Консультация "Актуальность и система работы по ОБЖ дошкольников"
материал

Кожевина Анна Юрьевна

Повышение компетентности педагогов в вопросах организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность и система работы по обеспечению

безопасности жизнедеятельности дошкольников

https://konspekta.net/poisk-ruru/baza18/12552491035445.files/image003.gif

                                                                                                                           

                                                                                                                                Старший воспитатель

                                                                                                                              Кожевина Анна Юрьевна

                                                                         2020 год

Актуальность и Система работы

по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников

Подготовила и провела: Старший воспитатель: Кожевина Анна Юрьевна

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека происходит в результате предотвращения, локализации и ликвидации как имеющихся, так и потенциальных источников опасности. Исходя из группы факторов, составляющих жизнедеятельность человека, можно выделить следующие компоненты безопасности жизнедеятельности человека:

1) личная безопасность (безопасность самого себя);

2) экологическая безопасность (безопасное состояние экосистемы);

3) социальная безопасность (безопасное существование человека в обществе, в том числе и в процессе труда);

4) глобальная безопасность (безопасность биосферы в глобальном масштабе)

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны:

- с интенсивным движением транспорта на  улицах,

- развитой сетью коммуникаций,

- большим скоплением людей,

- и технизацией жилища. 

Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:

• Распознание опасностей и их источников;

• Разработка предупредительных мер;

• Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит:

предвидеть опасность - при возможности избегать - при необходимости действовать.

Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

 Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встречи с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило:

- либо используют долгие наставления и нравоучения,

-либо регулируют поведение детей путем прямых запретов.

     И тот, и другой путь малоэффективны. Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.

 

                       Система работы рассчитана на решение этой проблемы.

Цель системы работы – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.

2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;

3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Нельзя брать ножи и острые предметы, иначе я обрежусь и мне будет больно» и т.п.;

4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.

Эти общие задачи делятся на ряд конкретных  задач:

1.Формирование и расширение представлений о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем.

2.Знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасности на улице.

3.Учить безопасности детей в быту.

4.Объяснить правила общения с животными.

5.Учить детей правильно вести себя с чужими людьми.

6.Обогащать представления детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.

7.Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания помощи. Ит.д.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.

Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:

• «Ребенок дома»;

• «Ребенок и природа»;

• «Ребенок на улице»;

• «Ребенок в общении с людьми»;

• «Социально-эмоциональное развитие».

При разработке системы используются  принципы:

-Принцип полноты:   Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам.

-Принцип системности:   Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течении дня на каждом возрастном этапе

-Принцип сезонности:   При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия.(региональный компонент)

-Принцип возрастной адресованности:    При работе с детьми разного возраста   содержание обучения выстраивается последовательно, с  соответствующим усложнением от группы к группе.

-Принцип преемственности: Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.

     -Принцип повторения: - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств.

В  работе  используются различные методы, включая:

• Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

• Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

• Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

• Применение видеоматериалов;

• Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.

  • Используются  разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

Эффективность  системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых.    

 Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности в различных опасных ситуациях.

 Как показывает опыт работы и итоги обследования детей, к концу учебного года дети подготовительной группы успешно овладевают этими действиями (высокий уровень усвоения наблюдается у 62% детей).

       Данная система способствует образованию детей. И это подтверждают слова К. Д. Ушинского, который писал, что:

«-Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни,

  -уменьшает число причин страха,

  - дает возможность измерить опасность и определить ее последствия,

  -уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». 

Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа детском саду. Крайне важно начать ее вовремя, нельзя упускать драгоценное время. Наверстать его потом будет очень трудно. Каждая недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

Дорога, правила дорожного движения, безопасное поведение на дорогах....

Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Формировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения, на улице, дороге и в транспорте....

«Система работы по формированию дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых»

В дошкольной системе образования Россиии за последний период происходят значительные изменения, которые повышают требования к личностному и профессиональному развитию  учителя. Дошкольные  у...

Консультация для педагогов "коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками".

Заикание - это сложная проблема как в теоритическом, так и в практическом аспектах. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, мото...

Система работы по ознакомлению дошкольников с русской народной сказкой.

1. Знакомство детей со сказкой на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.2. Использование сказки на занятиях по другим разделам программы.3.  Ознакомление детей со сказкой в повсед...

Система работы безопасного поведения дошкольников на дорогах города

Организация непосредственной деятельности с детьми по обучению безопасного поведения на дорогах города, методика построения работы....

СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...