«Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
статья

Байкова Ксения Александровна

Самообразование – это необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога.

Самообразование – это целенаправленная самостоятельная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_konsultatsiya.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»

Самообразование – это необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога.

Самообразование – это целенаправленная самостоятельная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога ДОУ помогает ему быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения.

Педагог 21 века - это:

  • гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  • способный организовать рефлексивную деятельность;
  • обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Способность педагога к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний.

Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство (сущность характеризует педагога 21 века).

Результативность самообразования:

Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • изучение учебной и научно-методической литературы;
  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • изучение новых программ и педагогических технологий;
  • ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • повышение общекультурного уровня.

Желательно, чтобы тема самообразования  была связана с  проблемами, решаемыми  в ДОУ,  с приоритетным направлением  его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

  • деятельность педагогов в процессе самообразования будет  способствовать решению  годовых задач ДОУ;
  • педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая  отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности  в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.

Темы подбираются так же с учетом индивидуального  опыта  и профессионального мастерства  воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • формирование основ педагогического мастерства;
  • развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • проявление творческого потенциала педагога;
  • пропаганда своих достижений;
  • развитие исследовательской деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Самообразование педагога проходит в три этапа: организационный, теоретическо-практический и заключительный.

1 этап – Организационный (подготовительный). Включает в себя выбор темы самообразования, определение актуальности выбранной темы, постановка цели и задач, определение форм работы, подбор методической и иной литературы, подбор необходимых материалов для изучения темы, подбор информации о передовом опыте коллег, определение форм представления результатов работы, составление перспективного плана на учебный год.

2 этап - Теоретическо-практический (основной).  Включает в себя непосредственное изучение темы самообразования: изучение соответствующей научно-методической литературы по теме, изучение передового опыта коллег, посещение мастер-классов, семинаров, вебинаров, конференций, КПК, КМО; просмотры открытых мероприятий с детьми и т.д.; разработка методических материалов, перспективных планов, конспектов, диагностических методик, рекомендаций коллегам и родителям воспитанников по теме; создание картотек, подготовка практического материала; выступление на семинарах, мастер-классах и педсоветах в ДОУ; участие в различных конкурсах т.д.

3 этап – Заключительный. Предполагает поведение итогов самообразования: проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности, написания аналитической справки и представление своего опыта в предпочтённой или заданной руководством форме.

Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога    перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный не одним поколением педагогов, и, в-третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества.  

        

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Изучать специализированную профессиональную литературу предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы данной программы, методики. В план по самообразованию следует записывать выходные данные изучаемой книги, указывая страницы с наиболее значимой информацией.

Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие систем.

Следует обсудить изученное с коллегами. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.

При использовании инновационных технологий необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли условия детского сада данным требованиям, а также потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики, технологии.

ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? 

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Газеты, журналы

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка:
  • актуальность;
  • цель;
  • задачи;
  • план реализации программы по самообразованию:
  • организационный (подготовительный) – сентябрь/октябрь;
  • теоретическо-практический (основной) - ноябрь/апрель;
  • заключительный - май.

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

  • титульный лист;
  • отчет по самообразованию (аналитическая справка).

ПЛАН ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

(на 2018-2019 учебный год)

воспитателя/

инструктора по физической культуре/

музыкального руководителя

Ф.И.О

Тема: «____________»

Санкт-Петербург

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность:

Цель:

Задачи:

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел плана

Сроки

Содержание работы

Организационный (подготовительный)

Сентябрь

  • Определение темы самообразования
  • Постановка целей, задач
  • Подбор научно-методической литературы по теме
  • Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких инновационных технологий для получения прогнозируемых результатов)
  • Составление перспективного плана работы
  • Разработка и проведение диагностики с детьми

Октябрь

Теоретическо-практический

(основной)

Ноябрь

  • Изучение научно-методической литературы по теме
  • Изучение образовательных технологий
  • Разработка методического материала: консультации, рекомендации, памятки, информационные материалы для родителей
  • Подготовка практического наглядно-иллюстративного материала (создание предметно-развивающей среды)
  • Разработка конспектов, картотек, дидактического материала

  • Внедрение в работу подготовленного материала

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Заключительный

Май

  • Поведение итогов самообразования: проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы; отчет по самообразованию - написание аналитической справки и представление своего опыта в предпочтённой или заданной руководством форме (доклад на Педагогическом совете, мастер-класс, консультация, семинар, презентация, открытое мероприятие с детьми, выставка и т.д.).

ОТЧЁТ ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

(аналитическая справка)

за 2018-2019 учебный год

воспитателя/

инструктора по физической культуре /

музыкального руководителя

Ф.И.О

Санкт-Петербург

2019

ПАМЯТКА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА

(пример написания аналитической справки)

На 20…–20… учебный год мною была выбрана тема самообразования: «________________________________________»

Целью моего самообразования было:

  • ____________________________________________________________________.

В процессе самообразования были решены следующие задачи:

____________________________________________________________________.

(могут сочетаться с годовыми задачами ДОУ)

Проблемы, возникшие в процессе самообразования:

  • ____________________________________________________________________.

 (перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы)

В рамках темы самообразования мною был изучен и проанализирован передовой педагогический опыт коллег:

  • ____________________________________________________________________.

 (указать точные данные: этапы проработки опыта, метод изучения, название опыта, ФИО автора опыта и т.д.)

В рамках темы самообразования мною были пройдены/посещены:

  • ____________________________________________________________________.

(курсы повышения квалификации/семинар/мастер-класс/вебинар (указать период прохождения, тему, название образовательного учреждения)

  • ____________________________________________________________________.

(кустовое методическое объединение (дата, тема, ФИО выступающего, название ДОУ)

  • ____________________________________________________________________.

(открытые мероприятия с детьми в рамках ДОУ (дата, тема, ФИО выступающего) и т.д.)

В рамках темы самообразования осуществлялось творческое сотрудничество с:

  • ____________________________________________________________________.

 (методистом, специалистами, другими педагогами, родителями воспитанников и т.д.)

В рамках темы самообразования мною были разработаны методические материалы:

  • ____________________________________________________________________.

 (указать точные данные)

В рамках темы самообразования мною была пополнена развивающая предметно-пространственная среда:

  • ____________________________________________________________________.

 (перечислить)

Источники и литература, изученные в процессе самообразования:

  • ____________________________________________________________________.

 (перечислить)

Практический вывод: (Обобщение и оформление результатов работы. Решение основных вопросов, взятых для изучения в ходе самообразования)

_________________________________________________________________________.

Перспективы работы по теме самообразования в предстоящем учебном году: __________________________________________________________________________.

ПАМЯТКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.
  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  • ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:

  • начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  • обязательно включите современные взгляды на проблему, инновационные технологии
  • используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

Ответьте на вопросы:

  • какие основные идеи изложены в пособии?
  • что мне известно по данной теме?
  • какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...

Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствова...

Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"...

Статья на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...

"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Cовременная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огром...