Тренинг для педагогов «Использование арт-терапии для снятия уровня эмоционального напряжения у участников образовательного процесса».
учебно-методический материал

Бутинова Марина Юрьевна

Тренинг для педагогов по снятию эмоционального напряжения и знакомство с психотерапевтическими практиками: песочная терапия, игровая терапия и арт-терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_aprel_trening_po_art_-_terapii.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг

«Использование арт-терапии для снятия уровня эмоционального напряжения у участников образовательного процесса».

Цель: снижение уровня эмоционального напряжения с применением арт-терапевтических технологиий.

Задачи:

1. Познакомить участников тренинга с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.

2. Создать положительный эмоциональный климат, используя виды арт-терапии (изотерапию, песочную терапию, игротерапию) как одну из форм организации тренинга.

3. Способствовать развитию творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого участника.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение учащимися методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых педагогом-психологом на занятии.

2. Рост мотивации участников тренинга к формированию собственного стиля творческой деятельности.

3. Стабилизация эмоционального настроения

Ход занятия

Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаем тренинг с элементами арт-терапии «Использование арт-терапии для снятия эмоционального напряжения у участников образовательного процесса».

Арт-терапия – это один из методов использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Современная арт-терапия включает множество направлений. Такие как: изотерапия, музыкоперапия, песочная терапия, сказкотерапия, игровая терапия, танцетерапия, фототерапия.

Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка и взрослого, помогает познать своё предназначение и выразить свое эмоциональное состояние. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Песочная терапия – это терапия, направленная на стабилизацию эмоционального состояния, при помощи взаимодействия с песком.

Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Игротерапия – используется для выражения внутреннего состояния ребенка и взрослого, расширение сознания, снимает страхи и напряжение.

Танцетерапия. Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.

Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Практическая часть

А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые, применяют для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.

Упражнение «Радостная встреча»

- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая по кругу это веселое, позитивное солнышко. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рад (а) видеть тебя! ». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.


Упражнение «Поменяйтесь местами»

Упражнение направленно на сплочение группы и знакомство и индивидуальными предпочтениями человека. Все участники встают в круг, а ведущий предлагает участникам поменяться местами в том случае, если высказывание ведущего будет относиться к ним: «Поменяйтесь местами те, кто хорошо выспался…, кто любит читать книги…., кто с удовольствием ходит на работу…»

Всем участникам тренинга предлагается разделиться на три группы. Далее каждая группа идет по своему маршруту, проходя станцию изотерапии, песочной терапии и игровой терапии.

Теперь приступим к самому рисованию различными техниками:

Техника «Моя галактика» (изотерапия)

Инструкция:

Нарисуйте свою галактику, изобразите на листе бумаге планеты, звезды, кометы.

Нарисовав галактику, попробуйте выбрать объект, которым вы могли бы назвать своим именем. Подпишите его. Далее  попробуйте назвать другие объекты вашей галактики именами людей, которые находятся с вами.

Обсуждение.

Техника «Мандалы» (песочная терапия)

Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита «круг». У разных народов,в самых разных культурах мандала имеет особый сакральный смысл: часто ее считают символическим отражением духовной, психической гармонии. Рисование и разукрашивание мандал помогает снять внутреннее напряжение, сосредоточиться, успокоиться.

Песок активно используется родителями и педагогами для решения различных развивающих задач при взаимодействии с детьми. Как показала практика, не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Игра с песком способствует расслаблению, снятию раздражительности и стресса, активизации мышления и воображения. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает нашим педагогам отдохнуть, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.

Упражнение

Здороваемся с песком. Выбираем какой песок больше вам подходит обычный или кинетический, берем палочку и приступаем рисовать мандалы.

Техника «Игротерапии»

Участникам тренингра предлагается поиграть в две игры:

Игра «Самураи»

Цель: выражение агрессии снятие эмоционального напряжения»

Все участники встают в круг, руки ставят под прямым углом, задача, последовательно, начиная с ведущего, необходимо сделать выпад в сторону соседа и попасть ему по руке.  Рука – это меч самурая. Если до руки дотронулись, то руку обирают за спину. Как только две руки будут убраны игрок выбывает из круга. Побеждает тот, кто остался последний.

Игра «Мусорное ведро»

Цель: осознание неприятных ситуаций и снятие эмоционального напряжения.

Все участники получают лист бумаги, где пишут, какие неприятности их сейчас тревожат и расстраивают. После этого их задача скомкать и выбросить свой листок в мусорное ведро»

Использование психологической игры как средства игровой терапии дает возможность создавать условия для переключения педагогов с одного вида деятельности на другой. Психологические игры позволяют отреагировать эмоции, снять напряжение, отвлечься от рутинной деятельности, получить новый опыт. Игра рушит барьеры между членами педагогического коллектива, удивительным образом разряжает обстановку, формирует веру в свои силы, позволяет протестировать себя в различных социально-психологических ситуациях.

Завершающий этап.

Все участники возвращаются в круг, начинается рефлексия.

Арт-терапия – это простой, доступный и эффективный способ справиться со стрессом, повысить настроение и зарядиться оптимизмом.

Актуализация личностных и эмоциональных ресурсовэмоциональная поддержка коллег помогает научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение в нестандартных ситуациях позволяет выйти из привычной роли педагога и попробовать себя в различных социально-психологических обстоятельствах. Использование различных арт-техник помогает справиться со стрессом, снять эмоциональное напряжения повысить настроение и зарядиться оптимизмом

 В завершение участникам предлагается найти свой ресурс. Для этого предлагается выбрать для себя ментальную карту из колоды карт «Я и все, все, все». И наполниться позитивом и энергией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки  Ход проведения.1.  ...

Консультация для родителей и педагогов «Инструменты арт-терапии для снятия эмоционального напряжения детей дошкольного возраста».

Особенности применения арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста....

Анкетирование участников образовательного процесса на выявление уровня удовлетворенности взаимодействия с педагогом-психологом ОУ

Анкетирование участников образовательного процессаЦель: выявление уровня удовлетворенности взаимодействия с педагогом-психологом ОУ.Анкета для родителей№ 2 балла1 балл0 баллов1Нравится ли Вам дет...

Методическая разработка «Тренинг для снятия психо-эмоционального напряжения педагогов»

Цель мероприятия: Способствовать снятию психо-эмоционального напряжению педагогов в конце учебного года. Участники мероприятия: педагоги МБДОУ Планируемый результат: снижение уровня тревожности, повыш...

Тренинг для снятия психо-эмоционального напряжения педагогов

Цель мероприятия: Способствовать снятию психо-эмоционального напряжению педагогов в конце учебного года. Участники мероприятия: педагоги МБДОУ Планируемый результат: снижение уровня тревожности, повыш...