«ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ» КАК ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
статья

Вакуленко Любовь Сергеевна

Статья посвящена описанию проекта, связанного с методической поддержкой начинающих воспитателей педагогическим сообществом на уровне одного из районов Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: методическая поддержка, наставничество, сопровождение начинающих воспитателей, творческая группа, специалистов, сетевое взаимодействие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vakulenko_tunina_statya_dlya_publikatsii.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Вакуленко Л.С., Тунина Е.Г.

«ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ» КАК ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация. Статья посвящена описанию проекта, связанного с методической поддержкой начинающих воспитателей педагогическим сообществом на уровне одного из районов Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: методическая поддержка, наставничество, сопровождение начинающих воспитателей, творческая группа, специалистов, сетевое взаимодействие.

Эта статья является фрагментом методического пособия, обобщающего результаты пятилетнего опыта работы авторов с начинающими воспитателями в рамках проекта «Школа молодого воспитателя». Идея проекта родилась в ходе взаимодействия со слушателями курсов профессиональной переподготовки «Воспитатель дошкольной образовательной организации», инициируемых СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» и предназначенных для самых разных категорий населения, например, безработных граждан; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и пр. Эти курсы крайне сжаты по времени – 2,5 месяца (360 ак.ч.; очная форма обучения). Получить новую профессию за несколько месяцев, разумеется, возможно, но вот применить приобретенные знания и умения в профессиональной деятельности гораздо сложнее (особенно если базовое образование не является педагогическим).

Данная проблема характерна, в принципе, для всех слушателей курсов профессиональной переподготовки, а еще типична для выпускников педагогических ВУЗов, где зачастую упор делается на теорию, нежели на практику. В меньшей степени трудности на первых этапах работы возникают у получивших образование на базе педагогических колледжей (в силу большого количества часов на практику), хотя и здесь ситуации бывают разными. Найти готового специалиста, который сможет приступить к работе без специально организованного сопровождения, почти невозможно.

Типичные ожидания и тревогах будущих воспитателей, традиционно выявляемые в ходе первой организационной встречи следующие:

Ожидания

Тревоги

Получить новые знания, умения

Получить опыт работы с детьми, научиться с ними общаться

Узнать секреты (лайфхаки) работы воспитателя

Утвердиться в выборе профессии, найти работу «по душе»

Серьезная ответственность за жизнь и здоровье детей

Низкий уровень компьютерной грамотности

Взаимодействие с «проблемными» детьми

Большое количество документации, отчетов

Переполненность групп

Общение с родителями воспитанников

Выстраивание отношений с руководством и узкими специалистами

В целом, этот получившийся краткий «психологический портрет» типичен как для осваивающего программу профессиональной переподготовки, так и для воспитателя, делающего первые шаги в профессии. Таким путем было выявлено содержание будущих встреч «Школы молодого воспитателя», необходимость привлечения в качестве кураторов, консультантов, лекторов опытных педагогов, старших воспитателей, педагога-психолога.

Концепция проекта была разработана Л.С. Вакуленко (в его начале – заведующим по инновационной деятельности ГБДОУ детский сад №62 Санкт-Петербурга) и Е.Г. Туниной, педагогом-психологом ГБДОУ детский сад №54 Санкт-Петербурга. Он не преследовал экономических выгод и изначально был безвозмездного (волонтерского) характера.

Проект «Школа молодого воспитателя» успешно реализуется в течение нескольких лет на базе ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга, являющегося в 2015-2018 гг. региональной инновационной площадкой по теме «Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Цель проекта – организация и сопровождение деятельности творческой группы районного уровня «Школа молодого воспитателя».

Выше уже было отмечено, что проект изначально «родился» благодаря коллегам из разных детских садов. Важно отметить сетевое взаимодействие нескольких организаций на основе взаимодополняемости: выбор ведущих обусловлен высоким уровнем квалификации и наличием большого опыта работы в определенном направлении. Инициатива была поддержана ГБОУ ДПО Центром повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Приморского района (ИМЦ): деятельность творческой группы «Школа молодого воспитателя» была включена в годовой план работы данной организации, на первом этапе была обеспечена информационная поддержка проекта.

Состав творческой группы можно условно разделить на 2 категории: опытные педагоги-наставники (авторы этого пособия, ведущие встреч) и начинающие воспитатели Приморского района (педагогический стаж – 0–1 год). Здесь следует подчеркнуть, что в указанном районе Петербурга работает около 80 детских садов, в каждом из которых ежегодно происходят изменения в кадровом составе педагогов, в том числе на работу принимаются воспитатели с малым опытом работы. Но при этом в одном детском саду таких специалистов единицы, что не позволяет осуществлять с ними работу в групповом режиме.

Поскольку встречи творческой группы проходят в очной форме, ее состав пришлось ограничить 25 педагогами (максимальная наполняемость помещения – методического кабинета). Запись в группу как при первом наборе (в начале 2015/16 уч. года), так и далее осуществлялась в конце августа-начале сентября через хорошо зарекомендовавшую себя Google-форму, позволяющую оптимизировать временные затраты организаторов и избежать потери данных. Ссылка на Google-форму рассылалась по электронной почте в структуре сопроводительного письма по всем детским садам района. Изначально было выдвинуто условие: не более одного человека от одной образовательной организации. Опыт реализации проекта показывает, что набор необходимого количества участников занимает не более недели, остальные записавшиеся попадают в «резерв». Уже на этом этапе (организационном) зафиксированы факты, требующие в дальнейшем тщательной проработки. Так, ответственные за запись (чаще всего – старшие воспитатели или методисты) в графе «Телефон для связи с воспитателем» и «Электронный адрес воспитателя» указывали свои данные. Вероятно, этот факт связан либо с гиперконтролем, гиперопекой, или же с ошибочным представлением администрации ДОО о некомпетентности педагогов в области использования персонального компьютера, Интернета. В итоге это приводило к полной или частичной неосведомленности педагога о сути творческой группы, ее организационных правилах. На первой встрече эти нюансы становились очевидны, а присутствующим воспитателям оглашалось правило: информация о датах встреч творческой группы и материалы для самостоятельного изучения рассылаются только на личные электронные адреса. Наш опыт показал, что все педагоги-члены творческой группы справляются с задачей регулярной проверки электронной почты и написанием ответных писем в случае необходимости.

Безусловно, любой проект предполагает получение в итоге каких-либо продуктов. Так, например, в первый год такими продуктами выступили сообщения воспитателей на итоговом «круглом столе», во втором году (вероятно, это связано с большей инициативой, активностью набранных педагогов) запланирован более интересный вариант продукта – пособие для родителей, чьи дети в скором времени начнут посещать детский сад. Выбор темы связан с тем, что зачастую именно молодые специалисты начинают свою карьеру с групп раннего и младшего возраста, а также групп кратковременного пребывания.

Цель встреч творческой группы: приобретение участниками практических и теоретических знаний и умений, необходимых для успешной адаптации начинающего педагога в профессии.

Задачи данных встреч сформулированы через ряд компетенций. В процессе обучения начинающие педагоги смогут: повысить свой профессиональный уровень; понимать особенности индивидуального развития детей и грамотно планировать работу с ними; планировать и осуществлять совместную деятельность с детьми на более высоком уровне; грамотно и эффективно работать с «проблемными» детьми; грамотно использовать индивидуальную и групповую работу с детьми; обогатить развивающую среду группы; выстраивать эффективное взаимодействие с коллегами и родителями; получить практическую помощь при возникновении проблемных ситуаций от ведущих и участников творческой группы.

Формы работы творческой группы: практические занятия, групповые обсуждения, разбор трудных случаев, мини-лекции, открытые педагогические процессы, деловые игры.

Периодичность встреч творческой группы: 1 раз в месяц с сентября по май); длительность одной встречи – 2-3 астрономических часа. Выбор конкретного времени зависит от планирования работы ведущего встречи. Как правило, это 3-я пятница месяца, 13-15 часов (в случае психологического тренинга встреча продлевается до 16 часов).

Документы, подтверждающие деятельность педагога в составе творческой группы: приказ ИМЦ о составе творческой группы (оформляется в сентябре, выдается начинающим воспитателям в мае при условии посещения 70% мероприятий – не менее 6 встреч, педагогам-организаторам встреч – по запросу, после проведения запланированной встречи). Здесь нужно пояснить, что в Санкт-Петербурге участие педагогов в составе творческих групп является ценным опытом с позиции подготовки портфолио для аттестации на квалификационную категорию. При таком подходе посещение встреч участниками группы является принципиальным. Отсутствие на встречи невозможно компенсировать выполнением, например, индивидуального задания. Участники изначально знают, что их работа в составе творческой заключается, прежде всего, в «жертвовании» своим личным временем.

С позиции своего содержания, все встречи изначально были разделены на два блока: встречи педагогического (методического) и психологического характера, реализуемые с сентября по май:

  1. Представление о зоне ближайшего развития.
  2. Документация воспитателя ДОО.
  3. Обучающий и развивающий подходы в работе педагога.
  4. Аттестация воспитателя. Реализация системы «эффективного контракта» в ДОО.
  5. Коммуникация с детьми как важная часть работы педагога.
  6. Современные образовательные технологии.
  7. Специфика работы с «проблемными» детьми.
  8. Организация взаимодействия с родителями и социальными партнерами в рамках образовательного проекта.
  9. Коммуникация с коллегами и родителями как важная часть работы педагога. Круглый стол «Сопровождение работы начинающего воспитателя: путь к успеху».

Выбор тем, представленных в таблице ниже, обусловлен многолетним опытом ведущих. Уже на первой встрече стало понятно, что они являются очень важными для всех присутствующим молодых специалистов.

В этой статье раскрыт не просто опыт методической поддержки, а система работы в русле сетевого взаимодействия, которая объединяет профессионалов и тех, кто хочет ими стать.

Список литературы

  1. Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО // Дошкольная педагогика. - 2018. - № 1. - С.56-60.
  2. Вакуленко Л.С., Тунина Е.Г. Ахтырская Ю.В., Викторова О.В. "Школа молодого воспитателя" как форма методической поддержки начинающих специалистов в условиях сетевого взаимодействия // Дошкольная педагогика. 2017. - № 9. - С.50-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные формы работы с родителями»...

Школа молодого воспитателя :"Непосредственно-образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду"

Материал интересен начинающим воспитателям и старшим воспитателям в качестве консультации для педагогов....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».

Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье; помочь родителям осознать значимостьсемьи в жизни человека, детей.Задачи:▪ объединение усилий детского сада ...

«Нетрадиционные формы работы с родителями». Консультация в рамках «Школы молодого воспитателя».

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, ...