АОП ДО детей с ТНР (2-я младшая группа)
рабочая программа

АОП ДО детей с ТНР (2-я младшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_do_detey_s_tnr_ii_mladshaya_gruppa.docx112.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»    В.Лопатиной д4 г. Югорск,628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,

Телефон / факс (834675) 2-15-91


Утверждено заведующим

«Детский сад комбинированного вида «Радуга» Приказ№___ от _________________

Согласовано_________________________/________________________

                                                                       Подпись родителей (законных представителей)                            расшифровка                                  

«__________»_______________________2019 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

на 2019  2020 учебный год

г. Югорск, 2019

Содержание

1. Целевой раздел…………………………………………………………………….………….3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3

1.2. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы…………4

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности........................5

2.Содержательный раздел..........................................................................................................6

2.1. Характеристика дошкольника с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи III уровня)…………………………………………………………. 6

2.2. Содержание        образовательных        областей        программы…………………...7

2.2.1.Образовательная область «Речевое развитие»……………………………….……..7

2.2.2.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» …………...9

2.2.3. Образовательная область «Познавательное развитие» …………………………..10

2.2.4.Образовательная область «Художественно-эстетическоеразвитие»………….…10

2.2..5.Образовательная область «Физическое развитие»……………………………….11

2.3.План взаимодействия специалистов в работе с ребенком………………...……….12

2.4 Взаимодействие с семьей…………………………………………………………….14

2.5. Программа коррекционной работы…………………………………………...…….16

 3. Организационный раздел……………………………………………………………..…..33

3.1. Распорядок дня, организация режимныхмоментов……………………………….33

3.2. Особенности организации развивающей среды…………………………..……….34

3.3. Методический комплект к программе…………………………………...…………35

        

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа) предназначена для специалистов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного        вида         «Радуга»         (далее        -        Учреждение)         и        педагогов 2 младшей  группы № 1 общеразвивающей направленности, в которой воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР). Обучающийся является ребенком с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). А значит в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) квалифицированная коррекция нарушений развития и социальная адаптация осуществляется в форме инклюзивного образования.

Программа        разработана        в        соответствии        с        Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) на основе примерных программ:

  • Основная        образовательная        программа        дошкольного        образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга».
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. -СПб. 2014.

Основой целью Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы, и всестороннего гармоничного развития, обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающегося, обеспечения эмоционального благополучия. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение ребенка к окружающему, что дает возможность дошкольнику жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем        учебного        материала        рассчитан        в        соответствии        с        возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольника. Предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха обучающегося выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие        индивидуальные,         подгрупповые,         групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в

коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

1.2. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры. Младший дошкольный возраст  3 до 4 лет)

Главной        идеей        программы        является        реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей младшего дошкольного возраста.

К        целевым        ориентирам        дошкольного        образования        в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
  • проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;
  • понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной жизни;
  • пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;
  • понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;        
  • различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
  • называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
  • участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
  • рассказывает двустишья;
  • использует слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут сопровождаться жестами;
  • произносит простые по артикуляции звуки;
  • воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов;
  • выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
  • соблюдает в игре элементарные правила;
  • осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;
  • проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
  • замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
  • выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
  • показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
  • выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
  • усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
  • считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета);
  • знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
  • эмоционально положительно относится ко всем видам детской деятельности, ее процессу и результатам;
  • владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;
  • планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;
  • с помощью взрослого и самостоятельно выполняет ритмические движения с музыкальным сопровождением;
  • осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
  • обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);
  • действует в соответствии с инструкцией;
  • выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);
  • стремится принимать активное участие в подвижных играх;
  • выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;
  • с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.        

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

– карты развития ребенка дошкольного возраста с ТНР;

– различные шкалы индивидуального развития ребенка с ТНР. 

Формы представления образовательных результатов:

  • журнал учета реализации образовательной программы;
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в освоении образовательных областей;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых результатов воспитанника требованиям к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования ФГОС;
  • динамика результатов.

Педагогическая диагностика

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития РЕБЕНКА. Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью ребенка в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.

2. Содержательный раздел

2.1. Характеристика ребенка с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Обучающийся с тяжелыми нарушениями речи (Общее недоразвитие речи (1 уровень развития у ребенка с моторной алалией) — это ребенок с поражением центральной нервной системы, у которого стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической и моторной деятельности.

Общее недоразвитие речи у обучающегося рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевое развитие ребенка характеризуется следующими особенностями:

Речевое окружение: Недостатки речи у взрослых членов семьи не отмечаются. Русскоязычное окружение.

Анамнез: Раннее развитие протекало согласно возраста. Отмечается задержка речевого развития (со слов родителей).

Контактность, особенности поведения: Контактен. Общение неустойчивое.

Слуховое восприятие: Пытается вслушиваться в звучащие игрушки. Направление не указывает. Ритмический рисунок не воспроизводит.

Зрительное восприятие: Не различает и не соотносит цвета. Восприятие формы не сформировано.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: Анатомическое состояние органов артикуляции без аномалий. Движения челюсти, языка недостаточного объема. Сила и продолжительность выдоха слабая и короткая.

Общая моторика: По показу пытается выполнить заданные упражнения. Объем выполнения движений, точность выполнения, темп, координация движений и переключаемость не соответствует возрасту.

Развитие мелкой моторики: Объем движений, темп, способность к переключению на низком уровне. Навык работы с карандашом не сформирован.

Импрессивная речь: Ограничена. Пассивный словарь шире активного.  Нопонимание речи вне ситуации ограничено. Отсутствует понимание значений грамматических изменений слов

Экспрессивная речь: Активный словарь в зачаточном состоянии.   В речи использует звукоподражания, узкий запас бытовых слов (мама, папа, деда, кака - пока) или воспроизводит слоговые элементы слова.

Звукопроизношение: Узкий запас бытовых слов и звукоподражаний не позволяет точно определить состояние звукопроизношения.

Фонематическое восприятие: Языковой, звуко-слоговой анализ и синтез не доступен.

Слоговая структура слова: Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована.

Грамматический строй речи: Фразовая речь отсутствует.

Связная речь: Не сформирована

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (I уровень речевого развития).

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Целостность        педагогического        процесса        в        группе общеразвивающей  направленности, где присутствует форма инклюзивного образования, обеспечивается реализацией        Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного        образовательного     учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга» (Далее ООП ДОУ), которая легла в основу Программы и определяет содержание образования обучающегося по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Содержание        коррекционно-развивающей        работы        определяется Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО -СПб. 2014.

2.2.1 Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие направлено на формирование у ребенка с ТНР потребности в общении и элементарных коммуникативных умениях. Для ребенка характерно полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, следовательно, решение задач образовательной области «Речевое развитие» соотносится с содержанием логопедической работы. Она направлена на ознакомление ребенка с доступными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, как невербальными, так и вербальными, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в доступной детям речевой активности, стимулирование развития лексической стороны речи, способности к подражанию речи, диалогической формы связной речи в различных видах детской деятельности..

Программное обеспечение:

  • «Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга»
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н.В.Нищева/. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО., -СПб.: 2014.

Коррекционно- развивающие цели и задачи:

Развитие словаря:

•        Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

•        Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.  Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.  

•        Сформировать понимание простых предлогов.

•        Сформировать понятие слово и умение оперировать им.  

Формирование грамматического строя речи:

•        Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.      

•        Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.      

•        Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.      

•        Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

Развитие просодической стороны речи

•        Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения.

•        Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).

•        Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.  

•        Коррекция произносительной стороны речи    

•        Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.    

•        Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.  

 Работа над слоговой структурой слова

•        Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.  

•        Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.    

•        Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.      

•        Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.  

•        Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

•        Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.  

•        Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.  

Развитие связной речи и навыков речевого общения:

•        Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.     Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.      

•        Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.        

•        Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2–3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.      

2.2.2        Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие предполагает следующие направления работы:

– формирование представлений ребенка о разнообразии окружающего их мира и людей;

– воспитание правильного отношения к людям, вещам и т. д.;

– обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и

предпочтения ребенка («хочу – не хочу», «могу – не могу», «нравится – не нравится»).

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по следующим разделам:

1) игра;

2) представления о мире людей и рукотворных материалах;

3) безопасное поведение в быту, социуме, природе;

4) труд.

Обучение игре ребенка с ТНР проводится в форме развивающих образовательных ситуаций, направленных на преодоление у детей речевого и неречевого негативизма. Для этого все специалисты стремятся придать отношениям детей к окружающим взрослым и детям положительную направленность.

Программное обеспечение:

  • «Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга»
  • Программа «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмин

Коррекционно- развивающие цели и задачи:

  • Формирование общепринятых норм поведения, развитие игровой деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры), совместная трудовая деятельность, формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.  
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
  • Развивать дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим.

2.2.3        Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное        развитие        развитие у ребенка с ТНР предполагает развитие познавательной активности; обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта; формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности; формирование представлений об окружающем мире; формирование элементарных математических представлений.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной

 области «Познавательное развитие» по следующим разделам: 1) конструктивные игры и конструирование; 2) представления о себе и об окружающем природном мире; 3) элементарные математические представления.

В специально подобранных играх активно развиваются произвольность, опосредованность восприятия, пространственные отношения, способность создавать целое из частей. С помощью этих игр взрослый обучает детей простейшим обобщениям на основе установления сходных признаков.

К работе по образовательной области «Познавательное развитие» подключается и педагог-психолог. При этом педагог-психолог руководит работой по развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения, познавательной и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Педагог - психолог в работе с ребенком руководствуется:

  • «Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга»
  • Колесникова, Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3-7лет Коррекционно- развивающие цели и задачи:

- развития интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации;

- формирования познавательных действий, становления сознания;

- развития воображения и творческой активности;

- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

2.2.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование эстетического мировосприятия у ребенка с тяжелыми нарушениями речи, создание среды для занятий детским изобразительным творчеством, соответствующей их возрасту, особенностям развития моторики и речи.

Характер задач, решаемых образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», позволяет структурировать ее содержание также по разделам: 1) изобразительное творчество; 2) музыка.

Для реализации задач раздела «Изобразительное творчество» необходимо создать условия для изобразительной деятельности детей (самостоятельной или совместной со

 взрослым). Любое проявление инициативы и самостоятельности детей приветствуется и поощряется. Элементы рисования, лепки, аппликации включаются в коррекционные занятия по преодолению недостатков речевого развитии ребенка, в образовательный процесс, в самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность ребенка.

Содержание раздела «Музыка» реализуется в непосредственной музыкальной образовательной деятельности на музыкальных занятиях, музыкально-ритмических

упражнениях с предметами и без предметов; в музыкальной деятельности в режимные моменты на: утренней гимнастике, на музыкальных физминутках, в динамических паузах и др.

Программное обеспечение:

«Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга»

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в работе принимают участие воспитатель, и воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Воспитатель по изобразительной деятельности руководствуется в работе с ребенком программами:

  • И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки"Изд. Цветной мир, 2011;
  • Г.С. Швайко Занятия по изобразительному искусству в детском саду. Старшая группа Програма.Занятия Изд. Владос,2008
  • Г.С. Швайко Занятия по изобразительному искусству в детском саду. Подготовительная группа Програма.Занятия Изд. Владос,2008

Коррекционно- развивающие цели и задачи:

– развития у ребенка интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том

числе народного творчества;

– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

2.2.5 Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи образовательной области «Физическое развитие» для ребенка с тяжелыми нарушениями речи решаются в разнообразных формах работы (занятие физкультурой, утренняя зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни).

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» по следующим разделам: 1) физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене.

Образовательную деятельность в рамках образовательной области «Физическое развитие» проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласуя ее содержание с медицинскими работниками.

В работе по физическому развитию ребенка с ТНР помимо образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на воспитание у ребенка представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре.

Программное обеспечение:

 «Основная        образовательная        программа        дошкольного        образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного «Радуга»

Коррекционно- развивающие цели и задачи:

  • становления у ребенка ценностей здорового образа жизни;
  • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
  • развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
  • приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
  • формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

2.3 План взаимодействия специалистов в работе с ребенком

Задачи

Учитель- логопед

Инструктор по физическому воспитанию

Музыкальный руководитель

Педагог- психолог

Развитие моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры

Игры на коррекцию двигательных нарушений, а именно игры на развитие пространственно- временной организации движений

Игры на детский музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр кукол бибабо.

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики

Развитие мимики

Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией

Игра малой подвижности и игры- релаксации

Развитие выразительности в пении и танце

Игры- релаксации. Игры на развитие эмоциональной сферы (пиктограммы).

Развитие речевого и физиологического дыхания

Чистоговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Считалки. Дыхательная гимнастика по методике Н.А. Стрельниковой. Физкультурные упражнения в стихотворной форме. Подвижные игры со словами.

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце

Подвижные игры со словами.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Считалки. Физминутки со словами. Дыхательная гимнастика. Физкультурные упражнения в стихотворной форме. Игры малой подвижности в стихотворной форме

Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей.

Использование характерных ролей в сюжетно- ролевых играх.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическими признакам. Воспитание акустико- артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Словесная регуляция действий и функций, активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально- ритмические движения.

Регуляция действий и функций, активного внимания путем выполнения заданий

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом. Артикулляционная гимнастика. Чистоговорки.

Разучивание строевых песен. Считалочки.

Разучивание и пение песен

-

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма

-

Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные инсценировки. Кукольный театр.

Сюжетно- ролевые игры

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря.

Подвижные игры и игры малой подвижности с использованием лексических тем.

Пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря в процессе занятий.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалоговой речи

Формирование навыков составления диалога

Физкультурные упражнения в парах, сопровождающиеся словами.

Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо.

Музыкальные инсценировки.

Упражнения в парах, сопровождающиеся словами.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание и рассказ правил игры. Самостоятельное проведение упражнений с пояснением

Разучивание текстов песен.

Самостоятельное проведение упражнений с пояснением

Развитие коммуникативных навыков

Коммуникативные игры

Использование сюжетных форм проведения занятий

Участие детей в музыкальных представлениях

Коммуникативные игры и упражнения

Развитие познавательных процессов

Упражнения с различным дидактическим материалом.

Разучивание и запоминание различных игр, правил игры.

Упражнения по нейрокоррекции.

Музыкальные дидактические игры, интерактивные игры

Упражнения и игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия

Снижение уровня тревожности, напряженности

Игры с песочным столом

Релаксация, дыхательные упражнения

Релаксация, дыхательные упражнения.

Релаксация, дыхательные упражнения, игры с использованием оборудования сенсорной комнаты

2.4. Взаимодействие с семьей

Перспективное планирование работы с родителями детей с ОВЗ

Сентябрь-октябрь

Тема

Форма работы

Ответственный

1

Упражнения по нейрокоррекции

буклет для родителей

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком» (развитие диалогической и монологической речи ребенка).

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

3

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

4

«Способы снижения психоэмоционального напряжения»

Практикум: «Упражнения по снижению психоэмоционального напряжения»

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

Ноябрь- Декабрь

Тема

Форма работы

Ответственный

1

Развитие коммуникативных навыков у ребенка младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

2

«Первые формы слов»

практическая консультация для родителей

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

3

«Развитие социальных навыков»

Консультация для родителей

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

4

Актуализация слов и семантические поля

Консультация для родителей

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

Январь

Тема

Форма работы

Ответственный

1

«Поговорим о звуках»

практические рекомендации для родителей

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

2

«Развиваем внимание»

Практическая консультация для родителей

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

3

«Темпо- ритмическая организация речи»

Консультация для родителей

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

4

«Развитие речевого мышления»

Консультация для родителей

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

Февраль

Тема

Форма работы

Ответственный

1

«Особенности речевого развития вашего ребенка».

Беседа с родителями

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

2

 «Развитие речи через творческую деятельность»

Консультация – практикум

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

3

«Развитие пространственных представлений»

Консультация – практикум

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

4

«Предметная игра в младшем дошкольном возрасте»

Беседа с родителями

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

Март

Тема

Форма работы

Ответственный

1

«Формирование познавательного интереса у дошкольника»

практические рекомендации для родителей

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

2

«Актуализация слов»

практические рекомендации для родителей

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

3

«Зрительно- моторная координация»

буклет для родителей

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

4

«Развитие мышления»

буклет для родителей

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

Апрель

Тема

Форма работы

Ответственный

1

«Общение, игра, массаж для речевого и общего развития ребенка»

практические рекомендации для родителей

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

2

«Пальчиковые игры»

практические рекомендации для родителей

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

Май

Тема

Форма работы

Ответственный

1

«Чему мы научились за год»

Открытое интегрированное занятие для детей и родителей

педагог- психолог, Лучникова В.Е.

учитель- логопед, Мазеина М.Ф.

2.5 Программа коррекционной работы

Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя- логопеда

ноябрь

1-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Туалетные принадлежности»

Стр. 67-82

Продолжать работу над накоплением и уточнением пассивного словаря (развитие пассивного словаря существительных)

Упражнение «Чисто моем руки»

Формировать внимание к неречевым звукам

Игры «Дождик», «Водичка, водичка»

Способствовать развитию общей моторики и координации движений

Подвижная игра «Умывалочка»

2-3-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Одежда»

Стр. 82-113

Продолжать работу над накоплением и уточнением пассивного словаря (развитие пассивного словаря существительных, прилагательных, глаголов)

Игры «У кого это есть?», «Кто что делает?», «Будь внимательным», «Парные картинки»

Формировать представления о разновидностях и предназначении одежды

Д/и «Соберем на прогулку»

Способствовать развитию тактильных ощущений

Игра «Умные пальчики»

Продолжать учить находить предмет по его контурному изображению

Карточки

4-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Обувь»

Стр. 113-128

Формировать представления о разновидности и предназначении обуви

 Д/и «Соберем на прогулку», «Парные картинки», «Покажи»

Учить умению отвечать на поставленные вопросы по предметным картинкам «Что это? Кто это?»

Упражнение «В раздевалке»

Продолжать работу над формированием голоса (громко-тихо, ласково-сердито)

Учить узнавать предмет по одной его детали

Упражнение «Волшебный мешочек»

Способствовать развитию общей моторики и координации движений

Игры «Топай как я», «Тапки»

II период работы

ДЕКАБРЬ

1-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Обувь»

Стр. 131-143

Формировать представления о разновидности и предназначении обуви

Д/и «Соберем на прогулку», «Парные картинки», «Покажи»

Учить умению отвечать на поставленные вопросы по предметным картинкам «Что это? Кто это?»

Д/и «Четвертый лишний»

Продолжать работу над формированием голоса (громко-тихо, ласково-сердито

2-3-Я  НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Мебель»

Стр. 144-174

Продолжать работу по уточнению и расширению пассивного, активного  словаря по теме

Игра в поручения «Покажи…»

Работать над активным словарём (односложные слова с добавлением согласного звука к прямому слогу)

Продолжать учить детей понимать грамматические категории числа существительных и глаголов.

Д/и «Один – много», «Найди картинку»

Формировать представление о разновидности и предназначении мебели

Продолжать учить детей находить из ряда картинок «лишнюю»

Д/и «Четвертый лишний»

4-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Новый год. Елка»

Стр. 174-189

Формировать умение произносить произвольные эмоциональные высказывания (Ах,ох,ух,эх) через русскую народную поэзию

Упражнение «Как чудесно пахнет елка»

Работать по уточнению и расширению пассивного глагольного словаря

Упражнение «Наша елка»

Развивать слуховое внимание

Д/и «Что звучит?», «Звени как я»

Продолжать учить детей понимать грамматические категории числа существительных и глаголов

Д/и «Один – много», «Найди картинку»

ЯНВАРЬ

3-4-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Посуда. Продукты питания»

Стр. 189-219

Учить пониманию вопросов косвенных падежей (кого? что? кого? чего?)

Сюжетные картинки

Учить формировать предложные конструкции с предлогами «в», «на»

Сюжетные картинки

Учить запоминать и проговаривать 2-3 слова по просьбе логопеда (в рамках одной темы)

Д/и «Что это?»

Развивать мелкую моторику через использование пальчиковых игр

Д/и «Разложи по порядку»

Формировать представление о посуде и ее предназначении.

Предметные картинки по теме

ФЕВРАЛЬ

1-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Посуда»

 Стр. 219-233

Обучение выполнению двухступенчатых инструкций.

Игра «Веселый оркестр», «Узнай по контуру»

Совершенствование умения договаривать за логопедом словосочетания.

Упражнение «Повтори»

Формирование глагольного словаря

Упражнения «Чашка», «Красивая посуда»

Расширение словаря числительными

Лото «Один – два»

Дальнейшее усвоение геометрических фигур.

Игра «Подбери тень»

2-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Домашние птицы»

 Стр. 234-249

Активизировать мышцы губ, движения артикуляционного аппарата, развивать произносительные навыки

Упражнение «Кто как голос подает»

Формировать представление о домашних птицах

Игра «Птичий двор»

Развивать внимание к звукослоговой структуре слова

Учить детей отгадывать предметы игрушки, животных, птиц по их словесному описанию

Д/и «Кто это?»

3-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Домашние птицы»

Стр. 249-263

Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению предлога у в назначении у кого?

Д/и «У кого?»

Совершенствование диалогической речи.

К. Д. Ушинский «Петушок с семьей»

Формирование фонематического восприятия (различение гласных и-у по принципу контраста)

4-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Домашние животные»

Стр. 264-276

Формировать представление о домашних животных

 Отгадывание загадок

Учить умению отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что она делает)

Д/и «Кто это?»

Обучать дифференциации форм единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода

Д/и «Один - много

Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай

Игра в паре

Учить детей складывать картинки из двух частей

Разрезные картинки

III период работы

МАРТ

1-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Мамин праздник»

Стр. 279-293

Формировать представление о Женском дне.

Упражнение «Цветок для мамы»

Учить пониманию смысла простой сюжетной картинки

Беседа по сюжетным картинкам

Формировать умение различать падежные формы личных местоимений (мне, тебе, меня, тебя)

Учить выбирать предметы определённого цвета

Подарок маме

2-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Домашние животные»

 Стр. 293-309

Совершенствование диалогической речи.

Беседа

Обучение детей ответам на вопросы по картинке.

Беседа по сюжетным картинкам

Обогащение активного словаря детей наречиями,обозначающими местонахождение предмета (вот,тут,здесь,там)

Формирование грамматического строя речи. Образование имен существительных с умньшительно-ласкательными суффиксами (котята,котенок).Образование глаголов 3-го лица ед. и мн. числа

Игра «Подскажи словечко»

3-4-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Дикие птицы» Стр. 309-340

Развитие импрессивной речи.

Игра «Кто спрятался?»

Формирование обобщающего понятия «дикие птицы»

Д/и «Четвертый лишний»

Развитие экспрессивной речи. Расширение глагольного словаря.

Игра «Кто что делает?»,

Совершенствование грамматического строя речи

Игры «Чьи следы?», «Большой – маленький»

АПРЕЛЬ

1-2-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Дикие животные»

Стр. 340-368

Обогащать активный словарь наречиями, обозначающими:

- местонахождение предметов (вот, здесь, тут, там,

-сравнение (больше, меньше)

-количество (много, мало)

Предметные картинки

Учить пониманию простых вопросов по сюжетной и предметной картинке

Беседа по сюжетным картинам

Формировать представление о различных диких животных

Упражнение «Кто спрятался?»

Продолжать учить детей складывать картинки из двух частей

Разрезные картинки

3-4-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Транспорт» Стр. 369-396

Учить пониманию вопросов косвенных падежей (кого? что? кого? чего?)

Упражнение «Что? Где?»,

Учить формировать предложные конструкции с предлогами «в», «на»

Игра  «Новая машина»

Учить запоминать и проговаривать 2-3 слова по просьбе логопеда (в рамках одной темы)

Игра «На машине»

Развивать мелкую моторику через использование пальчиковых игр

Игра «Маленькие онструкторы»

Формировать представление о транспорте

Упражнение «В мастерской»

МАЙ

2-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Лето. Цветы»

Стр. 397-411

Формирование номинативного словаря по теме «Цветы»

Упражнение «оберем цветок»

Формирование общих представлений о цветах

Работа с предметными картинками

Развитие мышления. Закрепление умения группировать предметы по признакам

Д/и «Четвертый лишний»

Формирование грамматического строя речи (согласование имен прилагательных с именами сущ. жен. и муж. рода в ед. и мн. числе)

Игра «У кого что?»

Развитие артикуляционной и мимической моторики, координации речи с движениями, неречевого слуха, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Игра «Ромашки»

3-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Лето. Насекомые»

Стр. 411-425

Расширять объем понимания многоступенчатой инструкции

Упражнение  «Салют»

Обогащение номинативного словаря (насекомые, части тела насекомых)

Игра «Паучок»

Развитие диалогической речи

Сюжетные картинки

Формирование грамматического строя речи (образование и употребление имен сущ. ед. и мн. числа в творительном падеже)

Упражнение «Веселые жуки»

Актуализация математического словаря (один, два, три, много, ни одного)

Д/и «Сосчитай»

4-Я НЕДЕЛЯ.

Лексическая тема «Игры с водой» Стр. 425-437

Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам

 Сюжетные картинки

Развитие диалогической речи.

Сюжетные картинки

Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных ед. и мн. числа в род. падеже)

Упражнение «Облака»

Актуализация математического словаря (один, два, три, много)

Д/и «Сосчитай»

График занятий

день недели

время

вторник

9.10-9.25

среда

9.05-9.20

 Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Цель коррекционной работы: Коррекционно-развивающая помощь в освоении АООП ДО обучающихся с ТНР

Задачи коррекционной работы:

  • Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных навыков.
  • Развитие компетенций эмоциональной сферы.
  • Развитие пространственных представлений
  • Развитие игровой деятельности.
  • Развитие компетенций познавательной деятельности
  • Активизация познавательной деятельности.

Основные направления психолого- педагогической работы:

Занятия направлены на коррекцию и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие  компетенций эмоциональной сферы; развитие пространственных представлений; развитие игровой деятельности; развитие и активизация компетенций познавательной деятельности.

Занятия проходят в индивидуальной и подгрупповой форме 2 раза в неделю по 15 минут.

Индивидуальный и дифференцированный подход во время коррекционно- развивающего процесса осуществляется за счет:

- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;

- индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

- введения специальных видов помощи, а именно:

  • зрительных опор на этапе программирования и выполнения заданий;
  • речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах – дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
  • совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки.

Тематический план

занятия

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

1

сентябрь

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков.

«Имя в волшебной стране»

(настольный театр)

«Ручки-подружки»

- учить называть имена друг

друга, описывать других и себя,

помогать другим; вступать в

диалог со сказочным персонажем

- учить фиксации внимания на

ручках, пальцах, их названиях,

учить определять правую и левую

руки;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение сопереживать

другим людям, сказочным персонажам

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

2

Развитие компетенций эмоциональной сферы.

«Знакомство волшебной комнатой»        

Создание доверительной атмосферы, развитие эмоциональной, когнитивной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов. Формирование навыков саморегуляции, умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

3

Развитие игровой деятельности. Игра «Вместе играем»

учить взаимодействию и вежливому обращению друг с другом

4

развитие компетенций познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности

«Курочка                             Ряба»

-развивать зрительное восприятие (форма,величина),закреплять словесное обозначение величин и навыков счета;

-развивать мышление,навыки конструирования по образцу;

-развивать речь,внимание,память;

-совершенствовать навыки общения;

5

развитие пространственных представлений Карточка №1 «Аист»

Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

6

октябрь

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков.

«Дружная семейка»

(пальчиковый театр)

- учить фиксации внимания на

ручках, пальцах и их названии,

учить определять правую и левую

руки;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать эмпатию;

- развивать активную речь,

активизировать диалоговое

взаимодействие с детьми и

взрослыми.

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

7

Развитие эмоциональной сферы.

«Цвета и настроение»        

Создание бодрого, оптимистического настроения. Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме, эмоциональной сферы ребенка, активизация тактильной чувствительности.

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

8

Развитие игровой деятельности. Игра «Вместе играем»

учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом

9

развитие компетенций познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности

 «Петух и краски»      

-развивать зрительное восприятие (величина,цвет);

-развивать мышление (группировка предметов по цвету и величине);

-развивать речь,внимание,память;

-развивать общую и мелкую моторику;

-воспитывать доброжелательное отношение;

10

развитие пространственных представлений Карточка №2 «Динамические картинки»

Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

11

ноябрь

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков.

«Радостные лошадки»

(упражнение)

«Пуговки и шляпа»

(тестопластика)

- развивать умение передавать

эмоциональное состояние различными выразительными

средствами, проживать чувство

радости, фиксировать его в

графическом образе;

- активизировать лучшие черты

ребёнка, чувствительность к окружающему миру;

- развивать активную речь,

активизировать диалоговое

взаимодействие с детьми и

взрослыми;

- развивать крупную и мелкую

моторику, координацию

движений.

 

- способствовать формированию

субъектного действия на примере

продуктивной деятельности;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать чувство

сопереживания, желания помочь;

- воспитывать уверенность в себе,

потребность в коммуникативном

взаимодействии.

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

12

Развитие эмоциональной сферы.

«Помощь друзей»

«Дружба начинается с улыбки»        

Создание положительного эмоционального настроя.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие общей и мелкой моторики.

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

13

Развитие игровой деятельности. Игра «Вопрос — ответ»

развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

14

развитие компетенций познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности

«Репка»

-развивать зрительное восприятие (величина,цвет,форма);

-закреплять навыки счета;

-развивать мышление, речь,внимание,зрительную память;

-развивать мелкую и общую моторику;

-совершенствовать навыки общения

15

развитие пространственных представлений Карточка №3 «Наоборот»

Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

16

декабрь

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков.

«Найди медвежонка»

(игры на осязание)

- учить фиксировать внимание на

руках, кистях рук, языке;

- развивать восприятие

(тактильное) и учить определять

его как одну из своих

способностей;

- развивать общую и мелкую

моторику, координацию

движений, ориентацию в

собственном теле;

-формировать чувство эмпатии и способность сопереживать

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

17

Развитие эмоциональной сферы. «Комплименты»

«Давайте представим»

Снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.

Активизация внимания. Развитие мелкой моторики и двигательной координации.

Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях. Продолжение обучения умению определять свое настроение Саморегуляция психического состояния. Развитие смелости и уверенности в себе. мелкой моторики и двигательной координации. Снижение скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения.

18

Развитие игровой деятельности. «Обзывалки»

развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

19

развитие компетенций познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности

«Репка»

-развивать зрительное восприятие (величина,цвет,форма);

-закреплять навыки счета;

-развивать мышление,речь,внимание,зрительную память;

-развивать общую и мелкую моторику;

-совершенствовать навыки общения

20

развитие пространственных представлений Карточка №4 «Где правая, где левая?»

Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны.

21

январь

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Страх и как с ним

бороться (упражнение)»

- расширять представления детей об эмоциях, развивать умение передавать эмоциональное состояние различными выразительными средствами, учить проживать чувство страха и бороться с ним;

- снимать мышечное и эмоциональное напряжение;

- развивать умение конструктивно сбрасывать агрессию, вызванную страхом

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

22

Развитие эмоциональной сферы. «Моя любимая игрушка»

Развития умения слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Создание условий для релаксации и спокойного состояния. Релаксация и развитие воображения.

23

Развитие игровой деятельности. «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»

Развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

24

развитие компетенций познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности

-развивать внимание и восприятие;

-развивать речь,мышление;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать умение согласовывать свои действия с действиями взрослого;

-воспитывать доброжелательное отношение.

25

развитие пространственных представлений Карточка №5 «Как растут овощи»

Учить правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над. Закрепить знание овощей.

26

февраль

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Как ножки поссорились»

«Рисование волшебными

красками»

- фиксировать внимание на

ножках, называть их, определять

правую и левую ногу;

- снимать мышечное и

эмоциональное напряжение;

-развивать умение сопереживать

другим людям;

- поддерживать стремление к

установлению коммуникативных

контактов детей.

- формировать субъектное

действие на примере

продуктивной деятельности;

- воспитывать уверенность в себе;

- учиться выражать цветом своё

настроение;

- приобретать навыки заботы о

себе

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

27

Развитие эмоциональной сферы. «Будьте внимательны»

«Назови себя»

Развитие эмоциональной сферы ребенка, тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов.

Создание положительного эмоционального настроя, развитие внимания, тактильного восприятия, речи и воображения, формирование доверительных отношений.

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

28

Развитие игровой деятельности. Игра «Интервью»

развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

29

развитие компетенций познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности

развивать зрительную и слуховую память ;

-развивать мышление (классификация);

-развивать речь;общую и мелкую моторику;

-совершенствовать навыки общения

30

развитие пространственных представлений Карточка №6 «На, над, под»

Учить правильно использовать предлоги на, над, под. Развивать пространственное воображение.

31

март

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Нора крота Тутти, или о

пользе зрения»

(настольный театр)

Появление гусеничек

(развлечение), ч. 1

- акцентировать внимание на

важности зрения и способности

самого ребёнка видеть.

- акцентировать внимание на

способности каждого ребёнка

создавать что-то своим руками;

- способствовать осознанию

причинно-следственных связей

между своими действиями и

состояниями куклы;

- формировать субъектное

действие на примере

продуктивной деятельности;

- развивать мелкую моторику рук;

- создавать условия для

проявления с помощью куклы тех

эмоций, чувств, состояний,

которые обычно ребёнок не

позволяет себе проявлять

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

32

Развитие эмоциональной сферы. «Прогулка по волшебному лесу»

Развитие мыслительной деятельности, эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативных реакций. Способствование развитию вестибулярного аппарата и координации движений. Воспитание эмпатических чувств, желание оказать друг другу эмоциональную и физическую поддержку.

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Активизация познавательной деятельности.

33

Развитие игровой деятельности.  Игра «Салют»

Обучать детей находить способы самовыражения в группе, в том числе путем речевого общения, развивать умения снятия напряжения, воспитывать желание адекватно проявлять положительные эмоции и воспринимать других.

34

развитие компетенций познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности

-развивать восприятие (форма);

-развивать внимание,память ,речь,навыки счета;

-развивать общую и мелкую моторику;

-совершенствовать навыки общения

35

развитие пространственных представлений Карточка №7 «Сделай так, как я скажу»

Закрепить пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах. Развитие внимания, моторики.

36

апрель

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков. «Удивительные

превращения гусенички

(развлечение), ч. 2»

- конкретизировать представление

об образе тела человека: рот, язык;

- дать понятие о полезной пище;

- фиксировать внимание на

способности человека чувствовать

и различать вкус пищи;

- способствовать осознанию

причинно-следственной связи

между своими действиями и

состояниями куклы;

- развивать мелкую моторику рук;

- создавать условия для

проявления с помощью куклы тех

эмоций, чувств, состояний,

которые обычно ребёнок не

позволяет себе проявлять.

37

Развитие эмоциональной сферы.

«Солнечный зайчик».

Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в собственном теле, тактильного восприятия, активизация внимания, речи и воображения, формирование доверительных отношений. Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

38

Развитие игровой деятельности

Игра: «Ладонь на ладонь»

Обучать детей эффективному взаимодействию,

развивать умения согласовывать действия с партнером, воспитывать чувство коллективизма.

39

развитие компетенций познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности

развивать слуховое и зрительное восприятие,внимание,память, речь, мышление;

-развивать общую и мелкую моторику;

-совершенствовать навыки общения

40

развитие пространственных представлений Карточка №8 «Куда пойдешь и что найдешь?»

Закрепить значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

41

май

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков.

«Новые приключения

колобка»

- учить фиксировать внимание на

руках, кистях рук, языке;

- развивать восприятие

(тактильное и вкусовое) и

определять его как одну из своих

способностей;

- развивать активную речь,

потребность в коммуникативном

взаимодействии;

- развивать общую и мелкую

моторику, координацию

движений, ориентацию в

собственном теле.

42

Развитие эмоциональной сферы.

«У страха глаза велики»

продолжение работы по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей;

- развитие у них смелость и уверенности в себе;

- развивать вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику.

43

Развитие игровой деятельности Игра: «Меняемся пуговицами»

Побуждать детей договариваться друг с другом, учить сотрудничать, воспитывать желание сотрудничать друг с другом.

44

развитие компетенций познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности

восприятие,внимание,память, речь, мышление;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать эмоциональную сферу;

-совершенствовать коммуникативные навыки;

45

развитие пространственных представлений Карточка №9 «Что? Где?»

Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию сообразительности, быстроты мышления.

График занятий

день недели

время

понедельник

9.40-9.55

четверг

9.50-10.05

3. Организационный раздел

3.1. Распорядок дня, организация режимных моментов

В соответствии с Программой        максимально допустимы объем образовательной нагрузки не превышает нормативы САНПИН от 15 мая 2013 года № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г, регистрационный № 28564).

Режимные моменты

Время

Утренняя встреча детей на улице, индивидуальная работа с детьми

7.00 – 7.50

Утренняя гимнастика (разминка)

7.50-8.00

Подготовка к завтраку - завтрак

8.00-8.30

Игры, подготовка к НОД

8.30 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 – 9.40

Самостоятельная игровая деятельность

9.40-10.10

Подготовка к прогулке – прогулка (подвижные игры, индивидуальная, и подгрупповая работа, самостоятельная деятельность)

10.10-11.50

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры

11.50-12.00

Подготовка к обеду – обед

12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30 – 15.00

Постепенный подъем, гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры

15.00 – 15.15

Подготовка к полднику - полдник

15.15 – 15.30

Организационная деятельность с детьми (игры, индивидуальная и подгрупповая работа, НОД, кружковая деятельность)

15.30 – 17.00

Подготовка к ужину - ужины

17.00 – 17.30

Подготовка к прогулке – прогулка (игровая деятельность на свежем воздухе, уход домой)

17.30 – 19.00

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 

Среда, окружающая ребенка в Учреждении, обеспечивает безопасность его жизни,  способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей среды в Учреждении является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между ребенком и взрослыми.

Развивающая среда организована следующими направлениями:

Направление: Речевое развитие.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели.

В Центре «Грамотности»  находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

Направление: Познавательное развитие.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Есть папки с сериями картин «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и животных т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Папки с видами животного и растительного мира

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.).

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.

В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д.

«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

«Музыкально - театрализованный» Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.

Направление: Социально-коммуникативное развитие.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми.

Направление: Физическое развитие

Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Имеются: массажные дорожки, гимнастические палочки, кольца, мячи – ежики, что способствует развитию мелкой моторики.

Направление: Художественно - эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская» В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.).

3.3. Методическое обеспечение адаптированной программы

Средства обучения и воспитания

Методический комплект

  1. Нищева Н.В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада для детей с ОНР
  2. Нищева Н.В., Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Сонорные звуки (окончание) и звук J. дифференциация сонорных звуков и звука J. Выпуск 4
  3. Нищева Н.В., Картотека сюжетных картинок. Выпуск 24. Глагольный словарь дошкольника.
  4. Нищева Н.В., Картотека предметных картинок. Выпуск 29. Образный строй речи дошкольника (атрибутивный словарь)
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Альбом 2.
  6. Мерсибо. Свистелки-свиристелки Логопедические задания для автоматизации звуков С,3,Ц.
  7. Мерсибо. Кошки - мышки. Логопедические задания для автоматизации звуков Ш,Ж,Ч,Щ.
  8. Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения звуков Ц, Ч, Щ, дифференциации звуков Ц-С, Ц-Ть, Ч-Ть, Ч-Сь, Щ-Сь,Щ-Ч
  9. Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Ш, Ж и дифференциации звуков С-Ш-З-Ж
  10. Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуковС-З-Сь-Зь
  11. Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Р и Рь
  12. Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Л, Ль, сонорных звуков и звука J
  13. Нищева Н.В., Картотека сюжетных картинок. Выпуск 41. Употребление предлогов 2.
  14. Нищева Н.В., Картотека сюжетных картинок. Выпуск 42. Употребление предлогов 3
  15. Сорокина Н А, Звуковые дорожки для закрепления звуков Л, Ль, Р, Рь у детей и взрослых.
  16. Сорокина Н.А., Звуковые дорожки для закрепления звуков Ш, Ж, Щ, Ч у детей и взрослых.
  17. Нищева Н.В., Развивающие сказки
  18. Нищева Н.В., Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск
  19. Новикова Е.В., Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения (3 новых зонда). Часть 3
  20. Новикова Е. В., Зондовый массаж. Зонд №12 Скользящий. Часть 4
  21. Новикова Е. В., Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Часть 1
  22. Смирнова И.А., Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
  23. Смирнова И. А., Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения
  24. Смирнова И. А., Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи
  25. Смирнова И.А., Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Наглядно-методическое пособие
  26. Нищева Н.В., Веселые диалоги для развития выразительности речи детей с 2 до 8 лет
  27. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Автоматизация свистящих звуков С, Сь, 3, Зь, Ц у детей. Альбом 1. Дидактический материал для логопедов.
  28. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей. Альбом 3. Дидактический материал для логопедов
  29. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Коррекция произношения звука И. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  30. Коноваленко В., Коноваленко С., Коррекция произношения звуков "Н", "Т", "Д". Дидактический материал
  31. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Коррекция произношения звуков Г, Гь, К, Кь, X, Хь. Дидактический материал для логопедов
  32. Сорокина Н.А., "Звуковые дорожки" для закрепления звуков Л, Ль, Р, Рь у детей и взрослых
  33. Сорокина Н.А., "Звуковые дорожки" для закрепления звуков Ш,Ж,Щ,Ч у детей и взрослых
  34. Сорокина Н.А., "Звуковые дорожки" для закрепления звуков С, Сь, 3, Зь и Ц у детей и взрослых
  35. Сорокина Н.А., "Звуковые дорожки" для закрепления звуков М, Мь, Н, Нь, J (И) у детей и взрослых
  36. Нищева Н.В., Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 1. Звуки раннего онтогенеза. Свистящие звуки. Дифференциация свистящих звуков (начало)
  37. Нищева Н.В., Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 2. Свистящие звуки. Дифференциация свистящих звуков (окончание)
  38. Нищева Н.В., Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 3. Шипящие звуки, аффрикаты. Дифференциация свистящих, шипящих звуков и аффрикат. Сонорные звуки. Звук (Л) (начало)
  39. Нищева Н.В., Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза [м],[м’], [п], [п1], [б], [б-], [т], [т'], [д], [Д-], [н], [Н-], [к], [к'], [г], [г1], [X], [Х-],{Гв}, {Гв'}, {ГФ}, {ГФ'|
  40. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю., Альбом. Слоговая структура слова: обследование возможностей восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная интегрированная образовательная деятельность в группе детей раннего возраста (1-я младшая группа). «Весёлое приключение колобка»

Задачи: Образовательная область «Физическая культура»Закреплять умение ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.Совершенствов...

Проект «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» для детей 3 -4 лет (2 младшая группа)

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)Тип проекта: познавательно-игровойУчастники проекта: воспитатели,  дети вторых младших групп и их родители;Возраст детей:  3...

Проект по приобщению младших дошкольников к истокам русской народной культуры. «Дети в мире звуков». Вторая младшая группа.

Проектная деятельность по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре. В ходе проекта дети под руководством воспитателя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, с русскими на...

Проект «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» для детей 3 -4 лет (2 младшая группа)

Цель:вызвать у детей желание употреблять молочные продукты.Задачи:- донести до детей знания о пользе молочных продуктов для организма, используя различные виды деятельности;- расширять знания детей о ...

Отчет по теме самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая группа.

Отчет по теме самообразования:«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая группа...

Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду 1 младшая группа (вторая группа раннего возраста) на 2022 -2023 учебный год.

Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду 1 младшая группа (вторая группа раннего возраста) на 2022 -2023 учеб...

Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).

Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...