Предметно-пространственная среда в ДОУ
статья

Бирюкова Лариса Ильинична

Основной целью методической работы является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры всех участников образовательного процесса. Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет, он является лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом, а так же, он обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения и учебно-методической литературой. Методический кабинет – это копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obr.sreda_.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Основной целью методической работы является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры всех участников образовательного процесса. Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет, он является лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом, а так же, он обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения и учебно-методической литературой. Методический кабинет – это копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.

В нашем учреждении составлен график работы методического кабинета таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, которые работают в первую и во вторую смену. Создание, оснащение и организация работы методического кабинета опирается на следующие принципы:

-оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, оно должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

-оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели и от рационального размещения учебно-методического материала.

-основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, презентации, дидактические материалы.

-оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.

При структурировании материала методического кабинета учтено мнение воспитателей и специалистов ДОУ, для которых он создан. Особое место отведено принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. Методическая работа с педагогами строится с учётом запросов каждого педагога. А работа в кабинете организована, так, что воспитатели могут посидеть с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, и каждый приход в методкабинет приносит педагогам новые знания, новые мысли, обогащение опыты.

Материал методического кабинета соответствуют, современным требованиям и разделён на несколько разделов, включающих:

1.нормативные и инструктивные;

2.методические;

3.дидактические и наглядные;

4.справочные;

5.детскую художественную литературу.

Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:

Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);

Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

При систематизации учебных средств, методических рекомендаций и т.п. в методическом кабинете учитывается их функции в организации учебно-воспитательного процесса.

 Для всех возрастных групп предоставлены:

образец режима дня в детском саду и дома;

комплексы упражнений для утренней гимнастики;

- рекомендации для закаливания детей в детском саду и дома;

- рекомендации для формирования у детей умения общаться, культурно-гигиенических привычек и привычек культурного поведения;

- материалы для обучения правилам уличного движения (атрибутика, учебные игры, картины и пр.);

- комплекты различных материалов;

- методические рекомендации для ознакомления детей с сезонными явлениями природы, а также для ознакомления их с живой и неживой природой;

- различные предметы прикладного искусства, статуэтки, картины, иллюстрации к книгам и пр.;

- различные средства для ознакомления детей с цветом и различными формами;

- изобразительная деятельность (ознакомление с различными материалами, обучение простым приемам труда, ручной труд);

- образцы предметов, изготовленные детьми и воспитателями;

-методические рекомендации по вопросам организации и руководства всеми типами игр (творческая игра, игра с правилами и т.д.);

- репродукции произведений искусства (картины, комплекты открыток и пр.);

- программная детская литература.

- аудиозаписи и видеозаписи;

- наглядные пособия и игрушки;

- программы для проведения тематических утренников, праздников, развлекательных вечеров;

- персонажи и атрибутика для кукольного театра;

- материалы на тему “В помощь воспитателю в работе с семьей”;

- перспективный и годовой планы;

Книжный фонд методического кабинета условно разделён на книги для воспитателей и специалистов (методическая и справочная литература) и для детей.

Большое место в методическом кабинете занимает периодическая печать, здесь находятся журналы и газеты на темы дошкольного воспитания такие, как «Дошкольное воспитание»,»Справочник старшего воспитателя», «Обруч», «Музыкальная палитра», «Педагогический вестник», «Управление ДОУ» и другие. А также, имеются произведения великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.

Методическая литература удобно распределена по разделам: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Материал о Ейске» и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Работа старшего воспитателя заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого в ДОУ составлена соответствующая аннотация на статьи в журналах, книгах, разработаны необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

В методическом кабинете имеется наглядный материал для педагогического просвещения родителей в группах под рубриками: «Психолог советует», «Советы учителя-логопеда», «Родителям о физическом воспитании», «Родителям об игре» и т.д. Родители с удовольствием читают информационные буклеты, которые меняются в каждой группе практически ежедневно. В них предусмотрены вопросы для мам и пап, задания по наблюдению за поведением ребёнка, высказывания детей. Всё это помогает воспитателю наладить обратную связь с родителями, подготовить к проведению консультаций, деловых игр, собраний.

Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, организован соответствующим образом, определена система его хранения, которая совпадает с размещением методического материала. На весь наглядный материал, как и на методический, составлена картотека с аннотацией, где, в какой группе, на каких занятиях можно использовать ту или иную игрушку.

Весь наглядный материал так же, как и книжный фонд, строго учитывается, при поступлении регистрируется в специальном журнале «Поступление методических пособий и литературы. Отдельно в методическом кабинете создана картотека демонстрационных картин, к оформлению которых предъявлены те же требования. Такая картотека помогает сэкономить время и дает воспитателю возможность, самостоятельно подготовится к тому или иному виду работы.

Кроме того, в методическом кабинете  проводятся как постоянные, так и эпизодические экспозиции и выставки. Например: «Новинки педагогической литературы», «Знакомим детей с природой», «Аттестация педагогов», «Материалы к смотрам – конкурсам», «Знаменательные даты нашей страны», «Методическая копилка», и т.д. тематика выставок самая разнообразная, но при их оформлении соблюдаются определённые рекомендации:

- если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (приказ, положение, инструкция и т.д.), то представлен план его изучения, рекомендации воспитателю по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и т.д.;

- методические рекомендации по данной теме;

- опыт работы связанный по этой теме (детского сада, города, других городов и зарубежных стран);

- литература по данной теме;

- наглядный материал, связанный с этой темой, перечень оборудования, образцы, схемы и др.

Материалы для методического кабинета соответствуют современным требованиям образовательного и воспитательного процесса, имеет тщательно продуманную систематизацию. Авторский подход построения методического кабинета позволяет успешно решать задачи по оказанию методической помощи воспитателям, повышению их квалификации, общего образовательного уровня, грамотно использовать систему мероприятий, направленную на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования и развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...