Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мокрышева Екатерина Юрьевна

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya_mokrysheva.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Структурные компоненты

профессионально-педагогической культуры воспитателя

Воспитатель Мокрышева Е.Ю., ГБОУ "Школа № 842", Москва, ЗелАО

Исаев И. Ф.  выделяет следующие структурные компоненты профессионально-педагогической культуры: ценностный, когнитивный, инновационно-технологический, личностно-творческий.

         Ценностный компонент - Основные педагогические ценности педагога (воспитателя) являются:

  • человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;
  • духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;
  • практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности;
  • личностные: педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.

Когнитивный компонент -  Основой профессиональной деятельности педагога (воспитателя), является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, педагог планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.

      Педагог должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах.

Инновационно-технологический компонент. 

Педагогическая инновационная деятельность связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. Педагог должен уметь ориентирован в многообразном потоке психолого-диалогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей. Педагог должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. Развитие когнитивного компонента способствует освоению современных средств, форм, методов и технологий осуществления педагогической деятельности.

Личностно-творческий компонент

Личностно-творческий компонент отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов. Исходя из этого, существуют задачи методической службы:

  1.  Моделирование основной общеобразовательной программы согласно ФГОС ДО.
  2.  Создание развивающей образовательной среды, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
  3.  Формирование коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
  4.  Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
  5.  Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Для развития профессионально-педагогической культуры педагогов используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы:

  • тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; по развитию креативности;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • собеседования в начале учебного года с обсуждением индивидуальной образовательной программы развития педагога в текущем году;
  • открытые просмотры, взаимные посещения занятий;
  • коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов;
  • организация выставок методических разработок, дидактических материалов и обсуждение их значимости;
  • презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс;
  • лекции в форме диалога, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность. 

Источники:

  • Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии.
  • Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии
  • Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система
  • Самородова А.П. Теоретические основания развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
  • Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности.
  • Горелова Г.Г. Личность и профессия: Профессиональная личностная реадаптация в условиях "тройного" кризиса. Челябинск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя

В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ исследователи обычно выделяют: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, ...

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя

Проблема педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации педагога. В силу этого педагогическое творчество - это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интелле...

Консультация для воспитателей «Структурные компоненты занятий и совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в рамках ФГОС ДО» (ОО Социально-коммуникативное развитие). Сюжетно-ролевая игра.

Современные требования к образованию, ставят перед педагогами задачу научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании познавательных интересов, а...

Взаимодействие детского сада с Нижневартовским драматическим театром, как структурный компонент общей культуры.

laquo;Искусство в самом глубоком смысле человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.Оно служит единению человеческих душ»(Л...

Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры педагога

Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры   педагога...

Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры педагога

Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры   педагога...

Выступление на педагогическом совете: «Инновационно-технологический структурный компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя"

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критич...