«Значение профессионального мастерства в формировании имиджа современного педагога»
консультация (старшая группа)

Коньшина Мария Сергеевна

Думая о педагогах, мастерах своего дела, мы задумываемся о том, в чем секрет их педагогического успеха, и понимаем, что он складывается в процессе работы над самим собой. Это долгий, кропотливый труд, отточенность приемов воздействия, искусная постановка и решение разнообразных практических задач. Это специальные умения, необходимые педагогу, как в учебной, так и во вне учебной деятельности.

Педагог - это тот человек, который всегда на виду, рядом с ним находятся воспитанники, коллеги, родители. Внешний вид педагога один из факторов, успешности педагогической деятельности. Часто первое впечатление о человеке создается по его одежде, которая выражает предпочтение, представление о красоте, уровень культура человека.

В настоящее время, образование воспринимается обществом как одна из высоких ценностей жизни, возрастает важность профессиональной деятельности, а также имидж педагога.

Что же такое имидж – это комплект значений и впечатлений о человеке, стиль и форма поведения, символический образ субъекта, создаваемый в процессе взаимодействия. Это универсальный психологический процесс, осуществляемый каждым человеком при вхождении в те или иные социальные группы.

Профессиональные качества педагога – это не раз и навсегда заготовленная информация, а сама способность к постоянному самосовершенствованию. Возрастает роль педагога, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на обучающихся.  От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и имиджа.

Попробуем более детально разобраться какое значение имеет профессиональное мастерство в формировании имиджа современного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konshina_m.s.docx69.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Информационно-методический центр»

Городской округ Подольск        

Дополнительная профессиональная образовательная программа

повышения квалификации педагогических и руководящих работников

«Основы педагогического мастерства

и профессионального саморазвития»

Итоговая практико-значимая работа

«Значение профессионального мастерства в формировании имиджа современного педагога»

           ФИО слушателя: Коньшина М.С.

                                                                                                 Должность: воспитатель

                                                                                                Место работы: д/с №13 «Золотая рыбка»

Г.о. Подольск

2020

Содержание

Пояснительная записка…………………………………..........................3

  1. Имидж современного педагога………………………………………4-5
  2. Формирование профессионального имиджа педагога………...……6-8

Заключение……………………………………………………………...…9

Список литературы……………………………………………………...10

Приложения…………………………………………………..............11-12

Пояснительная записка.

Думая о педагогах, мастерах своего дела, мы задумываемся о том, в чем секрет их педагогического успеха, и понимаем, что он складывается в процессе работы над самим собой. Это долгий, кропотливый труд, отточенность приемов воздействия, искусная постановка и решение разнообразных практических задач. Это специальные умения, необходимые педагогу, как в учебной, так и во вне учебной деятельности.

Педагог - это тот человек, который всегда на виду, рядом с ним находятся воспитанники, коллеги, родители. Внешний вид педагога один из факторов, успешности педагогической деятельности. Часто первое впечатление о человеке создается по его одежде, которая выражает предпочтение, представление о красоте, уровень культура человека.

В настоящее время, образование воспринимается обществом как одна из высоких ценностей жизни, возрастает важность профессиональной деятельности, а также имидж педагога.

Что же такое имидж – это комплект значений и впечатлений о человеке, стиль и форма поведения, символический образ субъекта, создаваемый в процессе взаимодействия. Это универсальный психологический процесс, осуществляемый каждым человеком при вхождении в те или иные социальные группы.

Профессиональные качества педагога – это не раз и навсегда заготовленная информация, а сама способность к постоянному самосовершенствованию. Возрастает роль педагога, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на обучающихся.  От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и имиджа.

Попробуем более детально разобраться какое значение имеет профессиональное мастерство в формировании имиджа современного педагога.

  1. Имидж современного педагога

Современный педагог — это яркая индивидуальность, творческая личность, способная к развитию личностной и интеллектуальной культуры, инновационному творческому мышлению, самопознанию и осмыслению, умеющая решать проблемные ситуации, а также заинтересовать и увлекать процессом саморазвития.

Каждый педагог стремится к профессиональному росту, приобретению педагогического мастерства.

Изучая тайны профессионального мастерства, педагог учится и занимается самообразованием на протяжении всей жизни. Одним из требований к современному педагогу является - умение формировать имидж педагога-мастера.

Тема имидж педагога активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.

Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы он стоит, к какому кругу профессий принадлежит, каков характер, темперамент, вкус, финансовые возможности. Имидж рассматривается как функциональное образование, в основе которого лежит действие, отношение, отражение, впечатление, поскольку он показывает влияние на кого-то, выступает оценочным суждением о ком - то, выражает конкретные ожидания по отношению к кому-то.

В определении понятия «имидж» существует несколько оснований. Имидж представляется как реальный или воображаемый образ, который возникает в сознании человека. Основу имиджа составляет личное обаяние. По мнению Н.А. Моревой, обаяние человека – это коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость, а также внешняя привлекательность, легкая адаптация к новым условиям, умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей, терпимость к инакомыслию.

Личное обаяние в совершенстве – это искусная подача всех личностно - деловых качеств и умений, т.е. самопрезентация.

Стратегия самопрезентации построена на выводе о том, что каждый человек заинтересован во впечатлении, которое он производит на окружающих. С одной стороны, имидж, является результатом определенных психологических процессов проявлений личности, а с другой – служит внешним источником формирования впечатления о данном человеке у партнеров по общению. Все стратегии самопрезентации имеют цель установить, уточнить или поддержать свой образ в глазах других.

Индивидуальный имидж педагога, представленный как совокупность внешних и внутренних, личностных и профессиональных качеств, являются способностью к субъект – субъектному общению с участниками образовательного процесса.

  1. Формирование профессионального имиджа педагога

Профессиональный имидж – это важная компетенция каждого педагога, его формирование, трудоемкий процесс. Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми. Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в представлении учащихся, коллег, социального окружения.

Формирование индивидуального имиджа педагога – довольно сложная процедура. Рассмотрим типологию имиджа.

Несколько возможных вариантов имиджа, которые присущи функциональному подходу: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.

  1. Зеркальный. Это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем о себе, каковы же мы.
  2. Текущий. Это наш имидж с точки зрения окружающих. Необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют мнение о нас в не меньшей степени, чем наши реальные поступки.
  3. Желаемый. Имидж, к которому мы стремимся.
  4. Корпоративный. Это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы.
  5. Множественный. Имидж, который образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.

Имидж можно рассматривать как целостность, в которую входят следующие компоненты:

  1. Аудио - визуальная культура личности: насколько грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа и т. д. Но напомним, что внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей.
  2. Стиль поведения, т. е. разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический.
  3. Внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы.
  4. Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности — мебель в офисе, машина, домашние животные и т. п.
  5. Психогигиенический «Я-образ»: притягательный психогигиенический образ партнера, т. е. человек внешне и внутренне спокоен, активен, в хорошем настроении, доброжелателен, оптимистичен, миролюбив.

Признаком эмоционального здоровья личности является то, что ее психогигиенический «Я-образ» меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникабельных диапазонах.

Имидж педагога — это интегративное качество личности, синтез интеллектуальной, габитарной, кинетической, речевой, средовой и артистической культуры. [Приложение 1]

Слагаемыми имиджа педагога являются:

• интеллектуальная культура — это гибкость мышления, рефлексия и самосознание, связанные с развитием творческого начала и ростом профессионального мастерства личности педагога;

• габитарная (лат. habitus — внешность) культура — это культура личности, включающая индивидуальность, которая определяет цветовую гамму, физические и психофизиологические особенности; стиль (романтический, спортивный, драматический), устанавливающий индивидуальную креативную характеристику в соответствии с требованиями профессии; моду, отражающую тенденции развития и помогающую педагогу быть современным и признанным в среде коллег и обучающихся;

• кинетическая (греч. kinesis — движение) культура, обусловленная мимикой и пантомимикой (жесты, выражение глаз, поза, телодвижение, походка и осанка);

• речевая культура — личностная культура, развивающаяся на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами, предполагающая чувство стиля, развитый вкус и эрудицию;

• средовая культура — материальная и социальная (окружение и аксессуары);

• артистическая культура — интегрированное качество личности, единство общей культуры и артистизма, аксиологического и эстетико-этического начала в разнообразных видах профессиональной деятельности и общения.

Следует отметить, что формирование профессионального имиджа в конечном счете поможет педагогу понять значимость педагогического мастерства и создаст его авторитет.

Образ личности педагога стократно усиливает ее воздействие как на самого имидженосителя, повышая уровень мастерства педагога, так и на его потребителя (детей, коллег, родителей), значительно повышая тем самым эффективность взаимодействия.

Заключение

В заключение стоит отметить, что создание профессионального имиджа педагога, в конечном счете, поможет преподавателю понять важность педагогического мастерства. Таким образом, современный педагог может полностью реализовать себя как личность, достичь эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо понимать свои профессионально – личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен» Шепель В.М.

Список литературы

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М., 2004. С. 364.
  2. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. М., 2006. С.
  3. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии: учеб. пособие. Ч. 1. Тюмень: Тюм ГНГУ, 2002.
  4. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. Оренбург, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имидж современного педагога и пути его формирования

Введение.Имидж современного педагога.Пути формирования имиджа.Заключение.Список литературы....

Семинар-практикум для педагогов "Имидж современного педагога".

Для педагога-профессинала очень важен эффективный взаимвыгодный контакт с окружающим социумом. А в новых условиях нам следует жить и  вести себя по - другому, соразмерно иным моделям поведения. Т...

Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности

Сегодня государство диктует новые требования к личности педагога и руководителя как ключевой фигуры изменений в сфере образования. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые с...

Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ "Имидж современного педагога"

Сценарий деловой игры для педаогогов ДОУ "Имидж современного педаогога" с презентацией....

Семинар для педагогов Тема: «Имидж современного педагога»

Развитие у педагогов навыков по созданию собственного гармоничного и индивидуального образа....