Формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности у старших дошкольников.
проект (старшая группа)

Психолого-педагогический проект разработан с учетом рекомендаций ФГОС к освоению основных образовательных программ. Данный проект имеет направленность на личностные результаты освоения основных образовательных программ, которые, согласно ФГОС включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки, социальные компетенции, личностные качества. Проект состоит из трех этапов:исследовательского, практического, контрольного. Проект включает план мероприятий, которые охватывают всех участников образовательного процесса: воспитанников, родителей, педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskiy_proekt.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический проект.

Формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности

у старших дошкольников.

1. Вводная часть

      Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович  (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе  доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную       направленность личности ребенка.  Учение для него является деятельностью по обязанностям, успехом или неуспехом в учебных делах, а также имеет острую  аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения -  это не  только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.  В связи с этим остро стоит проблема личностной готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним  из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в      уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и       дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления     окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,  В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению   понимание ребенком смысла учебных задач, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к новой среде. Это обеспечивается правильно организованной социальной ситуацией в предшкольный период.

Данный проект имеет направленность на личностные результаты освоения основных образовательных программ, которые, согласно ФГОС  включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.  

2. Основная часть.

В рамках реализации ФГОС ДО введение понятия "Универсальные учебные действия" (УУД) призвано обеспечить переход от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности ребенка. Методологическим обоснованием  Проекта является разработка практического подхода под новую теорию формирования предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников в соответствии с ФГОС. Среди важнейших УУД  личностной социально-психологической готовности к школе для разработки в Проекте выделим формирование позиции будущего школьника (отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе), ощущение необходимости учения,  развитие Я-концепции и самооценки.

Направленность Проекта по формированию личностных УУД является специальной (рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет); по времени реализации - в течение одного учебного года перед поступлением в школу.

Актуальность Проекта состоит в том, что с необходимостью внедрения ФГОС ДО меняются подходы к психолого-педагогическому содержанию средств и методов  по формированию психологической готовности (личностных УУД) к школьному обучению. Осуществление преемственности образовательного процесса в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов нового поколения подразумевает психолого-педагогическое сопровождение, содействующее гармоничному психическому и физическому развитию ребенка,  сохранению его индивидуальности, и как результат, "безболезненной адаптации к изменяющейся социальной ситуации  и готовности к активному взаимодействию с окружающим миром".

   Важнейшими личностными универсальными учебными действиями являются:

  • Смыслообразование: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
  • Самоопределение: развитие Я-концепции и самооценки личности через формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Важным показателем сформированности внутренней позиции школьника является развитие мотивов учения. На ступени предшкольного образования старших дошкольников привлекает учение, как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение (Божович Л.И.).

Готовность к школьному обучению у дошкольников  предполагает наличие мотивов к обучению и положительное отношение к школе. Эти факторы наиболее важные для школьной успеваемости. Мотив - внутреннее побуждение к активности.

Позитивная мотивация к обучению предполагает полноценное развитие учебно-познавательных, социальных мотивов и положительное отношение к школе (Н.В. Нижегородцева)

Цель Проекта:

Формирование личностных предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.

Задачи Проекта:

1.Формирование у старших дошкольников адекватную позитивную самооценку, Я- концепцию, ценностные ориентации.

2. Снижение тревожности дошкольников через реализацию авторской Программы по профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста "Дружная семейка".

3. Воспитание положительного отношения к школе, чувства необходимости учения.

4. Содействие осознанию внутренней позиции будущего школьника.

5. Расширение представлений родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе.

Этапы Проекта.

1. Исследовательский.

2. Практический.

3. Контрольный.

Ожидаемые результаты Проекта

Основные критерии эффективности работы:

положительные результаты динамических обследований, проводимых психологом, в том числе психодиагностика адаптации детей к школе;

∙  успешное формирование функций саморегуляции, коммуникации, эмоциональной стабильности - по опросам родителей, педагогов.

Методы, приемы работы с детьми и их родителями: моделирование игровых и проблемных ситуаций, анкетирование, психогимнастические упражнения, ролевые игры, релаксационные упражнения, дискуссия, арттерапевтические техники, рефлексивный анализ деятельности.

Работа в рамках Проекта позволяет выделить наиболее результативные формы взаимодействия с участниками Проекта. Неотъемлемой частью Проекта является психологическое консультирование родителей, педагогов по результатам проведенных мероприятий, тематические рекомендации родителям "Аптечка для души", а также различные виды деятельности дошкольников:

  • познавательно - речевая;          
  • художественно-творческая;
  • двигательно-экспериментальная;
  • игровая.

Оценка эффективности  Проекта  предполагает:

 положительную  динамику результатов  психологической диагностики мотивации учения на выходе  из ДОУ, а также результаты психологической диагностики школьного психолога уровня адаптации на начало учения.

План мероприятий в рамках Проекта

Мероприятие

Цель

 Сроки              проведения

Ответственный

1

Психодиагностика тревожности, самооценки у старших дошкольников

Исследование эмоцирнального благополучия, самосознания, Я-концепции

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

2

Исследование мотивации учения у старших дошкольников

Изучение осознанной познавательной потребности

Октябрь

Педагог-психолог

3

Реализация Программы по профилактике тревожности у старших дошкольников "Дружная семейка"

Снижение тревожности, закрепление адекватной позитивной самооценки, формирование Я-концепции

Ноябрь-январь

Педагог-психолог

4

Анкетирование родителей "Готовы ли Вы к переходу ребенка в школу?"

Изучение родительских ожиданий от перехода к школьному обучению

Январь

Педагог-психолог

Воспитатели

5

Тренинг для родителей "Будущий первоклассник. Какой он?"

Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности к школьному обучению, снижение тревожности

Февраль

Педагог-психолог

6

Фотовыставка "Я тоже буду школьником!"

Показать детям, что взрослые прошли тот же путь, дать детям ресурс знаний о том, как родители преодолевали школьные трудности, какие радости были в их школьной жизни. Активизация связи "родители-дети"

Март

Педагоги

Родители

8

Контрольное исследование мотивации учения у старших дошкольников

Анализ результатов реализации Проекта

Повторное анкетирование родителей

Апрель

Педагог-психолог

9

Акция психолога "Кораблик мечты"

Формирование позитивного целеполагания, укрепление детско-родительских отношений, создание ощущения праздника от перехода к новой социальной роли

Май

Педагог-психолог

Воспитател

Приложение

                                                    Анкета для родителей.  

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопрос анкеты. Необходимо отметить вариант ответа, с которым Вы согласны.

1. Знаете ли Вы возрастные особенности своих детей?

а. Знаю и могу поделиться этим опытом.

б. Имею представления, но недостаточно.

в. Нет.

2. Знакомы ли Вы с понятием "Психологическая готовность к школе" и предпосылками благополучного вхождения в школьно-учебную деятельность?

а. Да

б. Имею представление, но недостаточно.

в. Нет.

3. Знакомы ли Вам требования, предъявляемые современной школой к будущим первоклассникам?

а. Да

б. Имею представления, но недостаточно.

в. Нет.

4. Удается ли Вам выстраивать доверительные, добрые  отношения с ребенком при его подготовке к школе?

а. Да, и могу поделиться опытом создания позитивных взаимоотношений в семье.

б. Не всегда.

в. Нет, нуждаюсь в помощи.

5. Как Вы думаете, кто должен заниматься подготовкой детей к школе?

а. Совместно семья и учреждения образования.

б. Учреждения образования.

в. Семья.

6. К кому Вы отнесли бы себя с точки зрения воспитания своих детей?

а. Новичок

б. Ученик.

в. Выпускник.

г. Бывалый.

д. Мудрец.

                           Спасибо за участие!

Обработка результатов.

Вопросы 1-5:

  • первый вариант ответа-высокий уровень;
  • второй вариант ответа-средний уровень;
  • третий вариант ответа - низкий уровень.

Общий показатель по каждому уровню высчитывается путем нахождения среднего арифметического: складываются проценты каждого уровня (отдельно высокого, среднего и низкого) по всем вопросам и делятся на 5 (по числу вопросов).

Вопрос 6: подсчитывается количество ответов по каждому из предложенных вариантов (новичок, ученик и т. д.) без процентов (например, до реализации программы новичков было 15, а после -7).

Список используемой литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22. 12. 2010г. рег. №17785

2. Диагностика и развитие дошкольников. Е.Н.Веракса. М.: РИД ГРУПП, 2011.

3.  Хухлаева О.В. Тропинка к своему "Я". Уроки психологии в начальной школе. М.: Генезис, 2009.

4. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В. Белинская. - Спб.: Речь, 2006.  

 5.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева.- Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых», Москва, 2000.

7. И.Вачков. Волков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика-Пресс,    1996.

8. Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О. Е. Лабиринты души: терапевтические сказки. М.: Трикета, 2004.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного

 стандарта дошкольного образования "Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный №30384


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

Обобщение материала коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.

В этой презентации представлены методы и техники формиования учебных навыков у старших дошкольников. Развитие речи происходит с помощью моделирование русских народных сказок, развитие внимания и воспр...

"Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"

В статье рассматриваются подходы к определению индивидуальных траекторий старших дошкольников на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности.Приведены примеры определения акту...

Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников, как средств коррекции их речевого развития

Материал опубликован как опыт работы учителя - логопеда с дошкольникамиhttps://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&display=normal&groupBy=none&order=1&sort=name&view=icons&am...

Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников

Чтобы обеспечить переход от игровой деятельности к учебной, соответственно для становления учебной деятельности должны быть сформированы  ее предпосылки  уже в дошкольном возрасте. Пред...