Программа кружка по экологии
рабочая программа (старшая группа)
Программа кружка по экологии с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ekologiya.docx | 45.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Золотой ключик»
Принято на заседании Утверждаю
педагогического совета Заведующий протокол № __от ______ _________ Илларионова Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ
на 2019-2020 учебный год
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Руководитель:
Аралина Ксения Александровна
воспитатель
г.Новочеркасск
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
В. Сухомлинский.
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цели и задачи программы
Цель: прививать основы экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Образовательные
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек – природа» и в самой природе;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные это живые организмы; о наличии в природе живых тел, об их взаимосвязи;
- зависимость строения организма от условий среды обитания, на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения.
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы.
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие
- развитие системы умений и навыков и стратегий взаимодействия с природой;
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- формирование навыков рационального природоиспользования;
- развитие навыков здорового образа жизни, охрана и укрепление здоровья детей.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Виды деятельности:
1. Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д),
– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная),
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.),
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего
мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки
рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
-об экологических системах (лес, луг, водоѐм, город).
-об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания.
-о роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
-о соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
-о Солнечной системе и еѐ планетах.
-проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и
делать выводы.
Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом»
Организация деятельности
Кружок «Юный эколог» посещают дети, посещающие МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» по заявлению родителей.
Занятия проводятся два раза в неделю во вторник с 11:00-11:40, четверг 16:00-16:40 длительность занятий 40 минут.
Кружок работает в течении учебного года ( с 08.10.2019-07.05.2020 г.)
План кружка рассчитан на учебный год (32 часа в год.)
Количество детей посещающих кружок «Юный эколог» - 12 человек.
Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Списочный состав воспитанников:
- Беляева Елизвета
- Воронина Ульяна
- Кузьменко Захар
- Левченко Тимур
- Майбуров Иван
- Окороков Тимофей
- Савина Ольга
- Сопин Артём
- Чеботникова Полина
- Черкис Полина
- Чернышев Саша
- Шнуренко Жора
Календарно-тематический план кружка
Перспективный план работы на октябрь 2019г.
Не-деля | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я | 1.«Цветущие растения» 2.«Поможем дождевому червю найти дом» | Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. | Д./и. «Путаница», коробочки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями». Д./и. «Экологические цепочки», видеофильм. |
2 Н Е Д Е Л Я | 1.«Наш дом - природа» 2.«Осенние изменения в неживой природе Забайкальского края» | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе. | Глобус, мяч, природный материал. Календарь природы, д./и. «Когда это бывает?», иллюстрации осени, Незнайка. |
3 Н Е Д Е Л Я | 1.«Луг – экоси стема» (экскурсия) 2.«Лес –многоэтажный дом» | Закрепить правила поведения в природе. Учить находить связь растений с насекомыми. Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту родного края, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края. | Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки, Буратино. Модель этажей леса, д./и. «Пищевые цепочки», «Чей дом?». |
4 Н Е Д Е Л Я | 1.«Кто главный в лесу?» 2.«Овощи и фрукты на нашем столе» | Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника Забайкальского края. Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу. Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне. Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах забайкальского края. | Модель этажей леса, д./и. «Что в лесу растёт?», «Кто в лесу живёт?», мяч. Волшебная палочка, муляжи овощей и фруктов, овощи. |
Перспективный план работы на ноябрь 2019г.
Не-деля | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я | 1.«Хлеб всему голова» 2.«Перелётные птицы» | Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу. Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | Колосья пшеницы и ржи, иллюстрации труда хлеборобов Иллюстрации птиц, аудиозапись птичьих голосов, маски-шапочки. |
2 Н Е Д Е Л Я | 1.«Знакомим детей с почвой» 2.«Я и природа» | Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных. | Игрушка-крот, обучающий фильм «География для самых маленьких». Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке», мешки для мусора. |
3 Н Е Д Е Л Я | 1.«Солнце –большая звезда» 2.«Почему бывают разные времена года» | Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Формировать представление солнце – источник света и тепла. Доступно объяснить как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Показать детям роль Солнца в жизни человека. | Составление макета «Солнечная система», обучающий фильм «География для самых маленьких», д./и. «Солнечная система», иллюстрации, мультимедийная презентация. |
4 Н Е Д Е Л Я | 1.«Как растения готовятся к зиме» (целевая прогулка) 2.«Осень золотая» | Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях. Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить детей устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений. Развивать все психические процессы, способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать любовь. | Д./и. «Узнай дерево», «С какой ветки детки?», модели «Что нужно растениям», игрушка-Буратино, корзинки. Календарь природы, индивидуальные календари, иллюстрации осени, модель «Времена года», д./и. «Когда это бывает?» |
Перспективный план работы на декабрь 2019г.
Не-деля | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я | 1.Поход в лес «Зимнее царство» 2. «Как растения приспособились зимовать» | Учить детей видеть красоту зимнего леса, наблюдать за растениями зимой.. Распознавать следы лесных обитателей на снегу. Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающему Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. | Иллюстрации зимы, игрушка-Буратино. Дид.игра «Чей след?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?», Календарь природы, модель «Времена года». Демонстрационный материал «Деревья», снег, чашки, дид.игра «Путаница». |
2 Н Е Д Е Л Я | 1.«Как животные проводят зиму в лесу?» 2.«Животные холодных стран» | Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Забайкальского края. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. Сезонные изменения в жизни животных Забайкальского края. Воспитывать любовь и сочувствие к животным. Способствовать формированию знаний детей о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, особенности погодных условий Крайнего Севера. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. | Видеофильм «География для самых маленьких», кукла-Зима, модель «Дикие животные», мяч, д./и. «Угадай, где я живу», «Чей детёныш?», следы животных. Дем. материал «Животные Севера», видеофильм «Животные Крайнего Севера», «Экология в картинках». |
3 Н Е Д Е Л Я | 1.«Беседа о зимующих птицах» «Красная книга Забайкальского края» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц и умение определять их название по голосам. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки. Продолжать знакомить детей с «Красной книгой», редкими растениями и животными Забайкальского края. Уточнять и закреплять правила поведения в природе. Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным. | Игрушка-Незнайка, иллюстрации птиц, пособие «кормушка с птицами», волшебная палочка, видеофильм, шапочки-маски, корм для птиц. «Красная книга», иллюстрации редких животных, видеофильм «Красная книга Забайкалья», игрушка-Лунтик. |
4 Н Е Д Е Л Я | 1.«Зимовка диких и домашних животных» 2.Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных. Уточнить признаки домашних и диких животных. Показать роль человека в жизни домашних животных. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки. Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру. Расширять и закреплять знания детей о сосне и её полезных свойствах. Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. | Аудиозапись «Голоса животных», иллюстрации домаш. и диких жив., модели «Дикие животные», «Домашние животные». Д./и «Узнай дерево по коре», дед Мороз, ватман, карандаши, восковые мелки, краски, губки, вода. |
Перспективный план работы на январь 2020г.
Не-деля | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я | 1.«Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» 2.«Вода и её загрязнение» | Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. | Обучающие видеофильмы «География для самых маленьких»,«О воде живой и мертвой», «Берегите воду». Экологическая сказка «Как люди речку обидели». Вода, ёмкости, Лунтик, иллюстрации, мяч, модель «Круговорот» |
2 Н Е Д Е Л Я | 1.«Через добрые дела можно стать юным экологом» 2.«Приборы – помощники» | Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами. | Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе. Модель «Сухоедерево». Стенд «Панорама добрых дел» Комнатный, водный, медицинский термометры, модели термометра, вода холодная и горячая, лёд, лупы, бинокль, микроскоп, иллюстрации. |
3 Н Е Д Е Л Я | 1.«Что мы знаем о воздухе» 2.«Как рождается ветер» | Расширить, систематизировать и обобщить знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспер-я, навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр среде. Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность | Вертушки, надувные игрушки, шарики, иллюстрации, свечи, вода в стаканчиках, коктейльные трубочки, камни, полиэтиленовые мешки. Видеофильмы «что такое воздух?», «Как рождается ветер?» |
4 Н Е Д Е Л Я | 1.«Камни, песок, глина» 2.«Почему белые медведи не живут в лесу?» | Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость.Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. Развивать умение выстраивать гипотезу и сравнивать ее с результатом; познавательные способности. Воспитывать бережное отношение к природе. Приспособление животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены | Емкости для пересыпания, с песком и глиной, лупы, сита, доски для лепки, вода, модель обследования предмета, песочные часы, деревянные палочки. Дем. матер. «Животные Севера», видеофильм «Животные Севера» |
Перспективный план работы на февраль 2020г.
Не-деля | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я | 1.«Комнатные растения – живой организм» 2.Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые. | Объяснить понятие «комнатные растения». Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Показать приспособления растений к климатическим условиям Забайкалья. Воспитывать любовь и заботу к растениям. Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность, аккуратность, самоконтроль,саморегуляцию | 5-6 комнатных растений с различными стеблями, листьями, цветами. Лейки с водой, салфетки для протирания листьев. Модели «Что нужно растениям?», «Как ухаживать за комнатными раст-ми», матрешка. |
2 Н Е Д Е Л Я | 1.«Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики» 2.«Зимние явления в неживой природе» | Учить детей ухаживать за попугаями. Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода за волнистыми попугайчиками. Закрепить обобщенное понятие «птицы». Воспитывать ответственность, аккуратность, самоконтроль и саморегуляцию. Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе забайкальского края: холодно, дует холодный, порывистый ветер, зима длинная. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. | Попугаи в клетке, корм для попугаев, тряпочки, модель «Особенности строения птиц», видеофильм, аудиозапись птичьих голосов. Модель «Времена года», видеофильм «Как лето зиму сменяет», д./и. «Как солнце обогревает планеты». Иллюстрации зимы и зимних явлений. |
3 Н Е Д Е Л Я | 1.«Животные жарких стран» 2.Сравнение диких и домашних животных | Приспособление животных к жизни в природных условиях. Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде и кабане (внешний вид, среда обитания). Показать роль человека в жизни домашних животных. | Демонстрационный материал, модель «Животные жарких стран», картинки с изображением животных жарких стран. Игра «Зоопарк». Аудиозапись «Голоса животных», иллюстрации домашних и диких животных, модели «Дикие животные», «Домашние животные». |
4 Н Е Д Е Л Я | 1.«Беседа о зимующих птицах» 2.Комплексное занятие «Пройдет зима холодная…» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Воспитывать любовь и заботу. Обобщение знаний детей о зиме. Показать зависимость всего живого от условий окр. среды. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. | Дидактическая игра по классификации птиц. Иллюстрации зимующих птиц. Модель «Времена года», видеофильм «Как лето зиму сменяет», д./и. «Как солнце обогревает планеты». Иллюстрации зимы и зимних явлений. |
Перспективный план работы на март 2020г.
Не-деля | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я | 1.«Как солнце жизнь дает земле» 2. «Мой край родной, заповедные места» | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. В Забайкальском крае зима длинная, весна – стремительная. Формировать знания о заповедниках Забайкальского края. Продолжать зучение «Красной книги Забайкальского края». Показать необходимость охраны редких видов животных и растений. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | Макет «Солнечная система», обучающий фильм «География для самых маленьких», д./и. «Солнечная система», иллюстрации, мультимедийная презентация.«Красная книга», иллюстрации редких животных и растений, видеофильм «Красная книга Забайкалья», Лунтик. |
2 Н Е Д Е Л Я | 1.«Весенние явления в неживой природе» 2.«Размножение растений» | Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Подвести к пониманию, что весна в Забайкалье приходит позже, чем в южные и центральные регионы. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития. Поощрять желание трудиться. Закрепить представления что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, для продолжения жизни. Формировать представления о том, как нужно ухаживать за растениями. Учить пересаживать комнатные растения. Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями)Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к посадке, любовь. | Модель «Влияние света, тепла, воды на жизнь», иллюстрации зимы и весны, видеофильм «Времена года», мяч, д./и. «Когда это бывает?». Кашпо с землей, черенки, побеги, листовые черенки, семена растений, лейки, палочки для рыхления, лопатки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за раст». |
3 Н Е Д Е Л Я | 1.«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» 2.«Особенности жизни зверей весной» | Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Показать зависимость роста растений от условий окружающей среды, болезни и вредители растений Учить детей определению хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявлению недостающих условий, способам ухода, которые могут их восполнить. Учить замечать особенности жизни зверей весной. Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. | «Огород на окне». Семена, ящики с землёй, лопатки, палочки для рыхления, лейки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за раст». Видеофильм «Дикая природа», «Весна в лесу», модель «Дикие животные». |
4 Н Е Д Е Л Я | 1.«О животных, которых не любят» 2.«Когда животных в природе становится много или мало» | Способствовать формированию знаний детей о пауках, жабах, змеях; понимания целостности окружающего мира, зависимости одного вида животных от другого. Формировать правила поведения с этими животными. Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных. Воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным. Учить замечать нарушение равновесия в природе. Способствовать формированию понимания взаимосвязи обитателей леса, цепочек питания. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. | Иллюстрации животных, модели «Дикие животные», «Паук в паутине». Игрушки-животные. Мяч, волшебная палочка. Дидактическая игра «Невидимые нити», «Пищевые цепочки». |
Перспективный план работы на апрель 2020г.
Не-деля | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я | 1.«Мы туристы» (экскурсия) 2.«Сравнение рыб и лягушек» | Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/, правила поведения в природе. Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушки – и воды и суши. | Рюкзаки, знаки поведения в природе, мешки для мусора, корзинки, лупы. Рыбы в аквариумах, иллюстрации рыб и лягушек. Д./и. «Пищевые цепочки», Чей дом |
2 Н Е Д Е Л Я | 1.«Мы в ответе за тех, кого приручили» 2.«Земля – живая планета» | Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать. Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Необходимость создания соответствующих условий, близких к природным. Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. | Попугаи в клетке, полевая мышь в клетке, черепаха в террариуме, рыбы в аквариумах. Д./и. «Кто, чем питается». Модель ухода за домашними животными. Листы, карандаши, краски, глобус. Дидактическая игра « Где чей дом?». Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу». |
3 Н Е Д Е Л Я | 1.«Планета Земля в опасности» 2.«Море бывает в беде» | Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой. Приспособление диких животных к жизни в природных условиях. Показать положительное и отрицательное отношение современного человека с природой. Факты отрицательного воздействия человека на природу. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах | Глобус, обучающие видеофильмы, знаки поведения в природе. Маски-шапочки животных. Иллюстрации редких животных и растений. Правила поведения на водоёмах, модель «Подводный мир», иллюстрации морей и океанов, обучающий фильм. Мультимедийная подборка. |
4 Н Е Д Е Л Я | 1.«У воды, на воде» (целевая прогулка на р. Кайдаловка) | Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах. Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений. Дать понятие «ледоход». Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края. Воспитывать любовь, заботу, сочувствие, сопереживание. | Экологическая игра «Берегите воду». Д./и. «Кто заметит первым», «Угадай-ка». Рюкзаки, знаки правильного поведения на водоёме. |
Перспективный план работы на май 2020г.
Не-деля | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я | 1.«Беседа о Весне» 2.«Этот удивительный мир насекомых» | Учить видеть сезонные изменения в природе. Углубить, уточнить и закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы; о весенних работах на огороде, в саду, в поле. Продолжать учить детей ведению календаря природы на местном уровне. Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. | Обучающий фильм «Весна», иллюстрации с изображением весны, д./и. «Когда это бывает?», календари природы Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм. |
2 Н Е Д Е Л Я | 1.«Встречаем птиц» 2.«Экскурсия в парк» | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей. Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные, всеядные. Продолжать учить детей устанавливать связи и зависимости между изменениями в живой и неживой природе. Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Учить замечать деревья и кустарники с первыми листьями. Закреплять знания о периодах наступления весны в Забайкальском крае; о разнообразии видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю. | Обучающий видеофильм, звукозапись «Голоса птиц», иллюстрации птиц, модель «Признаки птиц». Опорные картинки, схемы. Иллюстрации с изображением весны, д./и. «Когда это бывает?», мяч, игрушка-Буратино. |
3 Н Е Д Е Л Я | 1.«Растения весной» 2.«Берегите первоцветы» | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Продолжать формировать знания о растительном мире Забайкалья. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. Учить распознавать и называть первые весенние цветы Забайкальского края по листьям и цветам. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом. Закрепить особенности строения и назначения всех органов растений. Закрепить представления что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, для продолжения жизни. | обучающий видеофильм «Растения весной», картины и иллюстрации с изображением весны и растений. Волшебная палочка. |
4 | неделя | Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по экологии средней группы "В гостях у дедушки АУ"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”...
Программа кружка «Юные экологи»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-...
Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Маленький эколог"
Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Маленький эколог"...
Программа кружка по экологии для средней группы «Капелька»
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...
программа кружка "Юный эколог" для детей 5-7 лет
программа кружка "Юный эколог" предполагает тесное общение воспитанников с природой, что доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, зву...
Программа кружка "Юный эколог"
Пояснительная записка. В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с неживой природой; с растениям...
Программа кружка по экологии "Юный эколог"
Данная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры....