Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников"
методическая разработка

Кучер Мария Ивановна

    Педсовет по теме: «Экологическое воспитание дошкольников» в формее проведения «Дивичьи посиделки». Цель: создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.  Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми; создать в коллективе обстановку творческого поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17

Педагогический совет

«Экологическое воспитание дошкольников»                                                                   

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

«ДИВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ»

        

 

 

ПЕДСОВЕТ

ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ

Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.

  1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.
  2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми;
  3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.

Предварительная работа:

  1. Изучение литературы по теме;
  2. Проведение семинаров практикумов;
  3. Изготовление дидактических игр экологического содержания;
  4. Посещение занятий, режимных моментов;
  5. Создание презентации;
  6. Самостоятельная работа над темой.

Материал: методическая литература, дерево «мудрости», дидактические игры, мультимедиа.

Вступительное слово:

Экология – от греческого «экос» - жилище, обиталище, дом; «логос» - изучение, – наука о месте обитания.

Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры. Что же такое экологическая культура? Это осознанно - правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Оно выработается лишь при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с педагогом и родителем при ознакомлении с окружающим миром. Осознанное правильное отношение - это совокупность знаний и активных проявлений ребенка, т.е. интереса к явлениям природы, эмоционального отклика на общение с ней, понимание специфики животного, желание практически сохранять, поддерживать и создавать для него нужные условия.

Цель экологического воспитания – формирование у детей ответственного, эмоционально-доброжелательного, нравственного отношения к природе в целом. Для реализации данной цели необходимы решение ряда следующих задач:

  • Формирование первичных экологических представлений;
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Расширять и уточнять знания дошкольников  о растительном и животном мире родного края;
  • Воспитывать нравственные качества и эмоциональную отзывчивость при общении с природным окружением;
  • Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Составляющими компонентами экологического воспитания в ДОУ являются:
  • оценка окружающей среды;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • экологическое просвещение родителей;
  • экологизация развивающей предметной среды;
  • экологизация различных видов деятельности;
  • взаимодействие с другими учреждениями.

Педагогическое взаимодействие – это непрерывный процесс воспитания, развития и обучения ребенка при тесном сотрудничестве педагога и родителей.

Экологическое образование – это обращение людей к природе, осмысление и «прочувствование» сложившейся ситуации.

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку взрослый мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Как донести до детей основы экологических знаний? Об этом пойдет речь на педагогическом совете. За вашими плечами, уважаемые педагоги, опыт, позволяющий высказывать свои суждения по обсуждаемым вопросам. Как сформировать интерес и бережное отношение к природе?

Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и мы сегодня погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)

Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.

  1. Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?
  2. Что такое “экологическая, цепочка”? Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.
  3. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы”? Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.
  4. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине? В основном - человека.

  1. Какой вред приносит мусор природе? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

Отрываем следующий лепесток. Он называется «Читай-ка». Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.

  1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду?
  2. Назовите художников – анималистов и пейзажистов? (на этот вопрос мы просим ответить Елену Александровну)
  3. Назовите пословицы и поговорки о природе.
  4. Вспомните и назовите народные приметы.
  5. Прочитайте наизусть стихотворение о природе.

Участники посиделок отрывают следующий лепесток, который называется «Поиграй-ка». Название лепестка говорит само за себя - сейчас мы будем с вами играть!

Обратите ваше внимание на экран, где вы можете прочитать задание.

Пластическая игра "Буря на море".

Встаньте в круг и договоритесь между собой, кто будет изображать бурное волнение моря; рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

Следующая игра называется «Танец бабочек».

Пластическая игра "Танец бабочек".

Представьте, что вы бабочки, красивые, нарядные, разноцветные, яркие, под музыку то медленно и плавно, то порывисто и быстро нужно изобразить полёт бабочки.

А этот лепесток называется «Обучай-ка». Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.

  1. Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний (занятия, беседы, чтение художественной литературы)
  2. Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?
  3. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Лепесток «Решай-ка». Этот лепесток предлагает вам решить несколько педагогических ситуаций.

  1. На лесной поляне играют четверо детей от 5до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжём ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем вам поджигать бабочке крылышки?» Мальчик помолчал и ответил: «Просто так…»

Вопрос: Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы, на ваш взгляд, методы и приёмы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

  1.  Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой их поливали. Но мать была занята собственными мыслями.

-Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

-Это ещё что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку.

-Мама, зачем ты сломала ветку?

Мама зло бросила:

-Кому нужны твои хлопоты. Без тебя хватит охранников природы!

Вопрос: Какие последствия в душе ребенка оставит поступок матери?

Лепесток «Рассуждай-ка».

  1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)
  2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)
  3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)
  4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)
  5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
  6. Кто пьёт ногой? (лягушка)
  7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)
  8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)
  9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)
  10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)
  11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
  12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)
  13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)
  14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)
  15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)
  16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)
  17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками:

  1. встревоженного кота;
  2. грустного пингвина;
  3. восторженного кролика;
  4. разгневанного поросенка,
  5. намокшую ворону.

Остался последний лепесток, который называется «Отвечай-ка».Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу! 

  • Что означает слово «экология»?
  • Что такое экологическое воспитание?
  • Экологическая культура – это…? Продолжите фразу.
  • Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?
  • Какие задачи решаются при экологическом воспитании дошкольников?
  • Назовите компоненты экологического воспитания в ДОУ.
  • Что такое педагогическое взаимодействие?
  • Что такое экосистема?
  • Что такое экологическое образование?

Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Они звучат так:

  • Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
  • Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.
  • Человек - не властелин природы; губя её, он губит самого себя.
  • Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
  • Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учёным Эрлихом.

Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.  

Ведь спасая родную природу, ты душу свою спасаешь,        

в сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...