Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности
учебно-методический материал

Умерова Татьяна Викторовна

Сегодня государство диктует новые требования к личности педагога и руководителя как ключевой фигуры изменений в сфере образования. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого педагога и коллектива в целом. И среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства. Сегодня сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов и руководителей образовательных организаций. Всё это способствует расширению активного профессионального общения, утверждению приоритетов образования в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение конкурсов   профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности

Подготовила:

 воспитатель высшей

 квалификационной категории категории  Умерова Т.В.

        

       Сегодня государство диктует новые требования к личности педагога и руководителя как ключевой фигуры изменений в сфере образования. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого педагога и коллектива в целом. И среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства. Сегодня сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов и руководителей образовательных организаций. Всё это способствует расширению активного профессионального общения, утверждению приоритетов образования в обществе.

        Педагогические конкурсы зародились в России в 20-х годах XX века. Изначально мотивом участия педагога в конкурсе было его стремление продемонстрировать свое профессиональное преимущество. К критериям профессионального признания учителя относились: интеллигентность, высокий уровень образованности, профессиональная компетентность, высокая гражданственность.

        Сегодня существует немало профессиональных конкурсов для педагогов. Кроме всем хорошо известных, организуется масса дистанционных конкурсов.

Возникает вопрос: насколько нужны  педагогам эти конкурсы? Опираясь на свой собственный опыт, считаю, что педагогические конкурсы нужны. Потому что в конкурсах заложен автоматически не только профессиональный рост педагога, но и интеллектуальный рост наших воспитанников. В моем понимании конкурс – это один из способов стимулирования тех, кто стремится к самосовершенствованию. Любой конкурс - это поиск нового, интересного, а наша профессия тем и хороша, что мы находимся в постоянном поиске. Думается, что, в первую очередь, конкурс меняет отношение к себе как профессионалу от консервативного «так живётся спокойнее» (или куда более худший вариант «и так сойдёт») на позитивное «мне и это по плечу». Во всех субъектах конкурсной деятельности (участниках, членах жюри, организаторах, сопровождающих, педагогических коллективах конкурсных площадок) просыпается собственная творческая энергия, аккумулируются мысли, стимулируется мотивация саморазвития. Поэтому конкурсы профессионального мастерства не только создают атмосферу позитивной соревновательности, заинтересованности, но и являются активным средством повышения профессиональной компетентности педагогов и коллективов образовательных учреждений.

        К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

  • развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
  • создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
  • внедрение новых педагогических технологий в муниципальную и региональную сферы образования;
  • замена административных методов оценки членов коллектива на объективные, основанные на результатах и результативности профессиональной деятельности;
  • повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и учреждения в целом;
  • развитие компетенций педагогов, их творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности и др.

        Поэтому конкурсы нужны, прежде всего, людям неравнодушным, тем, кто стремится к личностному и профессиональному росту, т.к. подготовка к конкурсу педагогического мастерства и собственно сам конкурс являются творческим процессом. Во время подготовки к конкурсу педагог всесторонне анализирует свою деятельность:

  • приводит в систему свои педагогические наработки, документацию,
  • совершенствует своё профессиональное мастерство,
  • а во время испытаний – демонстрирует свой уникальный опыт.

Но есть и издержки в конкурсах профессионального мастерства:

  • проблемы в организации трудового дня: учителю приходится уплотнять свой рабочий день и использовать массу личного времени для подготовки к конкурсу;
  • стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;
  • негативное отношение к участникам конкурсов со стороны некоторых коллег, вместо создания атмосферы открытости, взаимопомощи и дружеского расположения.

        Но, тем не менее, современный педагог, а именно такие люди выходят на конкурс, – это человек, который постоянно учится и растёт сам.

С точки зрения науки, современный педагог,– это специалист,

  • владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности,
  • сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления,
  • вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики,
  • стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.

        Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему быть успешным. В решении этой задачи, конечно же, не последнюю роль играют конкурсы педагогического мастерства.

        Именно профессиональные конкурсы позволяют педагогу «выходить» за пределы замкнутого пространства класса, группы, образовательного учреждения, осмысливать происходящее в российском образовании.

Почему же всё-таки педагоги участвуют в конкурсах?

  • Одни, чтобы проявить себя, победить других, стать знаменитым, повысить свой профессиональный статус.
  • Другие, чтобы хорошо выглядеть в глазах учеников и коллег, просто для знакомства и общения с интересными людьми.
  • Третьи, чтобы получить премию и другие выгоды.

        И если педагог решается на участие в конкурсе, то желание участвовать охватывает человека целиком, наполняет его жизнь новым смыслом.

        Степень профессиональной готовности педагога к конкурсу предполагает:

  • непрерывность деятельности сторон, заинтересованных в развитии профессионализма педагога;
  • целостный подход к личности педагога, участвующего в конкурсах педагогического мастерства;
  • направленность динамики профессионального развития конкурсанта на формирование мотива достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период.

        Так в постконкурсный период происходит прогнозирование дальнейшей деятельности педагога, возможная перспектива изменений «Я»-концепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление личностных ценностей, необходимость роста профессиональной успешности.

        У каждого из участников в этот период присутствует одновременно удовлетворённость и недовольство своими успехами, рефлексия собственных достижений в сравнении с результатами других.

        Профессиональная творческая деятельность педагога и руководителя на современном этапе предполагает высокую профессиональную мобильность, готовность к творческой самореализации, владение искусством профессионального общения, умение творчески применять и разрабатывать педагогические и управленческие технологии, свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач.

        Возрастание значимости конкурсных мероприятий, формирование позитивного имиджа педагогического труда и соответствия новым требованиям, определение единых подходов к системе оценки уровня профессиональной компетентности педагогов и руководителей обуславливает необходимость создания интегративной модели конкурсов профессионального мастерства.

        Конкурс можно и нужно рассматривать как педагогическую систему повышения квалификации, т.е. единый неформальный коллектив, где «все учатся у всех». Конкурсы являются одним из этапов развития профессионализма педагогов, т. к. выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей; стимулируют педагогическое творчество, мотивацию саморазвития членов коллектива.

        Подводя итог всему выше сказанному, следует отметить, что конкурсы профессионального мастерства – это средство повышения уровня педагогической компетентности педагогов, это публичная, открытая, общественно значимая форма повышения их квалификации. Конкурсы обнаруживают и актуализируют  собственные затруднения конкурсанта, дефицит профессионализма. Это служит основанием для стимулирования его потребности в повышении квалификации и определяет направление поиска им индивидуальной траектории профессионального самосовершенствования и форм повышения квалификации, соответствующих личностным запросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов

Одним из мощных стимулов активизации инновационной творческой деятельности педагогов  являются смотры-конкурсы. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знан...

Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»

В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....

Профессиональный проект воспитателя ДОУ «Профессиональное мастерство, как условие развития театрального творчества»

Формирование духовно развитой личности не происходит само по себе и не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание условий и на реализацию нов...

К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»

Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...

«Значение профессионального мастерства в формировании имиджа современного педагога»

Думая о педагогах, мастерах своего дела, мы задумываемся о том, в чем секрет их педагогического успеха, и понимаем, что он складывается в процессе работы над самим собой. Это долгий, кропотливый труд,...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства" (магистр)

В содержании работы большое внимание уделяется вопросам теории мотивационной готовности педагогов, а также подробно дается анализ внешних и внутренних условий, способствующих формированию мотивационно...