Изучаем педагогические технологии
учебно-методическое пособие

Китаева Светлана Юрьевна

Изучаем педагогические технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социоигровые  технологии 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические , интеллектуальные , трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем образовательным областям.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Классификационные параметры игровых технологий:

  • По уровню применения: все уровни.
  • По философской основе: приспосабливающаяся.
  • По основному фактору развития: психогенные.
  • По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные.
  • По характеру содержания: все виды + проникающие.
  • По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.
  • По организационным формам: все формы.
  • По подходу к ребенку: свободное воспитание.
  • По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
  • По направлению модернизации: активизация.
  • По категории обучаемых: массовая, все категории.

Концептуальные основы игровых технологий:

  • Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
  • Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности.
  • Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок.
  • Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов".
  • Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
  • Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
  • В возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Спектр целевых ориентаций:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.

Особенности игровых технологий:

Игровые технологии в дошкольном  возрасте

Для дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Дети действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию воспитателя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором воспитанники совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики дошкольного образования содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий, встроенных в основное содержание обучения.

Игровые технологии применяют на уроках для повышения интереса к предмету, для концентрации внимания учащихся на уроке. Игры применимы на всех этапах урока. Успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней.

Игра обязательно должна быть ярко оформлена, с понятными и достижимыми целями. Детей привлекает все необычное и красивое. В основном игры проходят в форме уроков-соревнований, уроков-путешествий. На таких уроках успешно решаются учебные задачи, обобщаются и интегрируются изучаемые понятия темы, осуществляется контроль знаний и умений, но при этом внимание школьников сосредоточено, в первую очередь на игровом поле. Таким образом, повысив эмоциональное восприятие учебного материала, предотвращаются физическая и умственная перегрузки. Игровые технологии применяются учителями на всех уроках в начальном звене.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Главное для педагога – увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Системное использование социо-игровой технологии при организации образовательной  деятельности детей,  дает возможность:

- научиться эффективно общаться;

- сделать образовательный процесс более увлекательным;

- способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, творчества;

- воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.        

Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе.

Смысл социо-игровой технологии в её  основных принципах:

  • Педагог, работающий по социоигровой технологии помнит, что главный принцип – это движение.

  • Социоигровой стиль обучения, или педагогика настроения основан на игре – как жизни между микро группами детей.

  • Педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка.  Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

  • Как говорят авторы  социо-игровой технологии: «Мы не  учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу, и своему собственному опыте, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и тренировки ».

  • У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно –то интересно.

Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно в рамках ФГОС.

Перейдём к практике.

Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Построим «пирамидку любви» из  кубиков, как дети, и будем называть, за что мы любим свою профессию.

В игре «Пирамида любви» с детьми, строить пирамиду можно из рук. Можно в игру привлечь родителей. Игра воспитывает  уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивает коммуникативные способности.

Разминка «Руки-ноги» 

Один хлопок – команда рукам: их надо поднять и опустить,  два хлопка – команда ногам: поднять и опустить.

Впереди новый учебный год, но ещё свежи приятные впечатления об отпуске.

Предлагаю создать композицию на тему «Летний отдых».

Первые участники начинают рисовать. Затем по сигналу рисунок передается следующему. Надо понять, что хочет нарисовать сосед, и продолжить его рисунок. По данным небольшого социального опроса, определились наиболее повторяющиеся  ответы, они на экране.

В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы. На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики — например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова — зеленая, солнце — синее и т.д.).

 А теперь мобильный детский сад. Выставка рисунков.

Так как августовская конференция для педагогов и руководителей это подведение итогов текущего учебного года и определение  перспектив будущей деятельности, то и я предлагаю ответить  на вопрос: Что хорошего я сделал в  учебном году. Игра  «Коробка добрых поступков». Наполним коробку  хорошими поступками и делами.  

Напишите на колокольчике своё имя, озвучьте нам своё достижение в этом году и в процессе игры передайте свои  колокольчики  в коробку.

Цель  данной игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.

Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу

Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста, в социо-игровой технологии является одной из приоритетных задач на сегодняшний день в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО. Развитие коммуникативных способностей помогает сформировать чувство собственного достоинства, полноценности, неповторимости и социальной принадлежности.

Здоровьесберегающие технологии. Психогимнастика по М. Чистяковой

Суть и значение психогимнастики

Психогимнастика - это программа специально разработанных занятий, интерактивных игр, импровизированных ситуаций, комплексных упражнений, которые используются для коррекции и всестороннего развития еще не сформированной психики ребенка, его сознания, личностной, интеллектуальной, эмоциональной и познавательной сферы.

Основная цель корректирующих тренировок

Психогимнастика для дошкольников проводится, чтобы быстро развивающийся ребенок смог получить максимальное количество информации о себе и окружающих людях, предметах ежедневного пользования.

 Выделяют следующие базовые цели корректирующих тренировок для детей младшей и средней возрастных групп:

  • преодоление психологических барьеров в коммуникативном общении со своими сверстниками, а также детьми старшего возраста, взрослыми;
  •  устранение признаков повышенного психического напряжения, спровоцированного неблагоприятной психологической обстановкой, слишком строгим воспитанием родителей;
  • создание новых возможностей и положительной атмосферы для личностного развития ребенка и его самовыражения, которое проявляется в процессе подвижных игр, этюдов, выполнения тех или иных упражнений, заданных воспитателем;
  • преодоления уже сформировавшегося состояния тревоги, страхов, трусости, плаксивости, психоэмоциональной неустойчивости, которые появляются под воздействием определенных факторов;
  • подавление невротических проявлений, возникших из-за испуга или сильного душевного волнения, вызванного различными обстоятельствами (нервный тик, потирание конечностей, засовывание пальцев в рот, как защитная реакция психического сознания);
  • эмоциональное раскрепощение зажатого, скованного и закомплексованного ребенка; формирование только положительных черт характера, развитие которых позволит ребенку стать максимально успешной личностью на протяжении всей его жизни (смелость, доброта, благородство, любовь к родителям, упорство, уверенность в своих силах, целеустремленность).

Отличительной особенностью психогимнастических упражнений является то, что они позволяют полностью скорректировать психическое сознание дошкольника в верном направлении.

При правильно организованном воспитательном процессе, во время проведения которого применялись упражнения психогимнастики, педагогам удается получить качественно сформированные задатки для дальнейшего развития личности со здоровой психикой.


Показания к занятиям

Психогимнастика для дошкольников показана детям младшей возрастной группы, эмоционально-личностная и познавательная сфера психики которых является наиболее податливой для воздействия воспитательного процесса. Несмотря на это психогимнастические тренинги также могут быть эффективны для людей взрослой категории, которые нуждаются в получении квалифицированной помощи.


Дети

Детям дошкольного показано регулярное выполнение психогимнастики с использованием интерактивных игр, этюдов и специальных упражнений при наличии следующих обстоятельств:

  • ребенок неадекватно реагирует на внешние раздражители (наблюдается частая и беспричинная плаксивость, перепады настроения, вспышки ярости и агрессии);
  • наблюдаются явные признаки отставания в развитии психоэмоциональной сферы личности; у ребенка нарушена моторика верхних конечностей, мимическое выражение эмоциональной составляющей;
  • отсутствуют элементарные навыки к построению социальных связей, коммуникации со своими сверстниками, участниками единого закрытого коллектива, частью которого также является конкретный ребенок;
  • присутствуют признаки невротических расстройств, наиболее распространенными из которых являются неврозы (подергивание отдельных мышц лица, выполнение «движений ритуалов», частое моргание глаз);
  •  наличие необоснованного страха, который появляется перед людьми более старшего возраста, что может объясняться психологическим и физическим насилием в семье, где воспитывается дошкольник;
  •  безынициативность, замкнутость, отсутствие какого-либо стремления в проявлении своих личностных свойств, способностей к самовыражению.

Структура психогимнастики

Структура психогимнастики включает в себя непрерывный курс активных занятий и упражнений, прохождение которого разбито на 4 основные этапа. Каждая новая ступень развития и коррекции еще не сформированной психики ребенка подробно описана в таблице ниже.

Структура

Содержание этапа развития психоэмоциональной сферы ребенка

1 этап

Первым этапом психогимнастического развития личности ребенка и взрослого человека является создание пантомимических и мимических этюдов. Основная цель выполнения данных действий — это самостоятельное изображение эмоциональных состояний, связанных с недовольством или чувством глубокого удовлетворения. Дети дошкольного возраста знакомятся с первыми способами выражения своего настроения с помощью жестов, мимики лица, походки, отдельных движений. Это начальный этап познания своего внутреннего мира, способности к самовыражению.

2 этап

Второй этап психогимнастики включает в себя участие в интерактивных играх, направленное на моделирование поведения конкретных персонажей. Все выразительные действия и жесты ребенка направлены на воспроизведение черт характера отдельной личности. В большинстве случаев это добрые персонажи сказок, мультфильмов, которые имеют исключительно положительные личностные качества.

3 этап

На третьем этапе психогимнастики используются специальные упражнения, которые уже имеют терапевтическую направленность. Данная методика применяется в отношении конкретного ребенка, психика которого требует щадящей коррекции. В процессе организации психогимнастики используют этюды и интерактивные игры. При участии педагога или детского психолога происходит моделирование определенных ситуаций, в которых ребенок развивает конкретные черты своего характера, показывает смелость, упорство, вежливость, целеустремленность, доброту к окружающим его людям.

4 этап

Четвертый этап выполнения упражнений психогимнастики заключается в организации эффективной психо-мышечной тренировки. Основной целью, которая преследуется в данном случае, является устранение эмоционального перенапряжения, достижение эффекта внушения ребенку нужной модели поведения и определенного психоэмоционального состояния. Для этого используются специальные упражнения, этюды, а также воспроизведение конкретных жизненных ситуаций. При условии успешного проведения психогимнастических упражнений ребенок приобретает сформированную поведенческую модель, проявляет устойчивость к влиянию негативных факторов окружающей среды, стрессовым нагрузкам.

Метод Чистяковой М.

Психогимнастика для дошкольников по методике Маргариты Чистяковой предусматривает создание ситуаций и условий, когда ребенок вынужден принимать те или иные действия, которые навязываются ему взрослыми людьми. При этом дети осуществляют имитацию эмоциональных состояний, что обеспечивает профилактику патологических расстройств психики. Метод Чистяковой основан на использовании игровых форм общения, воспроизведения этюдов и выполнение физических упражнений для развития мимики лица. Особое внимание уделяется детям, которые ранее перенесли стрессовую ситуацию, испытывают чувства вины или стыда. Метод Чистяковой предусматривает проведение занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Упражнение «Сделай, как я»

Педагог, возглавляющий группу воспитанников, выполняет движения, имитирующие лису, собаку, кота, медведя, либо же животных других видов, а задачей детей является воспроизведение увиденного.
Данное упражнение раскрывает внутренний мир ребенка, способствует его самовыражению, позволяет исключить развитие комплексов и замкнутости. Дети не боятся показаться смешными.


Игра «Сад и огород»

Дошкольники, выполняющие данное упражнение, делятся на 2 группы. Первая половина детей имитируются работу садоводов. Выполняют вскапывание и рыхление почвы. Вторая группа воспитанников выбирают свой овощ или фрукт и показывают, как он растет и постепенно развивается. Каждый ребенок должен рассказать, что означают его действия.

  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.

 Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме 

Психогимнастика по М.И. Чистяковой. Ее психогимнастика состоит из этюдов и игр под музыкальное сопровождение (51 музыкальная композиция). Курс состоит из 20 занятий, длительность около трех месяцев, частота встреч – 2 занятия в неделю, длительность занятия от 25 мин. до 1,5 часа (между фазами делаются перерывы).

Схема занятия:

1. Мимические и пантомимические этюды. Дети знакомятся с мимикой, жестом, позой походкой и умением выражать отдельные эмоциональные состояния (невербально).

2. Идет перерыв несколько минут, где дети предоставлены сами себе, психолог не вмешивается в их общение.

3. Чистякова предлагает призывать к занятиям детей по средством сигнала (хлопки, колокольчик).

4. Вторая фаза – этюды и игры направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций (моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера).

5. Третья фаза – этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом (коррекция настроения, определенных черт характера ребенка). В конце этой фазы идет подвижная игра.

6. Последняя фаза – тренировка психомышечной тренировки. Цель – снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.

Самомассаж. Наиболее простым, доступным пониманию и исполнению ребенка является массаж и самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.

Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, Физминутка, прогулках. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты.

Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Начинать следует с согревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

«Минутка шалости» «Минутки шалости» будят двигательное воображение – основу творческой осмысленной моторики, что обеспечивает одушевление детских движений. Имитируя различные движения, ребенок естественно «преображается»

Минутки шалости относятся к технологии сохранения и здоровья детей дошкольного возраста, применяемые в образовательной деятельности.

Стретчинг

Стретчинг (от лат. stretch) – комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходимый всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, применяемый в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.

Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья

Проводятся во время образовательной деятельности по 2-5 минут, по мере утомляемости детей и выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебно-профилактическую.

Релаксация

Релаксация — (от лат. relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Пальчиковая гимнастика

Способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь. Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность. К пальчиковой гимнастике не остается равнодушным ни один ребенок любого дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика

Важное место в физической культуре дошкольников занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании детей.

В образовательной деятельности используются отдельные доступные упражнения, органично вплетающиеся в образовательный процесс. В основном, эти упражнения основаны на носовом дыхании. К сожалению, некоторые дети дышат через рот. Если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.

Гимнастика для глаз

Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон — все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы, педагоги, понимаем, что оградить от этого дошкольника совсем нельзя, поэтому стараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.

Упражнения следует выполнять 2-3 раза за день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть.

Гимнастика для глаз может проводиться с предметами (например, работа с расположенными на стенах карточками). Дети выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д. Могут использоваться специальные поля, например, изображение каких-либо цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте. Дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие.

Существуют специализированные электронные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения.

Кинезиологические упражнения

Комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, педагог может начать работу с кинезиологических упражнений.

Применение современных образовательных технологий.

Авторская программа "Цветные ладошки" И.А. Лыкова

 Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции - творца».

Сущность всех занятий - обучение через деятельность. Любая тема должна быть  не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия детей, а это возможно лишь в деятельностной форме.

№ п/п

Этапы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – это создание системы организации образовательного процесса, в которой главное место отводится  активной и разносторонней деятельности ребёнка.

Структура деятельности

по И.А. Лыковой

Деятельность – активное взаимодействие с миром.

1

Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, мотивации).

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все предыдущие этапы.

Цель.

Что мы будем делать (предвосхищение, замысел, образ будущего)

2

Актуализация представлений.

Здесь воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для построения нового способа действия.

Мотив.

Зачем? Почему? Эмоции и чувства.

3

Фиксация затруднений.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Здесь происходит проектирование решений проблемной ситуации.

Содержание деятельности.

Как? Операции, способы приёмы.

Задача развития – научить лепить шар (способ, обобщённая система), а индивидуальность – создание образа апельсина (приём, частный и  конкретный)

4

Открытие детьми нового знания (способа действия).

 

Материалы, инструменты оборудование.

Из чего? С помощью чего?

5

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Выполнение действий, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Результат- продукт.

6

Анализ результатов деятельности, рефлексия.

Этап подведения итогов включает:

- фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»);

-  выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»);

-  эмоциальную оценку деятельности («Что вы почувствовали?»

-  рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

-  рефлексия собственной деятельности ребенка «А у кого что-то не получилось?»).

Оценка (качественная).

- эстетика

-осмысление

-эмоции

Парциальная программа «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Автор программы - Лыкова Ирина Александровна

Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли! ( В. А. Сухомлинский)

Конструирование (от латинского construere – строю, создаю) – творческая деятельность людей, связанная с созданием предметного мира (второй природы) и формированием человеческой культуры.

Детское конструирование  это целенаправленный процесс создания различных изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкций определяется способом их соединения в осмысленное целое.

Цель Программы – создание условий для открытия ребёнком природы, социума и человеческой культуры в процессе активной творческой деятельности, направленной на осмысленное преобразование различных материалов и конструирование гармоничных сооружений (изделий, построек),расширение опыта позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми (детьми и взрослыми),содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я - концепция творца».

Основные образовательные задачи

  • Проектирование условий для освоения детьми конструирования как преобразующей творческой деятельности человека, познающего окружающий мир и создающего человеческую культуру.
  • Развитие восприятия, мышления и творческого воображения как эмоционально-интеллектуального процесса «открытия» окружающего мира и самого себя.
  • Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всём его многообразии, становление картины мира и «Я - концепция творца».
  • Создание условий для осмысленного освоения разных материалов и универсальных способов их композиции (оригинальной конструкции).
  • Расширение опыта конструктивной деятельности на всех уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
  • Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учётом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребёнка как творческой личности.
  • Обогащение опыта сотрудничества и сотворчества, формирование умения работать в команде, воспитание социально-коммуникативных качеств личности растущего человека.

Программа

Организационный раздел

Целевой

Содержательный раздел

раздел

  • Стратегия проектирования образовательной деятельности ДОО Целостная система образовательной системы в форме календарно-тематического планирования
  • Стратегия проектирования образовательной деятельности ДОО
  • Целостная система образовательной системы в форме календарно-тематического планирования
  • Основные подходы к организации образовательной деятельности в ДОО
  • Рекомендации по адаптации программы к запросу особого ребёнка
  • Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
  • Материально-технические условия реализации программы
  • Список учебно-методических и наглядно-дидактических пособий
  • Теоретические и концептуальные основы
  • Целевые ориентиры и образовательные задачи
  • Модель развития взаимоотношений педагога и детей
  • Возрастные характеристики развития детей, значимые для проектирования задач и содержания конструирования в ДОО
  • Планируемые результаты освоения программы

Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру).

Программа включает научную концепцию, теоретические основы, в т.ч. возрастной «портрет» развития ребенка-дошкольника в изобразительной деятельности, разработанный авторским методом «теоретической матрицы», систему педагогической диагностики (мониторинг), а также целостную систему образовательных ситуаций для решения задач художественного развития детей 2–7 лет.

Программа в полном объеме обеспечена методическими и дидактическими материалами. 

Особенностью парциальной программы «Цветные ладошки» является то, что она ориентирована на создание условий для формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира.

Дистанционные образовательные технологии в ДОУ

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.

Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей, когда произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса.

Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания.

Алгоритм включения родителей в образовательную деятельность,

 в том числе с применением дистанционных образовательных технологий

Задачи ОД по теме недели/месяца

Мотивация детей и родителей к деятельности

Содержание ОД в детском саду*

Материалы для дистанционной работы с детьми и родителями*

*% соотношение, степень будут зависеть от ситуации, условий

Результаты деятельности видят в детском саду дети и родители

Результаты деятельности демонстрируются родителям и  общественности

Решаются многие задачи развития и воспитания детей,

повышения педагогической культуры родителей

Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника.

Новая реальность в условиях пандемии COVID 19 стала сложной для системы дошкольного образования. Всех участников образовательного процесса – родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись изменения и каждый из нас был вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. Нам на помощь пришли дистанционные формы работы с родителями.

В социальной сети WhatsApp педагогами были созданы родительские группы в которых участники обменивались фото-, видео-, аудиоматериалами, задавали интересующие вопросы, комментировали информацию. Педагоги знакомили родителей с планами работы, рекомендовали ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, полезные статьи, информировали о предстоящих и прошедших мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях и т.д.

Другой формой дистанционного взаимодействия с родителями является сайт нашего детского сада. На нем отражена вся административная  и правовая информация сада. Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Регулярно обновляемая информация на сайте привлекает к саду внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей, помогает строить доверительные и партнерские отношения, расширяет возможности семьи на получение качественного образования.

Инстаграм. Современная форма взаимодействия.

Какой он, современный родитель 2020 года? Он - активный, грамотный, занимающийся самообразованием, успешно использующий интернет и социальные сети. В связи с этим, педагогам необходимо подстраиваться под изменившиеся потребности родительской общественности, и внедрять более современные формы взаимодействия с родителями.

Одной из таких инновационных форм на сегодняшний день является социальная сеть Инстаграм. Большинство родителей являются активными пользователями этой социальной сети. Используя функционал Инстаграма, воспитатель может создать свой блог, в котором в доступной форме сможет преподносить информацию родителям.

Подробнее я хочу остановиться на функционале социальной сети Инстаграм:

  • Возможности Инстаграм ограничены количеством знаков, которые можно вписать под тем или иным фото (постом). Максимум составляет 2200 символов. А значит, родители получат всю самую важную информацию, следовательно, запомнится эта информация лучше. Если все же возникнет такая необходимость, родитель всегда может перечитать тот или иной пост и задать интересующие вопросы по конкретной теме.
  • Функция «Прямой эфир».
  • Возможности Инстаграм позволяют создавать истории (сторис), которые сохраняются 24 часа. В сторис и сохраненных «Прямых эфирах» педагог может, к примеру, показывать родителям краткие мастер-классы по созданию поделок, рисунков с детьми. Возможности ограничиваются лишь фантазией педагога. Также, используя эти функции можно отвечать на возникающие вопросы родителей в формате видео-сообщения, что очень актуально в связи с текущей ситуацией в стране и в мире.

Страница в Инстаграм может быть как публичной, так и для определенного круга лиц (например, только для родителей группы), на усмотрение педагога. Педагогическое просвещение родителей посредством Инстаграм происходит легко и ненавязчиво. Такого рода неформальное общение сближает родителей и педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания. Здесь, как говорится в народе срабатывает «эффект сарафанного радио». Один родитель прочитал полезный пост, который ему понравился — отправил его другому родителю. Тот нашел для себя еще другие интересные публикации или мастер-класс поделки, и поделился им у себя в сторис и т.д.

Инстаграм является новой, современной и достаточно востребованной формой взаимодействия, работа с родителями в данном формате ведет к обновлению форм и методов взаимодействия педагогов с семьей, повышению компетентности воспитателей и родителей.

Памятка для фото и видео в Инстаграм

Фото

  1. Камеру для фото держим вертикально.

  1. Инстаграм обрезает фотографии, часть контента «съедается». Фрейм для загрузки фото в интерфейсе Инстаграма имеет размер 1080х1080. Типичная камера мобильного телефона создает изображения размером от 1100 и выше. Лишняя часть беспощадно удаляется при загрузке.

  1. Примерно представляем, что на будущем фото может обрезать Инстаграм и корректируем сразу (например, предмет или человек сфотографированы очень близко, значит верхняя и нижняя часть могут обрезаться).

  1. В один пост максимально можно добавить 10 фотографий (все они должны быть либо вертикальными, либо горизонтальными (обрежутся и по бокам тоже), в разнобой не получится красивой картинки).

Видео

  • Формат: вертикальные видео — 9:16, горизонтальные видео — 16:9
  • Лучше сразу монтировать видео в телефоне
  • Предварительно выложить и просмотреть качество видео
  • В самих программах на телефоне можно подогнать вручную под размеры Инстаграм
  • Фото лучше добавлять либо вертикальные, либо горизонтальные
  • Вертикальные фото и видео смотрятся качественнее, на весь экран, меньше черного фона

Программы для монтажа видео:

VideoShow – приложение, работающее на базе Android. Устанавливается из Google Play не требует дополнительных вложений. Позволяет обрезать и монтировать видеозаписи, менять их расширение.

Inshot – бесплатный сервис, обладающий весьма внушительным функционалом. Что примечательно, с его помощью вы можете обрабатывать не только видеоролики, но и фотографии. Помимо конвертации предлагает разнообразные фильтры и эффекты, инструменты для склейки и монтажа.

Технологии и исследовательской деятельности

Технология проектной деятельности

Цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.

Такое внимание к проектам объясняется в первую очередь тем, что проект всегда направлен на получение конкретного результата, а проектная деятельность всегда продуктивна.

Проектирование (от лат. proectus - брошенный вперед) - один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.

Согласно В.И. Слободчикову, проектирование - деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации.

Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй - развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации - показывает, что эта деятельность основывается на реальных процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего.

Таким образом, проектирование включает два вида деятельности: мыследеятельность (промысливание того, что должно быть) и жизнедеятельность (одновременное развертывание процессов реализации).

Проектирование предполагает выполнение ряда специфических работ: проблематизации, концептуализации, программирования, планирования, конструирования новой практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации проекта.

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности педагогом и обучающимися.

Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль педагога - он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность педагогу важно помнить, что проект - это форма организации совместной деятельности педагога и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Классификация проектов:

- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный;

- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

Этапы проектной деятельности.

1 этап («Разработка проектного замысла»).

Основные виды работ в рамках 1-го этапа: предварительное обсуждение проектной идеи, определение проблемы, формулировка цели, постановка задач, определение результата и продукта деятельности, разработка плана работы.

п/п

Виды работ

на этапе

Комментарии

1.1

Предварительное обсуждение проектной идеи

Перед тем, как воспитанники начнут работать над проектом, необходимо, чтобы они определились в общих чертах относительно проектной идеи.

Тему проекта формулировать пока не нужно. Скорее уместно говорить об очерчивании некоторых тематических рамок.

Важно, чтобы выбор детей был самостоятельным и ответственным (обоснованным) или они поддержали бы предложение педагога

1.2

Определение проблемы

Проблема - противоречие между желаемой (идеальной) и имеющейся (реальной) ситуацией.

Проблема должна быть для воспитанника значимой, а не надуманной (чужой).

При формулировке проблемы воспитанник должен аргументировать значимость проблемы лично для него.

При этом сначала должна быть сформулирована желательная для него ситуация (как надо) и охарактеризована, обрисована реальная (как есть).

Проблема может быть сформулирована в форме вопроса

1.3

Формулировка цели

Цель отвечает на вопросы: «Что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после выполнения проекта?»

1.4

Постановка задач

Если цель направлена на достижение конечного результата, то задачи - на достижение промежуточных результатов.

Задачи отвечают на вопрос: что должно быть сделано для того, чтобы цель проекта была достигнута?

Задачи решаются в определенной последовательности, в случае группового проекта несколько задач может решаться одновременно (параллельно)

1.5

Определение результата

Результат неотторжим от того, кто его получил

1.6

Определение продукта

Продукт, в отличие от результата, отторжим от того, кто его получил

1.7

Разработка

плана работы

При разработке плана полезно пользоваться ресурсной картой, содержащей информацию о тех ресурсах, которые доступны воспитанникам в процессе проектной деятельности

Результаты 1-го этапа: предварительно обсуждена проектная идея, определена проблема, формулированы цель и задачи, определены результат и продукт деятельности, разработан план работы.

2 этап («Реализация проектного замысла»).

Основные виды работ в рамках 2-го этапа: реализация разработанного на 1 этапе плана работы с той или иной степенью самостоятельности.

п/п

Виды работ

на этапе

Комментарии

2.1

Выполнение плана работы

При выполнении этого вида работ должна преобладать самостоятельная деятельность воспитанников

2.2

Консультирование детей у педагога

Степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей

2.3

Подготовка к защите проекта

Степень самостоятельности детей при подготовке проекта к защите зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей

Результаты 2-го этапа: в процессе проектной деятельности получены результат и продукт(ы).

3 этап («Подведение итогов проектной деятельности»).

Основные виды работ в рамках 3-го этапа: выступление с проектом, самооценка и взаимооценка воспитанниками выполненных работ, их рефлексия, размещение проекта в портфолио.

п/п

Виды работ на этапе

Комментарии

3.1

Выступление с проектом

Рекомендации по организации этих видов работ приведены ниже

3.2

Дискуссия

3.3

Самооценка и рефлексия

3.4

Взаимооценка

3.5

Размещение проекта в портфолио

Результаты 3-го этапа: завершение работы над проектом; приобретение (совершенствование) воспитанниками умений и навыков, необходимых для проектной деятельности; приближение к новым образовательным результатам, требования к которым изложены во ФГОС дошкольного образования.

8. Результаты деятельности: повышение уровня готовности воспитанников к самостоятельному решению проблем посредством соорганизации собственных ресурсов и ресурсов социума.

9. Ресурсное обеспечение: ресурсы социокультурной среды образовательного учреждения.

«Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые предполагают затруднения, связанные с организацией самостоятельной работы детей.

Именно поэтому в дошкольном образовании более уместно говорить о минипроектах, выполнение которых приучает детей к алгоритму проектной деятельности, но предполагает значительную часть совместной работы детей и педагога.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации - формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления.

Отметим, что в системе дошкольного образования исследовательская деятельность часто связана с проведением опытов, экспериментов.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности: 

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание исследовательской деятельности

  1. Опыты (экспериментирование): cостояние и превращение веществ; движение воздуха, воды; cвойства почвы и минералов; условия жизни растений и др.
  2. Коллекционирование (классификационная работа): виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.
  3.  Путешествие по карте: cтороны света; рельефы местности; природные ландшафты и их обитатели; части света, их природные и культурные «метки» - символы и др.
  4. Путешествие по «реке времени»: прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет - пирамиды), история жилища и благоустройства и др.

4. Игровая технология

Цель: расширение кругозора, развитие самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности детей; приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Классификация педагогических игр:

- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Особенностью занятий в игровой технологии является подготовка обучающихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

Игровые технологии помогают детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Технология проведения игры состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

2. Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...

Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра

Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...