Учебный материал
статья

Голод Наталия Викторовна
        В настоящее время невозможно представить, как бы функционировала та или иная организация, в том числе и дошкольное образовательное учреждение, без таких фундаментальных вещей как собственный Устав,  положения,  штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и  должностные инструкции.
        Все вышеперечисленные документы и составляют основу организационно – правовой деятельности ДОО.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_material.docx8.75 КБ

Предварительный просмотр:

        В настоящее время невозможно представить, как бы функционировала та или иная организация, в том числе и дошкольное образовательное учреждение, без таких фундаментальных вещей как собственный Устав,  положения,  штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и  должностные инструкции.

        Все вышеперечисленные документы и составляют основу организационно – правовой деятельности ДОО.

        Именно через организационно – правовые документы реализуется одна из основных управленческих функций – организационная, в рамки которой вписываются, в частности, юридическое оформление создания дошкольной образовательной организации, формирование и регламентацию деятельности коллегиальных  органов ДОО и органов, учитывающих мнение при принятии локальных актов, установление режима работы, правил внутреннего трудового распорядка и др.

        Управление организацией неизбежно требует создание многих видов управленческих документов, без которых невозможно решать задачи планирования, финансирования, кредитования, бухгалтерского учета и отчетности, оперативного управления, кадрового обеспечения деятельности организации и т.п.

        Именно документы, т.е. зафиксированная на материальном носителе информация, имеющая юридическую силу, служат основным доказательством того или иного факта при решении споров с поставщиками  или при рассмотрении трудовых конфликтов с работниками в суде.

        Организационные документы играют важную роль в жизни любого предприятия, учреждения, организации. Для каждой организации, в том числе дошкольной образовательной, они устанавливают порядок ее создания, работы, структуру и штатную численность. Процесс создания организации всегда начинается с разработки организационных документов. Без них невозможно законное и рациональное функционирование организаций. Поэтому современным законодательством Российской Федерации закреплены требования к составлению и оформлению различных видов организационных документов.

        Главными функциями организационных документов являются: управленческая и правовая. В управленческой функции они выступают как средство управленческой деятельности. Организационные документы обеспечивают стабильное, нормальное функционирование государственной системы в целом и каждого государственного учреждения в отдельности, а также нормальное функционирование каждого члена данной организации в его конкретной роли. Правовой функцией называется функция фиксации, закрепления и изменения правовых норм и правоотношений.

        Рассмотрим более подробно понятие «организационного документа».

По государственному стандарту на делопроизводственные и архивные термины, документ, документированная информация - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

        Стандарт содержит также определение организационно-распорядительного документа – вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц.

        Однако стандарт не содержит отдельного определения организационного документа. Очевидно, это связано с тем, что функции организационных и распорядительных документов во многом пересекаются, поэтому их принято объединять в одну систему документации.

        В общем виде можно сказать, что организационные документы - это большая группа документов, позволяющих организовать, упорядочить, согласовать какую-либо деятельность. Они позволяют создать согласованную программу действий, объединить людей, подразделения, организации, государства для достижения единой цели, придавая при этом их деятельности планомерный и согласованный характер.

        Таким образом, с разработки организационных документов начинается не только существование организации, но и возникает управленческая деятельность, которая регулируется с помощью права.

              Условия четкого и рационального функционирования любой организации, и дошкольной образовательной в том числе, обеспечивают существующая законодательная и нормативная база и организационные документы, о которых было сказано ранее. Они определяют статус органа управления, его функции, закрепляют его компетенцию, регламентируют труд работников как исполнителей предписанных функций.    

        К основным нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность дошкольной образовательной организации на современном этапе, можно отнести следующие:

Международный уровень

  • Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г.)
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (с изм. и доп.)
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.)
  • Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959 г.)

Федеральный уровень

  • Конституция Российской Федерации
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон  273 «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.)
  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"  124-ФЗ от 24.07.1997 г.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  • Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г."  1351 от 09.10.2007 г.
  • Указ Президента России от 07.05.2012 г.  599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 г.  Пр-271)
  • Постановление Правительства Российской Федерации "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" 751 от 04.10.2000 г.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. N 61 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г.  582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г." 1662-р от 17.11.2008г.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г.  655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г.  761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 г. N 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 г.  209 « О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
  • Письмо Минобразования Российской Федерации от 14.03.2000 г. N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и др.

Региональный уровень(на примере Санкт-Петербурга)

  • Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 г. 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская школа 2020»
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.08.2012 г. N828 «О плане мероприятий "Программа развития системы дошкольного образования в Санкт-Петербурге на 2013-2015 годы»
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.07.2010 г. N 1021 (с изменениями на 28 июля 2011 года) «О Плане мероприятий «Региональная программа развития инфраструктуры государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2010-2015 годы»»
  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга  N 1633-р от 20.11.2008 г. (с изменениями на 15 ноября 2011 года) «Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»
  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 02.11.2011 г. 2326-р «Об утверждении Регламента по предоставлению государственными образовательными учреждениями, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, услуги по представлению информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Санкт-Петербурга» и др.

Уровень образовательной организации (организационно-правовые документы)

  • Устав
  • Лицензия на право осуществления образовательной деятельности
  • Лицензия на осуществление медицинской деятельности
  • Коллективный договор
  • Основная образовательная программа дошкольного образования
  • Программа развития
  • Локальные нормативные акты
  • Приказы  и иные нормативные документы

Таким образом, организация деятельности дошкольной образовательной организации выражается в разработке и утверждении комплекса организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их обязанности, права, ответственность и другие аспекты.

Документы выступают в качестве непременного элемента управленческой деятельности, являясь одновременно и средством труда, и его результатом. Они определяют статус органа управления, его функции, закрепляют его компетенцию, регламентируют труд работников как исполнителей предписанных функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал в раздел "Детский сад".

Данный методический материал   будет интересен воспитателям  и специалистам  дошкольного образовательного учреждения....

Учебный материал в разделе "Начальное образование"

Данный материал будет интересен воспитателям и специалистам дошкольного образования....

План-график распределения учебного материала

План-график учебного материала  с первого по четвертый квартал для второй младшей. средней и старшей групп...

Учебный материал по хатха-йоге

Хатха-йога-это система и способ жизни, единство тела,души и духа....

Учебный материал

Учебный материал...

распределения учебного материала по плаванию в доу

распределения учебного материала по плаванию в доу...

Дидактический материал к празднованию Дня России (Учебный материал в разделе "Детский сад"

Воспитание у ребёнка любви к своей Родине включает в себе целый комплекс задач. Рзвлечение - это один из видов детской деятельности в решении задачи нравственно-патриотического воститания у детей дошк...