Семинар – практикум для воспитателей «Одаренный ребенок: удача или проблема».
методическая разработка

Сценарий семинара для воспитателей ДОУ по работе с одарёнными детьми. Одаренные дети требуют особого подхода. Что такое одарённость. Как работать с одарёнными детьми. Что должен знать педагог и родитель. Как воспитать одарённого ребёнка.  Рекомендации и советы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_seminar-praktikum.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

«Одаренный ребенок: удача или проблема».

Чернова Елена Владиславовна

методист ИМЦ Красногвардейского района СПб

Ведущий:

Для создания благоприятной обстановки, отдыха после рабочего дня я предлагаю вам поиграть в игру «4 угла». 

Вам необходимо отвечать на вопросы по определенному алгоритму. Я задаю вопрос, который имеет четыре заданных варианта ответов и пятый – свободный. При этом каждый из заданных ответов соответствует определенному цвету (красному, желтому, зеленому, синему), который в свою очередь, соотносится с одним из четырех углов комнаты.

Прослушав вопрос, Вы выбираете один из предложенных вариантов ответа и перемещаетесь в тот угол, который ему соответствует. Если вариант Вам не подходит, Вы остаетесь в центре комнаты. Вопросы:

  1. Ваш любимый цвет?
  • Красный
  • Желтый
  • Зеленый
  • Синий
  1. Ваша любимая пора года?
  • весна – зеленый
  • лето - красный
  • осень - желтый
  • зима - синий
  1. Ваше любимое время суток?
  • утро - зеленый
  • день - красный
  • вечер - желтый
  • ночь - синий
  1. Ваш любимый праздник?
  • день рождения - зеленый
  • Пасха - Красный
  • Рождество- желтый
  • новый год - синий
  1. Ваша любимая телепередача?
  • новости - зеленый
  • музыкальные передачи - красный
  • телесериалы – желтый
  • спортивные передачи - синий
  1. Ваш любимый напиток?
  • сок - зеленый
  • кока-кола - красный
  • минеральная вода - желтый
  • пиво - синий
  1. Где больше всего Вам нравится учиться?
  • на семинаре - зеленый
  • при лекционной форме орг. работы - красный
  • в библиотеке - желтый
  • дома - синий
  1. Какова главная задача педагога?
  • предоставлять информацию - зеленый
  • уметь организовывать коммуникацию - красный
  • давать советы и консультации - желтый
  • создавать условия для получения практических навыков - синий
  1. Какой метод обучения является оптимальным?
  • лекция - зеленый
  • дискуссия - красный
  • групповая работа - желтый
  • интерактивная игра – синий.

Ведущий:

Вот постепенно мы и перешли к нашему семинару. Эпиграф нашего семинара: «Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей.

Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».

Сейчас я предлагаю Вам обсудить нашу тему, используя метод обучения «1х2х4».

Условия:

  • Каждый в течение нескольких минут думает и записывает свой вариант ответа. Продолжите предложение: «Одаренный ребенок – это…».
  • Объединитесь в пары, и на основании индивидуальных формулировок выработайте и запишите такое определение, которое устраивало бы каждого из Вас.
  • Каждые две пары объединяются в малые группы по 4 человека и из двух утверждений формулируют одно.
  • Каждой группе предоставляется слово с целью презентации полученного результата. Все остальные участники могут после выступления группы задавать уточняющие вопросы.

Ведущий: Одаренность — это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности.

Говоря об одаренностях, мы оперируем такими философскими категориями, как «возможность» и «действительность». Подобно тому, как брошенное в почву зерно лишь возможность по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна при условии, что структура, состав, влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными. Одаренность человека - лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки человеку, будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, товарищи и др.) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями; от того, как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и знания понадобятся и закрепятся, ит.п.

Одаренность - это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившаяся у ребенка музыкальная одаренность ни в коей мере не гарантирует того, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых одаренность может не развиться.

Психология устанавливает общее правило развития человеческих одаренностей. Одаренность обнаруживаются только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих одаренностей. Нельзя говорить о одаренностях человека к рисованию, если его еще не учили этому. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося одаренность. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения.

Различают одаренность:

  • социальную, иначе лидерскую;
  • художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую;
  • психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;
  • академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
  • интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, а в школе — отличник.
  • творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в группе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других детей (они даже едят не как все).

Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности. Среди таких детей можно выделить:

  • фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;
  • лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;
  • скромников — детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;
  • невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;
  • чудаков или странных — спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.

Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, социальных педагогов, воспитателей.

Ведущий:

        А сейчас, чтобы еще больше расширить наши представления по рассматриваемой теме, я предлагаю следующий этап нашего семинара. Этот метод называется «Немая дискуссия».

Условия:

  1. Я предлагаю Вам организовать обмен мнениями в письменной форме, воспользовавшись двумя листами с утверждениями:
  • «Одаренный ребенок – удача для педагогов и родителей»;
  • «Одаренный ребенок – проблема для педагогов и родителей».
  1. Вы в течение 15 –20 минут имеете возможность высказать свою позицию по поводу зафиксированных утверждений, записывая свои мысли под текстом. В последующем, развивая дискуссию, можно апеллировать не только к утверждениям, но и к записанным на листе позициям своих коллег.
  2. Анализ:
  • Удалось ли заявить свою позицию?
  • Остались ли невысказанными какие-нибудь точки зрения, мысли, идеи?

Ведущий:

Одаренные дети требуют особого подхода, и не случайно  по решению Всемирной организации здравоохранения они входят в “группу риска” наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных педагогах.

Педагог должен знать и учитывать возможности каждого одаренного ребенка. Где ему должны быть поставлены сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Работа педагога с одарёнными детьми — сложный и тяжелый труд, так как одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, и воспитателю следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного, мышления преодолевать барьер зазнайства.

Вы заметили, что вывешена информация:

  • качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми;
  • рекомендации педагогам и родителям;

А также есть в наличии информация, с которой вы можете ознакомиться дополнительно.

Ведущий:

Итак, сейчас хотелось бы подвести итоги семинара при помощи метода «Вагончики».

Зафиксируйте свои впечатления, мысли, идеи на карточке и, не зачитывая, прикрепите свой листок на соответствующий вагончик. Все желающие могут ознакомиться с содержанием.

Вагончики:

  1. мои впечатления от семинара;
  2. мое участие в семинаре;
  3. содержание семинара;
  4. мое самочувствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов"

Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром хр...

Семинар-практикум для воспитателей «Поздравительная открытка совместно воспитателя и ребенка к празднику 8 марта»

В материале даны примеры поздравительных открыток к празднику 8 марта. Также показан алгоритм изготовления некоторых открыток и поделок....

семинар-практикум для воспитателей групп раннего развития "Ум ребенка на кончиках его пальцев"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе конструирования"...

Семинар-практикум для воспитателей и младших воспитателей ДОУ "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" Акимова Ю.М. МАДОУ "Детский сад №26"

Семинар-практикум "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" направлен на повышение профессионального мастерства воспитателей и младших воспитателей дошкольного учреждения, работающих с де...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар-практикум для воспитателей по проблеме «Развиваем риторику детей и взрослых».

Семинар-практикум для воспитателей по проблеме  «Развиваем риторику детей и взрослых»....

Семинар-практикум для воспитателей по проблеме «Развиваем риторику детей и взрослых».

Семинар-практикум для воспитателей по проблеме «Развиваем риторику детей и взрослых». ...