Программа дополнительного образования "Сказкой развиваем речь"
рабочая программа (средняя группа)

Фичора Марина Сергеевна

Программа развития речи детей с 3 до 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.2.1.docx87.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 4"

                                                                                                                         СОГЛАСОВАНО

                                                                                                                         Старший воспитатель  

                                                                                                                         ___________________ Ливинская Е.В.

                                                                                                                         «___»____________2021 г.  №_____

Программа

дополнительного образования

«Сказкой развиваем речь»

для детей 3 – 6 лет

                                                                           

                                                                            Разработчик: воспитатель первой                            

                                                                        квалификационной категории

                                                                  Фичора Марина Сергеевна

                      

   

Бердск - 2019

    Данная программа направлена на обеспечение   построения  целостного       педагогического процесса, направленного на социально-коммуникативное, речевое развитие ребенка.  Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие младших дошкольников.

Рабочая программа по развитию  речи младших дошкольников реализует образовательную область «Речевое развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования, согласно ФГОС.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.

Целевой раздел. Пояснительная записка………………………..

3

1.1

Актуальность программы………….......................................................

3

1.2

Цель и задачи программы………….....................................................

6

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………........

7

1.4

Возраст детей, на которых рассчитана программа….........................

8

1.5

Планируемые результаты освоения детьми программы…………..

  9

II.

Содержательный раздел……………………………………………...

10

2.1

Проектирование образовательной работы по программе…………

10

2.2

Содержание разделов программы по возрастным группам……….

 10

2.3

Календарно-тематическое планирование……………………………..

11

III.

Организационный раздел………………………………………….

22

3.1

Материально-техническое обеспечение программы…………………

22

.

Методическое обеспечение программы:

24

                                                     

                                                                 «Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем».

В. А Сухомлинский

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Содержание данной программы предполагает решение таких задач речевого развития детей дошкольного возраста, как овладение речью для  успешного общения с окружающими людьми, пополнение активного и пассивного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, интонационной культуры речи, фонематического слуха, ознакомление с детской художественной литературой, русскими народными сказками.
    Правильное организованное обучение и дидактическое общение позволяют детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развивать творческие способности ребенка в изобразительной, художественно – эстетической деятельности.

1.1. Актуальность программы.

      В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих те или иные нарушения речи, даже судя по моему опыту работы, стремительно увеличивается количество детей, которые плохо говорят либо не говорят вообще, будучи уже во второй младшей группе.

      Речь маленьких детей в период ее формирования, по мнению педагогов и психологов,  всегда отличается недостатками звукопроизношения, отсутствием связной речи.  Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, а может быть, как утверждают многие психологи, нежелание самих дошкольников говорить, общаться друг с другом. Возникает ощущение, что потребность в общении в современном мире постоянно сходит на «нет», что само по себе неудивительно.

      Историки замечают, что на рубеже ХХ  и ХХI веков в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает.

      Все указанные факты наносят безусловный урон развитию детской речи. Современный ребенок вынужден жить в мире, где родителям из-за материальных причин просто некогда поговорить с ним о доброте, чуткости, честности, справедливости, а порой и просто спросить, как у него дела, побудить его к эмоциональному рассказу о прожитых впечатлениях. Образ детской книжки ассоциируется у ребенка с планшетом, а мамина сказка на ночь, просто с аудиофайлом программы, потребность в речи в таких условиях иногда может и отсутствовать.  

      Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим одной из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования, является создание условий для полноценного речевого развития детей.

      Всестороннее речевое развитие дошкольников всегда неотрывно от их психического и физического развития, поэтому эффективным средством решения данной проблемы, на мой взгляд, может стать использование логоритмики, а также приобщение детей к устному народному творчеству (сказкам).

       Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. С этими задачами успешно справляется логоритмика.

       Однако, современные дети должны не только хорошо говорить, слышать, анализировать предлагаемую информацию, им необходимо мечтать, быть добрыми, открытыми, честными, а с этой задачей справятся сказки.

       Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. 

     Таким образом, программа включает в себя комплексы логоритмических упражнений наряду с разносторонним изучением сказок, что, по моему мнению, поможет сформировать правильную связную речь и научит детей успешному позитивному общению.

     Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155). ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273

Основой для разработки рабочей программы стали:

  1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МАОУ СОШ№4 города Бердска.
  3. Учебно-методический комплекс:

 О.С.Ушакова «Программа развития речи дошкольников»

          Гербова В.В. «Учусь говорить. Младший возраст»

          Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно»
         Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом»
         Нищеева Н.В. «Развивающие сказки»
         Парамонова Л.Г. «Воспитание связной речи у детей.

 Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Знакомство с художественной литературой»  в программе  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

                                                                                                               .

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: формирование основ для успешного развития свободного общения дошкольников с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими  детей от 3 до 6 лет.

Задачи:

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором, детской художественной литературой.

2.Обогащать активный и пассивный словарь, активизировать речь детей.

3.Учить обсуждать содержание сказки, рассказа, потешки, поговорки.

4.Побуждать к активности в выборе роли в сюжетно-ролевой игре, пониманию возлагаемой на себя функции, к вхождению в роль.

5.Учить имитировать, подражать движениям взрослых, сказочных персонажей.

Развивающие:

1.Развивать связную речь, общую и мелкую моторику, артикуляцию, зрительное восприятие.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать слуховое внимание, двигательную память.

5.Развивать согласованность движений обеих рук и воспринимаемых слов по средством логоритмических упражнений.

Воспитательные:

1.Воспитывать толерантность, эмпатию по отношению к героям сказок, рассказов.

2.Воспитывать культуру общения с окружающими людьми.

3.Воспитывать у детей привычку читать, интересоваться литературой.

      Решение всех речевых задач осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, а также посредством организации самостоятельной деятельности детей в условиях развивающей среды. В рабочей программе представлена непосредственно образовательная деятельность, разработанная на основе возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей каждого дошкольного возраста.

      Структура НОД по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и систематизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. В основе предлагаемой системы лежит комплексный подход, при котором на одном НОД и чаще всего на одном материале решаются разные речевые задачи.

     Данная рабочая программа является дополнительной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников. Оценка индивидуального речевого развития воспитанников проводиться два раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы) с использованием диагностического материала.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

1. Принцип развивающего обучения.  Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

 2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сочувствие.)

3.Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4.Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5.Принцип индивидуализации. Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.

6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью. Устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих отношениях вещей и материи.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

Личностно-ориентированный подход, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство ДОУ, осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе.

Системно-деятельностный подход, предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно- деятельностный  компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.

Ггуманитарный подход, ориентированный на обращение к потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа

     Дети в возрасте 3-6 лет, посещающие детский сад. Занятия проводятся со всей группой.

     Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на три года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет.   

      Периодичность занятий – один раз в неделю в первую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

     Форма организации детей на занятиигрупповая.

     Форма проведения занятиякомбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

1.5. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы

 Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:

- Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.

- Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

- У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.

- Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.

- Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.

- Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психо-гимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.

- Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.

- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.

- Ребенок успешно находит контакт с окружающими его взрослыми людьми и сверстников.

   

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Проектирование образовательной работы по программе.

Формы работы с детьми:

1. Наблюдение за реальными объектами и явлениями социальной и природной среды.

2. Демонстрация игрушек, предметов.

3. Инсценировки с игрушками.

4. Рассматривание предметных и сюжетных картин.

5. Знакомство с произведениями художественной литературы, сказками.

6. Игры – инсценировки с использованием театра различных видов.

7.Приемы и методы сказкотерапии (психотерапевтические и психокоррекционные сказки).

8.Логоритмика.

9.Артикуляциооная гимнастика.

10.Массаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика.

11. Дыхательная гимнастика.

Рабочая программа интегрирует со следующими образовательными областями:

- «Социально-коммуникативное развитие»:

 - «Познавательное развитие»;

- «Физическое развитие»:

- «Художественно-эстетическое развитие».

     Данная рабочая программа является дополнительной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников. Оценка индивидуального речевого развития воспитанников проводиться два раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы) с использованием диагностического материала.

2.2 Содержание разделов программы по возрастным группам

           № п/п

Тема  занятий

Количество занятий

 1 год обучения

Сентябрь

«Репка», «Колобок»

                 4

Октябрь

«Муха-Цокотуха», «Маша и медведь»

4

Ноябрь

«Теремок», «Гуси-лебеди»

                 4

Декабрь

«Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба»

                 4

Январь

«Два жадных медвежонка», «Козлятки и волк»

                 4

Февраль

«Заюшкина избушка», «У страха глаза велики»

                 4  

Март

Стихи про маму, «Кто сказал

мяу?» В.Сутеев.

                 4

Апрель

Сказки Корнея Чуковского

                 4

Май

Сказки Корнея Чуковского. Диагностика

                 4

Всего за 1 год обучения:34

2 год обучения

Сентябрь

«Красная шапочка» «Сказочка про козявочку».

                 4

Октябрь

«Хаврошечка»,«Лиса и кувшин».

                 4

Ноябрь

«Дюймовочка», «Свинопас»

                 4

Декабрь

«Как собака друга искала?», «Лисичка-сестричка и волк».

                 4

Январь

«Бобик в гостях у Барбоса», «Лиса Патрикеевна»

                 4

Февраль

«Царевна-лягушка», «Айога»

                 4

Март

«Крылатый, мохнатый да масляный»,«Заяц-хваста».

                 4

Апрель

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Двенадцать месяцев»

                 4

Май

 «Серебряное копытце». «Сивка-бурка».

                 4

Всего за 2 год обучения: 34

3 год обучения

Сентябрь

Любимые сказки, «Лето»

               

Октябрь

«Лиса и кувшин», «Мужик и медведь» «Лиса и рак»

                 4

Ноябрь

Моделирование сказок «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».

                 4

Декабрь

«Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк»

                 4

Январь

«Сивка-бурка», «Снегурочка» создание модели «Сказка в коробке», «Финист – Ясный сокол»

                 4

Февраль

Книга «Наши сказки», «Иван-царевич и Баба-Яга», «Змей Горыныч».

                 4

Март

 С. Я Маршак «Багаж», «Человек рассеянный», «Пудель», «Почта».

                 4

Апрель

Ю. Тувим «Азбука», «Письмо к детям по очень важному делу», «Про пана Тирлянского».

                 4

Май

Рассказы Б. Житкова, А. Раскина, А. К. Вестли, М. Гриппе. Чтение глав из книги О. Пройслера «Маленькая Баба Яга

                 4

Всего за 3 год обучения: 34

                                   Общее количество занятий по Программе:  136                    

2.3. Содержание разделов программы

Календарно-тематическое планирование

Вторая младшая  группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

НОД

согласно теме

Совместные формы работы

(логоритмика, артикуляция, пальчиковая гимнастика)

Сентябрь

Диагностика речевого развития

 

1.«Репка».

 

2.«Колобок».

  (1-2 неделя)

1 (3-я неделя)

1 (4-ая неделя)

«День знаний.  Детский сад».

Аппликация в технике обрывания бумаги. (Репка)

Конусный настольный театр по  сказке «Репка»

Лепка «Приготовим родителям колобка»

Сюжетно-ролевая игра:

«Непослушный колобок»

 л/р «Назови себя ласково»,

«Волшебный стул»

п/г «Весёлый человечек.»

а/г Сказка «О веселом язычке» (блинчик, расческа, заборчик, грибочек)

л/р «Мы веселые мартышки»»

а/г Сказка «О веселом язычке» (блинчик, расческа, заборчик, грибочек + варенье, иголочка)

Беседа о выразительности речи, театре.

Октябрь

1.«Муха - Цокотуха».

 

2. «Маша и медведь».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Беседа о насекомых, их роли в природе.

Раскрашиваем муху, паука

Сюжетно-ролевая игра «В гости к Цокотухе»

«Большой, средний, маленький» - занятие по сказке.

Рассказывание сказки по картинкам.

 л/р «Оладушки», «Муравьиная зарядка»

п/г «Дружные пальчики.»
а/г Сказка «О веселом язычке» (повторить упражнения +индюк, качели)

л/р «Мы веселые мартышки»»

а/г Сказка «О веселом язычке» (блинчик, расческа, заборчик, грибочек + варенье, иголочка)

Ноябрь

1.«Теремок».

 

 

2. «Гуси-лебеди».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Игра-конструирование «Современный теремок».

Коллективная работа: рисование с элементами аппликации иллюстрации к сказке

Учимся характеризовать в беседе персонажей сказки

Конструируем из деревянного конструктора избушку Бабы Яги

 л/р «Шарик», «Дождик», «Правая и левая»

п/г «Я с игрушками играю»

а/г Сказка «О веселом язычке» (повторить упражнения + мостик, киска сердится)

л/р «Шел по берегу петух», №Ручки растираем»

а/г Сказка «О веселом язычке» продолжаем и тренируем изученные навыки

Декабрь

1.«Кот, петух и лиса

2. «Курочка Ряба»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Кукольный театр по сказке

ИЗО «Лисочка - хитрюшечка»

Пластилинография «Яичко для дедушки с бабушкой»

Рассказывание сказки по картинкам «Курочка Ряба»

л/р «Гном», «Строим дом».

а/г «Лошадка, Маляр»

п/г «Есть игрушки у меня»

л/р «Это я», «Мячик».

а/г «Лошадка, Маляр + Молоток, Часики»

п/г «Я с игрушками играю»

а/г Сказка «О веселом язычке» (повторить упражнения +индюк, качели)

Январь

 1.«Два жадных медвежонка».

2.»Волк и семеро козлят»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Сочинение нового варианта сказки «Два дружных медвежонка».

Учимся последовательно излагать содержание сказки ( с помощью вопросов педагога)

 л/у «Лошадка», «Колобок».

а/г «Трубочка, Чистим зубы»

п/г «Как живешь»

л/р «Это я», «Мячик».

Февраль

1.«Лиса и заяц» («Заюшкина избушка») 

2. «У страха глаза велики».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Аппликация два домика с элементами рисования

Проигрывание сказки по ролям

Придумывание нового варианта сказки, включение новых персонажей.

 Беседа «Чего мы боимся, как с этим бороться!?»

 л/у «Каша, Тарелки»

а/г «Хомячок», «Котенок ласкает молоко»

п/г «Наша группа, Дружба»

л/у «Каша, Тарелки»

а/г «Хомячок», «Котенок ласкает молоко»

п/г «Наша группа, Дружба»

Март

1. Учим стихи про маму.

 2. «Кто сказал

мяу?» В.Сутеев.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя

1 (4-я неделя).

Инсценировка любой знакомой сказки.

Настольный театр «Три медведя»

Фотовыставка кошек «Кто сказал мяу?»

 Рассказы детей о домашних животных «Мой питомец»

л/у «Платье, Тапки, Ботинки»

а/г «Орешек, Парус»

п/г «Дружба, Девочки и мальчики».

повторяем уже изученные

 л/у «Платье, Тапки, Ботинки»

а/г «Орешек, Парус»

п/г «Дружба, Девочки и мальчики».

Апрель

1.Любимые сказки Корнея Чуковского

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Изучение произведений  и обсуждение героев.

Разучивание наизусть отрывков по выбору детей

Аппликация  «Мойдодыр»

 л/у «Ворона, «Корова», «Воробьишко».

а/г «Орешек», «Парус», «Барабанщицы».

п/г «Месим тесто, Поросята», «Посуда».

а/г Сказка «О веселом язычке» (повторить упражнения + мостик, киска сердится)

Май

1.Любимые сказки Корнея Чуковского (продолжаем)

 

2.Диагностика речевого развития

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя

Узнавание изученной сказки по картинке, с последующей передачей содержания.

Показ театра по выбору и желанию детей, текст и иллюстрации к нему, развивать умение изображать мимикой различные состояния сказочных героев.

 Повторяем изученные по желанию и выбору детей. \ДИ «Из какой мы сказки?». Развивать умение соотносить литературный

Средняя  группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

НОД

Другие формы работы

(логоритмика, артикуляция, пальчиковая гимнастика)

Сентябрь

1.Сказка «Красная шапочка» 

2. «Сказочка про козявочку».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Активизирующее общение: обсуждение сказки.

Выставка иллюстраций «Насекомые».

л/у «Корова, Воробьишка»

а/г «Барабанщицы, Шарик»

п/г «Огород, Апельсин».

Октябрь

1. «Хаврошечка».

 

 

2. «Лиса и кувшин».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Лепка панно  «Сад для Хаврошечки».

Настольный театр с придумыванием новых персонажей.

Драматизация сказки для детей 2-ой младшей группы.

л/у «Домашние птицы, Петух»

а/г «пароход гудит, Окошко»

п/г «Фруктовая ладошка, Яблонька».

Ноябрь

1.«Дюймовочка». Г.Х.Андерсен.

 2. «Свинопас». Г.Х.Андерсен.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Рисуем домик для Дюймовочки.

Лепка из солёного теста «Весёлые свинки», «Чудесный горшочек».

Выставка книг «Сказки Андерсена».

л/у «Котик, корова»

а/г «Дудочка, Парашют»

п/г «Транспорт, Машина»

Декабрь

1. «Как собака друга искала?»

2. «Лисичка-сестричка и волк».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Выставка книг о дружбе. Беседы по содержанию книг.

Драматизация сказки для родителей.

л/у «Эмоционально-волевой тренинг: «Мимическая зарядка»

а/г «Бублик, Лягушка»

п/г «Хитрая лисичка»

Январь

1 «Бобик в гостях у Барбоса».Н.Носов.

2. «Лиса Патрикеевна» К.Д. Ушинский

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Выставка иллюстраций книг «Собака – друг человека».

Рисование «Лиса – краса»

 Беседы по содержанию книг.

л/у «Мы идем», «Грибок», «Ягоды за щекой»,

а/г «Самовар»

п/г «Машины»

Февраль

1.«Царевна-лягушка».

 

 2. Ненецкая сказка «Айога»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками.

Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изо-деятельности.

 Выставка книг о труде, взаимопомощи.

л/р «Мишка по лесу шагал»

а/г «Сдуй листик с ладошки»

п/г «Велосипед»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Март

1. «Крылатый, мохнатый да масляный» А.Н.Толстой

 2. «Заяц-хваста».

 

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

Подготовка и проведение театра по мотивам сказки: распределение и обсуждение ролей, затем проигрывание сказки  детьми.

ИЗО (рисование с элементами лепки)  «Заяц»

л/р «Веселый поезд»

а/г ««Рыбка шевелит губами»

п/г «Гонки»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Апрель

1.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкин.

 2. «Двенадцать месяцев». В обработке С.Маршака.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

ДИ «Путешествие по сказкам»

Углубление и расширение знаний детей по теме сказок Пушкина,  

Углубление и расширение знаний детей по теме сказок Маршака

л/р «На базар ходили мы»

а/г ««Лопатка»

п/г «Магнитофон»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

 Май

1. «Серебряное копытце». П.Бажов.

 

 

2. «Сивка-бурка».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

Д/И  «Чудесный мешочек» с картинками героев сказок.

Повторяем изученное по желанию и выбору детей.

л/у «Диалог овощей и фруктов»

а/г «Помидоры и огурцы»

п/г «Пылесос»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Старшая группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

НОД

Совместные формы работы

(логоритмика, артикуляция, пальчиковая гимнастика)

Сентябрь

1.«Какие сказки я люблю». Выяснить, какие народные сказки любят и знают дети.

Беседа о лете. Народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о лете.

 1 (1-2 неделя)

 1 (3-я неделя)

1 (4-ая неделя)

ДИ «Добавь слово» - добавляем нужное слово к названию сказки

ДИ «Узнай сказку по отрывку из книги»

Н.И  « Сложи сказку» (из кубиков)

л/р «Веселый поезд»

а/г «Птенцы»

п/г «Овощи и фрукты»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Октябрь

1.Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день), загадки о капусте

2.Рассматривание глиняной посуды. Рассказ о гончарном промысле.Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

3.Знакомство со сказкой «Мужик и медведь»

4.Знакомство со сказкой «Лиса и рак»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Кто в теремочке живёт? Способствовать развитию умения имитировать действия животных.

Работаем с соленым тестом, лепим «Горшочек для лисы»

Дидактическая игра «Вершки до корешки. Загадывание загадок.

Разучивание песенки - потешки о лисе. Как животные готовятся к зиме

л/р «Мы идем, идем, идем, и в лесу грибы найдем»,

а/г «Любопытный язычок»

п/г «Засолка капусты»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Ноябрь

1.Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?»

2.Беседа об осени. Повторение примет, песенок, загадок

об осени.

3.Повторение знакомых сказок «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» на заместителях

4.Моделирование сказки «Заюшкина избушка» на заместителях

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Знакомство со старинными орудиями труда (серп). Пословицы и поговорки о хлебе.

Рисование «Краски осени»

Разыгрывание театра по желанию детей по мотивам одной из сказок

Аппликация «Избушка лубяная и ледяная»

л/р «Мишка по лесу шагал»

а/г «Нахмурились-улыбнулись»

п/г «Репка»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Декабрь

1.Чтение сказки русской народной «Царевна-лягушка».

2.Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 3.Чтение русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк» 4.Коллективное сочинение детьми сказки «Василиса Прекрасная и Белый лебедь» (на основе сказки «Иван-царевич и Серый волк»)

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Д/И  «Разрезные кубики» по сказке «Лягушка-царевна»

Составление совместного рассказа о местах путешествия лягушки

Рассматривание репродукции кар-тины В.М. Васнецова «Алёнушка». Дидактическая игра «Заветные слова»

Рассматривание картины В.М.Вас-нецова «Иван-царевич на сером волке»

Пересказ детьми отрывков из сказки «Лягушка-царевна» с использованием графических символов.

л/р «Ягодная партитура»

а/г «Хоботок»

п/г «Звук Т»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

 а/г «Барабанщик»

п/г «Крючочки»

Январь

1.Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка».Пересказ сказки «Сивка-бурка» с использованием

2.Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

3.Создание модели «Сказка в коробке» (дети складывают в коробку свои любимые персонажи конусного театра для игры)

4.Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Беседа о значении лошадей как о способе передвижения

Раскрашиваем лошадь по замыслу детей

Игра-драматизация по сказке «Снегурочка»

Дидактическая игра «Хороший-

плохой»

Лепка по замыслу детей

л/р «Змейка»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

л/р «1.2.3.4.5 я сейчас пойду гулять»

а/г «Задуй свечу»

п/г «Варим компот»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Февраль

1.Продолжение оформления книги «Наши сказки».

 2.Создание детьми иллюстраций для сочинённых сказок «Иван-царевич и Баба-Яга», «Змей Горыныч».

1 (1-ая неделя)

 

1 (2-ая неделя)

2 (3 - 4ая неделя)

Развлечение-игра Путешествие в сказку «Маша и медведь».

Дидактическая н/печатная игра «Что перепутал художник?»

Литературная викторина «Любимые сказки»

Дидактическая игра «Сам себе сказочник»

Литературный Калейдоскоп

л/у «Ах, иголочка, иголка»

а/г «Обрадовались – огорчились»

п/г «Дружба»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Март

Чтение произведений

С. Я.Маршака:

-  «Почта»,

- «Пудель»,

- «Багаж»,

«Человек рассеянный»

 

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Разучивание наизусть полюбившихся отрывков стихотворений

л/у « Круги и кружочки»

а/г «Иголочка»

п/г с карандашами

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Апрель

Чтение и инсценировка произведений Ю. Тувима «Азбука», «Письмо к детям по очень важному делу», «Про пана Тирлянского».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

Разучивание наизусть полюбившихся отрывков стихотворений

Декламация стихотворений детям младших групп

л/у «Андрей – воробей»  

а/г «Сдуй перышко с ладошки»

п/г «Гусеничка»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Май

Чтение рассказов Б. Житкова, А. Раскина, А. К. Вестли, М. Гриппе.

Чтение глав из книги О. Пройслера «Маленькая Баба Яга

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

Разучивание наизусть полюбившихся отрывков стихотворений

Литературная викторина по итогам изученного.

л/у «Птичья партитура»,

а/г «Надувание-втягивание щек»

       «Толстый и худой хомячок»

п/г «Муравьишка»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

               

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально – техническое обеспечение программы

Кабинет- помещение, предназначенное для занятий с необходимым для этого методическим пособием.

Функциональное использование кабинета.

  • Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • Индивидуальное консультирование;
  • Проведение занятий
  • Проведение мастер классов с родителями и детьми;
  • Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах детского развития.

 

Базовое оснащение изостудии.

  • Столы для детей: 8 шт.
  • Стул для детей: 30 шт.
  • Полки для материалов: 3 шт.
  • Стенка для пособий: 1 шт.
  • Подставка для цветов: 1 шт.
  • Мольберт:1шт.
  • Телевизор: 1шт.
  • Изобразительный материал

  

 

Методическое обеспечение программы:

1. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок [Текст]– СПБ : Детство-Пресс, 2003.

2. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года)[Текст] / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.

3. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т.Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – М. : Просвещение, 1982. – 191 с.

4. Лучшая книга сказок [Текст] / сост. А. С. Давыдов. – М. : ЭксмоПресс, 2004. – 320 с.

5. Михайлова, М. А. Праздники в детском саду. Игры, фокусы,забавы [Текст] / М. А. Михайлова. – М. : Академия-Пресс, 1999. – 242 с.

6. Нам весело [Текст] : сборник материалов по развлечениям в
детских садах / сост. Ф. М. Орлова, Е. Н. Соковнина. – М. : Просвещение,
1973. – 207 с.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / подред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : МозаикаСинтез, 2009. – 208 с.

8. Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно-нравственнаяреабилитация детей и подростков [Текст] : метод. пособие по сказкотерапии /О. А. Садилова, Д. Б. Юматова, Ю. С. Моздокова. – М. : ГУ «Центр «Семья»,
2005. – 84 с.

9. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] : метод.пособие / Л. Ю. Субботина. – М.: Просвещение, 2005. – 178 с.

10. Фёдорова, Г. П. На златом крыльце сидели: игры, занятия,частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст] / Г. П.Фёдорова. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 128 с.

11. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам[Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М.: Сфера, 2014. – 48 с.

12. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;

13.Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.-  СПб.: ЛОИРО, 2007;

 14.Гаврючина Л.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2008;

 15.Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;

16.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

17.Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;

18.Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;

19.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;

20.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.:                                                  Издательство ГНОМ и Д, 2002;

 21.Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие.                    – М.: ТЦ Сфера, 2008.

22.Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и    родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005.

 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования коррекции речи и движений детей 5 – 7 лет "Речецветик"

Муниципальное бюджетное дошкольно образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 77"Энгельсского муниципального района Саратовской области«Речецветик»Пояснительная записка   ...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Речь и мышление на кончиках пальцев"

Аннотация программы:Возраст детей: 4-5 летСрок реализации программы: 1 год (64 занятия)Цель: развитие всех компонентов речевой деятельности (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и речемыслител...

Программа дополнительного образования "Развитие речи".

Программа дополнительного образования "Развитие речи"....

ПРОГРАММА дополнительного образования «Развивай-ка» для детей 3-4 лет

Пояснительная запискаДанная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа «Тренируем пальчики - развиваем речь» (возраст детей 3-4 года)

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства....

Рабочая программа дополнительного образования "Развивай - ка" для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Физическое развитие» и включает не только работу по сохранению, укреплению и по охране здоровья де...