и социально-профессиональные компетенции. М. И. Лукьянова выделяет следующие компетенции:

- принять каждого ребёнка, внимательно относиться к его индивидуальности, потребностям, переживаниям;

- выстраивать позитивные отношения между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- отбирать адекватный «словарь» общения с каждым ребёнком;

- организовывать свободный выбор детьми деятельности и участников совместной деятельности (сверстников);

- инициировать принятие детьми самостоятельных решений, выражений своих чувств и мыслей;

- поддерживать недирективно детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- актуализировать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- инициировать интерес к культурным средствам деятельности и их освоению;

- организовывать виды деятельности, способствующие активизации мышления, речи, общения, воображения и детского творчества;

- оценивать адекватно индивидуальную образованность и социализованность ребёнка;

- организовывать взаимодействие с родителями по обеспечению образованности и социализованности  ребёнка; их включение в социализационно-образовательный процесс.

Г. Р. Ломакина считает, что понятие «профессиональная компетенция» должно рассматриваться в настоящее время с точки зрения гуманистического подхода к образованию. Цель гуманистического подхода состоит в формировании позитивной социализованности и образованности. Сторонники этого подхода считают, что одним из основных элементов социализации и образования являются субъект-субъектные отношения, предполагающие, в отличие от многовековой практики, установившейся в методике обучения, признание субъектности и обучающегося (воспитанника) и педагога, и «равновеликой важности».

С. Г. Молчанов и Т. Н. Садыкова предлагают рассматривать компетенции «как ресурсную базу компетентности: с позиции теории «энергоресурсов» компетенции это и есть тот ресурс, которым располагает (или не располагает) педагог для реализации профессионально-педагогической деятельности. Отсюда вытекает простое утверждение: чем больше компетенций, тем выше компетентность, т. е. количество переходит в качество. Таким образом, различия бывают качественными только в том отношении, что встречаются разные комбинации отдельных черт.

Социально-профессиональные компетенции личностно окрашены и это проявляется в профессиональных действиях и поступках педагогического работника. Только успешная личность может воспитать личность, нацеленную на успех в любой отрасли знания и деятельности. Следует различать личностную (внутренннюю) и профессиональную (внешнюю) успешность.

Личностная успешность проявляется в ощущениях удовлетворенности жизнью, полноты самораскрытия, воплощенности идеалов самоотдачи и т. д. Профессиональная успешность обычно выражается в формальных показателях: профессиональный статус, квалификационная категория, награды и т. п. Наблюдается взаимозависимость между внутренней и внешней успешностью: достижение внутренней успешности, удовлетворенность педагога собой вызвана удовлетворенностью профессиональной (внешней).

Педагог, уверенный в своей личностной и профессиональной компетенции, уверенный в своей успешности, оказывает позитивное  воздействие на позитивное к нему отношение детей и на увеличение выраженности их собственной позитивной самооценки.

Такой педагог стимулирует у детей стремление к успехам в различных видах детской деятельности и в конечном итоге оказывает позитивное воздействие на ускорение позитивного развития.

Успешный педагог выступает и как пример для подражания, и как инициатор успехов и побед своих воспитанников. Первый же успех запускает в ребёнке механизм самосовершенствования.

Приоритетной профессиональной компетенцией педагогического работника является постоянная демонстрация и воспитанникам, и их родителям своей готовности и способности непрерывно образовывать себя, учиться, в том числе и у родителей и вместе с ними, чему-то новому, позитивному.

Овладевая необходимыми и актуальными компетенциями, педагогический работник постоянно увеличивает выраженность своей профессиональной компетентности.

Её необходимо всё время сверять с требованиями современного общества, современного ребёнка и современного родителя: они носители заказа в адрес дошкольного образования; они диктуют новые условия организации и содержания, и образования, и социализации детей ДОО. Это влечет за собой интенсивное инновирование технологий и методов воспитания и обучения. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Основные пути:

- работа в методических объединениях;

- индивидуальная (групповая) исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность и освоение новых социализационно-образовательных технологий;

- различные формы педагогической поддержки и сопровождения начинающих работников;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;

- обобщение собственного позитивного педагогического опыта, эффективных практик;

- самообразование.

С. Г. Молчанов в своём исследовании пришел к выводу, что увеличение эффективности процесса социализации будет зависеть от согласованности экспертных позиций педагогов и родителей. Следовательно, воспитание должно иметь своим приоритетным объектом согласование экспертных позиций педагогов и родителей относительно социальных компетенций, ожидаемых как от педагогов, так и от воспитанников и их родителей.

По результатам экспертной оценки со стороны педагогов, компетенции разместились в следующей иерархии: «владение педагогическим мастерством», «знание объекта изучения», «коммуникабельность», «ответственность», «способность защищать свои взгляды», «справедливость», «тактичность», «вежливость», «дисциплинированность», «требовательность».

На основании результатов экспертного оценивания были выявлены компетенции, которые родители хотели бы видеть в педагоге, и проведено их ранжирование по основанию важность компетенции педагога для воспитанника «глазами» родителя. Наиболее востребованной оказалась компетенция «вежливость» –  82 %, т. е. важнейшая из важных, самая референтная. Далее «доброта» – 75,5 %; «выдержка» – 62,5 %; «чувство юмора» – 59 %. На пятом месте по востребованности оказались дидактические компетенции: «владение педагогическим мастерством» - 49,5 %. На шестом – предметные компетенции: «знание объекта изучения» - 43,5 %. А потом опять были названы позитивные социальные компетенции: седьмое место «справедливость» - 40 %; восьмое «общительность» - 38,5 %; девятое – «активность» - 21 %; десятое – «оптимизм» - 20 %.

Полученные данные свидетельствуют, что общие личностные качества педагога (вежливость, доброта, выдержка, чувство юмора) вошли в первую пятерку ожидаемых от педагога проявлений у 100 % опрошенных родителей. Таким образом, проявление общечеловеческих качеств ожидается воспитанниками и их родителями от педагога в первую очередь.

Совпадение выборов педагога и родителей воспитанников произошло по пяти компетенциям.

Эти данные подтверждают гипотезу С. Г. Молчанова, что воспитанник и его родитель ищут в педагоге прежде всего личность, позитивные социальные компетенции, которые делают общение с ним комфортным для них и обеспечивают их эмоциональную безопасность.

«Доброта», «вежливость», «ответственность», «справедливость» являются референтными компетенциями и для педагогов, и для родителей и их детей.

Появляется основание полагать, что именно эти социальные компетенции актуально востребованы в сегодняшнем российском обществе.. именно они фундамент для формирования позитивного социоразвивающего пространства в дошкольном образовании, а так же базис для формирования именно социальной готовности персонала к внедрению и реализации ФГОС дошкольного образования.

Список литературы

1. Молчанов С. Г. Современный ребёнок. Современный родитель. Современный педагог.

2. Лунгу Н. Е. Организационно-педагогические условия институционального повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

3. Емельянова М. Е. Управление формированием социально-профессиональных компетенций педагогического работника в дошкольной образовательной организации.

4. Торпой И. Л., Гусева С. В., Искакова Д. Г., Кожевникова Н. Е., Лапанович К. О., Максумова А. В., Рекунова  Н. Ю., Усманова А. А. Компетенции современного педагога дошкольного образования.

5. Абрамовских Е. Н., Ильиных Р. М., Морозова Е. Ю., Осипова И. Е., Рахимова А. М., Селянина Н. И. Компетентность и успешность педагога дошкольной образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»

«Wab –портфолио педагога, как  инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»...

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %), КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (Автор Ю.Афонькина)

КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %)...

«Роль педагогического проектирования в становлении личности педагога»

В статье представлены материалы  о роли педагогического проектирования в становлении личности педагога...

Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...

Личность педагога как фактор здорового педагогического общения.

Презентация направлена на  развитие профессиональной компетентности воспитателя.Из данной презентации педагог:Познакомится с понятиями "здоровьесберегающая компетентность" и "здоро...

Семинар-практикум для педагогов «Конструирование – инструмент развития личности ребенка» в форме деловой игры «Мировое кафе»

В данном материале представлен сценарий проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ в форме интересной деловой игры "Мировое кафе". Это новая форма работы – технология о...

Консультация для педагогов «Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности»

Формирование стандартов ФГОС дошкольного образования, призывает нас педагогов, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Новые образовательные программы, которые создаются в ДОУ  нацелены...