«Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
статья
Самообразование – это необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога.
Самообразование – это целенаправленная самостоятельная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_konsultatsiya.docx | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
Самообразование – это необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога.
Самообразование – это целенаправленная самостоятельная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога ДОУ помогает ему быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения.
Педагог 21 века - это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- способный организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Способность педагога к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний.
Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство (сущность характеризует педагога 21 века).
Результативность самообразования:
Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- изучение новых программ и педагогических технологий;
- ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- повышение общекультурного уровня.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
- деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению годовых задач ДОУ;
- педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- формирование основ педагогического мастерства;
- развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- проявление творческого потенциала педагога;
- пропаганда своих достижений;
- развитие исследовательской деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Самообразование педагога проходит в три этапа: организационный, теоретическо-практический и заключительный.
1 этап – Организационный (подготовительный). Включает в себя выбор темы самообразования, определение актуальности выбранной темы, постановка цели и задач, определение форм работы, подбор методической и иной литературы, подбор необходимых материалов для изучения темы, подбор информации о передовом опыте коллег, определение форм представления результатов работы, составление перспективного плана на учебный год.
2 этап - Теоретическо-практический (основной). Включает в себя непосредственное изучение темы самообразования: изучение соответствующей научно-методической литературы по теме, изучение передового опыта коллег, посещение мастер-классов, семинаров, вебинаров, конференций, КПК, КМО; просмотры открытых мероприятий с детьми и т.д.; разработка методических материалов, перспективных планов, конспектов, диагностических методик, рекомендаций коллегам и родителям воспитанников по теме; создание картотек, подготовка практического материала; выступление на семинарах, мастер-классах и педсоветах в ДОУ; участие в различных конкурсах т.д.
3 этап – Заключительный. Предполагает поведение итогов самообразования: проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности, написания аналитической справки и представление своего опыта в предпочтённой или заданной руководством форме.
Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный не одним поколением педагогов, и, в-третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Изучать специализированную профессиональную литературу предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы данной программы, методики. В план по самообразованию следует записывать выходные данные изучаемой книги, указывая страницы с наиболее значимой информацией.
Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие систем.
Следует обсудить изученное с коллегами. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
При использовании инновационных технологий необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли условия детского сада данным требованиям, а также потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики, технологии.
ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Газеты, журналы
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
- титульный лист;
- пояснительная записка:
- актуальность;
- цель;
- задачи;
- план реализации программы по самообразованию:
- организационный (подготовительный) – сентябрь/октябрь;
- теоретическо-практический (основной) - ноябрь/апрель;
- заключительный - май.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
- титульный лист;
- отчет по самообразованию (аналитическая справка).
ПЛАН ПО САМОБРАЗОВАНИЮ
(на 2018-2019 учебный год)
воспитателя/
инструктора по физической культуре/
музыкального руководителя
Ф.И.О
Тема: «____________»
Санкт-Петербург
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
Цель:
Задачи:
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Раздел плана | Сроки | Содержание работы | |
Организационный (подготовительный) | Сентябрь |
| |
Октябрь | |||
Теоретическо-практический (основной) | Ноябрь |
|
|
Декабрь | |||
Январь | |||
Февраль | |||
Март | |||
Апрель | |||
Заключительный | Май |
|
ОТЧЁТ ПО САМОБРАЗОВАНИЮ
(аналитическая справка)
за 2018-2019 учебный год
воспитателя/
инструктора по физической культуре /
музыкального руководителя
Ф.И.О
Санкт-Петербург
2019
ПАМЯТКА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
(пример написания аналитической справки)
На 20…–20… учебный год мною была выбрана тема самообразования: «________________________________________»
Целью моего самообразования было:
- ____________________________________________________________________.
В процессе самообразования были решены следующие задачи:
____________________________________________________________________.
(могут сочетаться с годовыми задачами ДОУ)
Проблемы, возникшие в процессе самообразования:
- ____________________________________________________________________.
(перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы)
В рамках темы самообразования мною был изучен и проанализирован передовой педагогический опыт коллег:
- ____________________________________________________________________.
(указать точные данные: этапы проработки опыта, метод изучения, название опыта, ФИО автора опыта и т.д.)
В рамках темы самообразования мною были пройдены/посещены:
- ____________________________________________________________________.
(курсы повышения квалификации/семинар/мастер-класс/вебинар (указать период прохождения, тему, название образовательного учреждения)
- ____________________________________________________________________.
(кустовое методическое объединение (дата, тема, ФИО выступающего, название ДОУ)
- ____________________________________________________________________.
(открытые мероприятия с детьми в рамках ДОУ (дата, тема, ФИО выступающего) и т.д.)
В рамках темы самообразования осуществлялось творческое сотрудничество с:
- ____________________________________________________________________.
(методистом, специалистами, другими педагогами, родителями воспитанников и т.д.)
В рамках темы самообразования мною были разработаны методические материалы:
- ____________________________________________________________________.
(указать точные данные)
В рамках темы самообразования мною была пополнена развивающая предметно-пространственная среда:
- ____________________________________________________________________.
(перечислить)
Источники и литература, изученные в процессе самообразования:
- ____________________________________________________________________.
(перечислить)
Практический вывод: (Обобщение и оформление результатов работы. Решение основных вопросов, взятых для изучения в ходе самообразования)
_________________________________________________________________________.
Перспективы работы по теме самообразования в предстоящем учебном году: __________________________________________________________________________.
ПАМЯТКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | Подбор литературы:
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:
|
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
|
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. | Ответьте на вопросы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...
Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...
Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствова...
Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"...
Статья на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...
Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Самообразование педагога...
"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Cовременная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огром...