ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья

Воробьева Алена Викторовна

На сегодняшний день в Российской Федерации, при поддержке государства, активно развивается волонтерская деятельность. Данная инициатива объясняется тем, что Национальный проект «Образование» 2018-2024 одной из задач определяет совершенствование современной системы организации волонтерства в ДОО, с решением которой связывается увеличение количества образовательных организаций, в которых созданы сообщества добровольцев и волонтеров.

Также, согласно ФГОС ДО на сегодняшний день педагогам ДОО необходимо формировать у выпускников сопереживание, эмоциональную отзывчивость, социальный и эмоциональный интеллект, понимание норм и ценностей, принятых в обществе, готовность к совместной деятельности со сверстниками, самостоятельность, целенаправленность, а также позитивные установки. Данные качества могут быть сформированы на основе «обучения через волонтерство».

В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдаются первые проявления социальной активности, именно в этом возрасте расширяется круг социальных контактов и появляется желание принимать участие в общественной жизни детского сада. На данном этапе развития ребенка актуальна волонтерская деятельность. Организация волонтерской деятельности в ДОО подразумевает коллективную деятельность детей и взрослых, реализуемую на безвозмездной основе с целью разрешения различных проблем общества путём их участия в общественно полезных делах, результатом которой является развитие эмпатии у детей, приобретение нравственного и житейского опыта, а также их социализация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

На сегодняшний день в Российской Федерации, при поддержке государства, активно развивается волонтерская деятельность. Данная инициатива объясняется тем, что Национальный проект «Образование» 2018-2024 одной из задач определяет совершенствование современной системы организации волонтерства в ДОО, с решением которой связывается увеличение количества образовательных организаций, в которых созданы сообщества добровольцев и волонтеров.

Также, согласно ФГОС ДО на сегодняшний день педагогам ДОО необходимо формировать у выпускников сопереживание, эмоциональную отзывчивость, социальный и эмоциональный интеллект, понимание норм и ценностей, принятых в обществе, готовность к совместной деятельности со сверстниками, самостоятельность, целенаправленность, а также позитивные установки. Данные качества могут быть сформированы на основе «обучения через волонтерство».

В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдаются первые проявления социальной активности, именно в этом возрасте расширяется круг социальных контактов и появляется желание принимать участие в общественной жизни детского сада. На данном этапе развития ребенка актуальна волонтерская деятельность. Организация волонтерской деятельности в ДОО подразумевает коллективную деятельность детей и взрослых, реализуемую на безвозмездной основе с целью разрешения различных проблем общества путём их участия в общественно полезных делах, результатом которой является развитие эмпатии у детей, приобретение нравственного и житейского опыта, а также их социализация.

Целю исследования было - теоретически обосновать, разработать и апробировать инструментарий экспертизы качества организации волонтерства в ДОО.

Нами был разработан инструментарий экспертизы качества организации волонтерства в ДОО, с задачами и методологическим аппаратом которого Вы можете ознакомиться в раздаточном материале. В апробации инструментария приняли участие 20 респондентов (10 студентов (магистров), 10 действующих педагогов), а также два дошкольных учреждения, которые предоставили нам по 5 проектов волонтерской деятельности (МАДОУ ДСКВ №35 п. Бугры и ГБДОУ детский сад №76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района СПб).

Экспертиза качества организации волонтерства в ДОО проводилась в два этапа:

  • Первый этап предполагал оценку готовности педагога к организации волонтерской деятельности;
  • Второй этап был направлен на оценку социальной эффективности волонтерской деятельности в ДОО.

Для решения первой задачи экспертизы качества организации волонтерства в ДОО был разработан и апробирован диагностический комплекс, с целью определения готовности педагога к осуществлению волонтерской деятельности, который включал в себя:

  • Кейс-метод на основе задачи-ситуации по ключевому слову;
  • Опросник «Определение отношения педагогов к волонтерской деятельности».

Для решения второй задачи экспертизы мы модифицировали и апробировали логическую модель, с целью определения социальной эффективности волонтерской деятельности в ДОО, т.е. метод, который мы использовали - это:

  • Модифицированная логическая модель И. В. Мерсияновой.

Апробация инструментария способствовала выявлению:

  • Недостаточности знаний педагогов теоретических основ волонтерской деятельности;
  • Их неосведомленности о таких направлениях волонтерской деятельности, как событийное и сервисное волонтерство;
  • Необходимости прохождения курсов повышения квалификации для респондентов с достаточным и критическим уровнем готовности к организации волонтерской деятельности;
  • Необходимости внедрения волонтерства в образовательный процесс, так как благодаря проектам волонтерской деятельности достигаются социально значимые результаты (эффекты);
  • Необходимости проведения консультации для педагогов, направленной на составление педагогического проекта, в котором будут отражены ключевые моменты, важные для оценки социальной эффективности волонтерской деятельности в ДОО.

В результате проведения двух направлений экспертизы качества организации волонтерства в ДОО педагогам было рекомендовано:

  • Обратить внимание в первую очередь на теоретические основы волонтерской деятельности, подробно ознакомиться с ее различными направлениями, в частности на классификацию видов волонтерской деятельности по содержанию (сервисное и событийное);
  • Пройти курсы повышения квалификации по организации волонтерской деятельности в ДОО;
  • Посетить консультацию по вопросу составления педагогического проекта.

На основании результатов апробации инструментария были разработаны методические рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, с которыми Вы можете ознакомиться в раздаточном материале.

В окончании исследовательской работы нами была достигнута ее цель, выполнены задачи и подтвердилась гипотеза, что экспертиза качества организации волонтерства в дошкольных образовательных организациях будет возможна при соблюдении следующих условий: теоретическое обоснование критериев и показателей экспертизы качества организации волонтерства в ДОО; включение в экспертную оценку таких компонентов как: готовность педагогов к организации волонтерской деятельности в ДОО и социальная эффективность волонтерской деятельности в ДОО.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.Они не распространяются на семейные группы, размещенные...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Качество труда педагогических работников дошкольной образовательной организации

Качество труда работников является основным элементом управления. В информационном пространстве представлено несколько точек зрения на понятие "качество труда"....

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...