Аналитическая справка
учебно-методический материал

Воронцова Ольга Михайловна

по результатам тематического изучения «Состояние работы в дошкольных группах по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_po_trudovomu_vospitaniyu.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

по результатам тематического изучения «Состояние работы в дошкольных группах по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями»

        С целью выявления эффективности системы работы педагогов по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями, а также выполнения годового плана работы на 2021 – 2022 учебный год   в период с 21.03.2022 – 25.03.2022. (согласно приказа  № 15 – орг от 17.02.2022) была проведена тематическая проверка в обеих группах учреждения.

Цель изучения:

* Выявить уровень эффективности работы по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями, уровень знаний детей.

* Оценить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с детьми в группах по обозначенной проблеме, в том числе с семьями воспитанников.

* Выявление причин и факторов, определяющих качество работы по реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», через внедрение в практику современных технологий обучения и воспитания (метод интегрированного обучения)

* Создание надлежащих условий для реализации Основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности МОУ СОШ №15 (объект 4).

Изучение проведено во всех дошкольных группах.

Тематическое изучение включало в себя следующие вопросы:

  • Методическая работа с коллективом;
  • Анализ условий, созданных в группах;
  • Анализ календарных планов образовательного процесса;
  • Профессиональные знания, умения, навыки педагогов;
  • Знания, умения и навыки детей;
  • Работа с родителями.

Тематическое изучение было проведено в форме посещения и анализа образовательных ситуаций, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, тестирование педагогов, обследование развивающей среды в группах, наличие материалов в родительских уголках.

Проверка показала:

Для реализации годовой задачи «Осуществление работы, направленной на обогащение социально-нравственного опыта и познавательного развития ребенка через реализацию игровых и познавательных проектов по ознакомлению с миром профессий» проведены следующие мероприятия, которые носили научно-методический и практический характер:

* Организация и проведение месячника «Профессии родителей знаем, в них охотно играем»:

-обследование предметно-развивающей среды в группах,

* Методическая работа с педагогами:

- Консультации: «Знакомство с профессиями взрослых: Проведение экскурсий и целевых прогулок для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых», «Как игрушки помогают в выборе профессии», «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых через сказку», «Требования к организации детского труда».

* Тестирование педагогов «Трудовое воспитание дошкольников».

* Открытые просмотры:

- 1-я младшая группа «Пчёлки» - занятие по изобразительной деятельности «Бублики для куклы Кати»;

- Средняя группа «Пчёлки» - игра беседа «Разговор о профессиях»;

- Старшая группа «Солнышко» - интегрированное занятие «Все профессии нужны, все профессии важны».

* Оформление в родительских уголках педагогического и информационно-познавательного материала по теме месячника.

Предметно-развивающая среда в группах.

Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Воспитатели стремятся, чтобы материал по профориентационной работе проходил через все образовательные области. Большое внимание уделяется материалам по профессиям родителей (продавец, парикмахер, учитель, строитель и д.р). Воспитателями оформлены картотеки сюжетно-ролевых игр по профессиям, загадок, художественное слово о людях труда. Во всех группах есть дидактические игры «Все профессии важны», «Кем быть?», «Изучаем профессии», «Магазин». В работе с детьми используются наглядно-дидактические материалы: «Профессии», «Инструменты», «Откуда хлеб берётся?», «Откуда берется автомобиль» (средняя гр), «Люди мужественных профессий» (старшая гр).

Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту, уровню развития детей и программным задачам группы. Воспитатели грамотно осуществляют подбор эстетически оформленных, понятных детям сюжетно-ролевых игр, основные: «Больница», «Парикмахерская», «Шоферы», «Магазин», «Библиотека» дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала, который используется на занятиях и с помощью которого можно организовать дидактическую игру, направленную на раннюю профориентацию ребенка.

В каждой группе есть книжный уголок, в котором иллюстрированные книги о профессиях, однако в недостаточном количестве.

Достаточная наполняемость групп различными пособиями, играми и игрушками. В группах игровые центры размещены так, что каждый ребенок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.

  • Начиная с младшей группы оформить альбомы с фотографиями «Профессии наших родителей».
  • Продолжать работу по пополнению атрибутами сюжетно-ролевых игр согласно возраста детей («Почта», «Ателье», «Водный и воздушный транспорт» и др.).
  • Продолжить формирование книжного уголка по теме «Профессии».

Анализ календарных планов образовательного процесса.

Календарное планирование образовательного процесса в возрастных группах ведется  по утвержденной МОУ СОШ №15 форме с учетом перспективного тематического (на неделю) планирования с реализацией задач образовательных областей образовательной программы в комплексе ежедневно. Календарное планирование печатается воспитателями  по всем возрастным группам и регулярно проверяется  старшим воспитателем Воронцовой О.М.

Проверка планов за 3 месяца (январь, февраль, март) по всем возрастным группам показала:

- в календарных планах прослеживается конкретное планирование контролируемой темы в НОД, количество и программное содержание занятий соответствует программным требованиям;

-в основном для ознакомления с профессиями планируются сюжетно-ролевые игры.

Воспитателям:

  • Во всех дошкольных группах больше уделять внимания планированию дидактических развивающих игр (разнообразить) по ознакомлению с профессиями, придерживаясь темы недели (животные – ветеринар, одежда – швея, техника в доме – профессии по изготовлению и ремонту домашнего оборудования и т.д.).
  • Использовать такие приёмы как: беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций, альбомов, наблюдение за профессиональной работой сотрудников дошкольных групп (работа рабочего, повара, прачки, дворника, и др.)

Наблюдение педагогического процесса. Знания умения и навыки детей.

С воспитателями было проведено тестирование «Организации трудового воспитания» (в контексте ранней профориентации дошкольников)

Результаты теста свидетельствуют о хорошей подготовке воспитателей и имеющихся у них знаний, все воспитатели ответили на достаточном уровне.

В процессе наблюдения за организацией и проведением воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми было выявлено, что работа по ознакомлению с профессиями организуется и проводится:

- в процессе непосредственно-образовательной деятельности;

- в ходе режимных моментов;

- в самостоятельной деятельности детей.

По результатам посещений в ходе тематического изучения образовательной деятельности:

23.03.2022. Открытое показательное занятие в первой младшей группе «Пчёлки» «Бублики для куклы Кати» - воспитатель Журавлева Е.Г. (знакомство с профессией продавца, повара).

25.03.2022. Средняя группа «Пчёлки» занятие ознакомление с окружающим «Замечательный доктор» - воспитатель Калашникова О.В.

21.03.2022. Старшая группа «Солнышко» занятие по развитию речи «Работники детского сада» - воспитатель Курушина Т.А.

25.03.2022. Подготовительная к школе  и старшая группа «Солнышко» целевая экскурсия в сельскую библиотеку – воспитатель Монахова Н.Н.

24.03.2022. Средняя группа «Пчёлки» сюжетно-ролевая игра «Больница» - воспитатель Журавлёва Е.Г.

24.03.2022. Подготовительная к школе группа «Солнышко» сюжетно-ролевая игра «День рождения» - воспитатель Монахова  Н.Н.

22.03.2022. Прогулка старшая и подготовительная к школе группа «Солнышко» целевая экскурсия в школу - воспитатель Курушина Т.А.

25.03.2022. Вторая младшая группа «Пчёлки» сюжетно-ролевая игра «Строим новый дом» - воспитатель Калашникова О.В.

25.03.2022. Открытое показательное занятие в старшей группе «Солнышко» «Все профессии нужны, все профессии важны» - воспитатель Монахова Н.Н.

Анализ занятия показал следующее. Воспитатель Монахова Н.Н. организует занятие с использованием разнообразных приемов: художественной литературы – стихотворные формы о профессиях, загадки; игровые - дидактические игры «Подбери инструменты по профессии», «Определи профессию»; продуктивную самостоятельную деятельность - раскрашивание иллюстрации по профессии; игра-рассказ «Я – повар, «Я – врач». В ходе занятия постоянно решались задачи речевого развития детей, умение пользоваться инструментами для определенного вида работы. Дети проявляли интерес, активность на протяжении всей образовательной ситуации.

22.03.2022. Открытое показательное занятие в средней группе «Пчёлки». Игра-беседа «Разговор о профессиях» - воспитатель Журавлёва Е.Г.

Анализ занятия показал следующее. Воспитатель Журавлёва Е.Г. в рамках открытого занятия использует художественное слово (стихи, загадки, чистоговорки о профессиях, дает представление о профессии продавца овощного магазина с помощью сюжетно-ролевой игры «Овощной магазин», интегрируя образовательный процесс с ФЭМП (вес, стоимость), сенсорное развитие: форма, цвет, вкус, речевое развитие – упражняет в умении отвечать на вопросы, побуждает к совместному проговариванию отраженной речи, физическое развитие - подвижная игра-соревнование «Разгрузка товара», формирование социально-коммуникативных навыков поведения.

В ходе изучения было выявлено, что все педагоги ответственно относятся к своей работе, заранее готовят материал к образовательной деятельности (демонстрационный и раздаточный), постоянно поддерживаются в надлежащем состоянии атрибуты для организации игровой сюдетно-ролевой деятельности.

Анализ профессионального мастерства воспитателей по организации работы ранней профориентации показал, что практически все воспитатели:

- знают и понимают программу образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» в своей возрастной группе;

-владеют методикой проведения НОД в соответствии с ФГОС ДО, методикой организации игровой деятельности;

-владеют методикой проведения педагогической диагностики детей;

- учитывают гендерные, индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников;

- активно используют здоровьесберегающие технологии.

Воспитатели в доступной для детей форме объясняют новый материал. Однако вопросы к детям не всегда формулируют точно и доступно. Культура речи педагогов характеризуется эмоциональностью и выразительностью. Воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей. Дети в большинстве на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия. Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально размещают его во время проведения занятия, проявляют творчество при самостоятельном изготовлении данного материала. Грамотно построена индивидуальная работа с детьми у педагогов. Воспитатели регулярно вводят материал по ознакомлению с профессиями в сюжетно-ролевые и сюжетно-дидактические игры. («Магазин», «Семья»…).

Воспитатели в достаточной мере владеют особенностями организации игровой деятельности в каждой возрастной группе. Педагоги помогают детям распределить роли, избегая конфликта. В процессе игры педагогами решаются задачи социально-коммуникативного развития: осуществляется усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения к семье, чувство ответственности, и отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитатели, задавая вопросы, побуждали детей развивать сюжет, инициировали в них творческие действия. Не хватало ориентации детей друг на друга, на взаимодействие между собой. Нужно отметить, что распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играют согласованно с ними или параллельно. Активно использовались предметы –заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученных ролей. Но без подсказок педагога сюжет игры развивается не всегда, дети увлекаются одним игровым действием, представляющим для них интерес. В основном воспитатели ведут наблюдение за игрой, анализируют, оценивают уровень развития игровой деятельности.

Физкультминутки, как необходимый элемент в процессе НОД, присутствуют во всех возрастных группах. Воспитатели понимают важность физкультминуток для здоровьесбережения воспитанников, умело используют речевой и двигательный материал по обговариваемой теме: – машинист и паровоз; летчики в самолетах; водитель – поездки в автобусе; космонавт – полет в ракете; и др.

Интеграция образовательных областей используется в разных видах детской деятельности. Материал, изученный на занятии и полученный в повседневной жизни закрепляется в других видах деятельности (труд, изодеятельность, конструктивно-модельная деятельность и т.д. ).

Всю работу воспитатели строят с учетом возраста детей. Дети среднего возраста совершают экскурсии по детскому саду и знакомятся с профессиями ближайшего окружения: повар, рабочий по стирке белья, медицинская сестра. Дети старшего возраста знакомятся с миром профессий, совершая целевые прогулки по месту проживания: почта, магазины, школа, библиотека. Это помогает познакомить детей с миром профессий, результатами труда, воспитывать уважение к людям труда, гордиться своим краем.

Таким образом можно сделать вывод, что в саду работают профессионально подготовленные педагоги, способные осуществлять ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями на достаточном уровне.

 

Рекомендации:

  • Педагогам всех возрастных групп придерживаться структуры игры, активно использовать мотивацию детей, создавать для проявления инициативы, детского замысла, творческие выдумки, больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом, при распределении ролей обращать внимание на личностные особенности, стимулировать собственно-речевые умения детей.
  • Воспитателям подготовительной к школе группы не отвечать и не выполнять задания за детей, побуждать их к самостоятельному развёртыванию сюжета, распределению ролей.
  • При организации целевых экскурсий заранее обговаривать с представителями рассматриваемой профессии о чем рассказать и что показать доступно детям.

В сроки тематического изучения была проведена педагогическая диагностика знаний детей по ОО «СКР», «ПР» в двух возрастных группах. Оценка уровня знаний детей проводилась по методике Верещагиной Н.В. и имеет следующие результаты.

1.Средняя группа «Пчелки»

Воспитатель: Журавлёва Е.Г.

По списку – 12 детей, прошли диагностику – 6, из них:

33% детей – достаточный уровень,

66% детей – высокий уровень.

2.Старшая группа «Солнышко»

Воспитатель: Монахова Н.Н.

По списку- 12 детей, прошли диагностику – 9, из них:

22% детей – низкий уровень,

77% детей – средний уровень.

3.Подготовительная к школе группа «Солнышко»

Воспитатель: Монахова Н.Н.

По списку- 16 детей, прошли диагностику – 8, из них:

12% детей – низкий уровень,

87% детей – средний уровень.

Работа с родителями

Безусловно, работа по ранней профориентации невозможна без участия родителей.

По работе с родителями можно отметить следующее: разнообразная форма подачи материала: папки передвижки, раскладушки. Весь материал оформлен эстетически, без лишнего преукраса. И можно отметить, предлагаемый материал у родителей востребован:

*«Что рассказать ребенку о своей профессии»

*«Знакомим с профессиями во время прогулки»

*«Играем дома - знакомим с профессией»

В наглядной информации для родителей отражены рекомендации по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, проведения наблюдений во время прогулки либо совместного пребывания в общественных местах.

Несмотря на то, что работа по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями проводится планомерно, целенаправленно, систематически, можно сделать следующие рекомендации.

Рекомендации:

1.Воспитателям возрастных групп.

Начиная с младшей группы оформить альбомы с фотографиями «Профессии наших родителей».

Продолжать работу по пополнению атрибутами сюжетно-ролевых игр согласно возраста детей («Почта», «Ателье», «Водный и воздушный транспорт» и др.).

Во всех дошкольных группах больше уделять внимания планированию дидактических развивающих игр (разнообразить) по ознакомлению с профессиями, придерживаясь темы недели (животные – ветеринар, одежда – швея, техника в доме – профессии по изготовлению и ремонту домашнего оборудования и т.д.).

Использовать такие приёмы как: беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций, альбомов, наблюдение за профессиональной работой сотрудников дошкольных групп (работа рабочего, повара, прачки, дворника, и др.)

Педагогам всех возрастных групп придерживаться структуры игры, активно использовать мотивацию детей, создавать для проявления инициативы, детского замысла, творческие выдумки, больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом, при распределении ролей обращать внимание на личностные особенности, стимулировать собственно-речевые умения детей.

Воспитателям подготовительной к школе группы не отвечать и не выполнять задания за детей, побуждать их к самостоятельному развёртыванию сюжета, распределению ролей.

При организации целевых экскурсий заранее обговаривать с представителями рассматриваемой профессии о чем рассказать и что показать доступно детям.

Старший воспитатель _______________________ Воронцова О.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о педагогической деятельности

Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ

Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...

Аналитическая справка о деятельности воспитателя

В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...

Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик»)   ...

Аналитическая справка программы развития МДОУ д/с № 17

Модель управленияПаспорт программыОсновные принципы построения и реализации Образовательной программыАнализ достижений...

Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.

              Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...