Методические материалы педагогического совета на тему «Развитие речи детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
учебно-методический материал

Тартыкова Оксана Викторовна

Материал для проведения педагогического совета в ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька» Педагогический совет №2 «Развитие речи детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Юргинский ГО, 2019 год

Слайд 2

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ ЦЕЛЬ:

Слайд 3

ЗАДАЧИ: Активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития речи дошкольников. Повысить у педагогов компетентность в области речевого развития. Совершенствовать умение дискутировать, выступать. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических игр для речевого развития детей. Развивать личностные профессиональные качества педагогов. Совершенствовать навыки логического мышления.

Слайд 4

Повестка заседания 1. Аналитическая справка по итогам тематического контроля. 2. Актуальность проблем и создание условий для успешного речевого развития. 3. Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО. 4. Деловая игра. 5. Современные образовательные технологии. 6. Решение педсовета.

Слайд 5

Образовательная область «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 9

Какими качествами должен обладать ребёнок на этапе завершения дошкольного образования?

Слайд 10

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. - Знаком с произведениями детской литературы. - Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в общении. - Он охотно общается со взрослыми и сверстниками. - Обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему.

Слайд 11

Деловая игра «Умники и умницы»

Слайд 12

Разминка «Быстрый ответ Назовите формы речи диалогическая и монологическая Какие умения развиваются в диалоге ? выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста Ведущий прием обучения правильному произношению пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? средняя группа С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? младшая группа Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня? логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ.литературы и т.д. младшая группа

Слайд 13

Объясни выражения Дело в шляпе Все в порядке Плясать под чужую дудку Действовать не по собственной воле Как на иголках Состояние крайнего волнения, беспокойства Чесать язык Болтать попусту Морочить голову Отвлекать от основного дела пустыми разговорами

Слайд 14

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам) Семья - душа Вся семья вместе, так и душа на месте Дом - стены В своём доме и стены помогают Пером - ученьем Красна птица пером, а человек ученьем Кормит - портит Труд кормит, а лень портит Время - час Делу время, потехе час

Слайд 15

Замените предложения пословицей Тепло - добро При солнышке тепло, а при матери - добро Учись всю жизнь Век живи и век учись Нужно беречь время Делу время, потехе - час Береги своё здоровье Береги платье снову, а здоровье - смолоду Не болтай Держи язык за зубами

Слайд 16

Не торопись, делай всё аккуратно Поспешишь, людей насмешишь. Делаю наспех, делаю насмех Доводи начатое дело до конца Не верь началу, верь концу. Сделал дело – гуляй смело Человеке, который вот-вот хорошо освоит свое дело Без пяти минут мастер Если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Бессмысленно стоять, если есть возможность присесть В ногах правды нет

Слайд 17

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди. Правила для смелых и упорных педагогов

Слайд 18

Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т.п.. Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Аква - гимнастика

Слайд 19

Игра «Медуза» Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П. Игра «Морская звезда» И.П. – кисти лежат на дне тазика, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Слайд 20

Игра «Пароход» И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба. Пароход плывет вперед, Нам подарки он несет. Игра «Дождь» И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды. Дождь полил, как из ведра, Будет лить он до утра. Игра «Волны» И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны. Волны по морю гуляют И кораблик подгоняют

Слайд 21

Приглашение к сотрудничеству Сайт МБДОУ ДСКВ №29 «Карамелька»: http://karamelka29.kuz-edu.ru/ Сайт старшего воспитателя Тартыковой О.В.: http :// nsportal . ru / tartykova - oksana - viktorovna



Предварительный просмотр:

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Устами ребёнка глаголет истина».

Слайд 2

Цель педагогического совета:

Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства.

Проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Слайд 3

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В рамках ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми. Разные виды детской деятельности: проектная деятельность, познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная помогут ребенку стать полноправным активным участником образовательной деятельности в соответствии с концепцией личностно-ориентированного социально-педагогического подхода

СЛАЙД  5, 6,7

А сейчас давайте вспомним, в чем же заключается Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Сейчас мы проведем разминку перед началом нашей теоретической части педсовета в виде коммуникативной игры

  1. вопрос

Что включает в себя образовательная область по ФГОС ДО?

Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью, как средством общения и культуры

  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

СЛАЙД 7

  1. вопрос

Основные направления проведения занятия по ФГОС ДО

Продумывать организацию детей на занятии. Использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Применять в своей работе такие педагогические технологии, как проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии .

СЛАЙД 8

Методы развития речи детей:

Слайд 9

 вопрос  

Какими качествами должен обладать ребёнок на этапе завершения дошкольного образования?

Слайд 10

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Слайд 11,12

Разминка «Быстрый ответ»

  • Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
  • Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)
  • Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ.литературы и т.д.)

Слайд 11

Деловая игра

Объясни выражение

Слайд 12

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам)

Слайд 13,14

Замените предложения пословицей

Слайд 15

Правила для смелых и упорных педагогов

Слайд 16

Аква - гимнастика

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Одной из таких технологий считается аква – гимнастика. Я предлагаю вам поиграть и возможно вы будите применять этот метод в своей работе.

Аква – гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой.  Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и др.  Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

 

Хорошо мы поработали, а теперь предлагаем вам отдохнуть. Выходите все в круг. Игра «Забавные животные»

Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе

                                                                                                         



Предварительный просмотр:

Сценарий педагогического совета № 2.

 Тема: «Развитие речи детей в условиях ДОУ  в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ.

Задачи:

  • Активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития речи дошкольников.
  • Повысить у педагогов компетентность в области речевого развития.
  •  Совершенствовать умение дискутировать, выступать.
  • Активизировать навыки по генерированию идей дидактических игр для речевого развития детей.
  • Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
  • Совершенствовать навыки    логического мышления.
  • Контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Повестка дня

  1. Выполнение решения предыдущего  педагогического совета. Заведующий Зайцева Т.Ю.
  2. Аналитическая справка по  итогам тематического контроля.
  3.  Актуальность проблем и создание условий  для успешного речевого развития.
  4. Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО.
  5. Деловая игра.
  6. Решение педсовета.

Ход педсовета.

  1. Актуальность проблемы:

В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.

Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем? ». Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

     В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Устами ребёнка глаголет истина».

2. Деловая игра   

Ведущий напоминает правила игры:

   уметь слушать других;

   вырабатывать общее решение вопроса;

   принимать активное участие в игре;

   не оспаривать оценку жюри;

   соблюдать культуру речи и тактичность;

   придерживаться регламента.

 

Разминка. «Быстрый ответ»

  • Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
  • Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)
  • Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ.литературы и т.д.)

Объясни выражения:

  • Дело в шляпе (Все в порядке)
  • Плясать под чужую дудку  (Действовать не по собственной воле)
  • Как на иголках  (Состояние крайнего волнения, беспокойства)
  • Чесать язык      (Болтать попусту)
  • Морочить голову   (Отвлекать от основного дела пустыми разговорами)

 Замените предложения пословицей

- Учись всю жизнь (век живи, век учись).

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).

- Не болтай (держи язык за зубами).

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).

- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

Речевая разминка

Педагогам предлагается следующее задание:

«Воздушный шарик» (на тренировку дыхания).

В положении стоя, глубоко вздохнув носом, произнести звук «ш» на выдохе.

 Набрав воздуха в лёгкие, на выдохе прочитать стихотворение, без остановки

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает и в карман кладёт.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ!

Задание

Педагоги делятся на три группы, каждой группе выдается карточка.

Назовите возрастную группу

 Карточка 1

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Бу- латова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Се- ровой; «Теремок», обр. Е. Чарушина. ( младшая группа).

Карточка 2

Сказки.   «Про Иванушку-дурачка»,  обр. М. Горького; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  обр. А.Н. Толстого; «Жихарка»,  обр И. Карнауховой, «Лисичка-сестричка и волк», обр М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл»,  обр. О. Капицы, «Привередница»,  «Лиса-лапотница»,  обр. В. Даля, «Петушок и бобовое зёрнышко»,  обр. О. Капицы    (средняя).

Карточка 3

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня 285 и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работ- ников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского (подготовительная группа).

Заключительная часть

Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

Решение педагогического совета.

1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой  деятельности  детей.

                                               всем воспитателям постоянно

2. Для развития  речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

                                                         всем воспитателям постоянно

3. Организовать постоянно действующий  обучающий семинар «Риторика для воспитателей».

учитель-логопед   с 01.09.2020г.

4. Разработать итоговую НОД по речевому развитию и предоставить в методический кабинет.

всем воспитателям  к 15.04.2020.

5. Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития через приемлемые для них формы взаимодействия (открытые НОД, консультирование)

 всем воспитателям постоянно

 

Приложение 1

Карточка 1

Сказки. 

 «Колобок»,  обр К. Ушинского; «Волк и козлята»,  обр. А.Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр.  М. Боголюбской;  «Гуси-лебеди», «Снегурушка и лиса», «ычок - чёрный бочок,  белые копытца»,  обр М. Булатова, «Лиса и заяц»,  обр. В. Даля;  «У страха глаза велики»,  обр М. Серовой; «Теремок».  Обр.  Чарушина  

Карточка 2

Сказки.  

 «Про Иванушку-дурачка»,  обр. М. Горького; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  обр. А.Н. Толстого; «Жихарка»,  обр И. Карнауховой, «Лисичка-сестричка и волк», обр М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл»,  обр. О. Капицы, «Привередница»,  «Лиса-лапотница»,  обр. В. Даля, «Петушок и бобовое зёрнышко»,  обр. О. Капицы  

Карточка 3

Сказки и былины.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня 285 и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. 

Приложение 2

Аква-гимнастика

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

«Аква-гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.  Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Игра «Медуза»

Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

Игра «Морская звезда»

И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Игра «Рак»

И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.

Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.

Мне ответил рак: Привет!

И подал клешню в ответ.

 Игра «Рыбка»

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Игра «Дельфин»

И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.

Дельфин – малыш

Приплыл ко мне,

Он покатает на спине!

Игра «Акула»

И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула.

Игра «Маленькая лодочка»

И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

 Игра «Пароход»

И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.

Пароход плывет вперед,

Нам подарки он несет.

Игра «Дождь»

И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

Игра «Волны»

И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.

Волны по морю гуляют

И кораблик подгоняют

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)

- Эмоциональный (создание положительного настроя)

- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяется, игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки»«Обезьянка», счёт, музыка, стихи).

Преимущества биоэнергопластики:

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Фонарики.

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

Лодочка.

 Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.

Пароход. 

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

Речка и рыбка. 

Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

Деревья.

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

Птичка пьёт водичку.

 Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

«Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп).

«Лезгинка» 

Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.

«Буратино» 

Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.

«Ухо-нос» 

Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля по «Организации работы по образовательной области речевое развитие

в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: выяснить состояние работы по развитию речи в МБДОУ ДСКВ № 29 «Карамелька». Определить эффективность воспитательно-образовательной деятельности  в ДОУ по развитию речи, средствами всестороннего обследования  образовательного процесса и  последующего  педагогического анализа выяснить причины и факторы,  определяющие  качество педагогической работы по развитию речи детей, использование в работе инновационных методов и технологий.

Сроки проведения: с 1 ноября  2019 г. по 22 ноября 2019 г.

Вопросы, подлежащие  проверки:

  • Собеседование с воспитателями по разделу программы
  • Проведение открытых показов
  • Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)
  • Анализ наглядной информации для родителей в группе

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения.

В ходе проверки выявлено:

собеседование воспитателей по оценки и самооценки профессионализма воспитателей  по разделу программы «Речевое развитие» показало, что педагоги проводят педагогическую деятельность  по образовательной  области «Речевое развитие» на основе основной образовательной программы детского сада с использованием  конспектов  по развитию речи Гербовой В.В.  

Воспитатели знают  основные цели и направления работы по развитию речи, особенности развития словаря детей, в организованной  образовательной деятельности и в свободной деятельности детей используют традиционные методы и приемы обучения дошкольников на занятиях по развитию речи.

Просмотр организованной образовательной деятельности  по речевому развитию.

   В ходе  тематического контроля  во время проведения ООД  анализ взаимодействия педагогов с детьми показал, что преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.
Тон общения воспитателей доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. Используют в общении речевой этикет, тем самым подавая положительный пример детям. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их. Вместе с тем, в редких случаях встречается строгость в позе, мимике и жестах.

Открытое занятие провела воспитатель Полякова Светлана Викторовна с детьми средней группы №3 «Сладкоежки» на тему «Путешествие в лес». Программный материал и содержание ООД полностью соответствовали возрасту детей, все этапы занятия были соблюдены и взаимосвязаны; методика проведения занятия соблюдена, программные задачи выполнены, в середине занятия проводилась динамическая пауза. Светлана Викторовна доступно, но не всегда точно, формулирует вопросы к детям и использует их как один из активизирующих приемов; владеет приемами связного речевого высказывания, эмоциональной и интонационной речевой выразительности; приемами активизации уже имеющихся знаний у детей; использует индивидуальный и личностно ориентированный подход к детям. На протяжении всего занятия у детей присутствовал стойкий интерес к деятельности, они активно выполняли задания; достигали нужного результата в работе; показывали высокий уровень знаний по теме. Итог занятия был подведен в доброжелательной форме, дети высказали свое мнение о занятии. Длительность занятия соответствовала требованиям СанПиН 20 минут. В целом занятие прошло на высоком методическом уровне.

Также открытое занятие провела воспитатель Лиханова Наталья Ивановна с детьми старшей группы №4 «Почемучки». Перед детьми были поставлены такие задачи,  как:  подвести к понятию  «слово», как  единицы  речи; развитие  фонематического  слуха;  умения  делить  слова  на  слоги; наглядно показать, что предложение составляется из слов; тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения; сопоставления слова и предложения как речевых единиц; развивать внимание, мелкую моторику рук, правильную, грамотную речь; воспитывать  интерес  к  слову,  культуру речи, усидчивость. В середине занятия проводилась  динамическая пауза «Да, да, да журчит вода!», артикуляционная гимнастика «Чистим зубки». На протяжении всего занятия у детей присутствовал стойкий интерес к деятельности, они активно выполняли задания; достигали нужного результата в работе; показывали высокий уровень знаний по теме.

Обследование детей  по стандартам задаваемых программой показало, что дети младшего возраста  понимают  задаваемые вопросы и понятно отвечают на поставленный вопрос, понимают и употребляют обобщающие слова, затруднения детей в умении правильно согласовывать существительные и прилагательные, умение употреблять имена существительные в е. и мн. числе.

Дети  старшего возраста затрудняются в пересказывании литературных произведений, умении передавать диалог действующих лиц, составлять сложные предложения.

Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)

Во всех группах есть речевые уголки. Они отличаются друг от друга в большой или меньшей степени. В уголках есть книги, пособия, игры настольные, дидактические. В группе № 4  приобретены рабочие тетради.  В рабочей тетради задания позволяют ребенку научиться правильно, употреблять предлоги, давать предметам характеристики, называть действия. Малыши учатся вслушиваться в слова, разгадывать их происхождение.
У всех воспитателей есть картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Планирование образовательного процесса.

Вместе с тем, недостаточно планируется индивидуальная работа (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы); индивидуальных и групповых бесед с детьми (старшая группа); знакомство с художественной литературой младшие, средние, старшие группы.

Работа с родителями.

Отдельно нужно отметить наличие наглядной информации для  родителей:

педагогами были подготовлены консультации «Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста» , «Как научить ребенка учить стихи», «Речевое развитие ребенка», «Что читать детям 4-5 лет». В группе №5 «Фантазеры» прошло родительское собрание на тему «Особенности и проблемы речевого развития у детей младшего возраста». Во всех группах имеется материал для родителей, но не выставлен, хотя проводился тематический контроль по развитию речи.

Тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна и   в ДОУ решается: через ООД, свободную  деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок, но не в достаточном количестве.

Вывод по тематическому контролю
В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал, в некоторых группах он очень богатый.
Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.
Предложения:

  1. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
  2. Проводить  работу в уголке книги – ремонт книг.
  3. Самодельные игры и пособия должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными для детей, а так же соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
  4.  Картотека артикуляционной гимнастики должны быть в каждой группе.
  5.  Для развития связной речи подобрать  и обновить схемы, мнемотаблицы соответствующие возрасту детей.
  6.  На следующий учебный 2020 – 2021приобрести рабочие тетради по речевому развитию для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста.

Приложение 3

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Устами ребёнка глаголет истина».

Слайд 2

Цель педагогического совета:

Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства.

Проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Слайд 3

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В рамках ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми. Разные виды детской деятельности: проектная деятельность, познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная помогут ребенку стать полноправным активным участником образовательной деятельности в соответствии с концепцией личностно-ориентированного социально-педагогического подхода

СЛАЙД  5, 6,7

А сейчас давайте вспомним, в чем же заключается Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Сейчас мы проведем разминку перед началом нашей теоретической части педсовета в виде коммуникативной игры

  1. вопрос

Что включает в себя образовательная область по ФГОС ДО?

Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью, как средством общения и культуры

  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

СЛАЙД 7

  1. вопрос

Основные направления проведения занятия по ФГОС ДО

Продумывать организацию детей на занятии. Использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Применять в своей работе такие педагогические технологии, как проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии.

СЛАЙД 8

Методы развития речи детей:

Слайд 9

 вопрос  

Какими качествами должен обладать ребёнок на этапе завершения дошкольного образования?

Слайд 10

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Слайд 11,12

Разминка «Быстрый ответ»

  • Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
  • Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)
  • Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ.литературы и т.д.)

Слайд 11

Деловая игра

Объясни выражение

Слайд 12

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам)

Слайд 13,14

Замените предложения пословицей

Слайд 15

Правила для смелых и упорных педагогов

Слайд 16

Аква - гимнастика

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Одной из таких технологий считается аква – гимнастика. Я предлагаю вам поиграть и возможно вы будите применять этот метод в своей работе.

Аква – гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой.  Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и др.  Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Хорошо мы поработали, а теперь предлагаем вам отдохнуть. Выходите все в круг. Игра «Забавные животные»

Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе



Предварительный просмотр:

«Инновационные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников»

Аква-гимнастика

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

«Аква-гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.  Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Игра «Медуза»

Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

Игра «Морская звезда»

И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Игра «Рак»

И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.

Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.

Мне ответил рак: Привет!

И подал клешню в ответ.

 Игра «Рыбка»

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Игра «Дельфин»

И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.

Дельфин – малыш

Приплыл ко мне,

Он покатает на спине!

Игра «Акула»

И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула.

Игра «Маленькая лодочка»

И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

 Игра «Пароход»

И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.

Пароход плывет вперед,

Нам подарки он несет.

Игра «Дождь»

И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

Игра «Волны»

И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.

Волны по морю гуляют

И кораблик подгоняют

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)

- Эмоциональный (создание положительного настроя)

- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяется, игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки»«Обезьянка», счёт, музыка, стихи).

Преимущества биоэнергопластики:

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Фонарики.

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

Лодочка.

 Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.

Пароход. 

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

Речка и рыбка. 

Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

Деревья.

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

Птичка пьёт водичку.

 Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

«Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп).

«Лезгинка» 

Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.

«Буратино» 

Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.

«Ухо-нос» 

Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения".

Мы с Вами рассмотрим понятие о языке и речи, определим факторы языковой способности, рассмотрим закономерности развития речи (то есть затронем теоретическую базу и перейдём к практике), поставим...

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст)

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст)....

Выступление на педагогическом совете №3 Тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст).

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст).Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развити...