Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блокадный Хлеб».
методическая разработка (старшая группа)

Терехова Юлия Михайловна

Цель: Развитие  нравственно-патриотического воспитания направленное на формирование и развитие личности ребенка.

Задачи:

  • Дать сведения о блокадном   Ленинграде, о блокадном  хлебе в  котором отражалась  великая и  трагическая история человечества.
  • Расширять кругозор,  обогащать словарь, умение слушать и слышать педагога.
  • Воспитывать чувства гордости к истории своей страны уважительное отношение к старшему поколению к ветеранам Великой Отечественной войны.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_hleb.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Блокадный Хлеб».

Автор:

Терехова

Юлия Михайловна

воспитатель высшей

2021 г

Цель: Развитие  нравственно-патриотического воспитания направленное на формирование и развитие личности ребенка.

Задачи:

  • Дать сведения о блокадном   Ленинграде, о блокадном  хлебе в  котором отражалась  великая и  трагическая история человечества.
  • Расширять кругозор,  обогащать словарь, умение слушать и слышать педагога.
  • Воспитывать чувства гордости к истории своей страны уважительное отношение к старшему поколению к ветеранам Великой Отечественной войны.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.

Слушание военных песен.

Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).

Чтение стихов поэтов - ленинградцев военных лет (В. Инбер, О. Берггольц, М. Дудин, Елена Вечтомова, В. Лифшиц и другие).  

Оборудование и материалы:

Мультимедийное оборудование;

Презентация «Блокадный хлеб Ленинграда»;

Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;

Образцы хлебных карточек.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю. На выходных, я ходила в магазин «Пятерочка». Там при входе в магазин меня встретили парень и девушка в  военной форме. Я удивилась, что здесь происходит? Они предложили мне взять «Блокадный хлеб». Я знаю, что такое блокадный хлеб. А вам ребята известно это выражение?

(Ответы детей).

Воспитатель: Как можно сказать про хлеб, какой он?

(Ответы детей)

Воспитатель: действительно хлеб бывает: ржаной, пшеничный, белый, черный, мягкий, воздушный, пышный, свежий, ароматный, запашистый,  румяный, золотой, аппетитный, вкусный.

Воспитатель: но сегодня  я хочу рассказать вам о другом хлебе — военном или Блокадном хлебе. Это тот хлеб, о котором мы должны знать и помнить, всегда!

Ребята, 80 лет назад, ночью 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война. Враг подошёл к Ленинграду так ранее назывался город «Санкт-Петербург», и город оказался в блокаде.

Блокада это круг или кольцо из немецких войск вокруг города, которое сомкнулось. Еще это кольцо называют блокадой. Город и все жители оказались замкнуты в этой блокаде. Никто не мог выехать от туда.

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде (кольце), поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград, приходили люди с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам.

Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.  По ним можно было получить свою норму хлеба - небольшой  кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день.

А кроме хлеба, еды у людей не было. Как вы думаете, можно наесться, этим кусочком хлеба на весь день.  Как вы думаете, это сколько? Покажите руками… (Ответы детей).

Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба - это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей). 

У нас в группе есть математические весы, я предлагаю вам взвесить хлеб. (Деятельность с весами) Как вы считаете, этого хлеба было достаточно, что бы наесться? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький  кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали.

Чтобы хлеба было, больше в него добавляли: примеси ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу и клей.  Резали хлеб только на газете или бумаге, для того, чтобы собрать все крошки и съесть. Чтобы не голодать люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена.

Но Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится. Работали  заводы, которые выпускали танки и военную технику. Работали театры, это место, куда могли пойти люди, что бы  хоть немного забыть о злосчастной войне. Работали школы, и дети могли учиться, получать образование. Больницы лечили людей, оказывали необходимую помощь больным. Ходили трамваи, для того, чтобы люди могли добираться на работы в школу, в больницу. Дети ходили в детский сад. Представляете, как сложно было людям в то нелегкое  для всех время.

 В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. С этого времени в город стали поступать товары первой необходимой помощи. Но война продолжалась еще полтора года…

Воспитатель: С тех пор прошло много времени, но подвиг совершенный Ленинградцами во время блокады, на всегда останется в нашей памяти. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. 

Ребята, как вы думаете, какой подвиг совершили Ленинградцы? (ответы детей).

Ребята как вы думаете, если бы мы с вами оказались там в это нелегкое время, чем бы вы хотели помочь Ленинградцам? (Ответы детей)

 А сейчас я хочу предложить вам на выбор, материалы изобразительной деятельности. Вы можете нарисовать, вылепить или апплицировать вашу помощь жителям Ленинграда…

Воспитатель: Я хочу предложить вам, сегодня, когда вы придёте домой, рассказать родителям о блокадном хлебе, предложите родителям испечь такой хлеб всем вместе, в память о том тяжелом времени.

Используемая литература:

1. Валерий Воскобойников «Девятьсот дней мужества» Издательство «Малыш» 1984 год.

2. Дмитриев В. К …Была война, была блокада…Издательство Корона принт, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " в гости к Старичку - Лесовичку"

- систематизировать знания детей о родном крае- добиться усвоения знаний о лекарственных растениях, животных - санитарах леса- расширять словарный запас дошкольников- обеспечить развития умения сопост...

Конспект ООД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кто нам хлеб растит"

Цель: дать понять, окуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет....

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Дети, в школу собирайтесь!»

Расширять знания детей об окружающем мире. Познакомить  с правилами поведения в школе.Формировать мотивационную готовность ребенка к школе....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блокадный Хлеб».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1муниципального образования Щербиновский районстаница Старощербиновская   Конспект НОД по познавательному разв...

Конспект интегрированного тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста - "Блокадный хлеб"

Цель: дать представление о тяжёлых и героических днях блокадного Ленинграда....