"Событийная модель воспитательной работы в ДОУ как условие успешной социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста"
консультация

Мустайкина Юлия Сергеевна

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие»,  что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

Педагоги, изучающие событийный подход предлагают в создании условий ставить акцент на детской инициативности, самостоятельности, комплексной организации занятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Событийная модель воспитательной работы в ДОУ как условие успешной социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста Подготовила: ст.воспитатель Мустайкина Ю.С.

Слайд 2

Педагогическая технология - последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему реализация, которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания

Слайд 3

Не рядом, не над ним, а вместе!

Слайд 4

« Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» Д.Б. Эльконин. « Событие - источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, деформирует мышление и поведение, развивает их.» В.В.Сериков

Слайд 5

Событийность Для детей Для педагогов Раскрываются способности Постановка детской цели Самостоятельно ищут пути решения Повышение мотивации к саморазвитию Равноправие Образовательное событие

Слайд 6

Образовательное событие Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

Слайд 7

Этапы организации образовательных событий в детском саду Определение тематики образовательных событий 1 Определение целей и задач 2 Подготовка к образовательному событию 3 Проведение образовательного события 4 Рефлексия 5

Слайд 8

Принципы организации образовательного события Самое главное – подходить к организации события творчески. Предоставить детям действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций. Стараться не сдерживать инициативы детей. Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблемы. Стараться избегать оценочных суждений .

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Событийная модель воспитательной работы в ДОУ как условие успешной социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста»

СЛАЙД 1

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования.

Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми.

СЛАЙД 2

В связи с этим, основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. А новые педагогические технологии способствуют этому.

СЛАЙД 3

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:

• содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

• желание сделать жизнь детей более интересной;

• формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

• изменение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

СЛАЙД 4

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», (корпорацией Росатом на протяжении ряда лет проводился конкурс опирающийся именно на технологию «Образовательное событие») что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

Педагоги, изучающие событийный подход предлагают в создании условий ставить акцент на детской инициативности, самостоятельности, комплексной организации занятий.

Научные основы событийного подхода следующий:.

  • Было доказано, что лучше всего усваивается ребенком то, что он делает по собственному желанию.
  • Было  показано, что для проявления ребенком активности необходимо обучать его обобщенным способам действия.
  • Выяснилось, что ребенку не безразлично, что и зачем он выполняет.

СЛАЙД 5

Событийность для детей...

У детей раскрываются способности, активизируется стремление к самостоятельности, развивается творческое отношение к собственной деятельности и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое дело до конца.

Все дети самостоятельно ищут пути для решения ими же самими поставленных целей, выбирают средства, проверяют правильность решения.

Постановка детской цели и планирование деятельности детьми помогает им сконцентрировать внимание при выполнении последующих действий.

Событийность для педагогов...

Событийность способствует повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию. Ведь детские вопросы порой такие, что обращаешься к разным источникам – энциклопедиям, методической литературе.

Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с детьми.

 Единицей проектирования в событийном подходе выступает –Образовательное Событие

СЛАЙД 6

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

Другими словами: Образовательное событие- это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.

Цель образовательных событий:  

•        Присвоение детьми социального опыта через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности   детей, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

СЛАЙД 7

Этапы организации образовательных событий в Детском саду:

1 этап

– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

2 этап

– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет, какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

3 этап

– подготовка к образовательному событию.

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

4 этап

– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

5 этап

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Формы образовательного события могут быть разными

Событие – праздник

Событие – конкурс

Событие – состязание

Событие – квест

Событие – «защита»

Событие – флешмоб

Событие – проект

Событие – исследование, экспедиция

Событие – фестиваль и т.д.

Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Образовательное событие в детском саду, представляет обучающий процесс, интегрированный в новое пространство, благодаря чему, помимо образования, он также помогает улучшать социальные навыки его участников.

СЛАЙД 8

Итак, при организации ОС нужно придерживаться следующих принципов:

Принципы  деятельности

  • Самое главное – подходить к организации события  творчески.
  • Предоставить детям действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций.
  • Стараться  не сдерживать инициативы детей.
  • Не делать  за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Помогать  детям формировать навыки самостоятельного решения проблемы.
  • Стараться избегать оценочных  суждений.

Основной принцип, на который опирается образовательное событие  – «От сотрудничества – к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению».

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

ВЫВОД:

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО (на примере работы объединения «Чистоговорка»)

Выступление Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО(на примере работы объединения «Чистоговорка»)...

Вопросы теории. Условия успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Статья "Условия успешного развития творческих способностей  детей дошкольного возраста" поможет педагогам дошкольникам и родителям раскрыть сущность детского творчест­ва, его проявления, формиров...

Проект «Гражданственно-патриотическое развитие детей старшего дошкольного возраста, как основа событийной модели воспитательной работы ДОУ»

Проект разработан творческой группой педагогов МБДОУ д/с №8 "Буратино" с. Архипо-Осиповка г-к ГеленджикКузьминых Галина МихайловнаХристофорова Наталья ИвановнаГуськова Татьяна ЮрьевнаРомашевская Елена...

Условие успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Материал раскрывает способы развития креативности у детей дошкольного возраста через интересные и простые игры....

Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду

Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем даль...

Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (методические рекомендации)

Арт-терапия в учреждениях дошкольного образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных ко...

Доклад на тему: «Игра, как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям санатория для дальнейшего успешного оздоровления».

Доклад на тему: «Игра, как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям санатория для дальнейшего успешного оздоровления». Содержит рекомендации по организации и пров...