педагогический совет "Какой может быть прогулка"
методическая разработка

Винникова Наталья Валерьевна

Методические рекомендации педагогам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pedsoveta_kakoy_mozhet_byt_progulka.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №1

«Какой может быть прогулка???»

Форма проведения: Игра "Что? Где? Когда?"

 

«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
                                          В. А. Сухомлинский


Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
  2. Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок
  3. Способствовать творческому поиску
  4. Скорректировать работу  по  организации прогулок в МАДОУ

Предварительная работа:

  1. Проведение контроля прогулок
  2. Составление справки по контролю прогулок
  3. Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете.
  4. Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства прогулок.
  5. Разработка сценария педагогического совета (Винникова Н.В.-старший воспитатель)
  6. Оформление папки-копилки с конспектами прогулок по всем возрастам

Оборудование: столы и стулья для команд - участников,   стол для жюри, оценочные листы,  карточки с вопросами для разминки, песочные часы

Ход педагогического совета 

  1. Выступление старшего воспитателя Винниковой Н.В. «Значение прогулки как средства воспитания»
  2. Игра «Что? Где? Когда?»
  3. «Подвижные игры на прогулке, их значение в развитии основных движений» из опыта работы  Н.А.Молодцова
  4. Итоги тематического контроля старший воспитатель Винниковой Н.В.
  5. Подведение итогов, принятие решения.

1.  Значение прогулки как средства воспитания

  ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов, таких как прогулка.

В ходе прогулки возможна интеграция 5  образовательных областей:

  Задачи образовательной области «Физическое развитие»  решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений.

  Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.

  Задачи образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»  решаются на прогулке через наблюдения, ознакомление с трудом взрослых,  экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.

  Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» решается на прогулке через организацию самостоятельной деятельности, творческие конкурсы, развлечения.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

2. Ход игры:

(Игра проходит за двумя круглыми столами)

Уважаемые  коллеги, предлагаю провести наш педсовет, тема которого «Какой может быть прогулка???» в форме игры «Что? Где? Когда?». Если согласны, начнем.

Состав жури: Заведующая детским садом Н.Н.Ткаченко, музыкальный руководитель И.В.Горохова, учитель-логопед Е.А.Шевелева, О.Г.Семкина

1 задание: Командам необходимо будет придумать название команды и девиз.  

2 задание: Разминка.

Вашему вниманию представлены вопросы (по 4 вопроса каждой команде).
1. Общая продолжительность прогулки? (3-4 часа)

2. Сколько раз в день проводится прогулка? (2 раза - дневная и вечерняя)

3.  Когда прогулка не проводится? (Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с., - 20-25 градусов, при -15 градусах и силе ветра до 7 м/с длительность прогулки сокращается).

4. Данный вид деятельности в воспитательно-образовательном процессе практикуется в основном с детьми старшего дошкольного возраста, который помогает формировать познавательный интерес, вникать в суть явлений. (Исследование)

5. Многие педагоги считают, что к организации данного вида деятельности они не имеют ни какого отношения. Но на самом деле к нему необходима серьезная подготовка и создание условий: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности и т.д. (Самостоятельный)

6. Организация данной деятельности в природе, воспитывает любовь, бережное и заботливое отношение к ней. Планируется на веранде или на участке. Данное поручение может быть как индивидуальным, так и групповым. (Труд)

7. Это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в уголке природы или со всей группой на участке. (Наблюдение)

8. Еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой и неживой природы, когда ведутся наблюдения за ней. (Календарь)

3 задание: 

Все вы знаете структуру проведения традиционной прогулки, которая содержит:

- Наблюдение

Объектами наблюдений могут быть:

  • живая природа: растения и животные;
  • неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  • труд взрослых.
  • наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

- Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры. Каждый месяц разучивается 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

- Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена на закрепление, каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

- Трудовые поручения

Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • индивидуальные трудовые поручения;
  • работа в группах;
  • коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

- Самостоятельная деятельность. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Переходим к заданию: - Какие виды прогулок существуют еще?  Назовите и вкратце охарактеризуйте каждый из видов.

1) Пешие прогулки (целевые)

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. В пеших прогулках участвуют дети с младшего возраста. Продолжительность увеличивается от 30 минут до 1,5-2ч старший возраст. В содержание прогулки, помимо бесед и наблюдений, включаются различные игры и упражнения.

 В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.

Требования к организации:

- Важным этапом является подготовка маршрута к объекту в соответствии с темой.  

- Предварительно воспитатель должен осмотреть место прогулки.

- Одежда и обувь должна соответствовать погоде.

-  Родители должны быть оповещены заранее.  

- С детьми проводится беседа о правилах поведения на улицах города, на природе.

- Итогом прогулки могут быть рисунки и рассказы детей, фотоальбом.

2) Прогулки-походы

Для детей старшего возраста (2-3 раза в год). Начинается прогулка с организационного момента, переклички и инструктажа.  Во время похода можно сделать привал, конечным пунктом будет привал, где можно сделать пикник, развести костер, организовать игры и тд.

Требования к организации:

- определение маршрута

- согласование с администрацией

- тщательное изучение маршрута

- привлечение родителей

- выбор и подготовка снаряжения

- сопровождение детей взрослыми

- соответствие одежды сезону года

- соблюдение питьевого режима

3) Спортивные прогулки (1-2 раза в месяц)

Структура:

- организационный момент, беседы

- подвижные, спортивные игры

- спортивные упражнения

- самостоятельная деятельность детей

- индивидуальная работа по различным направлениям развития

4) Прогулки – трудовые акции (субботник)

Цель  определяется воспитателем  исходя из приобретенных навыков и трудовых. Проводятся 2-3 раза в месяц. Для того чтобы не утомить детей однообразием, стоит подобрать несколько видов поручений, которые последовательно меняются и логично связаны между собой. На таких прогулках важно формировать у детей понимание, что труд в природе – это не игра и не развлечение, а серьезное занятие.  Следует подводить их к пониманию необходимости такой деятельности, как уход за растениями, кормление птиц, сгребание снега, очистка веранды от песка и тд.

В младшем возрасте поручаются простейшие задания: сеять крупные семена, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Воспитанники средней группы заботятся о растениях, рыхлят землю, выращивают вместе с взрослыми растения, очищают почву от камней при посадке растений и тд.  

Старшие дошкольники учатся трудиться во все времена года.

Такие прогулки также могут содержать сюрпризные моменты, неожиданное задание, встречи с персонажем и тд.

Правила безопасности:

- работать утром или вечером, не в жаркие  часы

- материалы, инструменты для детского труда должны соответствовать  гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей.

5) Прогулки  - развлечения с персонажем

Цель - эмоциональная и психологическая разгрузка детей, удовлетворение  потребности в двигательной активности. Для проведения таких прогулок можно использовать игрушки – персонажы. Мини досуг на улице.

6) Прогулки – события (тематические)

Цель - способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию любознательности. Посвящены определенным темам (День космонавтики, День Победы, День города, День матери и тд)

Структура прогулки:

- орг.момент – беседа о предстоящем событии

- ввод в событие

-подвижные и дидактические игры, экспериментирование и др.

-самостоятельная творческая деятельность детей

 Н-р «День песка»

- Беседа о песке

- Правила безопасности при обращении с песком

-опытно-экспериментальная деятельность

- конкурс «Песочные творения»

4.        Подвижные игры на прогулке, их значение в развитии основных движений из опыта работы  Н.А.Молодцова

5 задание: Педагогические ситуации

 Ситуация 1: Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».

Вопрос: Как должен поступить педагог?

 

 Вариант 1: Педагог организует всех детей играть в войну, переводя её в мирное русло: привал, тишина, потому что враг близко, фронтовой обед итд

Вариант 2: Педагог организует с остальными детьми более интересную игру, и тогда "бойцы" сами подтянутся.

Ситуация 2: Дети младшей группы после игры на прогулке не убрали выносной материал. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопросы: Какова должна быть реакция педагога?

Вариант 1: Создать игровую ситуацию и вместе с детьми убрать выносной материал.

Ситуация 3.

         Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

      Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Ситуация 4.

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вариант 1.

          Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.

Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Вариант 2.

          Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Вариант 3.

       Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

6 задание: Черный ящик: (задание каждой команде)

Против знатоков играет родитель.

Внимание! Вопрос!

Это неотъемлемая часть жизни большинства педагогов во время проведения прогулки, способствующая к непринужденному общению, самообразованию, желанию быть в курсе общественных событий детского сада, города, страны и т.д., находящаяся в одном из пунктов запрета требований к проведению прогулки

Правильный ответ: (телефон)

Жюри по окончании игры подводит итог.

Критерии оценки работы команд:

  1. Время. Активность группы
  2. Творчество и компетентность участников
  3. Полнота ответов 

 

5.  Итоги тематического контроля «Организация и проведение прогулки с дошкольниками»

Пока жюри подводит итоги ознакомлю вас со  справкой по итогам тематического контроля по «Организации и проведению прогулок с дошкольниками», проведенного  на основании приказа и положения о должностном контроле.

  1. Подведение итогов. Проект решения:

- Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок

- Соблюдать все требования организации и безопасности проведения прогулок

- Скорректировать работу по организации прогулок в группах.

            - Оформить папку -копилку с конспектами прогулок по всем возрастам

ПАМЯТКА

Требования к продолжительности прогулки.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после ужина. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 3 — 4 часа.

- Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с., при -15 градусах и силе ветра до 7 м/с длительность прогулки сокращается.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Виды прогулок

1) Традиционные прогулки

- Наблюдение 

Объектами наблюдений могут быть:

  • живая природа: растения и животные;
  • неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  • труд взрослых.
  • наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

- Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры. Каждый месяц разучивается 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

- Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена на закрепление, каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

- Трудовые поручения 

Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • индивидуальные трудовые поручения;
  • работа в группах;
  • коллективный труд.
  • индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

- Самостоятельная деятельность. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

2) Пешие прогулки (целевые)

Основная цель такой прогулки является укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие и конечно, социализация дошкольников. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. В пеших прогулках участвуют дети с младшего возраста. Продолжительность увеличивается от 30 минут до 1,5-2ч старший возраст. В содержание прогулки, помимо бесед и наблюдений, включаются различные игры и упражнения.

 В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.

Требования к организации:

- Важным этапом является подготовка маршрута к объекту в соответствии с темой.  

- Предварительно воспитатель должен осмотреть место прогулки.

- Одежда и обувь должна соответствовать погоде.

-  Родители должны быть оповещены заранее.  

- С детьми проводится беседа о правилах поведения на улицах города, на природе.

- Итогом прогулки могут быть рисунки и рассказы детей, фотоальбом.

3) Прогулки-походы

Для детей старшего возраста (2-3 раза в год). Начинается прогулка с организационного момента, переклички и инструктажа.  Во время похода можно сделать привал, конечным пунктом будет привал, где можно сделать пикник, развести костер, организовать игры и тд.

Требования к организации:

- определение маршрута

- согласование с администрацией

- тщательное изучение маршрута

- привлечение родителей

- выбор и подготовка снаряжения

- сопровождение детей взрослыми

- соответствие одежды сезону года

- соблюдение питьевого режима

4) Спортивные прогулки (1-2 раза в месяц)

Структура:

- организационный момент, беседы

- подвижные, спортивные игры

- спортивные упражнения

- самостоятельная деятельность детей

- индивидуальная работа по различным направлениям развития

5) Прогулки – трудовые акции (субботник)

Цель  определяется воспитателем  исходя из приобретенных навыков и трудовых. Проводятся 2-3 раза в месяц. Для того чтобы не утомить детей однообразием, стоит подобрать несколько видов поручений, которые последовательно меняются и логично связаны между собой. На таких прогулках важно формировать у детей понимание, что труд в природе – это не игра и не развлечение, а серьезное занятие.  Следует подводить их к пониманию необходимости такой деятельности, как уход за растениями, кормление птиц, сгребание снега, очистка веранды от песка и тд.

В младшем возрасте поручаются простейшие задания: сеять крупные семена, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Воспитанники средней группы заботятся о растениях, рыхлят землю, выращивают вместе с взрослыми растения, очищают почву от камней при посадке растений и тд.  

Старшие дошкольники учатся трудиться во все времена года.

Такие прогулки также могут содержать сюрпризные моменты, неожиданное задание, встречи с персонажем и тд.

Правила безопасности:

- работать утром или вечером, не в жаркие  часы

- материалы, инструменты для детского труда должны соответствовать  гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей.

6) Прогулки  - развлечения с персонажем

Цель - эмоциональная и психологическая разгрузка детей, удовлетворение  потребности в двигательной активности. Для проведения таких прогулок можно использовать игрушки – персонажы. Мини досуг на улице.

7) Прогулки – события (тематические)

Цель - способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию любознательности. Посвящены определенным темам (День космонавтики, День Победы, День города, День матери и тд)

Структура прогулки:

- орг.момент – беседа о предстоящем событии

- ввод в событие

-подвижные и дидактические игры, экспериментирование и др.

-самостоятельная творческая деятельность детей

 Н-р «День песка»

- Беседа о песке

- Правила безопасности при обращении с песком

-опытно-экспериментальная деятельность

- конкурс «Песочные творения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме ‘’Ателье, ткани, одежда” Конспет занятия может быть использован педагогами коррекионным ГДОУ для детей с нарушениями речи

Конспект  занятияУчителя-логопеда  д/с №15 Петроградского района г. Санкт-ПетербургаПанариной Т.М. Методическая тема:            И...

интегрированное занятие с элементами театрализации "Мать с младенцем на руках-что может быть прекрасней..." в старшей группе

В этом занятии, с самого начала ,прослеживается великое, божественное предназначение матери. Дети инсценируют, читают стихи, посвященные маме,поют песни и выполняют имитацию....

Родительское собрание в старшей группе «Моя семья – что может быть дороже!»

Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;Повысить уровень педагогической культуры родителей;Вовлечь родителей в разрешение жизненных...

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...