«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
статья

Корнева Ирина Александровна

«Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель ГБДОУ детский сад № 6

Адмиралтейского района СПб

Корнева Ирина Александровна

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

 «Среда должна обеспечить возможность

 ребенку развиваться в деятельности»

 А.В.Запорожец

В современном мире развивающая предметно – пространственная среда (далее – РППС) дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) становится объектом самого пристального внимания специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, эргономистов (специалист, изучающий взаимодействие человека с окружающими элементами системы), дизайнеров, архитекторов. Ведь от условий, которые сегодня мы создаем для наших детей, зависит физическое, духовно -нравственное и психо-эмоциональное здоровье нашего общества, а также созидательное развитие современного поколения.

«Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (пункт 3.6.3 ФГОС дошкольного образования)

«Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ МОиН РФ № 1155 от 17.10.13г.)

Моделирование РППС - это предварительная разработка основных деталей предполагаемого окружения, мысленное ее построение. Моделирование ППС позволяет оптимизировать деятельность ребенка. Благодаря ему воспитательно-образовательный процесс в ДОО становится технологичным. 

Смоделировать среду – значит составить модель, направленную на развитие личности посредством педагогического процесса, устранить мешающие факторы, обеспечить необходимые условия

Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель – представление о системе, отражающее наиболее существенные закономерности ее структуры и процесса функционирования, зафиксированное на некотором языке или в некоторой форме (схемы, конструкции, наборы данных и алгоритмов их обработки, программа и т. п.)

Главное требование к модели – она должна давать новую информацию об исследуемом объекте.

Моделирование включает в себя три этапа:

1. Построение модели;

2. Работа с моделью (преобразование, видоизменение);

3. Перенос знаний, полученных с помощью моделей, на реальную область.

Модель предметно – пространственной среды отражает структуру и содержание в процессе образовательной деятельности, в которой происходит развитие ребенка.

Предметно – пространственная среда

Предметное содержание для самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками деятельности

• Игры, предметы и игровые материалы для осуществления самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками,

• Учебно – методические пособия, используемые воспитателями

• Оборудование для осуществления детьми разнообразных типов деятельности

Временные изменения предметного содержания

• Для стимулирования детской активности, учета происходящих изменений, связанных с ростом и развитием ребенка Организация пространства

• Обеспечение и активное использование его детьми (разделение на зоны – игровая, спортивная, экспериментальная, внешнее оформление интерьера)

Моделирование пространственной среды в ДОУ

Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде. Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник его индивидуальных знаний и социального опыта. При моделировании ППС необходимо использовать:

• Научные положения исследователей в этой области;

• Базовые компоненты предметно – развивающей среды;

• Параметры организации образовательного процесса;

• Имеющееся пространство;

• Время года;

• Предметное и социальное окружение дошкольников.

Примерная модель вариативности предметно – пространственной среды

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создание предметно – пространственной среды реализуется по направлениям развития детей, в которые входят физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и познавательное развитие.

В качестве центров развития могут быть:

• Уголок для ролевых игр;

• Книжный уголок; центр театрализованной деятельности;

• Центр для настольных игр;

• Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);

• Уголок природы (наблюдений за природой); уголок экспериментальной деятельности;

• Спортивный уголок;

• Уголок безопасности;

• Центр дорожного движения;

• Центр уединения;

• Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей, игровые уголки – игры со строительным материалом (кубики, конструктор, зоны конструирования, уголки изобразительной деятельности, музыкальные уголки и др.

• Центр «Для вас родители!»

Согласно ФГОС ДО (пункт 3.3.4) развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

1)Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3)Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4)Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

При создании РППС необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

 Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют8 решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

 Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечит воспитанникам чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда будет вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, будет побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию на которую нацелена данная среда.

Таким образом, система дошкольного образования в образовательной организации должна быть нацелена на то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В Организации должны быть созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.

В качестве одной из основных целей работы педагогов является создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развивающее обучение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте

Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС».

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Презентация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС ДО"

Презентация  к педагогическому совету "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях ФГОС ДО"...

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в средней группе ДОУ

В статье рассказывается об организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС....

Презентация проекта «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе ДОУ»

Презентация опыта работы в рамках методического объединения по теме: «Реализация контрольно-диагностической функции методической службы в условиях внедрения ФГТ» для старших воспитателей ДОУ Кировско...

Педагогический совет "Моделирование развивающей предметно - пространственной среды ДОО"

Цель: закрепить и уточнить у педагогов требования ФГОС к РППС дошкольного учреждения.Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОО и определить пути совер...