Методическая разработка
методическая разработка

Петрова Екатерина Борисовна

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему

«Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie_oer.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красногвардейского района

 г. Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему

«Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»

В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ГБДОУ № 5

 

2019-2020 г.

Технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей ДОУ по теме

«Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»

Цели

Действия

Средства

Результат

Изучение состояния организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ.

Выявление роли педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Ознакомление с методикой А.И.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

«Ребенок в мире поиска.» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста        Дыбина О.В. Поддьяков Н.Н. Рахманова Н.И. Щетинина В.В.

Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей, создания условий для её развития.

Обобщение и систематизация материала по теме.

Организация пропаганды передового опыта.

1.Целевое пространство:

1.1.Анкетирование воспитателей.

1.2.Тестирование воспитателей.

1.1.Анкета для воспитателей.

1.2.Тест для воспитателей.

Осознание актуальности предложенной темы.

Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по теме.

2.Поисковое пространство:

2.1.Анализ и подбор методической литературы.

2.2.Работа творческой группы.

2.3.Отчёт творческой группы.

2.4.Семинар-практикум.

2.5.Смотр-конкурс «Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду».

2.6.Фестиваль детских исследовательских работ «Познаю мир».

2.1.1.Список литературы.

2.1.2.Выставка в методическом кабинете.

2.2.1.Таблицы, отражающие содержание и последовательность работы с детьми.

2.2.2.Конспект тренировочного занятия.

2.3.1.Выставка наглядного и раздаточного материала.

2.3.2.Требования к подготовке педагога.

2.3.3.Памятка «Правила сопровождения детского исследования».

2.4.1.Понятийно-терминологический словарь.

2.4.2.Слайды, альбом фотографий.

2.4.3.Критерии оценки сформированности исследовательского поведения дошкольников.

2.5.1.Положение о смотре-конкурсе.

2.5.2.Памятка «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования».

2.6.Детские исследовательские работы.

Ознакомление с методикой исследовательского обучения по А.И.Савенкову.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей.

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности.

3.Рефлексивное пространство:

3.1.Обобщение опыта работы творческой группы.

3.2.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы, участие в конкурсах.

З.3.Выступление на родительских собраниях.

3.1.Материалы опыта работы.

3.2.Варианты статей в журнал.

Конкурсные материалы.

3.3.Материалы для родителей:

-детские исследовательские работы;

-оборудование для исследовательской деятельности;

-советы, памятки.

Осмысление значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности.

Умение осознать свои знания и ставить цели на саморазвитие.

Форма работы с педагогами

Тема мероприятия

Цели мероприятия

Анкетирование воспитателей.

Состояние организации поисково-исследовательской деятельности в ДОУ.

Изучить состояние организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Тестирование воспитателей.

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.

Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по предложенной теме.

Анализ и подбор методической литературы.

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.

Создание информационного банка.

Работа творческой группы.

1.Подбор содержания и определение последовательности его предоставления детям.

2.Освоение методики работы.

3.Организация ПРС.

Организация поисковой, исследовательской деятельности воспитателей в области подбора содержания и планирования педагогического процесса.

Отчёт творческой группы.

1.Создание ПРС на занятиях с использованием меодики А.И.Савенкова.

2.Организация работы по формированию исследовательского поведения детей.

Создание условий для обучения детей ведению исследовательской деятельности по методике А.И.Савенкова.

Семинар- практикум.

1.Современные представления об исследовательском обучении.

2.Мастер-класс «Методика проведения учебных исследований в детском саду».

3.Методика мониторинга по формированию исследовательского поведения дошкольников.

4.Создание ПРС для стимулирования самостоятельного экспериментирования дошкольников.

5.Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка.

Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей.

Смотр-конкурс.

Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду.

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. Выявление инициативы и творческого подхода воспитателей к созданию условий. Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй.

Фестиваль детских исследовательских работ.

Познаю мир-познаю себя.

Показ исследовательских и творческих возможностей детей.

Обобщение опыта работы творческой группы.

Познаю мир-познаю себя.

Показ исследовательских и творческих возможностей детей.

1.Анкетирование родителей.

2.выступление на родительских собраниях.

«Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей».

Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ.

1.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы.

2.Участие в конкурсах.

Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Пропаганда передового опыта.

Актуальность темы.

     Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели.

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности.

     В работах многих отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько, Н.Н.Поддъяков и др.) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

     Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, начиная с дошкольного возраста, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н.Н. Поддьякова, нашим педагогам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

       

Список литературы.

1.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации / под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой.М.: АРКТИ, 2004.

3.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.

4.Материалы и оборудование для детского сада / под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой. М.: Линка-Пресс, 2004.

5.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18–35.

6. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

7. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...