КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «НЕ СТРАШНО О СТРАХАХ».
консультация

Депутатова Наталья Васильевна

Страх – отрицательно окрашенная эмоция, возникающая в результате ре­альной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности защищаемым ею ценностям.

Что нужно помнить о страхе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_strashno_o_strahah.docx93.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации

Для педагогов

на тему:

«НЕ СТРАШНО О СТРАХАХ».

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1465/d-1464635/1464635_html_dbf2860.jpg

http://womenlot.ru/wp-content/uploads/2014/02/detskie_strahi.jpg

Педагог-психолог: ДЕПУТАТОВА Н.В.

Страх – отрицательно окрашенная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности защищаемым ею ценностям.

Что нужно помнить о страхе?

Страх – это эмоция. Страхи возникают не по воле разума, а в душе человека и из-за этого страхи почти не поддаются действию разумных доводов, особенно у детей.

Страхи бывают – реальные (нападение собаки, падения и т.д.), и воображаемые (это может произойти). Страх, который произошёл в результате стрессового события, проще поддаётся борьбе с ним. Ребёнок уже вышел из него победителем (успокоился, выздоровел и т.д.). Воображаемые страхи могут мучить человека долго, из-за того, что каждый раз представляет себя – жертвой, с самым невыгодным для себя концом.

Страх порождённый чувством угрозы для самого дорогого, что есть у ребёнка – прежде всего: своя жизнь и жизнь родных. Большинство детских страхов связанны с базовым страхом – смерти.

Эмоция страха мучительна. Наряду с такими эмоциями как: радость, печаль, гнев, удивление, отвращение – страх относится к базовым эмоциям. Но страх может оказаться и другом. Как?

Страх как друг.

  1. Страх помогает избегать опасности, но не мешает активности. Возможность пережить страх дана нам с рождения. Страх расцвечивает нашу жизнь красками, «замешиваясь» в другие эмоции (восторг от занятий экстремальным спортом и т.д.). Надо помнить, что в процессе становления ребёнка нужна не только сила, здоровье ловкость, но и адекватное чувство страха.
  2. Страх – проявление инстинкта самосохранения. Физиологические реакции из-за страха работают три механизма защиты: бороться, бежать, замирать. 

Когда ребёнок начинает ползать и ходить, он тут же добирается до потенциально опасных для него вещей. И взрослые начинают ограждать ребёнка от опасности: «Не бери, разобьёшь, порежешься, подавишься».

С одной стороны, взрослые правы, они пытаются оградить малыша от опасности. Толика страха помогает не совершить опасных поступков. Ребёнок узнает, что бывает опасно, а затем начинает понимать, что означает понятие опасности. Он учится контролировать своё поведение и начинает вести себя более осторожно. Здесь главное взрослым не быть слишком резкими в формулировках.

  1. Страх – активная связь с самоконтролем и умением предвидеть последствия своих действий. 

В формировании жизненно важных функций (контроль над своими желания, действиями, импульсами) – страх играет важную роль. В современном мире опасности для детей сведены к минимуму (защита розеток от детей на электроприборах, дикие звери и т.д.), но они всё равно существуют, и ребёнок должен их научиться узнавать. Тогда даже в незнакомой ситуации остановится и подумать, но только в том случае если у него адекватный уровень страха, который не создаёт помех для жизни, активности и познания.

  1. Страх, является другом только когда находится на адекватном уровне.

Адекватный уровень страха – достаточный для самоконтроля, но при этом не требует перестраховки, не парализует, не завладевает мыслями и действиями.

Важно помнить, что страх становится другом лишь до того момента, пока он тихо живёт внутри и проявляется иногда. И не мешает спокойно ребёнку жить и развиваться. Но бывает, что страх становиться врагом, причём очень даже серьёзным.

Признаки (симптомы), то что страх стал врагом и нужна помощь:

  1. На вязчивое, затяжное течение страха. Внутри ребёнка страх живёт достаточно долго и постоянно к нему возвращается. Ребёнок не пытается побороть страх.
  2. Бесконтрольный страх. Ребёнок не может контролировать свой страх. Страх поглощает сознание ребёнка, и ребёнок не может «договорится» с ним.
  3. Хроническое беспокойство. Ребёнок постоянно напряжён, его легко напугать и трудно рассмешить, может быть нарушен сон. Постоянное напряжение мешает ребёнку расслабиться и формирует пессимистичный взгляд на мир как на нечто опасное.
  4. Влияние страха на повседневную жизнь. Если страх оказывает влияние на жизнь ребёнка и его семьи (боязнь общения со сверстниками, боязнь темноты и т.д.) – пора бороться.

Важно не пропустить эти симптомы. Если быть не достаточно внимательными к детскому страху, то он может создать в душе ребёнка «порочный круг» из которого все труднее будет выбраться.

Малыш начинает пугаться всё больше и больше, но никак не противодействует страху. И чувство бессилия начинает каждый раз овладевать им с новой силой. Подрываются основы личности: оптимизм, целеустремлённость, уверенность в себе. Ребёнок становится пассивным и не ждёт от будущего ничего хорошего. С таким настроем страхи победить все тяжелее. Но победить детский страх вполне возможно, если вовремя прийти на помощь.

Взрослым надо помнить, что страх – это естественно. Страх бывает, как врагом, так и другом. Пока страх выражен в слабой форме – это источик опыта преодоления себя, познания своих возможностей. Результат – приобретение уверенности в собственных силах.

На пути своего взросления ребёнок должен приобрести навыки выживания. И страхи – естественные спутники этого процесса. Малыш, узнавая об опасностях окружающего мира, начинает бояться, а потом учиться справляется с этим чувством, избегая этой ситуации или преодолевая её. Каждый возрастной период несёт определённые страхи, переживание и преодоление которых даёт бесценный жизненный опыт.

Кое-что о естественных страхах.

  1. Страхи проявляются в возрастной период, «отведённый» для них.
  2. Появление страха не наносит вреда психике ребёнка (может тревожить его и родителей ребёнка на определённом этапе).
  3. Страхи переходящи, т.е. интенсивность начинает снижаться сама, если не произошло подкрепление.
  4. Ребёнок может сам преодолеть страх или при поддержке родителей.

Когда нужна особая помощь.

Страхи могут развиваться в такие состояния, что нужна будет помощь специалиста. В принципе те симптомы, которые были описаны выше – повод для того чтобы обратится к специалистам для консультации (врач-невролог, детский психотерапевт, психолог). Не стоит бояться и переживать: возможно, от вас потребуется изменение режима ребёнка, приём витаминов, отношение к проблеме.

А может быть поставлен один из диагнозов, требующий дальнейшей работы со специалистом: невроз, фобии, тревожные расстройства. Подобные состояния могут потребовать приёма специальных препаратов. И, конечно, психотерапия, поможет ребёнку избавиться от тревожности, почувствовать себя уверение и научит противостоять страхам в будущем.

 «Приёмы снятия страхов. Которые работают и не работают».

        Прежде чем разобрать эффективные приёмы борьбы с детскими страхами, рассмотрим менее эффективные приёмы.

        Приёмы, которые не работают.

  1. Фиксация на страхе.

Есть интересный феномен: чем активнее со страхом борешься, тем больше страх может закрепиться. Происходит это потому, что родители слишком фокусируется на страхе и сами проявляют беспокойство больше ребёнка. Вокруг страха ребёнка начинается крутиться жизнь семьи. Поэтому слишком активная деятельность родителей может оказаться помехой вместо помощи.

  1. Не обращать внимание.

Многие родители считают страхи настолько естественным делом, что они перестают обращать на них внимание. Все разговоры на тему страхов находятся  под запретом. И из-за этого многие родители просто не осведомлены, что их ребёнок чего-то-то боится.

Между фиксацией на страхе и стратегией «не обращать внимания» нужно искать «золотую середину».

  1. «Охранный режим» ребёнка.

При обнаружении страха, родители стараются оградить ребёнка от малейшей опасности. Родители склонные к гиперопеке (при обнаружении страхов у ребёнка и рекомендациям, психологов, врачей, на ограничение чтения, просмотра телепередач, компьютерных игр и многолюдных мест) ограничивают самостоятельность ребёнка, изолируют от окружающего мира, друзей и приятелей. Ребёнок оказывается в «замкнутой» и безопасной домашней среде, что только фиксирует проявление страха.

  1. Восприятие страхов как проявление слабости, безволия, непослушания.

В этой позиции больше непримиримости и жёсткости. Ребёнок оказывается в позиции непринятия со стороны родителей: отсутствие сочувствия, наказание и ребёнок перестаёт идти за помощью к родителям. Ребёнок начинает молчать о своих страхах из-за боязни наказания и насмешек. Вследствие этого в отношениях между ребёнком и родителями пропадает доверие, искренность, теплота.

  1. Этого не бывает.

Родители, узнав о страхе чудовищ и сказочных персонажей, стараются убедить ребёнка, что не стоит бояться, потому что этого не может быть. По мере взросления страх будет интеллектуально переработан. Страх просто растворится в новой информации о мире, но сам факт проявления страха, говорит о том что, ребёнок пока не готов к его интеллектуальной переработке.

Приёмы, которые работают.

Если ребёнок говорит о страхах – это хорошо. Во-первых, ребёнок осознал свой страх, а это не мало. Во-вторых, ребёнок ищет свой путь борьбы со страхом, просто ему нужна помощь близкого человека. В-третьих, ребёнок вам доверяет.

Однако если вы сами обратили внимание на страхи ребёнка – это тоже импульс к действию. Существует много способов борьбы со страхом, не подрывая познавательный интерес и уверенность ребёнка в себе и при этом, не допуская разрастание страха и переход его в устойчивые личностные черты.

  1. Подвижные игры.

Речь идёт о подвижных играх, в которых ребёнок дошкольного возраста познает мир и имеет возможность проявлять свои эмоции и чувства. Подвижная игра – это в первую очередь соревнования между участниками  и главная задача соревновательных игр заключается в том, что это является «репетицией» возможных жизненных ситуаций. Ребёнок, играя в подвижные игры, старается победить (или хотя бы не проиграть) и переживание проигрыша в таких играх более мягкое и закаливающее для дальнейшей жизни.

  1. Игры на преодоление конкретных страхов.

Эти игры конструируются для того, чтобы воздействовать на конкретный страх.

  • игра-выручалочка;
  • игры с пространством;
  • игры-приключения;
  • игры, где все уже произошло.

  1. Художественные способы.

Ребёнку можно предложить нарисовать свой страх, вылепить из пластилина, глины.

  1. Чтение художественной литературы.

Один из способов борьбы со страхами – прочитать о том, какие опасности одолевают герои книг, становясь при этом более смелыми. Родители читают книги, а ребёнок совершенно не заметно справляется со многими внутренними тревогами, учится расставлять приоритеты, формирует понятия об этике, важных человеческих качествах и о взаимопомощи. После прочтения обязательно обсудите с ребёнком прочитанное.

  1. Мультфильмы, фильмы, театр.

Обратите внимание, что смотрит ваш ребёнок. Многие современные мультфильмы, фильмы о «супергероях» могут спровоцировать не только страхи, но стать провокаторами агрессии.  Даже если ребёнок настаивает, лучше исключить просмотр таких мультфильмов, особенно если страхи активны.

Однако стоит помнить, что мультфильмы и фильмы могут быть и средством преодоления страха. Главное условие чтобы мультфильм или фильм был качественный и интересным (не обязательно должен быть классическим) сюжетам. Герои, в таких фильмах, мультфильмах, сначала могут быть немного трусишками, но постепенно преодолевать свои страхи. Стоит помнить, что действия на экране способствуют психологической разрядке, переживанию чужих эмоций как своих и как результат – ребёнок настраивается на преодоление собственных страхов и поиск возможных способ преодоления страхов. Главное не переусердствовать при просмотре мультфильмов или фильмов и после просмотра обсудить с ребёнком увиденное.

  1. Волшебство и магия.

Дети дошкольного возраста думают, что их родители могут все. Поэтому дети приходят к родителям и рассказывают о своих страхах и ждут, что эту проблему родители могут решить очень быстро. Дети ждут от родителей – волшебства. А родители, в свою очередь, могут проявить фантазию и придумать свои магические предметы для борьбы со страхами.

  1. Ритуал.

Ритуал – это упорядоченный ряд действий, производимый в одной и той же ситуации и призван снизить тревожность за счёт предсказуемости происходящего.

  1. Информированность.

Страх – явление эмоциональное и пока он активен, сознание не может работать эффективно. Информированность о страхе помогает включить механизм рационализации и с помощью этого механизма ребёнок понимает, что боятся, вовсе не стоит. Расскажите подробно о страхе ребёнку, приводя при этом чёткие аргументы. Информированность даёт уверенность, что все будет хорошо, даже если придётся поволноваться немного.

  1. Действие.

Данный метод подразумевает тактику действия. Это метод важен, поскольку ребёнок не всегда решается заглянуть «за свой страх». Главная задача родителей – повернуть восприятие страха так, чтобы ребёнок задумался: «А что я буду делать, когда…» Дети могут придумать такие варианты действий, что взрослые не подумали.

Хорошо если у ребёнка будет 2-3 варианта действия. Это поможет ему действовать гибко и разовьёт вариативность мышления – это самое лучшие оружие для борьбы со страхами.

  1. Разговор.

Разговор по душам – самый простой способ узнать, чего ребёнок боится. Но следует избегать, во время разговора по душам, таких ошибок как:

  • чтение моралей;
  • иронизировать и насмехаться над страхами ребёнка;
  • обвинять ребёнка за страхи;
  • ругать ребёнка за страхи;
  • вешать ярлыки;
  • пытаться убедить, что все это ерунда.

Главное в таком разговоре – дать ребёнку ощущение силы. Детям важно знать, что родители в них верят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Знакомимся со страшным незнакомцем. Детские страхи"

Консультация для родителей "Знакомимся со страшным незнакомцем. Детские страхи"В статье приводятся примеры распространенных детских страхов, способы их выявления и коррекции....

Консультация для педагогов. Тема: "Высота - не страшно!"

В консультации предложены различные виды упражнений на подвижной лестнице и перекладине....

Консультация для педагог «В детский сад совсем не страшно!» (Младшая группа)

повышение уровня психологической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....

Консультация для педагогов и родителей «ИГРА СО СТРАХОМ»

Повышение общего уровня эмоциональных переживаний         Задача данного метода — научить ребенка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет ...

Консультация для педагогов «Если ребенок испытывает страхи»

У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается далеко не во всем понятным.Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают меша...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия в коррекции детских страхов"

Большинство детей сегодня переживают страхи, которые им не подвластны. Ребенок очень сильно реагирует на события, происходящие в его жизни, а также на все, что его окружает....