«Интерактивные методы как основа эффективного общения всех участников образовательных отношений»
методическая разработка

Полюхович Виктория Валерьевна

В настоящее время важными результатами образования становятся: готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Основным результатом образовательной деятельности выступает набор ключевых компетенций в различных сферах, среди которых выделяют коммуникацию как способ активного взаимодействия. Взаимодействие – одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя друг на друга и дополняя друг друга, в совместной деятельности находят решение. В педагогическом смысле взаимодействие составляет сущностную характеристику образовательного процесса, где его содержание и способы определяются задачами воспитания и образования. В связи с этим, возникает вопрос «Как создать эффективную систему взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений в ДОУ?». И в этом нам помогут интерактивные методы и приемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_priemy_v_dou.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интерактивные методы как основа эффективного общения всех участников образовательных отношений»

В настоящее время важными результатами образования становятся: готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Основным результатом образовательной деятельности выступает набор ключевых компетенций в различных сферах, среди которых выделяют коммуникацию как способ активного взаимодействия.

Взаимодействие – одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя друг на друга и дополняя друг друга, в совместной деятельности находят решение. В педагогическом смысле взаимодействие составляет сущностную характеристику образовательного процесса, где его содержание и способы определяются задачами воспитания и образования.

В связи с этим, возникает вопрос «Как создать эффективную систему взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений в ДОУ?»

И в этом нам помогут интерактивные методы и приемы образования. Этимология слова «интерактивный» происходит от психологического термина «интеракция», что и означает «взаимодействие».

Сущность интерактивных методов состоит в том, что образование происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в образовании. Они предполагают сообучение, причем, и ребенок, и родитель, и воспитатель являются субъектами образовательного процесса. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса образования, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Одна из целей образования с применением интерактивных методов и приемов состоит в создании комфортных условий образования, таких, при которых дошкольник чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс образования. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

Каковы же специфические особенности образования с применением интерактивных методов?

  • Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

  • Во-вторых, основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

  • В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

  • В-четвертых, для данного взаимодействия характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

  • В-пятых, интерактивное педагогическое взаимодействие направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

  • В-шестых, в ходе взаимодействия дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

  • В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

  1. Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);
  2. Парная (задание выполняется в паре);
  3. Групповая (задание выполняется в подгруппах);
  4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);
  5. Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Интерактивные методы разнообразны по своему содержанию и имеют разную специфику. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

  • методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации;
  • методы обмена деятельностями;
  • методы мыследеятельности;
  • методы смыслотворчества;
  • методы рефлексивной деятельности;
  • интегративные методы (интерактивные игры).

Педагоги нашего учреждения активно применяют интерактивные методы взаимодействия как в работе с детьми, так и в работе с родителями и коллегами. При работе с дошкольниками, для каждого этапа организованной образовательной деятельности используются разные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Практически на любом виде деятельности педагоги специалисты учреждения развивают навыки межличностного общения.

Наиболее эффективные из них:

  • case-study или Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций);
  • интерактивные и ролевые игры;
  • «мозговой штурм»;
  • дискуссии и дебаты;
  • деловые игры;
  • метод проектов;
  • метод ассоциаций и др.

Эти формы/методы эффективны в том случае, если на организованной образовательной деятельности обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее в стенах учреждения или в повседневной жизни вне сада. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

        

Кроме того, в нашем детском саду используются такие интерактивные формы взаимодействия как: межгрупповое взаимодействие – когда воспитанники разных групп готовят различные мероприятия для детей других групп: театрализованные представления, игры-драматизации, ярмарки, различные акции. Такая форма позволяет выйти за пределы своей группы, показать чему научились другим группам, услышать оценку своих действий. Почувствовать удовлетворенность от того, что они делают в детском саду.

        Еще одной формой являются клубные часы. В нашем учреждении работают 4 клуба разной направленности, которые посещают дети. Для того, чтобы ребенок выбрал себе занятие по интересу, мы устраиваем клубный час, во время которого ребенок может посетить любой клуб и стать его активным участником и впоследствии определить, что ему ближе и на каком клубе он остановит свой выбор.

Немаловажным участником, а порой и самым главным, участником образовательных отношений является РОДИТЕЛЬ. 

Родители или законные представители дошкольников, для нас педагогов и администрации ДОУ становятся тем связующим звеном, без которого невозможна реализация полноценной образовательной системы. Несомненно, к современным родителям нужно находить современные подходы и методы их активизации и вовлечении в образовательный процесс.

Ко всем перечисленным ранее методам, которые без спорно вам известны (клубок проблем, карусель, аквариум и др.), можно добавить несколько на наш взгляд удачных форм и приемов, которые при соответствующем применении дают успешные и доброжелательные взаимоотношения родителей и педагогов ДОУ, и как следствие улучшают имидж учреждения в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»

Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать эмоции, чувства, жесты, желания и взгляды. как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слу...

Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте развития качественного дошкольного образования

Стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение его качества. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федера...

Эко-клуб "Экватор" - эффективная практика формирования экологической культуры всех участников образовательных отношений

Началом формирования экологической культуры и природоохранного сознания по праву можно считать дошкольное детство, как начальной ступени непрерывного экологического образования, так как в этот период ...

Презентация опыта работы - Повышение престижа, создание открытости ДОО для всех участников образовательных отношений посредством размещения электронного портфолио достижений педагогов и административного состава на сайте образовательной организации

В презентации представлен опыт работы заместителя заведующего по работе с педагогами, напреавленной на формирование электронного портфолио с целью повышения престижа образовательной организации с помо...

«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели...

Сборник материалов конференции "Многогранность образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных отношений"

В сборнике представлена статья Батаниной О.А, Шипушиной И.Ю, Кошевых И.Г. "Практика организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и УО в условиях детского сада комбинированног...