«ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»
статья

Васильева Нелли Андреевна

Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технология, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sotrud.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

 «ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»

  Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технология, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Принципы и методы педагогики сотрудничества:

•        увлечённость ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью;

•        определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности;

•        общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и ребёнка, как сотрудников, а не как ведущего и ведомых;

•        уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.

Цель использования:

Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. Приоритет личностных отношений. Индивидуальный подход к воспитанникам ДОУ.

Порядок использования технологии в практической профессиональной деятельности

Технология развития сотрудничества у дошкольников – это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.

1 этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях.

На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:

o        поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей;

o        ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;

o        проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;

o        демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;

o        непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.

2 этап: осмысление предстоящих моделей сотрудничества.

  Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.

  Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер.

  Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.

3 этап: сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.

Технология сотрудничества осуществляется в:

        совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок»;

        совместных играх;

        совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам;

        совместной творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения);

        индивидуально-подгрупповой работе.

Результат использования:

  Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков.

Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей. Положительная динамика результатов усвоения программного материала.

Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

МЛАДШАЯ ГРУППА

1) Занятия по организации начальных форм сотрудничества проводятся, начиная со второй половины учебного года.

2) Совместную деятельность лучше всего осваивать во время продуктивной деятельности и занятий по сенсорному воспитанию.

3) Состав микрогрупп – пары, обучение диалогу двух партнеров.

4) Для работы берется знакомый материал, с которым ранее дети действовали индивидуально – т.е. материал для закрепления и повторения.

5) Первоначальные 4-6 занятий состоят из 3-х частей:

Первая часть:

  • демонстрация образца нормативных способов сотрудничества через инсценировку взаимодействия кукольных персонажей, а также кооперации двух взрослых, взрослого и ребенка, двух детей.
  • На каждом занятии демонстрируется какой-либо один способ сотрудничества -либо по роли (при этом каждый из партнеров попеременно выступает то в роли «контролера», то в роли «исполнителя»), либо по правилу. В процессе выполнения совместной работы ее участники вежливо обращаются друг к другу, учитывают пожелания товарища, уступая ему более привлекательную роль и т.п.
  • После демонстрации образца взрослый спрашивает у детей, хотят ли они также поиграть с кем-нибудь из товарищей.

Вторая часть:

  • объединение детей в диады для совместного выполнения задания.
  • ребенок может выбирать сверстника по своему желанию.
  • После этого каждой паре детей предлагается пройти к столику и договориться, как они будут работать вместе.

Третья часть :

  • Детям предоставляются либо маски, либо небольшие игрушки в точном соответствии с теми героями, которые использовались при демонстрации способов сотрудничества в 1 части занятия.
  • Взрослый помогает выбрать игрушку или маску и предлагает вспомнить, как куклы (зверюшки) договаривались друг с другом, что делал каждый персонаж.
  • работа проводится с каждой парой детей в отдельности.
  • взрослый вмешивается в дальнейшую работу пары только в тех случаях, когда возникающие разногласия могут привести к разрушению кооперации. Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия. Возникающие конфликтные ситуации обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников.
  • На данном этапе взаимодействие детей является очень непродолжительным по времени. Часть детей могут покинуть занятие до его завершения, часть, выполнив задание, предлагают своему партнеру повторить его еще раз или выбирают другого сверстника для совместной работы. В обоих случаях пожелания детей учитываются.

6) Следующие занятия (не менее 10 занятий) имеют другую структуру:

Первая часть:

  • вербальное обозначение взрослым ситуации занятия
  •  напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности,
  • обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания.

Вторая часть:

  • образование диад по  желанию;
  • помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров

Третья часть:

  • самостоятельное распределение обязанностей в диаде, разделение операций,
  • совместное выполнение задания,
  • помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий

Четвертая часть:

  • Педагог организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1) В работе можно использовать новый материал

2) Совместную деятельность лучше всего организовывать во время продуктивной деятельности на материале ознакомления с природой 3) состав подгрупп – 3-4 человека

4) Каждое последующее занятие усложняется по содержанию работы

5) Первые 5 занятий:

- тема работы задается взрослым (например, «Аппликация «Осенний ковер»)

- ведущая роль в планировании совместной работы остается за взрослым

- состав подгрупп – 3 человека

- структура занятий:

Первая часть:

  • создание положительного эмоционального настроя перед совместной работой (беседа по теме работы с использованием стихотворений, музыки, иллюстраций и т.п. им

Вторая часть:

  • объединение детей в подгруппы
  •  помощь взрослого в планировании совместной работы
  • реализация детьми коллективного замысла продукта.

Третья часть:

  • анализ и оценка продуктов совместной творческой деятельности.
  • взрослый особо выделяет оригинальные находки в каждой композиции.

6) Последующие  занятия (не менее 4-х занятий):

- состав подгрупп увеличивается до 4-х человек

- тематика работ становится более общей (например, «Метель»)

- этапы занятия сохраняются те же, что и на предыдущих занятиях

- детям предоставляется больше самостоятельности в выборе материалов и в планировании работы

СТАРШАЯ ГРУППА

Ребенок 5-6 лет способен самостоятельно предложить план общего дела и договориться о распределении обязанностей.

1) Совместную деятельность можно организовывать в продуктивной, физической, познавательной деятельности

2) Состав подгрупп может быть 4-5 человек

3) Общий характер заданий (например, «Нарисовать красивый лес»)

4) Перед началом каждой совместной работы педагог подчеркивает зависимость общего результата от качества работы каждого

(например, при выполнении коллективного рисунка улицы: «Наша улица будет красивой, нарядной, если каждый дом будет радовать своим видом, если он будет ровным, аккуратно покрашенным...»

5) Помощь педагога:

- в ведении спора и выхода из конфликтной ситуации

-в организации работы только тем, кто не может договориться и найти свое место в общем деле

6)  Вводится распределение работы между участниками подгруппы

(например, « Сегодня мы с вами будем лепить посуду для кукол. Но как сделать, чтобы у нас были и чашки, и блюдца, и сахарницы, и другая посуда? Давайте будем лепить вот так: за каждым из столов (за одним столом сидят четыре-пять человек) должно быть вылеплено по сервизу» - таким образом, перед детьми ставится задача распределения работы (кто какой предмет будет лепить).

  • В 1-ый раз – педагог проводит подробное совместное обсуждение, распределение обязанностей, демонстрирует способы согласования мнений
  • В последующих случаях дети пробуют самостоятельно

7) Во 2-ой половине учебного года  педагог вводит ответственность за то, что участник группы может подвести всю группу

(например, «Если кто-либо не постарается, он подведет всю группу»).

НО!, не осуждая работу конкретного ребенка

(например, перед началом очередной работы подойти к ребенку и спокойно, но настойчиво сказать: «Коля, ты должен больше стараться. На прошлом занятии ты невнимательно слушал мое объяснение и допустил ошибку»

8) Во 2-ой половине учебного года  можно вводить задания типа: «Вылепить композицию к сказке…(к эпизоду сказки…)».

9) Если во время совместной работы кто-то из детей раньше закончил выполнять свою часть работы, педагог может предложить ему дополнительное задание в рамках групповой работы

(например, «вылепи дерево для полянки»)

10) В течение всего года педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей.

11) В ходе работы допускается некардинальное изменение замысла.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Дети 6-7 лет могут самостоятельно продумать тему, сюжет, композицию; спланировать действия, распределить роли в группе.

1) Совместную деятельность можно организовывать во всех видах деятельности (образовательная, трудовая, музыкальная, продуктивная и т.д.)

2) Совместную деятельность можно использовать при изучении новой темы, при освоении нового способа деятельности

3) В совместной деятельности возможна интегративная деятельность

(например, сначала выполнить коллективный рисунок, затем составить по нему коллективный рассказ)

4) Состав подгрупп может быть 4-6 человек

5) Общий характер заданий (например, «Нарисовать красивый лес»)

6) Способ сотрудничества зависит от программного материала

7) Перед началом каждой совместной работы педагог подчеркивает зависимость общего результата от качества работы каждого

8) Практикуется ответственность за то, что участник группы может подвести всю группу

9) Педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей

10) В конце коллективной работы обязательно проводится выставка работ с взаимооценкой и самооценкой

11) После выполнения коллективной работы педагог может предложить подгруппе рассказать о том, как они работали:

- «Как вы договорились?»

- «Что вы сделали потом?»

- «Как вы вышли из этого положения?»

- и т.п.

12) Для формирования навыков сотрудничества необходимо вводить в игру детей следующие приемы:

- в игре взрослого с ребенком взрослый показывает ребенку образцы взаимодействия на правах равного партнера;

- введение в игру детей - «болельщиков»;

- введение в коллективную игру «управляющего» (одного из детей), который «дирижировал» бы игрой остальных участников и тем самым учился одновременно учитывать позиции всех играющих;

- введение в игру двух «управляющих» с взаимно противоположными позициями таким образом, чтобы в течение всей игры они должны были учиться удерживать общую задачу, сохраняя при этом соревновательные отношения;

- игра, в которой ребенок исполняет одновременно две роли с взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение одновременно рассматривать ситуацию с разных сторон.

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ НАВЫКОВ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

Методика «Сложим узор» (авторы: О.М. Дьяченко, И.В. Маврина)

Материалом методики служит ряд полосок-образцов с наклеенными в определенном порядке геометрическими фигурами, а также соответствующий набор тех же фигур для составления узоров. Полоска № 1 представляет собой наклеенные в ряд шесть кругов одинакового размера, чередующихся по цвету (зеленый-красный). В полоске № 2 шесть одинаковых по размеру геометрических фигур чередуются следующим образом: желтый треугольник -красный квадрат. На полоске № 3 шесть разных по форме, но одинаковых по размеру и цвету геометрических фигур располагаются в сложном порядке чередования (квадрат -квадрат - треугольник - треугольник -треугольник - квадрат).

Ход обследования.

На первом этапе каждый ребенок второй младшей и средней возрастных групп выполняет узоры, соответствующие полоскам № 1; 2; 3 индивидуально (это необходимо для того, чтобы убедиться в адекватности предъявляемой задачи возрастным возможностям детей). Дети младшей группы накладывают фигуры на полоску-образец, дети средней группы выполняют идентичный узор на свободной полоске.

На втором этапе взрослый предъявляет паре детей (дошкольники объединяются в пары по желанию) знакомую полоску № 1, выкладывает стопкой один набор соответствующих геометрических фигур и предлагает сложить узор вместе, договорившись между собой. После первых проб детей взрослый с помощью сказочных персонажей – Зайчика и Котенка – разыгрывает сценку совместного выполнения узора, соответствующего полоске № 1, где персонажи договариваются о порядке работы, распределяют между собой материал по цвету и т.д. Затем взрослый предлагает детям еще раз сделать узор так, как это делали Зайчик и Котенок (при этом каждый ребенок в паре получает Зайчика или Котенка – выбор игрушек осуществляется по желанию детей – и действует от имени соответствующего персонажа).

Затем детям последовательно предлагаются аналогичные задания с полосками № 2 и 3.

Методика «Кубики с картинками» (авторы: О.М. Дьяченко, И.В. Маврина)

В качестве материала используется набор из четырех кубиков с нанесенными фрагментами изображений различных игрушек (по типу разрезных картинок). Комбинируя кубики определенным образом, можно получать то или иное целостное изображение.

Ход обследования.

Перед ребенком на столе располагаются две куклы - Буратино и Карлсон, сидяшие друг против друга. Взрослый демонстрирует четыре кубика, сложенных таким образом, что их боковые стороны образуют две целостных картинки, например, с одной стороны - тигренок, с противоположной - медведь. Взрослый, поочередно поворачивая изображения на кубиках «лицом» к ребенку, предлагает назвать, что он видит с каждой стороны.

Затем взрослый располагает кубики с этими же картинками между двумя куклами так, что ребенок может видеть только изображение медведя, обращенное в сторону Буратино. У ребенка спрашивается, что «видит» Буратино, а что - Карлсон.

Методика «Грибочек» (авторы: О.М. Дьяченко, И.В. Маврина)

Материал методики представляет собой три листа бумаги с идентичными изображениями гриба на каждом из них.

Ход обследования.

На столе перед ребенком располагаются друг против друга игрушки – Волк и Лиса. Между ними помещается лист бумаги с изображением гриба, причем по отношению к Лисе гриб имеет нормативное положение, а по отношению к Волку - повернут ножкой вверх. Ребенок оказывается сидящим за столом так, что игрушки и гриб повернуты к нему боком. Взрослый рассказывает историю о том, что Волк и Лиса решили сами нарисовать по грибочку. Внимание ребенка обращается на то, что рисовали они гриб так. как его видели; показывается жестом, с какой стороны смотрит на гриб Лиса, с какой – Волк. Затем взрослый выкладывает перед ребенком два листа с изображениями грибов, один из которых повернут к ребенку ножкой вверх. Ребенку предлагается выбрать, какой грибок нарисовал Волк, а какой - Лиса.

Для выяснения степени осознанности производимого ребенком выбора картинки предъявляются по три раза, причем их местоположение., каждый раз меняется.

Методика «Слоненок» (автор - С.Д. Забрамная)

Материалом методики служат три рисунка. На одном из них изображены мальчик и девочка, рисующие слона. На иллюстрации видно, что слон расположен по отношению к девочке в профиль, а к мальчику – анфас. На двух других рисунках изображены слоны: один – в профиль, другой – анфас.

Ход обследования.

Ребенку показывается картинка с изображением девочки и мальчика, рисующих слона. Картинка рассматривается вместе с ребенком; далее взрослый выкладывает перед ним две картинки с изображениями слонов: одно – в профиль, другое – анфас. Ребенку предлагается показать, где слоник, которого нарисовал мальчик, а где слоник, которого нарисовала девочка. Картинки также предъявляются ребенку по три раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе воспитателя 2 категории Набатовой Наталии Николаевны

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14            г. Крымска муниципального о...

Памятка для педагогов ДОУ "Технология сотрудничества в образовательном процессе ДОУ"

Памятка содержит требования к организации совместной деятельности дошкольников, картотеку игр на формирование навыков сотрудничества, методы выявления сформированности у детей 3-5 лет навыков сотрудни...

Протокол методического объединения «Технология сотрудничества в образовательном процессе ДОУ»

Тема: «Технология сотрудничества в образовательном процессе ДОУ» Повестка дня1. Консультация «Применение технологии сотрудничества в образовательном процессе ДОУ»2. «...

Сотрудничество сторон образовательного процесса при использовании проектной технологии в ДОУ (обобщение опыта)

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

Сотрудничество сторон образовательного процесса при использовании проектной технологии в ДОУ

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...