Программа эффективного партнерства семьи и ДОУ в рамках консультационного центра
рабочая программа

Пырлик Татьяна Валерьевна

Программа эффективного партнерства семьи и дошкольного учреждения в рамках реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей» через работу консультационного центра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kp_31.docx112.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 31»

Программа

эффективного партнерства семьи

и дошкольного учреждения в рамках реализации проекта

«Поддержка семей, имеющих детей» через работу консультационного центра

г. Троицк 2019

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

1.1.   Актуальность и обоснование программы………………………………….3

1.2. Цель и задачи деятельности консультационного центра ………………………4

1.3. Концептуальные, методологические основы программы консультационного центра.......5

1.4. Основные направления, формы и методы работы консультационного центра…..6

  1. Содержательный раздел

2.1.        Основные этапы реализации программы……………………………………...8

2.2.        Критерии и показатели эффективности деятельности, направленные на оценку качества услуг действующего консультационного центра……………………..11

2.3.        Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе……………………………..12

2.4.        Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ……………………………….14

  1. Организационный раздел

3.1.        Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач программы…………………………………………………...15

3.2.        Условия организации и порядок работы консультационного центра…...17

Список литературы …………………………………………………………………..19

Приложения

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

1.1.        Актуальность и обоснование программы

Приоритетным направлением государственной образовательной политики является обеспечение качества и доступности образования для всех категорий детей вне зависимости от расы, пола, вероисповедания и состояния здоровья. Перед современным дошкольным образованием поставлена задача максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования. Одним из вариантов расширения доступа к качественным образовательным услугам являются консультативные центры (КЦ), создаваемые на базе дошкольных образовательных организаций. Они призваны оказать психолого-педагогическую помощь родителям, дети которых не имеют возможности регулярно посещать детский сад. Подобные центры имеют широкие возможности способствовать активному включению родителей в процесс развития ребенка от 1 – 6 лет по средствам подключения в данный процесс квалифицированных специалистов дошкольного образования.

Консультационный центр, являясь структурной единицей образовательной организации, действует строго в соответствии с нормативно-правовой базой в сфере образования.

На федеральном уровне его работа регламентируется ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В частности, статья 64 центр 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей, не посещающих дошкольного образовательного учреждения, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимость создания КЦ определяется письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме». Также такими документами как:

  • Конвенции о правах ребенка;
  • Конституции Российской Федерации статья 43;
  • Федеральному закону N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.98;
  • Указу Президента РФ №599 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» «достижение к 2016 г. 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет»;

На региональном уровне деятельность КЦ определяется популяризацией лучших практик методического, психолого-педагогического, диагностического сопровождения родителей (законных представителей) по вопросам дошкольного образования, в рамках реализации муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей».

Нормативные документы, определившие базовые основы деятельности КЦ, указывают на целесообразность разработки программы работы центра в соответствии с потребностями конкретного образовательного учреждения и его ближайшего социального пространства. В связи с этим настоящая программа эффективного партнерства семьи и дошкольного учреждения соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования.

Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин. Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. В образовательной организации имеются условия для работы с детьми с ОВЗ, а также возможность работы с детьми до 6 лет, не посещающих образовательные организации и нуждающиеся в коррекционной помощи специалистов. Таким образом, это направление для детского сада является принципиально инновационным.

Учитывая актуальность и весомую практическую значимость выше изложенной проблемы, считаем целесообразным продолжить совершенствовать работу в данном направлении и реализовывать на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад №31» работу консультативного центра.

1.2.        Цель и задачи деятельности консультационного центра.

Цель программы: обеспечение качественной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), осуществляющим образование детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, без взимания платы.

Задачи:

  1. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитывающих детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка от 1 года до 6 лет, в том числе детей с ОВЗ;
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
  3. Содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
  4. Обеспечение равных стартовых возможностей детям 5-7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, при поступлении в школу;
  5. Формирование позитивного имиджа образовательного учреждения в городе.

1.3.        Концептуальные,  методологические  основы  программы консультационного  центра

Методологическую основу программы составляют концептуальные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

  • представление о развитии ребенка не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе. Закон неравномерности детского развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития;

  • тезис о приоритетном значении для ребенка его собственной активности. Ребенок социализируется и учится с помощью взрослых, но на своем собственном опыте. Роль взрослого в этом случае состоит в поддержке детской инициативы, создании среды для ее проявления, в оказании помощи, в осуществлении совместной деятельности;

  • рассмотрение социальной среды как главного источника развития личности, мышления и других психофизических функций.

Новизна данного вида деятельности на базе дошкольной образовательной организации, заключается в создании консультационного центра для родителей (законных представителей) и детей, не посещающих ДОУ. Консультационный центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а следовательно, помочь гармоничному развитию детей, не посещающих детский сад (в том числе детей с ОВЗ).

Для реализации инновационных идей с целью повышения качества образовательных услуг необходимо соблюдение ряда требований и условий:

- совершенствовать систему учета семей, нуждающихся в специальном образовании и на основе полученной информации создать банк данных;

- создать банк данных о семьях, неохваченных специальными образовательными услугами, проводить работу по выявлению их актуальных запросов.

На основе полученной информации

- совершенствовать работу консультационного центра;

- разработать систему дифференциальной диагностики детей, не посещающих детский сад.

Основываясь на ее результаты предложить родителям рекомендации по оказанию помощи в домашних условиях и советы по выбору образовательного маршрута.

На основе продуманной системы взаимодействия специалистов совершенствовать систему комплексной диагностики, мониторинга коррекционной работы, совершенствовать индивидуальные маршруты сопровождения детей разных категорий (имеющих и не имеющих статус инвалидности, с учетом возраста, уровня физического и интеллектуального развития); пополнять материально-техническую, методическую базу учреждения; совершенствовать коррекционно-развивающую среду детского сада путем ее обновления;

Основной идеей программы является эффективное использование имеющихся в ДОУ ресурсов: кадровых и материально-технических.

1.4. Основные направления, формы и методы работы консультационного центра

Дошкольное учреждение в содружестве с семьёй осуществляет воспитание и формирование личности ребёнка с первых лет его жизни. В соответствии с этим педагогический коллектив старается установить равноправное творческое взаимодействие с семьями своих воспитанников, что является залогом полноценного развития ребёнка. В работе использовались различные содержания, формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи. Активный курс, взятый на создание единого пространства развития ребёнка, поддержал как детский сад, так и семья.

Консультационный центр осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам:

  • социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ; возрастные, психофизиологические особенности детей; готовность к обучению в школе;
  • профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;
  • помощь в воспитании и развитии детей с ОВЗ;
  • организация игровой деятельности;
  • консультирование по вопросам закаливания детей;
  • социальная защита детей из различных категорий семей.

  • рамках КЦ создана продуманная система работы с родителями по следующим направлениям:

Диагностическое направление. Его цель - выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, анализ особенностей семейных отношений и т.д.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

  • рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:
  • анкетирование и интервьюирование родителей;
  • наблюдение;
  • психодиагностические методики.

Научно-просветительское направление. Его цель - повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей.

  • рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:
  • картотека литературы по вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
  • библиотека дошкольного учреждения;
  • лекторий для родителей;
  • выпуск стенгазет для родителей и пр.;
  • дни открытых дверей;
  • экскурсии по детскому саду;
  • презентация дошкольного учреждения;
  • оформление информационных стендов для родителей на различные темы.

Консультационное направление. Его цель  выявление, анализ и разрешение актуальных проблем родителей в вопросах воспитания ребенка и взаимодействия с ДОУ;

  • рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:
  • индивидуальное консультирование родителей в отсутствие ребенка;
  • групповое консультирование родителей по схожим проблемам;
  • заочное консультирование, посредством размещения материалов на официальном web-сайте ДОУ (вкладка «Информация для родителей» → «Консультационный центр»);

Методическое направление. Его цель  совершенствовать работу КЦ и систему взаимодействия с родителями.

В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:

  • разработка памяток для родителей по вопросам обучения и воспитания дошкольников;
  • разработка анкет и опросников для родителей;
  • разработка тематических консультаций для родителей;

Обучение родителей практическим умениям и навыкам.

  • рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:
  • проведение обучающих семинаров;
  • проведение семинаров-тренингов;
  • проведение открытых занятий;

Одним из главных критериев выбора вида деятельности работы консультационного центра является адекватность возрасту. Ведущим видом деятельности является игра. В игре реализуется большая часть содержания программы в таких образовательных областях, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Организационной основой программы является комплексно-тематический план (Приложение №1).

II. Содержательный раздел

2.1.        Основные этапы реализации программы

Следует выделить три основных этапа реализации инновационной программы «Организация деятельности консультационного центра на основе оптимизации профессиональной деятельности педагогических кадров и рационального использования материально-технических условий дошкольной образовательной организации (ДОУ)»:

1 этап – аналитико-прогностический: анализ имеющихся ресурсов, разработка комплекса новшеств, связанных с реализацией целей программы;

2 этап – деятельностный, внедрение новшеств;

3 этап – итоговый, рефлексивный, оценка результатов, полученных в ходе реализации программы, определение «дальнейшего движения».

Задачи

Мероприятие

Срок реализации

Полученный (ожидаемый) результат

Этап 1. Аналитико-прогностический

Организация процсса разработки программы.

Определение целей и задач программы.

Формирование рабочей группы.

Анализ методической, психолого-педагогической литературы, опыта работы КЦ.

Август – сентябрь 2019

Сформирована рабочая группа. Проанализирована литература, изучен опыт работы КЦ.

Внесение изменений в локальные акты ДОУ

Анализ образовательной программы ДОУ, программы развития учреждения.

Август – сентябрь 2019

Внесены изменения в Основную образовательную программу ДОУ и программу развития учреждения.

Определить место организации и функционирования консультационного центра

Анализ материально-технических условий ДОУ

Август – сентябрь 2019

Кабинеты дополнительного образования, физкультурный, музыкальный зал.

Изучение потребности населения в консультативных услугах

Взаимодействие

с детской

поликлиникой,

анализ базы данных родителей,

воспитывающих

детей,

не посещающих

ДОУ, в том числе детей-инвалидов  и  детей с ОВЗ.

Август – сентябрь 2019

Данные анализа и прогноза.

Выводы об исходном социальном заказе.

Создать нормативно-правовую базу

деятельности консультационного центра

Разработка

нормативной

документации,

определяющей

организационно-

функционально

структуру

консультационного

центра,

документов,

определяющих

систему

квалификационных

требований  и

функциональных

обязанностей

сотрудников

консультационного центра

Август – сентябрь 2019

Пакет документов, регламентирующих деятельность консультационного  центра. Положение

о   консультационном центре;

должностные

инструкции

специалистов  ДОУ,  привлекаемых  для

осуществления

деятельности в рамках работы консультационного центра; графики работы

специалистов,

привлекаемых

для  осуществления  деятельности в рамках работы консультационного центра ДОУ;

договор с родителями,  посетителями  консультационного центра и др.

Подготовка необходимых ресурсов и материалов, создание условий для работы

Оборудование помещения консультационного центра. Подбор кадров, инструктаж сотрудников.

Август – сентябрь 2019

Готовность условий и ресурсов

Организация информирования населения о работе КЦ

Информирование

населения  микрорайона  об

услугах КЦ через сайт детского сада, информационные

буклеты,

размещённые в объектах социальной сферы

(поликлинике, почте, банке, магазинах и

проч.).

Информационные буклеты

Этап 2. Деятельностный, внедрение новшеств

Разработка и накопление научно-

методического материала,  его  применение  на  практике,

апробация

новых

технологий и внедрение

практического опыта, который

представлен

различными

формами

взаимодействия

с  родителями.

Анкетирование родителей,

проведение

телефонного

интервью для определения

индивидуальных

потребностей.  Разработка  памяток,  буклетов,  рекомендаций

для родителей.

Организация

“Дней

открытых

дверей”

для  родителей.  Индивидуальные

и групповые

консультации для родителей,

обучающие

игровые сеансы.

Проведение мастер-

классов для

родителей,

семинаров-

практикумов,

тренингов

специалистами.

Размещение

практического

и

информационного

материала

на сайте ДОУ

Взаимодействие

с  родителями детей, не посещающих ДОУ.

Создание банка услуг  психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям),

осуществляющим дошкольное образование детей в семейной форме (Приложение №  )

Создание банка

методических   и

консультационных

материалов по вопросам воспитания и развития ребенка в

семье.

Создание библиотеки дидактических игр.

Этап 3. Итоговый, рефлексивный, оценка результатов, полученных в ходе реализации программы

Итоговая аналитическая диагностика

Мониторинг основных показателей работы консультационного центра. Анкетирование родителей.

Сравнительный анализ ожидаемых результатов

2.2.        Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности, направленные на оценку качества услуг действующего консультационного центра

Для определения эффективности программы будут использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа, наблюдение, опросные (анкетирование, беседа), тестирование, экспертной оценки, изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ практических работ педагогов, анализ документации.

Критерий

Показатель

Диагностическая методика

1.Удовлетворенность родителей полученными консультационными, диагностическми, психолого-педагогическими услугами

1.1.Отзывы родителей о полученных услугах.

Востребованность услуг КЦ в микрорайоне.

Опросы (анкеты) для родителей.

Динамика посещения КЦ (журнал учета посещений)

Договор об оказании услуг КЦ

2.Эффективное функционирование консультационного центра и учреждения в целом

2.1.Психолого-педагогические условия

Заинтересованность  педагогов  в  повышении качества оказываемых ДОУ услуг. Разработано  Положение  о  деятельности  КЦ.  Сформирована  методическая

копилка технологий, методик для психолого-педагогической,   диагностической и консультативной помощи родителям, детей не посещающих ДОУ (в

том числе детей с ОВЗ)

Опросы (анкеты) для педагогов.

Метод экспертной   оценки,

анализ практических  работ

педагогов,  анализ  документации

2.2. Материально-технические условия

Имеется  определённое  место  работы

КП;  

место  работы  КП  соответствует

требованиям  пожарной,  антитеррористической

безопасности

Метод экспертной оценки

2.3. Кадровые условия

Определён штат специалистов КП

Метод экспертной оценки.

2.4.Условия для информирования населения   о деятельности КЦ

Создание  рубрики  на  официальном сайте ДОУ.

Организовано  информирование  населения  через  СМИ,  информационные

буклеты и проч.

Наличие специальной рубрики на сайте ДОУ.

Выпуск  буклетов,  информационных листов и проч.

2.3.        Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.

От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в каждом возрасте разные). Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием - особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой - позже. Начальные возрастные периоды образуют детство - целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности.

Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.

Развитие (по Л.С. Выгодскому) - это появление нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, то есть качествами и свойствами, которых не было раньше в готовом виде.

            Подробная структура психологического возраста представлена в таблице 1. «Психологические особенности детей дошкольного возраста» (Приложение №2).

Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов являются кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

  • знание и понимание детей;
  • любовь к детям;
  • основательный теоретический баланс;
  • способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Каждому присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Целью воспитания является воспитание всесторонней, гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.

  • индивидуальный подход обеспечивает это личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка. Без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.

2.4.        Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ

Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.

  • процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Большинству детей с ОВЗ вначале необходим адаптационный период. Адаптация — это часть приспособительских реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

  • соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения.

Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений, программ повышения родительской компетентности. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ.

Задача родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.

  1. Организационный раздел

3.1. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач программы.

Нормативные

Имеющиеся ресурсы

условия

Положение о консультационном центре по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законных представителям детей, не посещающих ДОУ, в том числе, детей с ОВЗ.

(Приложение №3).

Состав консультационного центра «Вместе веселее»

Режим работы консультационного центра

План работы консультационного центра (Приложение №1).

Формы заявлений, обращений, журнала учета, анкета для родителей, договора о предоставлении консультационных услуг. (Приложение №4).

Кадровые

Педагоги, работающие в консультационном центре, владеют современны-

ми образовательными технологиями и постоянно повышают свою профессиональную квалификацию:

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе;

Педагог-психолог;

Учитель-логопед;

Учитель-дефектолог;

Инструктор по физической культуре;

Музыкальный руководитель;

Медицинская сестра.

условия

Материально-

Для предоставления консультационных услуг используются кабинеты дополнительного образования, которые оборудованы:

- необходимой мебелью: шкафы для пособий, столы и стулья для детей и

взрослых;

- сухой бассейн, мягкие модули;

- классическая песочница с игровыми материалами,

- оборудованием для изодеятельности: краски, кисточки, бумага, различные

виды театров, камни, ткани, ленты и др. материалы для творчества,

- дидактическими пособиями для диагностики и коррекции психического и

речевого развития,

Используются другие помещения детского сада:

- музыкальный зал,

- спортивный зал,

- кабинет логопеда.

технические

условия

Планируемые ресурсы

Нормативные

Режим работы консультационного центра

условия

План работы консультационного центра

Формы заявлений, обращений, журнала учета, договора о предоставлении

консультационных услуг

Кадровые

Обучение педагогов, работающих в консультационном центре, по темам:

условия

- «Диагностическая  и коррекционная работа с детьми с ОВЗ»

Материально-

Для развития групповых форм консультирования:

технические

- мультимедийная установка.

условия

- ноутбук с программным обеспечением.

Для тиражирования информационных материалов:

- цветной принтер

- игровое оборудование.

3.3.        Условия организации и порядок работы консультационного центра

Детский сад осуществляет систематический мониторинг востребованности данной формы образовательной услуги и создает банк данных. Деятельность центра предусматривает реализацию не только традиционных форм работы с семьей, но и активно использует онлайн-консультации и другие информационно-коммуникативные технологии.

Основные направления деятельности консультационного центра и сведения о его работе размещены на сайте учреждения

График работы консультативного центра.

Дни недели

Специалисты

Педагог-психолог

Понедельник

Музыкальный руководитель.

Инструктор по физической культуре.

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Среда

Музыкальный руководитель.

Инструктор по физической культуре.

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Порядок работы Консультативного центра

  1. Запись родителей на консультацию осуществляется по телефону у дежурного администратора.
  2. Прием родителей ведётся по предварительно составленному графику.
  3. После консультации родителей обеспечивают необходимой информацией.
  4. Количество специалистов в КЦ определяется штатным расписанием дошкольного образовательного учреждения.

Функциональные обязанности специалистов ДОУ

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе  организует педагогическое просвещение родителей (законных представителей), направленное на их обучение организации воспитательного процесса в условиях семьи, разрабатывает методические рекомендации и проводит консультации для родителей (законных представителей).

Медицинская сестра  осуществляет консультативно-просветительскую работу с родителями (законными представителями) по вопросам профилактики заболеваний и соблюдению санитарно-гигиенических правил, по предупреждению распространения инфекций, лечению заболеваний в домашних условиях, формированию здорового образа жизни, организации рационального питания; оказывает (по возможности) помощь родителям (законным представителям) в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей, дает рекомендации по их лечению и реабилитации.

Педагог-психолог - организует консультативно-просветительскую работу по вопросам адаптации к условиям детского сада, проводит индивидуальную диагностику, обследование ребенка с целью определения динамики его психического развития, социализации ребенка, уровня готовности к школьному обучению для оптимального выбора учебного заведения.

Учитель-логопед - организует консультативно-просветительскую работу по вопросам развития речи детей.

Инструктор по физической культуре  организует совместную игровую деятельность, консультативно-просветительскую работу по вопросам физического воспитания, профилактики нарушений осанки и плоскостопия; проводит индивидуальную диагностику, обследование ребенка с целью определения динамики его физического развития.

Музыкальный руководитель  организует развивающую, консультативно-просветительскую работу по вопросам развития ребенка посредством музыкальной деятельности.

Список литературы:

  1. Консультативные центры как вариативная форма дошкольного образования :

  1. Методич. рекоменд./ сост. Т. А. Майорова, Н. В. Шмелькова,Ю. В. Жильцова,

  1. С. К. Галахова ; Мин-во образ. Ряз. обл.,Обл. гос. бюдж. образов. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». –Рязань,

2012. –59 с.

  1. Попова Л.В. Организация работы консультативного центра // Новые формы дошкольного образования / Ответ.ред. Л. Е. Курнешова. – М., 2007, №1.-С.15-24

  1. Стручкова Г.И. Основные направления социально – педагогической работы с детьми в условиях консультативного центра // Новые формы дошкольного образования: преемственность семейного и общественного воспитания / Отв. ред. – М., 2008, № 2.- С.28-34

Приложение 4

ФОРМА

договора о предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования, не посещающих дошкольные учреждения

«    »

20 г.

Муниципальное  автономное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад

№242» общеразвивающего вида (далее - Организация) на основании лицензии

от 18.07.2011 серия А № 0000591, выданной Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи приложения от 28.08.2014 серия 22ПО1 №

0002230 выданного Управлением Алтайского края по образованию и делам мо-

лодежи Расположенное по адресу г. Барнаул,        Павловский тракт 265, действу-

ющего на основании Устава дошкольной образовательной организации с одной стороны, и родители (законные представители), именуемые в дальнейшем Потребитель,

Фамилия, имя, отчество - матери, отца, (законных представителей) ребенка

____________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения

  • другой стороны, в соответствии Положением о консультационном центре по предоставлению методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), заключили настоящий договор о нижеследующем:

  1. Предмет Договора

Предметом договора является предоставление консультационным центром методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (далее - Помощь) родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования, не посещающих ДОУ.

  1. Обязанности Консультационного центра Консультационный центр обязуется:

  • оказывать консультативную помощь Потребителю и повышать его психологическую компетентность в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста;

  • оказывать содействие Потребителю в социализации детей раннего и дошкольного возраста;

  • проводить (с согласия Потребителя) психолого-педагогическую диагностику развития детей раннего и дошкольного возраста и на ее основе коррекцию и комплексную профилактику различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

  • разрабатывать Потребителю индивидуальные рекомендации по оказанию детям возможной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье;

  • обеспечивать успешную адаптацию и равные стартовые возможности детей старшего дошкольного возраста при поступлении в общеобразовательное учреждение;

  • обеспечивать конфиденциальность информации;

  • соблюдать настоящий договор.

  1. Обязанности Потребителя

Потребитель обязуется:

  • соблюдать настоящий договор и Положение о консультационном центре по предоставлению методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), МАДОУ «Детский сад №242»;

  • активно участвовать в работе консультационного центра, выполняя рекомен-дации специалистов, содействовать созданию условий обеспечивающих эффек-тивность Помощи;

  • уважать честь, достоинства и права должностных лиц, оказывающих Помощь;

  • предварительно записываться на индивидуальные консультации по телефону, адресу электронной почты, заполнив форму обращения (запроса) на официаль-ном сайте дошкольной образовательной организации;

  • своевременно уведомлять специалистов консультационного центра о невоз-можности посещения консультации в заранее согласованное время;

  • выполнять законные требования специалистов консультационного центра в части, отнесенной к их компетенции.

  1. Права Консультационного центра

Консультационный центр имеет право:

  • выбирать способ оказания услуг;

  • вносить предложения и рекомендации по обучению, воспитанию и развитию детей;

  • требовать от Потребителя соблюдения настоящего договора;

  • защищать права и достоинства ребенка, следить за соблюдением его прав По-требителем;

  • защищать свою профессиональную честь и достоинство;

  • отказать Потребителю в заключении договора на новый срок по истечении действия настоящего договора, если Потребитель в период его действия допус-кал нарушения, предусмотренные гражданским законодательством и настоя-щим договором.

  1. Права Потребителя

Потребитель имеет право:

  • получать достоверную информацию о предоставляемых услугах;
  • вносить предложения по улучшению работы консультационного центра;
  • требовать выполнение условий настоящего договора;
  • защищать права и достоинства своего ребенка;

  • требовать выполнение уставной деятельности;

  • присутствовать на групповых мероприятиях, проводимых в консультаци-онном центре;

  • расторгнуть настоящий договор досрочно в одностороннем порядке при условии предварительного уведомления.

  1. Срок действия договора

6.1. Настоящий договор заключен на период_____________________ (указыва-ется срок от 1 месяца до 1 года) и вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами.

  1. Прочие условия

7.1. Настоящий договор может быть изменен и дополнен по соглашению сто-рон. Все изменения, дополнения к договору оформляются в письменном виде, подписываются обеими сторонами и являются неотъемлемой его частью.

7.2. Споры и разногласия между Сторонами, возникающие при толковании или исполнении условий настоящего договора, разрешаются путем переговоров между его участниками.

7.3. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу: один экземпляр хранится в консультационном центре, дру-гой – у Потребителя.

  1. Адреса и реквизиты сторон:

Исполнитель: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 42»________________

(полное наименование

общеобразовательного учреждения)

Павловский тракт 265

(юридический адрес)

ИНН2222025666

КПП222201001

ОГРН-1022201137749

ОКПО-21410133

ОКВЭД-80.10.1

ОКАТО-01401364000

Расчетный счет № 40603-810-4-1014-0007378 Филиал № 5440 ВТБ 24(ПАО)

к/с 3010 1810450040000751 БИК 045004751

__________________/ ___________________

(подпись)        (расшифровка)

МП

Отметка о получении второго экземпляра ______________________________________

(подпись, дата)


Заказчик:

(Ф.И.О.полностью)

паспорт серия ______ № __________ ____________________________

(выдан)

____________________________

(паспортные данные)

_______________________________

_______________________________

_______________________________

(адрес места жительства, контактный телефон)

_______________/_______________

(подпись)        (расшифровка)

ФОРМА

заявления на предоставление методической, психолого-педагогической, диа-гностической и консультативной помощи родителям (законным представите-лям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования детей, не посещающих ДОУ

Заведующему МАДОУ «Детский сад №242» Генрих М.Н.

_____________________________________

ФИО родителя (законного представителя)

Паспортные данные: серия _________ № __________

кем и когда выдан _____________________________

Адрес (регистрация по месту жительства):_________

_____________________________________________

Фактический адрес проживания:_________________

_____________________________________________

Контактный телефон:__________________________

Заявление.

Прошу оказывать мне (моему ребенку) методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь в образовании и воспитании моего ребенка:

(ФИО ребенка)

Дата рождения (число, месяц, год) «______» _________________ 20_______ Свидетельство о рождении (серия, номер) ________________ №_____________ _________________________ /_____________________________ /

(подпись)        (ФИО родителя)

«____» ___________

24

Журнал учёта проведённой работы КП

МАДОУ «Детский сад № 242»

Дата, время

Тема

Ф.И.О. родителей (законных представите-

проведения

консультации

лей)

консультации

Журнал регистрации обращений к специалистам КП

МАДОУ «Детский сад № 242» Начат______________________

Окончен ___________________

Дата

ФИО обратившегося

Содержание обращения

Анкета для родителей "Знаете ли вы своего ребенка?"

Уважаемые родители! С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами до-школьной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты. Заполняет анкету:

мама; папа; другой член семьи _______________________________________

Возраст ребенка (полный) ______________________________________________________

  • кем живет ребенок? (состав семьи) _____________________________________________

Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания?

________________________________________________________________________________

Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? _______________________________

Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе обще-

ния?____________________________________________________________________________

Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животны-

ми, др.)? ___________________________________________________________________

Нравится ли вашему ребенку: рисовать; заниматься физической культурой; петь, музицировать; играть в подвижные игры; слушать рассказы, сказки;

выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми; играть вместе с другими детьми; убирать игрушки; ходить на прогулку;

наблюдать за растениями, животными, насекомыми; ходить в магазин за продуктами; участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.

Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? ______________________________________

Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки? ______________________

Вы играете вместе с ребенком? __________________________________________________

В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? _______________________

Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? ____________________________

Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что? _______________________________________

Как часто вы наказываете ребенка? За что? ________________________________________

Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать? ___________________

Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят? ______________________________

Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? __________________________________________

Вы считаете своего ребенка способным? __________________________________________

Какие именно способности он проявляет? _________________________________________

Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? __________________________

Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ________________________

Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? _________________

Помощь каких специалистов ДОУ вы хотели бы получить: воспитателя; учителя-логопеда; музыкального руководителя; инструктора по физической культуре;

другого специалиста (указать) ____________________________________________________.

Спасибо за сотрудничество!

26

ФОРМА

журнала учета обращений (запросов) на предоставление методической, психолого-педагогической,

диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям),

обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

Дата

Ф.И.О. родителя

Адрес

Контактный

Ф.И.О. и

Форма об-

Краткое со-

Отметка об ис-

Дата и

П

обра-

(законного предста-

телефон

дата рож-

ращения

держание

полнении (да-

время за-

щения

вителя)

дения ре-

(письменно,

обращения

та, форма отве-

писи на

п/п

бенка

по телефону,

та на обраще-

прием к

по элек-

ние, ответ-

специали-

тронной по-

ственный)

стам

чте)

Заведующий МАДОУ №Детский сад №242»        ________________________ М.Н.Генрих

27

Приложение №1

План работы консультационного центра

на 2016 – 2017 учебный год

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Ожидаемый результат

Организационный этап

Составление и распространение рекламных буклетов, листо-

Составлены  и  распространены

Старший

буклеты и листовки о деятельно-

вок о деятельности детского сада и консультационно-

воспитатель

сти ДОУ

методического центра на базе ДОУ

Утверждение годового плана работы консультативного пунк-

Утвержден годовой план и гра-

та на 2016 – 2017 учебный год, графика работы специалистов

Старший

фик работы специалистов

воспитатель

сентябрь

Создание методического и дидактического банка по сопро-

Педагоги

Разработаны методические и ди-

вождению семей

дактические материалы

определения индивидуального образовательного маршрута

определены индивидуальные об-

ребенка

педагог-психолог

разовательные маршруты детей

28

Сформирован список семей, по-

Старший        сещающих        консультативный

воспитатель        центр

Формирование списков семей, посещающих Консультатив-

ный центр

Практический этап

Ознакомительная беседа. Обзорная экскурсия по д/с

Старший

Ознакомление родителей с д/с

воспитатель

Старший

Определены индивидуальные

Октябрь

Анкетирование родителей (определение индивидуальных по-

воспитатель

потребности

требностей)

Педагог-психолог

Лекция «Особенности становления и развития личности ре-

Педагог-психолог

Проведена лекция для родите-

бенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее

лей

детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный

возраст)»

Индивидуальный прием специалистов (1 раз в месяц)

Старший

Осуществлен индивидуальный

воспитатель

прием родителей

29

Проведен семинар для родителей

Ифк

Консультация "Домашняя игротека для детей и родителей"

музыкальный руко-

водитель

Ноябрь

"Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Воспитатель

Проведен круглый стол

Индивидуальный прием специалистов (1 раз в месяц)

Старший

Осуществлен индивидуальный

воспитатель

прием родителей

Декабрь

Педагог-психолог

Проведен семинар для родите-

"Игры на развитие мелкой моторики рук"

ифк

лей

музыкальный ру-

ководитель

Лекция «Возрастные кризисы (3-х лет, 7-ми лет): особенно-

Педагог-психолог

Проведена лекция для родите-

сти их протекания и условия воспитания, ориентированные

лей

на успешное преодоление кризисов»

педагог-психолог

Осуществлен индивидуальный

Индивидуальный прием специалистов (1 раз в месяц)

Старший

прием родителей

воспитатель

Лекция «Гигиена, режим дня, гимнастика и закаливание как

воспитатели

Проведена лекция для родите-

Ифк

лей

основа нормального физического развития»

30

Подготовлены и распростра-

Январь

Подготовка и распространение среди родителей брошюры

Ифк

нены брошюры для родителей

в бумажном и электронном

«Закаливание детей дошкольного возраста»

виде

Индивидуальный прием специалистов (1 раз в месяц)

педагог-психолог

Осуществлен индивидуальный

прием родителей

«Влияние родительских установок на формирование лично-

Проведена дискуссия с роди-

сти ребёнка»

педагог-психолог

телями

Февраль

Подготовка и распространение среди родителей старших

Подготовлены и распростра-

педагоги

нены методические материалы

дошкольников методических материалов по подготовке к

для родителей в бумажном и

школе

электронном виде

Индивидуальный прием специалистов (1 раз в месяц)

педагог-психолог

Осуществлен индивидуальный

прием родителей

Проведен тренинг для родите-

Тренинг «Похвала и порицание ребенка»

Педагог-психолог

лей

Музыкальная игра в жизни ребенка

Музыкальный ру-

Проведен мастер - класс

Март

ководитель

Осуществлен индивидуальный

Индивидуальный прием специалистов (1 раз в месяц)

педагог-психолог

прием родителей

31

Режим дня в жизни ребенка

Медсестра

Проведена презентация

Старший воспи-

татель

Подготовка материалов для родителей (тестовых заданий)

Подготовлены и распростра-

Апрель

по самостоятельной диагностике готовности ребенка к шко-

педагог-психолог

нены материалы для родите-

ле и распространение материалов среди родителей детей

лей в бумажном и электрон-

старшего дошкольного возраста

ном виде.

Индивидуальный прием специалистов (1 раз в месяц)

педагог-психолог

Осуществлен индивидуальный

прием родителей

Медсестра

Проведена лекция для родите-

Май

Лекция «Закаливание детей в летний период»

Ифк

лей

Индивидуальный прием специалистов (1 раз в месяц)

педагог-психолог

Осуществлен индивидуальный

прием родителей

Проведение развивающих занятий на основе индивидуаль-

Ифк

педагог-психолог

В тече-

ных особенностей развития ребенка, направленных на обу-

Музыкальный ру-

ние года

чение родителей организации воспитательного процесса в

ководитель

условиях семьи

Итоговый этап

Июнь

Подведение итогов работы  центра за учебный год

Старший

Подготовлен отчет о работе

воспитатель

центра

32

33

Приложение №2

Таблица 1 «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

Показатели

Возрастная группа

2 - 3

3 - 4

4 - 5

5 - 6

6 - 7

Ведущая

Потребность в

Потребность в

Потребность в об-

Потребность в

Потребность в об-

потребность

любви

общении, уваже-

щении; познава-

общении; творче-

щении

нии, признании

тельная активность

ская активность

самостоятельно-

сти ребенка

Физиологическая

Высокая чувстви-

Высокая чувстви-

Уменьшение чув-

Уменьшение чув-

Индивидуально, у

чувствительность

тельность к физи-

тельность к дис-

ствительности к

ствительности к

большинства низ-

ческому диском-

комфорту

дискомфорту

дискомфорту

кая

форту

Ведущая функция

предметно-

Восприятие

Наглядно-образное

Воображение

Воображение, сло-

манипулятивная,

мышление

весно-логическое

предметно-

мышление

орудийная дея-

тельность

Игровая

Предметно-

Партнерская со

Коллективная со

Усложнение иг-

Длительные игро-

деятельность

манипулятивная,

взрослыми; инди-

сверстниками, ро-

ровых замыслов;

вые объединения;

игра «рядом»

видуальная с иг-

левой диалог, игро-

длительные игро-

умение согласовы-

рушками, игровое

вая ситуация

вые объединения

вать свое поведе-

действие

ние в соответствии

с ролью

Форма общения

Ситуативно-

Ситуативно-

Внеситуативно -

Внеситуативно -

Внеситуативно -

личностное

деловое

деловое

деловое + внеси-

личностное

туативно - лич-

ностное

34

Отношения со

Источник защиты,

Взрослый – ис-

Взрослый – источ-

Источник инфор-

Источник эмоцио-

взрослыми

ласки и помощи

точник способов

ник информации

мации, собесед-

нальной поддерж-

деятельности,

ник

ки

партнер по игре и

творчеству

Отношения со

Мало интересен

Мало интересен

Интересен как

Углубление инте-

Собеседник, парт-

сверстниками

партнер по сюжет-

реса как к партне-

нер по деятельно-

ной игре

ру по играм,

сти

предпочтения в

общении

Наличие

Со взрослыми («Я

Со взрослыми как

Отсутствуют

Отсутствуют

К 7-ми годам - кри-

конфликтов

сам»)

продолжение («Я

зис, смена соци-

сам»)

альной роли

Эмоции

Сильной модаль-

Резкие переклю-

Более ровный, ста-

Преобладание

Развитие высших

ности, резкие пе-

чения; эмоцио-

рается контролиро-

ровного оптими-

чувств; формиро-

реходы

нальное состоя-

вать; появляются

стического

вание самооценки

ние зависит от

элементы эмоцио-

настроения

посредством оцен-

физического ком-

нальной отзывчиво-

ки окружающих;

форта

сти

ребенок начинает

осознавать свои

переживания

Способ познания

Манипулирование

Экспериментиро-

Вопросы; рассказы

Общение со

Самостоятельная

предметами, их

вание, конструи-

взрослого; экспери-

взрослым, сверст-

деятельность, по-

разбирание

рование

ментирование

ником, самостоя-

знавательное об-

тельная деятель-

щение со взрослы-

ность, экспери-

ми и сверстниками

ментирование

35

Объект познания

Непосредственно

Непосредственно

Предметы и явления

Предметы и явле-

Причинно-

окружающие

окружающие

непосредственно не

ния, непосред-

следственные свя-

предметы, их

предметы, их

воспринимаемые

ственно не вос-

зи между предме-

внутренне

свойства и назна-

принимаемые,

тами и явлениями

устройство

чения

нравственные

нормы

Произвольность

Восприятие, вни-

Внимание и па-

Внимание и память

Развитие целена-

Начало формиро-

познавательных

мание и память

мять непроиз-

непроизвольные;

правленного за-

вания произволь-

процессов

непроизвольные

вольные

начинает развивать-

поминания

ности как умения

ся произвольное за-

прилагать усилия и

поминание в игре

концентрировать

процесс усвоения

Воображение

Начинает фанта-

Репродуктивное

Репродуктивное;

Развитие творче-

Переходит во

зировать; доизоб-

(воссоздание ре-

появление элемен-

ского воображе-

внутреннюю дея-

разительное рисо-

продукции знако-

тов творческого во-

ния

тельность, появля-

вание (каракули)

мого образа)

ображения

ется собственное

словесное творче-

ство (считалки,

дразнилки, стихи)

Восприятие

Восприятие сен-

Восприятие сен-

Восприятие сенсор-

Знания о предме-

Знания о предме-

сорных эталонов

сорных эталонов

ных эталонов,

тах и их свойствах

тах и их свойствах

(цвет, форма, раз-

(цвет, форма, раз-

свойств предметов

расширяются, ор-

расширяются (вос-

мер)

мер)

ганизуются в си-

приятие времени,

стему и исполь-

пространства), ор-

зуются в различ-

ганизуются в си-

ных видах дея-

стему и использу-

тельности

ются в различных

видах деятельности

36

Внимание

Объем внимания

Быстро переклю-

Внимание зависит

Начало формиро-

Интенсивное раз-

2 – 3 предмета

чается с одной де-

от интереса ребен-

вания произволь-

витие произволь-

ятельности на

ка, развиваются

ного внимания.

ного внимания.

другую.

устойчивость и воз-

Удерживает вни-

Удерживает вни-

Удерживает вни-

можность произ-

мание 15 - 20 мин.

мание 20 - 25 мин.

мание 5 – 10 мин.

вольного переклю-

Объем внимания

Объем внимания

Объем внимания

чения. Удерживает

8 - 10 предметов

10 - 12 предметов

3 – 4 предмета

внимание 10 – 15

мин.

Объем внимания 4 –

5 предметов

Память

Узнавание, крат-

Эмоционально

Кратковременная;

Развитие целена-

Интенсивное раз-

ковременная.

окрашенная ин-

эпизодическое за-

правленного за-

витие долговре-

Объем памяти 2 –

формация. Преоб-

поминание зависит

поминания.

менной памяти.

3 предмета из 5

ладает узнавание,

от вида деятельно-

Объем памяти 5 -

Объем памяти 6 - 8

а не запоминание;

сти. Объем памяти 4

7 предметов из 10,

предметов из 10, 4

кратковременная.

– 5 предмета из 5, 2

3-4 действия

- 5 действий

Объем памяти 3 –

– 3 действия

4 предмета из 5

Мышление

Наглядно-

Переход от

Наглядно-образное

Наглядно-

Элементы логиче-

действенное

наглядно-

образное, начало

ского развиваются

действенного к

формирования

на основе нагляд-

наглядно-

образно-

но-образного; раз-

образному (пере-

схематического

витие элементов

ход от действий с

абстрактного

предметами к

мышления

действиям с обра-

зами)

37

Речь

Словосочетания-

Начало формиро-

Окончание форми-

Формирование

Развитие внутрен-

ми, понимает гла-

вания связной ре-

рования активной

планирующей

ней речи

голы

чи, начинает по-

речи, учится изла-

функции речи

нимать прилага-

гать мысли

тельные

Условия

Разнообразие раз-

Разнообразие

Кругозор взрослого

Собственный ши-

Собственный ши-

успешности

вивающей среды

окружающей сре-

и хорошо развитая

рокий кругозор,

рокий кругозор,

ды и партнерские

речь

хорошо развитая

умелость в каком-

отношения со

речь

либо деле

взрослыми

Новообразования

1.Возникновение

Самопознание,

1.Контролирующая

1.Предвосхищени

1.Внутренний план

возраста

речи и наглядно-

усвоение первич-

функция речи: речь

е результата дея-

действий.

действенного

ных нравственных

способствует орга-

тельности.

2.Произвольность

мышления.

норм

низации собствен-

2.Активная пла-

всех психических

2.Развитие нового

ной деятельности.

нирующая функ-

процессов.

отношения к

2.Развитие способ-

ция речи.

3. Возникновение

предмету, имею-

ности выстраивать

3.Внеситуативно-

соподчинения мо-

щему назначение

элементарные умо-

деловая форма

тивов: обществен-

и способ употреб-

заключения.

общения со

ные мотивы преоб-

ления.

3.Появление эле-

сверстником.

ладают над лич-

3.Зачатки самосо-

ментов сюжетно-

4. Начало форми-

ными.

знания, развитие

ролевой игры.

рования высших

4.Самосознание.

Я-концепции, са-

чувств (интеллек-

Обобщенное и вне-

мооценка.

туальные, мо-

ситуативное отно-

ральные, эстети-

шение к себе.

ческие).

5.Возникновение

первой целостной

38

картины мира.

6.Появление учеб-

но-

познавательного

мотива, становле-

ние внутренней по-

зиции школьника.

39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

В статье  рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....

Рабочая программа. «Социальное партнерство дошкольного отделения и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потом...

«Консультационный центр как инновационная модель социального партнерства ДОУ и семьи»

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменитьдруг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания детейустановление партнерских отношений между дошкольным образовательнымучреждени...

Консультация «Домашняя игротека для детей и родителей» (в рамках работы консультационного центра для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)

Ребенок родился. С первых секунд жизни он вступает в прямой контакт с окружающим миром.. Самым первым проводником ребенка становятся его родители. Но вот ребенок подрастает и мама уже может не сидеть ...

Выступление с докладом на районном совещании-презентации «Организация коррекционно-педагогической помощи родителям в рамках Консультационного центра ДОО»

Годы дошкольного детства – это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствующих психических особенностей. Ведущей потребностью ребёнка данного возраста являет...

Использование интерактивных технологий на примере ПАК "Колибри" в работе учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках консультационного центра

На базе МАДОУ д/с №74 г. Белгорода организован Консультационный центр «Растем вместе». Целью создания Консультационного центра послужила необходимость в обеспечении единства и преемственно...