Инновационный проект "Экологическая тропа"
проект
Инновационный проект предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» направлен на развитие образовательной инфраструктуры детского сада, обеспечивающее максимальное использование пространства прилегающей территории для реализации задач основной образовательной программы.
Цель проекта: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе посредством специально оборудованного маршрута «Экологическая тропа» в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 58.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
Экологическая тропа
инновационный проект
предметно-средового образовательного комплекса
Разработчики:
Караульнова О.А.,
Петрова И.В.,
Малева А.С.,
Росликова О.В.
Царенкова В.А.
Тяжинский, 2020
Разработчики проекта:
Караульнова О.А., заведующий, Петрова И.В., старший воспитатель, Малева А.С., воспитатель, Росликова О.В., воспитатель, Царенкова В.А., воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик».
Инновационный проект предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» направлен на развитие образовательной инфраструктуры детского сада, обеспечивающее максимальное использование пространства прилегающей территории для реализации задач основной образовательной программы.
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………....4
Исходные теоретические положения………………………………………….7
Цель и задачи инновационного проекта...………………………………….…9
Этапы реализации инновационного проекта ……………………..……….…10
Календарный план реализации инновационного проекта ………………9
Прогнозируемые результаты инновационной деятельности,
условия организации работ, средства контроля и обеспечение
достоверности результатов………………………………………………..13
Перечень учебно-методических разработок (имеющиеся материалы по теме инновационного проекта………………………………………………….15
Проблемно-ориентированный анализ деятельности образовательной
организации, на базе которой планируется открытие региональной инновационной площадки………………………………………………16
Концепция развития образовательной организации с учетом роли
инновационной деятельности в процессе ее развития..……………….17
Состав участников инновационного проекта ………………………….17
Предварительные расчеты по обеспечению инновационного проекта …..18
Смета расходов на реализацию инновационного проекта…………………19
- Тема: «Экологическая тропа»
- Паспорт инновационного проекта
Тема инновационного проекта | «Экологическая тропа» |
Руководитель инновационного проекта | Караульнова Ольга Анатольевна, заведующий МАДОУ |
Исполнители | Петрова Инна Васильевна, старший воспитатель Клокова Светлана Александровна, заместитель заведующего по АХР Воспитатели: Кузора Любовь Анатольевна Балабова Ольга Юрьевна Ильина Жанна Федоровна Серебрякова Елена Юрьевна Кротова Нина Аркадьевна Царенкова Валентина Анатольевна Веселкова Ольга Николаевна Росликова Оксана Владимировна Малева Анна Сергеевна Матюшенко Лидия Анатольевна Рубан Оксана Сергеевна Павлова Елена Федоровна Специалисты: Сабанина Ирене Эвальдовна, учитель-логопед Арамачева Ольга Олеговна, инструктор по физической культуре |
База реализации инновационного проекта | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» |
Цели и задачи | Цель проекта: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе посредством специально оборудованного маршрута «Экологическая тропа» в детском саду. Задачи проекта: 1. Проанализировать теоретические основы создания «Экологической тропы», выявить её объекты и обозначить маршруты для детей дошкольного возраста. 2. Разработать модель «Экологической тропы» детского сада, привлечь коллег и родителей к её созданию. 3.Сформировать познавательную активность дошкольников и систематизировать знания детей в процессе деятельности в зоне «Экологической тропы». 4. Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе. 5.Оздоровить дошкольников при помощи создания маршрутных объектов «Тропа здоровья» и «Аптека на земле» (зона фитонцидных растений). |
Сроки реализации инновационного проекта | 3 года (апрель 2020 – август 2023) |
Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта | 1. Подготовительный этап (апрель-май 2020). 1. Анализ научно методической литературы. 2. Обследование территории детского сада и выделение наиболее подходящих мест для создания объектов «Экологической тропы». 3.Составление карты-схемы «Экологической тропы» с нанесением маршрута всех ее объектов. 4. Составление плана работы по реализации проекта. 5. Создание экологической среды в дошкольных группах «Огород на окне», привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме. 6. Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций в рамках проекта. 7. Составление паспорта «Экологической тропы» (для каждого маршрутного объекта) 8. Конкурс на выбор хозяина «Экологической тропы». 2. Основной этап (июнь 2020 г. – апрель 2023 г.) Практический. Реализация проекта: 1. Организация на территории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа», включающего следующие маршрутные объекты природоведческой направленности: «Цветочная станция» «Огород» «Аптека на земле» «Фруктово-ягодный сад» «Смешанный лес» «Березовая роща» «Альпийская горка» «Сухой ручей» «Метео-площадка» «Тропа здоровья» «Деревенское подворье» «Птичья гостиная» «Отель для насекомых» 2. Разработка методических рекомендаций по использованию маршрутных объектов. 3. Проведение образовательной работы по «Экологической тропе» для формирования элементарных экологических знаний и представлений воспитанников. 4. Публикация в СМИ материалов по результатам реализации проекта. 3. Заключительный (май - август 2023). Подведение итогов -Обобщение результатов по итогам реализации «Экологической тропы». - Оценка (мониторинг) знаний и умений воспитанников, полученных в результате реализации проекта (использование диагностических карт освоения ООП ДО в каждой возрастной группе, составленных по методике Верещагиной Н.В.: «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации» СПб ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014-2016 г.г.). - Разработка плана дальнейшего использования предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» для повышения экологической грамотности последующих участников образовательного процесса в МАДОУ. - Оформление методических материалов по итогам реализации проекта. |
Область изменения | Ожидаемые результаты
|
Продукт деятельности региональной инновационной площадки |
2. Методические рекомендации по использованию маршрутных объектов «Экологической тропы» |
- Исходные теоретические положения, цель, задачи, и основные идеи предлагаемого инновационного проекта, обоснование его значимости для системы образования Кемеровской области, этапы реализации инновационного проекта, календарный план реализации инновационного проекта.
Исходные теоретические положения
Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста?
Инновационный проект предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» направлен на организацию на территории МАДОУ комплекса экологических маршрутных объектов, предназначенных для организации работы по ознакомлению воспитанников МАДОУ с миром природы.
Актуальность
Основы экологической культуры, связанные с бережным отношением к природе, закладываются в дошкольном возрасте. Детский возраст является благоприятным периодом для начала работы по воспитанию у детей любви к окружающей природе. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.
Традиционные способы и средства экологического воспитания детей дошкольного возраста не дают должного результата. Это ставит педагогов перед необходимостью отбирать и использовать наиболее эффективные педагогические средства и способы. Одним из таких эффективных средств является «Экологическая тропа», представляющая собой маршрут на местности, позволяющий детям наглядно, в естественных условиях (а не по картинкам), знакомиться с разнообразием природного окружения, понимать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, получать элементарный природоохранный опыт.
Организация «Экологической тропы» – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью такой тропы углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Работа на «Экологической тропе» способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне «Экологической тропы».
Основными видами деятельности детей во время прогулок на «Экологической тропе» являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. «Экологическая тропа» может использоваться во все сезоны года.
Таким образом, создание «Экологической тропы» помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Цель проекта: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе посредством специально оборудованного маршрута «Экологическая тропа» в детском саду.
Задачи проекта:
1. Проанализировать теоретические основы создания «Экологической тропы», выявить её объекты и обозначить маршруты для детей дошкольного возраста.
2. Разработать модель «Экологической тропы» детского сада, привлечь коллег и родителей к её созданию.
3.Сформировать познавательную активность дошкольников и систематизировать знания детей в процессе деятельности в зоне «Экологической тропы».
4. Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
5.Оздоровить дошкольников при помощи создания маршрутных объектов «Тропа здоровья» и «Аптека на земле» (зона фитонцидных растений).
Предмет исследования: Предметом исследования является маршрутные объекты «Экологической тропы».
Объект исследования: Объектом исследования инновационного проекта является экологические знания дошкольников
Формы и методы работы с дошкольниками
в процессе реализации проекта:
Познавательные беседы
Дидактические игры
Проведение наблюдений за объектами природы
Подвижные игры
Проведение праздников
Организация экскурсий по экологической тропе
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг
Чтение произведений о животных и растениях
Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.
Составление сказок
Оформление материалов проекта
Общие рекомендации по работе с детьми на «Экологической тропе»:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Знакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на «Экологической тропе» наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Этапы реализации инновационного проекта
Этапы | Содержание деятельности |
Подготови-тельный этап. (апрель-май 2020) | 1. Анализ научно методической литературы. 2. Обследование территории детского сада и выделение наиболее подходящих мест для создания объектов «Экологической тропы» (Приложение 1), определение содержания объектов (Приложение 2) 3.Составление карты-схемы «Экологической тропы» с нанесением маршрута всех ее объектов. 4. Составление плана работы по реализации проекта. 5. Создание экологической среды в дошкольных группах «Огород на окне», привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме. 6. Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций в рамках проекта. 7. Составление паспорта «Экологической тропы» (для каждого маршрутного объекта) 8. Конкурс на выбор хозяина «Экологической тропы». |
Основной этап (июнь 2020 г. – апрель 2023 г.) | Организация на территории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа», включающего следующие маршрутные объекты природоведческой направленности: «Цветочная станция» «Огород» «Аптека на земле» «Фруктово-ягодный сад» «Смешанный лес» «Березовая роща» «Альпийская горка» «Сухой ручей» «Метео-площадка» «Тропа здоровья» «Деревенское подворье» «Птичья гостиная» «Отель для насекомых» 2. Разработка методических рекомендаций по использованию маршрутных объектов. 3. Проведение образовательной работы по «Экологической тропе» для формирования элементарных экологических знаний и представлений воспитанников. 4. Публикация в СМИ материалов по результатам реализации проекта. |
Заключительный этап (май-август 2023) | Подведение итогов - Обобщение результатов по итогам реализации «Экологической тропы». - Оценка (мониторинг) знаний и умений воспитанников, полученных в результате реализации проекта - Разработка плана дальнейшего использования предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» для повышения экологической грамотности последующих участников образовательного процесса в МАДОУ. - Оформление методических материалов по итогам реализации проекта. |
Календарный план реализации инновационного проекта
№ | Задачи этапа | Сроки проведения | Перечень запланированных мероприятий | Ответственный |
1-этап - подгото вительный Апрель – Май 2020 | Изучение теоретических основ создания экологической тропы | Апрель 2020 | 1. Анализ работы по экологическому воспитанию. 2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста. 3. Создание методической копилки по организации экологической тропы | Инициативная группа: Караульнова О.А. Петрова И.В. Малева А.С. Матюшенко Л.А. Росликова О.В. Царенкова В.А. |
Разработка модели экологической тропы с учетом специфики территории МАДОУ | Апрель –май 2020 | 1. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов. 2. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы. 3. Создание паспорта экологической тропы | Инициативная группа: Караульнова О.А. Петрова И.В. Малева А.С. Матюшенко Л.А. Росликова О.В. Царенкова В.А. | |
Конкурс на выбор хозяина «Экологической тропы». | Май 2020 | Выбор участниками образовательных отношений хозяина «Экологической тропы» (с полным обоснованием данного героя) | Караульнова О.А. Петрова И.В. | |
2 этап –основной Июнь 2020- Апрель 2023 | Реализация работы по маршруту экологической тропы: Создание станций экологической тропы: «Цветочная станция» «Огород» «Аптека на земле» «Фруктово-ягодный сад» «Смешанный лес» «Березовая роща» «Альпийская горка» «Сухой ручей» «Метео-площадка» «Тропа здоровья» «Деревенское подворье» «Птичья гостиная» «Отель для насекомых» | Июнь- Август 2020 | Создание действующих станций. Проведение предварительной работы: -Посадка рассады. -Подготовка территории. -Приобретение почвы, удобрений, инвентаря и других материалов для создания и оформления станций тропы. - Привлечение родителей | Заведующий, зам.заведующего по АХР, старший воспитатель, воспитатели, рабочий по обслуживанию здания. |
Презентация экологической тропы | Сентябрь 2020 | Проведение торжественного открытия экологической тропы Приглашение родителей, | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели | |
Проведение образовательной работы на экологической тропе. | В течение учебного года и в летний период | Составление конспектов ООД по маршруту «Экологической тропы» Проведение занятий, прогулок, экскурсий, праздников на «Экологической тропе». | старший воспитатель, воспитатели | |
3 этап – заключительный Май- Август 2023 | Подведение итогов реализации проекта. Проведение педагогической диагностики по экологическому воспитанию | Май, сентябрь 2023 | -Обобщение результатов по итогам реализации «Экологической тропы». - Оценка (мониторинг) знаний и умений воспитанников, полученных в результате реализации проекта (использование диагностических карт освоения ООП ДО в каждой возрастной группе, составленных по методике Верещагиной Н.В.: «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации» СПб ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014-2016 г.г.). - Разработка плана дальнейшего использования предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» для повышения экологической грамотности последующих участников образовательного процесса в МАДОУ. - Оформление методических материалов по итогам реализации проекта. | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели |
Этапы реализации проекта / программы (описание механизмов, методики)
1. Изучение теоретических основ создания «Экологической тропы».
На данном этапе изучена методическая литература, использованы информационные ресурсы. По итогам изучения материала создана методическая копилка, как в печатном, так и в электронном варианте, куда вошли основные теоретические материалы, необходимые для организации экологической тропы на территории дошкольного учреждения.
2. Разработка модели экологической тропы с учетом специфики территории МАДОУ «Тяжинский детский сад №3»Золотой ключик»
На данном этапе создается графическая модель будущей «Экологической тропы» с учетом местности МАДОУ, возраста воспитанников, учетом кадровых ресурсов и материальных затрат.
Экологическая тропа будет состоять из станций, каждая из которых представляет собой законченный тематический объект и выполняет определенные функции. Станциями экологической тропы станут: «Цветочная станция», «Деревенское подворье», «Фруктово-ягодный сад», «Альпийская горка», «Сухой ручей», «Огород», «Смешанный лес», «Березовая роща», «Метео-площадка», «Аптека на земле», «Тропа здоровья», «Птичья гостиная», «Отель для насекомых».
3. Создание объектов экологической тропы.
Данный этап проекта является одним из самых трудоемких и значимых. Для его реализации будет задействовано большое количество человек – это и сотрудники, воспитатели и родители.
За каждым объектом будут закреплены педагоги, которые будут:
- принимать непосредственное участие в создании станции;
- поддерживать на закрепленной за ними станции порядок, усовершенствовать ее;
- накапливать, систематизировать и оформлять материал по направлению деятельности станции;
- принимать участие в организации занятий и мероприятий на данной станции.
Исходя из изученной теоретической базы, планируется следующее наполнение объектов:
«Огород» и «Цветочная станция» являются обязательными элементами «Экологической тропы», так как из всех видов трудовой деятельности доступной ребенку-дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Работая в огороде и на цветнике, дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевают целым рядом практических навыков. Совместная, дружная, продуктивная деятельность развивает чувство коллективизма и чувство ответственности за общее дело, доставляет детям удовольствие и радость.
Помимо традиционных работ на грядках и клумбах, ведется постоянное наблюдение за ростом и развитием растений (дневники наблюдения), что позволяет доступно объяснять дошкольникам связь растений с окружающей средой. Это даст положительный эффект с познавательной и эстетической точки зрения.
Основными условиями для успешной работы на огороде и в цветнике являются:
- наличие четкого плана, последовательности и дозировки работ;
- наличие рабочего инвентаря, учебного материала;
- совместная деятельность взрослого и ребенка.
Основные виды работ дошкольников на огороде и цветнике:
- обработка почвы (вторичная перекопка, разбивка огорода на грядки, просеивание земли,
- посев семян
- высадка рассады (огурцы, капуста)
- рыхление и прополка
- полив и подкормка (используются только органические удобрения)
- сбор урожая и семян (Ни в коем случае выращиваемые растения нельзя использовать для употребления в пищу. Так как они накапливают из воздуха, почвы, дождевой влаги загрязнители и становятся небезопасными для здоровья детей. Выращиваемые растения на огороде используются для наблюдения за ними, для выработки у детей навыков ухода за растениями).
- уборка участка (сбор ботвы, листьев)
На огороде будут выращиваются районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдения. Зеленые (щавель, укроп, салат), луковые (лук-батун, лук репчатый), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная), плодовые (огурец, кабачок, тыква), корне- и клубнеплодные (морковь, репа, редис, свекла, картофель), бобовые (горох, фасоль).
Растения для цветника – однолетние: бархатцы, астры, петуния, космея, настурция, львиный зев; двулетние – анютины глазки, гвоздика турецкая, незабудка; многолетние – флокс, пион, георгин, ирис, люпин.
Для цветника подобраны растения, которые цветут с ранней весны до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время.
Объект «Аптека на земле» преследует цель познакомить детей с лечебными свойствами растений, уметь их различать и называть. Деятельность, осуществляемая на станции, схожа с деятельностью на объектах «Огород» и «Цветник».
Растения, рекомендуемые для высаживания на объекте: тысячелистник, мята, мелисса, календула, душица, ромашка лекарственная, чабрец и др.
Объект «Экологической тропы» «Фруктово-ягодный сад» создается с целью расширения знания о фруктовых и ягодных деревьях и кустарниках и уходе за ними. Рекомендуемые деревья и кустарники: вишня, яблоня, рябина, ирга, калина, черная и красная смородина и т.д.
«Смешанный лес» - объект «Экологической тропы», насажденный различными породами деревьев и кустарников (сосна, ель, береза, осина, дуб, клен, рябина, малина, боярышник и др., мхами и лишайниками, лесными породами ягод (черника, брусника, земляника,) цветами (ландыши, подснежники и др., грибов, макетами лесных зверей, птиц, насекомых). Здесь же можно организовать объекты «Птичья гостиная» и «Отель для насекомых».
Формы организации детской деятельности: Экскурсия в уголок леса в разное время года, наблюдение за сезонными изменениями в природе, сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений, познавательные занятия с детьми, беседы «Лес- наше богатство», дидактические игры «С какого дерева листок?», «Когда это бывает?», «У кого листочки, у кого иголки», «Четвертый лишний» и пр, проведение досугов «Путешествие в лесное царство», «В гости к Лесовичку» и др.
На территории МАДОУ в течение многих лет ребята подкармливают птиц и поэтому создание объекта «Птичья гостиная» стало само собой разумеющимся. В детском саду проводились различные конкурсы: на лучшую кормушку «Каждой пичужке по кормушке», на лучший скворечник «Птичий дом», на лучший рисунок и поделку «Чудо-птица», где ребята совместно с родителями и воспитателями проявляют творчество и фантазию.
На объекте дети и взрослые смогут наблюдать за птицами, изучать их повадки, внешний вид, предпочтения в пище и т.д. Это способствует развитию у детей познавательного интереса к изучению мира птиц, расширяет кругозор детей и показывает значение роли человека в жизни птиц.
Объект «Отель для насекомых» — это специальное строение, в котором могут поселиться полезные насекомые, такие как – златоглазки, божьи коровки, наездники, журчалки, жужелицы и пр. Данная конструкция поможет привлечь на наш участок полезных насекомых, за которыми наши детки с удовольствием будут наблюдать. Основу отеля для насекомых составляет деревянный каркас, поделенный на секции. Самое главное в обустройстве отеля для насекомых – собрать материалы, в которых полезные насекомые могут обустроить свой приют. Это пеньки, бруски, шишки, солома, трубчатые стебли, разнообразные ветки и др.
Объект «Деревенское подворье» создается для знакомства детей с домашней птицей и домашними животными, особенностями их внешнего облика, поведения, их способы передвижения, повадки, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
Так как на территории детского сада невозможно создать искусственный водоем, было задумано создать станцию «Сухой ручей» - это имитация воды, сделанная из камней. Он будет заменять настоящий водоем и выполнять несколько функций:
- здоровьесберегающая (топтание по камешкам, массаж ступней ног);
- познавательная (по берегам ручья высаживаются растения, которые произрастают на берегах реальных водоемов);
- эстетическая.
Самой технически оснащенной станцией на тропе будет «Метеоплощадка». Это специально оборудованная площадка с различными приспособлениями для наблюдения за погодой. Она будет служить для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды и умению работать с метеооборудованием. Такая работа поможет вызвать стойкий интерес ребят к изучению погодных и природных явлений.
Перечень планируемого метеооборудования:
- Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Обычно высокое давление означает хорошую, устойчивую погоду, а низкое — облачную и дождливую.
- Термометр — для измерения температуры воздуха.
- Термометр водный – для измерения температуры воды.
- Компас - прибор для определения сторон света
На метеоплощадке также будут находятся:
- Флюгер, ветряной рукав, вертушки из различного материала — приборы для определения направления и силы ветра.
- Воздушные змеи и другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер.
- Солнечные часы — это круг с цифрами («циферблатом»), посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время.
- Дождемер— служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления.
- Клумбы с растениями-барометрами и с растениями-часами
Растения-барометры: Фиалка, календула, папоротник орляк, одуванчик
Растения - «живые» часы мать-и-мачеха, ноготки, цикорий, портулак. Цветы высаживаются в зависимости от того, в какое время открываются или закрываются их лепестки. Так, раскрывшиеся ноготки будут указывать на 9 часов утра, а закрывшая цветок мать-и-мачеха — на 17 часов.
Декоративным элементом нашей экологической тропы будет являться «Альпийская горка» – композиция из растений и камней, исполнена в фантазийном стиле. Этот горный ландшафт в миниатюре преследует цель показать дошкольникам приспособленность растений к различным условиям окружающей среды, связь между растениями и насекомыми. Также, здесь удачно сочетаются объекты живой и неживой природы. Общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок – все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.
Для сооружения альпийской горки мы будем использовать камни, гравий, щебень, песок, земля. Камни и гравий нужны для сооружения самой горки. Щебень используется для дренажа, мульчирования растений от загнивания, для создания скальной осыпи. Основной вид земли для альпинария - дерновая и перегной, добавки - песок. Песок (лучше брать речной) нужен для разрыхления плотной почвы.
Уход за альпинарием заключается в прополке, рыхлении, поливе и подкормке, а осенью, в период листопада,— в систематической уборке листьев. Работа на альпинарии ведется силами воспитателей, воспитанников и их родителей, старшеклассников из ТОС.
Наиболее распространенные растения для альпийской горки: горицвет, примулы, флокс шиловидный, гвоздика-травянка, живучка, стефанандра, ясколка, гипсофила ползучая, камнеломки и др.
Объект «Тропа здоровья». Она позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
4. Разработка маршрутов экологической тропы и оформление текста экскурсии по маршрутам
Педагогами МАОУ будут разработаны маршруты для посетителей тропы.
Возможности использования объектов «Экологической тропы» разнообразны. Исходя из целей занятий, мероприятий, маршртуты могут проходить как через все станции, так и выборочно. Например, знакомство детей с лекарственными растениями целесообразно проводить на станции «Аптека на земле». А для того, чтобы ребята наглядно увидели признаки наступления весны, лучше провести обзорную прогулку, посетив все станции.
В подготовительный период стартует конкурс на выбор хозяина «Экологической тропы». Это может быть любой сказочный персонаж, который станет талисманом «Экологической тропы». Из представленных конкурсных работ будет создана выставка, на которой путем голосования будет определен победитель.
5. Презентация экологической тропы представляет собой ряд мероприятий, направленных на популяризацию данной тропы. Планируется проведение следующих мероприятий:
- Торжественное открытие «Экологической тропы», на котором будет представлен хозяин «Экологической тропы» и её название (исходя из талисмана)
- Презентация экологических маршрутов
- Установка информационных щитов на тропе
- Выпуск рекламно-информационных материалов
- Освещение информации в СМИ
- Детский праздник «Нам с природой по пути».
6. Проведение образовательно-воспитательной работы на экологической тропе
Организация учебно-образовательного процесса на экологической тропе состоит из двух взаимосвязанных блоков:
- совместная деятельность взрослого с ребенком;
- самостоятельная деятельность детей.
Совместная деятельность взрослого с ребенком
- экскурсии, занятия, наблюдения за животными и растениями (распознающее за одним, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);
- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
- ознакомление с трудом взрослых в природе;
- наблюдения на объектах экологической тропы;
- целевые прогулки по экологической тропе;
- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);
- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- беседы с детьми на экологические темы по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
- сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев;
- опыты;
- труд на объектах экологической тропы;
- работу с моделями;
- создание проблемных ситуаций — познавательных и практических;
- работу с календарем природы, дневниками наблюдений;
- экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей:
- наблюдения в природе,
- разные виды игр;
- экспериментирование;
- уход за растениями и животными в уголке природы;
- изготовление поделок из природного материала.
Ожидаемые результаты
• На территории МАДОУ образуется предметно-средовый образовательный комплекс «Экологическая тропа».
• Повысится уровень экологических знаний и умений у воспитанников; повысится интерес к объектам и явлениям природы у всех участников образовательных отношений.
«Экологическая тропа» - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.
После путешествия по экологической тропе у ребят появляется желание расширить уже имеющуюся информацию, открыть новые станции не изведанные. Многие задумываются об экологических проблемах, возникающих в поселке, стране, мире. Появляется желание внести свой посильный, пусть даже маленький вклад в решение экологических вопросов.
Состав участников инновационного проекта
№ п.п. | Ф.И.О. участников инновационного проекта | Должность, категория, ученая степень, звание (если имеется) | Функциональные обязанности в ходе реализации инновационного проекта |
1. | Караульнова Ольга Анатольевна | Заведующий | Создание условий, контроль за ходом инновационной деятельности. |
2. | Петрова Инна Васильевна | Старший воспитатель | Оформление пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих хо инновационной деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности, консультативная помощь педагогам, родителям. Мониторинговое сопровождение, отслеживание промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности. |
3. | Клокова Светлана Александровна | Заместитель заведующего по АХР | Обеспечение материально-техническими средствами для реализации проекта |
3. | Кузора Любовь Анатольевна Балабова Ольга Юрьевна Ильина Жанна Федоровна Серебрякова Елена Юрьевна Кротова Нина Аркадьевна Царенкова Валентина Анатольевна Веселкова Ольга Николаевна Росликова Оксана Владимировна Малева Анна Сергеевна Матюшенко Лидия Анатольевна Рубан Оксана Сергеевна Павлова Елена Федоровна Сабанина Ирене Эвальдовна Арамачева Ольга Олеговна | Воспитатель, специалисты | Проведение образовательной работы по «Экологической тропе» для формирования элементарных экологических знаний и представлений воспитанников. Составление паспорта объекта «Экологической тропы», закрепленной за группой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы"....
"Защита инновационно-педагогического проекта ландшафтного содержания "ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД"- экологическая тропа в детском саду" для воспитателей и дошкольников (младших, средних, старших и подготовительных групп ДОУ) Подмосковье г. Красногорск 2016год
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЛАНДШАФТНОГО СОДЕРЖАНИЯ «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»Экологическая тропинка детского сададля воспитателей и дошкольников младших, средних, старших и подготовительных к ш...
Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»
Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....
Трансляция опыта работы инновационной площадки для обеспечения образовательной деятельности УМК ОП ДО «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ» «Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования
Опыт работы инновационной площадки регионального уровня по реализации УМК "Тропинки"...
«Экологическая тропинка, как инновационное средство экологического воспитания дошкольников»
Новая интересная форма работы с детьми...
Инновационная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Блок «Тропинка в мир изобразительного искусства» для детей 5-6 лет
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Педагоги дошкольных образовательных учрежд...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...