Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников
методическая разработка

Мирошкина Екатерина Евгеньевна

Чтобы обеспечить переход от игровой деятельности к учебной, соответственно для становления учебной деятельности должны быть сформированы  ее предпосылки  уже в дошкольном возрасте. 

Предпосылками учебной деятельности  являются:

 -сформированность  познавательного интереса;

 -умение детей анализировать, сравнивать, обобщать,  делать простейшие выводы и    умозаключения;

-умение обозначать и  замещать  знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

-умение слышать и  слушать, точно выполнять задания по образцу;

-сознательно подчинять свои действия  правилу;

-самостоятельно находить способы  решения практических и познавательных задач;

-контроль за способом выполнения  своих действий;

 -умение взаимодействовать  со сверстниками.

Предпосылки учебной деятельности формируются  преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е.  в  игре. «Недоигравший» дошкольник быстро теряет  интерес  к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию  у ребенка любознательности, стремления  к получению новых знаний. К концу  дошкольного  периода у ребенка появляется  способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям. Вашему вниманию мы предлагаем дидактические игры, сделанные своими руками из опыта воспитателя. 

 

Ребенок дошкольного возраста должен пройти все этапы развития игры как ведущего вида деятельности, что благоприятно сказывается на формировании предпосылок учебной деятельности перед поступлением в школу. Учебная деятельность не возникает сразу. Для того, чтобы адаптация ребенка, поступившего в 1 класс, прошла наиболее безболезненно, продуктивно и интересно, учебная деятельность не должна вытеснить игровую, а постепенно ее завершить. 

Достижения, полученные в дошкольном возрасте через игру, помогут детям  быть  успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь принесет им радость и удовлетворение. Наши игры могут стать хорошим подспорьем и использоваться на внеурочной деятельности в школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей 6 – 8 лет посредством дидактических игр Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Петродворцового района Санкт-Петербурга Драчева Ольга Сергеевна, старший воспитатель Мейер Екатерина Евгеньевна, воспитатель

Слайд 2

Как сделать процесс перехода от игровой деятельности к учебной планомерным, продуктивным и интересным? Как обеспечить комфортную адаптацию первоклассников в школе?

Слайд 3

Формирование предпосылок учебной деятельности В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что д ошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования . ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

Слайд 4

Согласно теории Д.Б.Эльконина учебная деятельность дошкольника зарождается и формируется именно в игровой деятельности. Развитие предпосылок учебной деятельности у детей осуществляется в процессе преемственности ведущих видов деятельности – игровой у старших дошкольников и учебной у обучающихся начальных классов, что способствует обеспечению единства образовательного пространства «Детский сад – школа»

Слайд 5

Дидактические и настольно-печатные игры в развивающей среде группы детского сада В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал . Главная цель дидактической игры - обучающая. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

Слайд 6

Дидактическая игра с прищепками «Найди правильный ответ» Цель: совершенствовать навыки количественного счета в пределах 1 0

Слайд 7

Дидактическая игра с применением скрепок «Реши пример» Цель: дать первоначальные представления о простых арифметических действиях на сложение и вычитание, совершенствовать навыки счета в пределах 10

Слайд 8

Дидактическая игра «Жуки в банке» Цель: совершенствовать навыки количественного счета в пределах 1 0 , развивать навыки коллективной игры

Слайд 9

Пособие для формирования понятий «Больше – меньше» Цель : дать первоначальные представления о множестве, устанавливать отношения между количеством предметов, закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1 в пределах 1 0

Слайд 10

Настольные игры «Хамелеон и жуки» и «Аист и лягушки» Цель: формирование навыков коллективной игры, развитие концентрации внимания и быстроты реакции

Слайд 11

Дидактическая игра «Разноцветные пуговки» » Цель : развитие внимания, координации глаз и рук, формирование навыков коллективной игры

Слайд 12

Игра– ходилка «Гонки пуговиц» Цель : развитие концентрации внимания, формирование навыков коллективной игры

Слайд 13

Дидактическая игра «Крестики - нолики» Цель : развитие концентрации внимания, формирование навыков коллективной игры

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей 6 – 8 лет посредством дидактических игр

           

 

1 слайд. Титульный.

2 слайд. В  настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание. Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие арифметические задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Учителя отмечают, что несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается достаточно сниженный интерес к учебе, т.е. оказываются не готовыми к учебной деятельности в целом. Практика показывает, что для овладения новым видом деятельности на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к новой деятельности без особых затруднений.  

3 слайд. Чтобы обеспечить переход от игровой деятельности к учебной, соответственно для становления учебной деятельности должны быть сформированы  ее предпосылки  уже в дошкольном возрасте. Эта задача имеет отражение в

Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

Предпосылками учебной деятельности  являются:

 -сформированность  познавательного интереса;

 -умение детей анализировать, сравнивать, обобщать,  делать простейшие выводы и    умозаключения;

-умение обозначать и  замещать  знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

-умение слышать и  слушать, точно выполнять задания по образцу;

-сознательно подчинять свои действия  правилу;

-самостоятельно находить способы  решения практических и познавательных задач;

-контроль за способом выполнения  своих действий;

 -умение взаимодействовать  со сверстниками.

4 слайд. Согласно теории Д. Б. Эльконина, учебная деятельность дошкольника зарождается и формируется именно в игровой деятельности. Развитие предпосылок учебной деятельности у детей осуществляется в процессе преемственности ведущих видов деятельности игровой у старших дошкольников и учебной у обучающихся начальных классов, что способствует обеспечению единства образовательного пространства «Детский сад – школа».

5 слайд. Предпосылки учебной деятельности формируются  преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е.  в  игре. Именно с помощью нее  закладываются и наиболее эффективно формируются  основные направления  развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные  жизненные планы,  проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми. «Недоигравший» дошкольник быстро теряет  интерес  к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию  у ребенка любознательности, стремления  к получению новых знаний. К концу  дошкольного  периода у ребенка появляется  способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Исследования Е.Е. Кравцовой  доказали, что для детей  с низким уровнем развития игровой деятельности характерен  низкий уровень  развития учебной деятельности.   

Особым видом игровой деятельности  является дидактическая   игра. В дидактической игре ребенок не только получает  новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С общими понятиями дидактической игры вы можете ознакомиться на слайде. Мы добавим лишь немного: все игры имеют проблемно - практический характер, они  включаются в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Все дидактические игры постепенно усложняются по содержанию и видоизменяются, ведь первоклассник не перестает играть, всего лишь его игровая деятельность постепенно уступит место учебной.

6 слайд. Вашему вниманию мы предлагаем дидактические игры, сделанные своими руками из опыта воспитателя. Дидактическая игра с прищепками «Найди правильный ответ», целью которой является совершенствование навыков количественного счета в пределах 10. Ребенок выбирает карточку, считает на ней изображенные предметы, соотнося это количество с соответствующим обозначением, прикрепив прищепку на нужную цифру.

7 слайд. Похожая игра, но с применением скрепок, позволяет научить детей решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

8 слайд. Игра «Жуки в банке» тоже направлена на развитие навыков счета, но имеет еще не менее важную цель: развитие навыков коллективной игры, а именно подчинение правилам, сотрудничество с детьми, терпение. На слайде представлено фото дошкольников и школьников. Мы ведем речь о том, что в состав игры для школьников входит уже два игральных кубика, счет при этом увеличивается.

9 слайд. Пособие для формирования понятий «Больше – меньше». Цель пособия: дать первоначальные представления о множестве, устанавливать отношения между количеством предметов, закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1 в пределах 10. В этом помогает вот такой забавный крокодильчик. Открытая его пасть направлена на большее количество предметов. В дальнейшем обучении в школе этот знак станет привычным в виде острого уголка.

10 слайд. Настольные игры «Хамелеон и жуки» и «Аисты и лягушки» похожи друг на друга и имеют своей целью формирование навыков коллективной игры, развитие концентрации внимания и быстроты реакции. Играя в эти игры, дети должны внимательно следить за каждым ходом, иначе можно быстро проиграть, и игра закончится. Как показывает практика, эти игры не теряют своей популярности и у школьников.

11 слайд. Вашему вниманию предлагается игра «Разноцветные пуговки». Цель: развитие внимания, координации глаз и рук, формирование навыков коллективной игры. На стол раскладываются пуговки. С помощью двух одинаковых кубиков определяется выбор той пуговки, которую нужно успеть взять. Как отмечают учителя, у школьников тоже игра вызывает особый восторг у детей, азарт, желание играть снова и снова.

12 слайд. Игра – ходилка «Гонки пуговиц» представляет собой игровое поле, по которому игроки передвигают фишки – пуговицы согласно своему ходу, следуя простым правилам.

13 слайд. Игра «Крестики – нолики» подразумевает собой традиционную одноименную игру, но фишки для дошкольников представлены в виде больших пуговиц двух цветов. Для школьников игра представлена в виде игрового поля и настоящих пуговиц меньшего размера.

14 слайд. Заканчивая наше выступление, мы отмечаем, что ребенок дошкольного возраста должен пройти все этапы развития игры как ведущего вида деятельности, что благоприятно сказывается на формировании предпосылок учебной деятельности перед поступлением в школу. Учебная деятельность не возникает сразу. Для того, чтобы адаптация ребенка, поступившего в 1 класс, прошла наиболее безболезненно, продуктивно и интересно, учебная деятельность не должна вытеснить игровую, а постепенно ее завершить.

15 слайд. Достижения, полученные в дошкольном возрасте через игру, помогут детям  быть  успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь принесет им радость и удовлетворение. Наши игры могут стать хорошим подспорьем и использоваться на внеурочной деятельности в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...

Формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности у старших дошкольников.

Психолого-педагогический проект разработан с учетом рекомендаций ФГОС к освоению основных образовательных программ. Данный проект имеет направленность на личностные результаты освоения основных образо...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

Обобщение материала коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.

В этой презентации представлены методы и техники формиования учебных навыков у старших дошкольников. Развитие речи происходит с помощью моделирование русских народных сказок, развитие внимания и воспр...

"Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"

В статье рассматриваются подходы к определению индивидуальных траекторий старших дошкольников на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности.Приведены примеры определения акту...

Консультация для педагогов "Формирование предпосылок к учебной деятельности старших дошкольников"

Формурование предпосылок УУД в старшем дошкольном возрасте - основа для дальнейшего успешного обучения в школе....