Методическая разработка
методическая разработка
Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему
«Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie_oer.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему
«Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»
В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ГБДОУ № 5
2019-2020 г.
Технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей ДОУ по теме
«Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»
Цели | Действия | Средства | Результат |
Изучение состояния организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ. Выявление роли педагога в развитии поисковой активности дошкольников. Ознакомление с методикой А.И.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». «Ребенок в мире поиска.» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста Дыбина О.В. Поддьяков Н.Н. Рахманова Н.И. Щетинина В.В. Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей, создания условий для её развития. Обобщение и систематизация материала по теме. Организация пропаганды передового опыта. | 1.Целевое пространство: 1.1.Анкетирование воспитателей. 1.2.Тестирование воспитателей. | 1.1.Анкета для воспитателей. 1.2.Тест для воспитателей. | Осознание актуальности предложенной темы. Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по теме. |
2.Поисковое пространство: 2.1.Анализ и подбор методической литературы. 2.2.Работа творческой группы. 2.3.Отчёт творческой группы. 2.4.Семинар-практикум. 2.5.Смотр-конкурс «Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду». 2.6.Фестиваль детских исследовательских работ «Познаю мир». | 2.1.1.Список литературы. 2.1.2.Выставка в методическом кабинете. 2.2.1.Таблицы, отражающие содержание и последовательность работы с детьми. 2.2.2.Конспект тренировочного занятия. 2.3.1.Выставка наглядного и раздаточного материала. 2.3.2.Требования к подготовке педагога. 2.3.3.Памятка «Правила сопровождения детского исследования». 2.4.1.Понятийно-терминологический словарь. 2.4.2.Слайды, альбом фотографий. 2.4.3.Критерии оценки сформированности исследовательского поведения дошкольников. 2.5.1.Положение о смотре-конкурсе. 2.5.2.Памятка «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования». 2.6.Детские исследовательские работы. | Ознакомление с методикой исследовательского обучения по А.И.Савенкову. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей. Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. | |
3.Рефлексивное пространство: 3.1.Обобщение опыта работы творческой группы. 3.2.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы, участие в конкурсах. З.3.Выступление на родительских собраниях. | 3.1.Материалы опыта работы. 3.2.Варианты статей в журнал. Конкурсные материалы. 3.3.Материалы для родителей: -детские исследовательские работы; -оборудование для исследовательской деятельности; -советы, памятки. | Осмысление значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности. Умение осознать свои знания и ставить цели на саморазвитие. |
Форма работы с педагогами | Тема мероприятия | Цели мероприятия |
Анкетирование воспитателей. | Состояние организации поисково-исследовательской деятельности в ДОУ. | Изучить состояние организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников. |
Тестирование воспитателей. | Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. | Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по предложенной теме. |
Анализ и подбор методической литературы. | Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. | Создание информационного банка. |
Работа творческой группы. | 1.Подбор содержания и определение последовательности его предоставления детям. 2.Освоение методики работы. 3.Организация ПРС. | Организация поисковой, исследовательской деятельности воспитателей в области подбора содержания и планирования педагогического процесса. |
Отчёт творческой группы. | 1.Создание ПРС на занятиях с использованием меодики А.И.Савенкова. 2.Организация работы по формированию исследовательского поведения детей. | Создание условий для обучения детей ведению исследовательской деятельности по методике А.И.Савенкова. |
Семинар- практикум. | 1.Современные представления об исследовательском обучении. 2.Мастер-класс «Методика проведения учебных исследований в детском саду». 3.Методика мониторинга по формированию исследовательского поведения дошкольников. 4.Создание ПРС для стимулирования самостоятельного экспериментирования дошкольников. 5.Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка. | Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей. |
Смотр-конкурс. | Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду. | Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. Выявление инициативы и творческого подхода воспитателей к созданию условий. Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй. |
Фестиваль детских исследовательских работ. | Познаю мир-познаю себя. | Показ исследовательских и творческих возможностей детей. |
Обобщение опыта работы творческой группы. | Познаю мир-познаю себя. | Показ исследовательских и творческих возможностей детей. |
1.Анкетирование родителей. 2.выступление на родительских собраниях. | «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей». | Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ. |
1.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы. 2.Участие в конкурсах. | Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста. | Пропаганда передового опыта. |
Актуальность темы.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности.
В работах многих отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько, Н.Н.Поддъяков и др.) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, начиная с дошкольного возраста, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н.Н. Поддьякова, нашим педагогам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Список литературы.
1.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации / под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой.М.: АРКТИ, 2004.
3.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.
4.Материалы и оборудование для детского сада / под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой. М.: Линка-Пресс, 2004.
5.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18–35.
6. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
7. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....