ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ
статья

Сабанина Виктория Владимировна

В статье представлен анализ международных публикаций в контексте изучения педагога дошкольного образования как отдельной единицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ

В.В. Сабанина

В статье представлен анализ международных публикаций в контексте изучения педагога дошкольного образования как отдельной единицы.

Ключевые слова: педагог дошкольного образования, требования, международная практика

Preschool teacher, requirements, international practice

Многочисленными международными исследованиями доказано, что развитие детей дошкольного возраста имеет критическое значение для образовательной биографии ребенка, системы образования, для общества и экономики в целом. Исследование эффективности влияния программы дошкольного образования «High/Scope»[1] на последующие жизненные результаты ее воспитанников зафиксировало необходимость образования дошкольников в контексте  дальнейшей перспективы всей их жизни. Анализ  международных исследований качества образования PISA и PIRLS показал, что стабильно высоких результатов добиваются те страны, в которых отмечен высокий уровень качества дошкольного образования, а коэффициент охвата детей образованием в возрасте 5-7 лет  составляет более 90%.[2] 

Несмотря на то, что дошкольное образование является приоритетом государственных образовательных политик ведущих стран мира, видение педагога дошкольного образования остается размытым.

Кто такой педагог дошкольного образования? Каков его профессиональный капитал? Можно ли его оценить?  Ответы на эти вопросы в значительной степени остаются не исследуемыми.

Если мы обратимся к международным исследованиям, нормативным актам, то увидим отсутствие «значимых» источников в контексте изучения педагога дошкольного образования как отдельной единицы. Возникает противоречие: с одной стороны, признанная всеми странами значимость дошкольного образования, с другой стороны, отсутствие прикладных знаний в вопросе развития и совершенствования профессиональных компетенций педагога дошкольного образования.  

Чтобы понять каким профессиональным капиталом должен обладать педагог дошкольного образования обратимся к требованиям к данной категории специалистов.

Так, например, в США к учителю дошкольного образования предъявляются разные требования, в зависимости от штата и вида учреждения (государственные, частные, общественные детские сады). Дошкольные программы Head Start и государственные школы требуют, чтобы их учителя дошкольного образования имели как минимум степень младшего специалиста (бакалавр). Получение степени бакалавра, как правила, не требуется при устройстве на работу в частный или общественный детский сад[3]. Некоторые штаты требуют от кандидатов сертификации через различные ассоциации.

Стандарт профессиональных компетенций учителя дошкольного образования Сербии указывает на следующие условия входа в профессию:

•        пройти утвержденную программу подготовки учителей.

•        сдать государственный/национальный экзамен(ы) на компетентность: продемонстрировать свои знания в области дошкольного образования.

•        получить сертификацию через свой государственный совет по образованию[4].

Чтобы работать в китайском детском саду необходимо получить степень бакалавра, в любой области, но предпочтительнее в образовании[5].

В национальной системе образования педагог дошкольного образования  - это воспитатель, имеющий высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации[6].

Если мы обратимся к трудовым действиям педагога дошкольного образования, то увидим схожую картину на всем странам: через игру научить ребенка познавать мир, познавать себя, быть социально успешным.

Возникает ряд вопросов. Как и с каким уровнем образования можно научить ребенка быть успешным? (к вопросу отсутствия требований к образованию в частных и общественных детских садах). Как, не имея специальных знаний в области дошкольной педагоги, дошкольной психологии можно иметь адекватные инструменты развития и образования ребенка? (к вопросу отсутствия специального образования, обязательной стажировки). Как, не имея уровней мастерства внутри группы «учитель дошкольного образования» сделать профессию престижной, стимулировать к развитию в своей профессии? (к вопросу формирования профессионального капитала педагога дошкольного образования).

Интересным фактом выступает то, что ни одно международное исследование не посвящено изучению инструментов, интересов, компетенций  педагога дошкольного образования.

PISA, PIRLS, TALIS, TIMSS, TEACH – все эти международные исследования посвящены изучению компетенций школьников, директоров и учителей, начиная с начальной школы.

Если мы обратимся к другим исследованиям ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), то картины будет та же. Отчет "Привлечение, развитие и удержание эффективных учителей - заключительный отчет: учителя имеют значение"[7] описывает политику в области образования и подготовки учителей школы, без указания на педагогов дошкольного образования.

Исходя из выше изложенного, трудно рассуждать о профессиональном капитале педагога дошкольного образования в контексте международных исследований, если отсутствуют источники знаний:

  • без четких регламентаций  требований к данному специалисту;
  • без усиления внимания государства к проблеме входа в профессию;
  • без международного инструментария измерения профессиональных компетенций педагога дошкольного образования;
  • без мер по повышению престижности профессии.

Отсутствие «значимых» источников, на мой взгляд, свидетельствует о том, что дошкольное образование рассматривают как источник «присмотра и ухода», нежели как источник «образования». А педагога как няню, которая поиграет, накормит, умоет, уложит спать, и как сопутствующее, – чему-то научит.

Бесспорно, дошкольное образование имеет свою специфику, как и начальное общее образование, среднее образование, а потому требует от педагога ничуть ни меньшего симбиоза капиталов, чем от учителя в школе: эмоциональный капитал, социальный, интеллектуальный, культурный капитал, капитал принятия решений, человеческий капитал, эмпирический, цифровой, духовный и др.

Профессиональный капитал педагога дошкольного образования, как и учителя, невозможно измерить, но обязательно следует изучать. Ведь, изучение профессиональных компетенций дошкольного педагога, повышение его профессионального капитала неизменно приведет к росту  всей образовательной системы.

Источники:

Нормативно-правовые акты:

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Статьи, диссертации, авторефераты:

  1.   Обучение в детском саду Вакансии в Китай //https://www.workandliveinchina.com/kindergarten-teaching-jobs-in-china (дата обращения: 20.05.2021)
  2. Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers - Final Report: Teachers Matter// https://www.oecd.org/education/school/attractingdevelopingandretainingeffectiveteachers-finalreportteachersmatter.htm (дата обращения: 20.05.2021)
  3. Assumptions of professional competences of future preschool teachers [Электронный ресурс] //https://www.researchgate.net/publication/340503852_ASSUMPTIONS_OF_PROFESSIONAL_COMPETENCES_OF_FUTURE_ RESCHOOL_TEACHERS (дата обращения: 20.05.2021)
  4. Heckman J., Cunha F., Lochner L. Masterov D. Interpreting the evidence on life cycle skill formation// Handbook of the Economics of Education 1, 2006. 697-812  
  5. ОECD// https://www.oecd.org/pisa (дата обращения: 20.05.2021)
  6. Strong foundations: early childhood care and education («Прочная основа: образование и воспитание детей младшего возраста»)// https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000147785_rus
  7. Teacher Education & Career// https://www.teacher.org/ (дата обращения: 20.05.2021)
  8. TIMSS & PIRLS International// https://timssandpirls.bc.edu/index.html (дата обращения: 20.05.2021)

[1] Heckman J., Cunha F., Lochner L. Masterov D. Interpreting the evidence on life cycle skill formation// Handbook of the Economics of Education 1, 2006. 697-812  

[2]Strong foundations: early childhood care and education («Прочная основа: образование и воспитание детей младшего возраста»)// https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000147785_rus

[3] Teacher Education & Career//https://www.teacher.org/ (дата обращения: 20.05.2021)

[4] Assumptions of professional competences of future preschool teachers [Электронный ресурс] //https://www.researchgate.net/publication/340503852_ASSUMPTIONS_OF_PROFESSIONAL_COMPETENCES_OF_FUTURE_ RESCHOOL_TEACHERS (дата обращения: 20.05.2021)

[5] Обучение в детском саду Вакансии в Китай //https://www.workandliveinchina.com/kindergarten-teaching-jobs-in-china (дата обращения: 20.05.2021)

[6] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

[7] Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers - Final Report: Teachers Matter// https://www.oecd.org/education/school/attractingdevelopingandretainingeffectiveteachers-finalreportteachersmatter.htm (дата обращения: 20.05.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."

       Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....