СЕМИНАР «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Корнилаева Елена Александровна

Новое (инновационное) издание Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» открывает новые возможности для детей, родителей и воспитателей и при этом может быть успешно реализовано в массовом детском саду без привлечения дополнительного финансирования.

Главная идея издания - это оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.

Главное нововведение издания - это нацеленность на создание пространства детской реализации - поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody.docx59.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22»

( МБДОУ № 22)

МО, Рузский район, с. Покровское, ул. Новая , д.№6

Телефон 8-496-27-61-398 эл.почта  mbdou22@mail.ru

СЕМИНАР

«Современные подходы к организации образовательного процесса

с детьми  дошкольного возраста»



Подготовила:

Корнилаева Елена Александровна

02.11.2020 г.

С. Покровское, 2020 г.

Дата проведения: 02.11.2020 г.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №22»

Время проведения: 13.00 - 14.30

Участники: заведующий, зам. зав. по ВМР, педагоги ДОУ

Цель: сформировать у педагогов представления об инновационных подходах к организации образовательного процесса  с детьми.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

План семинара

1. Выступление Корнилаевой Е.А. «Инновации в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДОО».

2. Выступление воспитателя Скворцовой С.В. Предметно-пространственная среда.

3. Выступление воспитателя Архиповой Ю.Б. «Утро радостных встреч» или «Утренний круг» по технологии Л.В. Свирской.

4. Подведение итогов. Выводы.

Новое (инновационное) издание Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» открывает новые возможности для детей, родителей и воспитателей и при этом может быть успешно реализовано в массовом детском саду без привлечения дополнительного финансирования.

Главная идея издания - это оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.

Главное нововведение издания - это нацеленность на создание пространства детской реализации - поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.

  1. Инновации в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДОО (Корнилаева Е.А)

  • Изменения в распорядке дня, которые позволяют больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и прочее;
  • принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений и навыков;
  • вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» - технология создания детского сообщества и др.;
  • осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребёнка» и нацеленного на развитие детской инициативы;
  • предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу;
  • принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребёнку занятие по интересам;
  • значительная часть освоения предметного содержания проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащённые игры детей в центрах активности  и др.;
  • новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели коллеги и партнёры, у которых общая задача – воспитание ребёнка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил;
  • создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребёнка.

По всем предлагаемым инновациям изданы либо готовятся к изданию методические пособия.

Новые образовательные технологии.

«Голос ребёнка» и  Пространство детской реализации (ПДР).

Существует точка зрения, в соответствии с которой ребёнок по своим возможностям оценивается гораздо выше взрослого. В этом случае ребёнок рассматривается как субъект образовательного процесса, т.е. сам определяет осваиваемое содержание и управляет временем. Исследователи, придерживающиеся этой точки зрения, считают нежелательным вмешательство взрослого в процесс детской активности. Взрослый призван обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность, не навязывая ребёнку готовых схем. Эта идея находит выражение в понятии «голос ребёнка».

Однако, сама предметно-пространственная среда не гарантирует наличие детской инициативы и её реализации, поэтому выдвигается новый термин – пространство детской реализации. В пространстве детской реализации взрослый следует за ребёнком, помогая в его активности; создаётся новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Развитие ребёнка происходит за счёт создания будущей культуры.

Пространство детской реализации не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребёнок. Т.е., пространство реализации – особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребёнка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Роль взрослого заключается не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребёнка», сколько обеспечить процесс реализации ребёнком собственных идей,  замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос  должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на её реализацию и получил оформление в продукте.

Образовательное событие – это захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все, и дети и воспитатели. Причем взрослые и дети в игре абсолютно наравне, а «руководят» всем дети. Задача взрослого найти внести в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнет их к поиску решения. А уж как будет разворачиваться ситуация, что дальше будет происходить, зависит от творческой фантазии детей.

Под ровестничеством понимается: «Путь к нормализации жизни детей в детском саду, то есть  изменение структуры отношений между детьми и персоналом детского сада. Это снятие регламентации в поведении детей, освобождение их от назойливого лидерства взрослого, появление обращенности друг к другу, способствующее становлению групп ровесников». Ровестническое образование учит дошкольников общаться, сострадать, помогать в беде не только друг другу, но и взрослым. Одной фразой: воспитывает людей 21 века!

Утренний круг – это начало дня, когда дети собираются вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, договориться о правилах.

Проводится в форме развивающего общения (диалога) и предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных (познавательный интерес, умение детей думать, формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения, анализировать, делать выводы) и коммуникационных способностей, саморегуляции детей.

Вечерний круг (проводится в форме рефлексии) – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Проводится в форме рефлексии, помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников, справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.

Развивающий диалог – это инструмент здорового разрешения проблем и конфликтов, это система отношений, которая позволяет разрешать проблемы развития. Он эффективен даже в тех случаях, когда проблем так много, что «не срабатывают» традиционные методы обучения.

Технология позитивной социализации и эмоционального благополучиядети с удовольствием ходят в детский сад, радуются встрече со сверстниками и воспитателями.

Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий

Правильно организованные праздники в детском саду – это эффективный инструмент развития и воспитания детей. Главное, чтобы праздник проводился для детей, чтобы он стал захватывающим, запоминающимся событием в жизни каждого ребёнка.

Праздник должен быть противопоставлен обыденной жизни, быть коллективным действием, объединяющим сообщество детей, родителей и педагогов. Для этого важно перейти на новый формат праздников в детском саду, а отчётное мероприятие оставить в качестве одной из форм проведения мероприятий, но не доминирующий.

Есть несколько условий:

  • Разнообразие форматов. Для успешности мероприятия важен правильный выбор формата в зависимости от смысла праздника, образовательных задач, возраста детей и пр. Это может быть концерт, квест, проект, образовательное событие, мастерилки, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль, ярмарка, чаепитие и т.д.
  • Участие родителей.  Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги устраивают конкурсы для родителей, просят подготовить детско-родительские выступления, родители участвуют в детских заданиях на импровизацию и т.д.
  • Поддержка детской инициативы. Дети должны сами создавать и конструировать праздник. Основная инициатива должна исходить от детей, а воспитатель только помогает им планировать и придумывать праздник.

Перечень обязательных праздников

Младшая группа

Средняя группа

Старшая/

подготовительная  группа

Новый год

Новый год

Новый год

23 февраля

23 февраля

23 февраля

8 марта

8 марта

8 марта

12 апреля (День космонавтики)

9 мая (День Победы)

9 мая (День Победы)

9 мая (День Победы)

Взаимодействие детского сада с семьёй

Основная цель взаимодействия детского сада  с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребёнка, путём обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания.

К сожалению, в настоящее время взаимоотношения воспитателей и родителей малоконструктивны.

С одной стороны, часто родители потребительски относятся к детскому саду, перекладывая всю ответственность за развитие ребёнка на воспитателя. Некоторые родители просто не придают большого значения дошкольному возрасту и воспринимают детский сад как своеобразную «камеру хранения» для детей, где их покормят, с ними погуляют и даже чем-то позанимаются.

Но с другой стороны, и педагоги порой считают, что лучше, чтобы родители как можно меньше вмешивались в образовательный процесс, потому что они будут только мешать.

Необходимо изменить формат взаимодействия родителей и воспитателей, чтобы родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» стали союзниками, партнёрами и помощниками воспитателей. А для этого требуется, чтобы родители были полноправными участниками образовательного процесса. Если родитель сам принимает участие в каком-либо процессе, то он уже не сможет предъявлять воспитателям претензии. Педагоги должны целенаправленно и планомерно выстраивать доверительные, партнёрские отношения с родителями.

Успешное взаимодействие родителей и воспитателей возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребёнка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Эффективное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников обеспечивается при условии:

  • взаимное информирование о ребёнке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей. Общение с родителями по поводу детей – важнейшая обязанность педагогического коллектива;
  • обеспечение открытости дошкольного образования (открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в образовательное пространство детского сада);
  • обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе;
  • обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Примерный распорядок дня

Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Примерный режим дня (вторая младшая группа)

Время

Длительность

Режимный момент

7.30 – 8.10

40:00

Приём детей, свободная игра

8.1 0 - 8.20

0:10

Утренняя гимнастика

8.20 – 8.50

0:30

Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство

8.50 – 9.10

0:20

Утренний круг

9.10 – 10.00

50:00

Игры, кружки, занятия, занятия со специалистами

10.00 – 10.10

0:10

Второй завтрак

10.10 – 12.00

1:50

Подготовка к прогулке, прогулка

12.00 – 12.20

0:20

Возвращение с прогулки, игры, занятия

12.20 – 13.00

0:40

Подготовка к обеду. Обед, дежурство

13.00 – 15.10

2:10

Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон

15.10 – 15.30

0:20

Постепенный подъём, профилактические физкультурно-оздоровительные процедуры

15.30 – 15.50

0:20

Подготовка к полднику, полдник

15.50 – 17.10

1:20

Игры, кружки, занятия, занятия со специалистами

17.10 – 17.20

0:10

Вечерний круг

17.20 – 18.00

0:40

Подготовка к ужину, ужин, уход детей домой

Подготовка ко сну, дневной сон

Чтение перед сном. Многие дети не хотят днём спать. Чтение перед сном помогает уложить детей в постель, успокаивает, помогает уснуть. Детям среднего и старшего дошкольного возраста хорошо читать книги с продолжением, тогда на следующий день они будут охотнее укладываться спать, чтобы узнать, что же дальше приключилось с героями книги. Читать перед сном можно не только художественную литературу, но и познавательные тексты для детей. Иногда вместо чтения можно ставить хорошую аудиозапись, начитанную профессиональными актёрами.

Чтение перед сном не заменяет совместного чтения и обсуждения прочитанного в течение дня и в процессе занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

Если ребёнок не хочет спать. Большинство детей после чтения засыпают. Но есть дети, которые днём не спят и очень плохо переносят необходимость два часа лежать в кровати ничего не делая. Таких особенных детей бесполезно и неправильно заставлять спать. Правильнее будет договориться с ними, например, о том, что они один час спокойно лежат, а потом, после того как воспитатель скажет, что час прошёл, идут тихонько играть. Часто такой договор снимает у детей чувство протеста и они засыпают. Ну а если нет, то воспитатель должен честно соблюдать договорённости.

Воспитание и обучение в процессе детской деятельности

Занятия по Программе

Базовый вид деятельности

Периодичность в неделю

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Физкультура в помещении

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Физкультура на прогулке

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

Музыка

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Рисование

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Лепка, аппликация, ручной труд

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

Математическое развитие

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

2 раза в неделю

Конструирование, робототехника

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

Ознакомление с окружающим миром

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

Развитие речи, основы грамотности

1 раз  в неделю

1 раз  в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Итого

11 занятий в неделю

11 занятий в неделю

13 занятий в неделю

14 занятий в неделю

Одно из важнейших условий развития личности ребёнка это возможность выбора занятий по интересам, возможность самореализации. Этому помогает наличие разнообразных кружков, студий, секций, мастерских – ребёнок должен иметь возможность выбирать, чем ему заниматься, в какие игры играть, в какие кружки ходить. Перечень кружков должен быть максимально разнообразным, что позволит удовлетворить интересы детей и запросы родителей.

Пример планирования детских активностей (младшая группа)

Длительность

Дни недели

Режимный момент

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

7.30 – 8.50

Режимные моменты

Приём детей, игры, зарядка, завтрак

8.50 – 9.10

Утренний круг

9.10 – 9.30

Детские активности (включая перерыв)

Развитие речи

Физкультура в помещении

Музыка

Математика

Музыка

9.30 – 10.00

Детские активности (включая перерыв)

Игра/лего-конструирование

Игра/кружок

Игра/развивающие игры

Игра/кружок

Игра/кружок

10.00 – 10.10

Второй завтрак

10.10 – 12.00

Подготовка к прогулке, прогулка

Сюжетно-тематическая игра

Выходи играть во двор

Наблюдение

Экспериментирование

Выходи играть во двор

Физическая культура на улице

Игра/ спортивная секция

Игра

Игра/ спортивная секция

Игра

12.00 – 15.50

Режимные моменты

Возвращение с прогулки, обед, чтение перед сном, сон, профилактические физкультурно-оздоровительные процедуры после сна, полдник

15.50 – 16.30

Детские активности (включая перерыв)

Игра

Окружающий мир

Рисование

Физкультура в помещении

Лепка/аппликация

16.30 – 17.10

Детские активности (включая перерыв)

Игра/кружок

Игра/кружок

Игра/кружок

Игра/кружок

Игра/кружок

17.10 – 17.20

Вечерний круг

17.20 – 18.00

Режимные моменты

Подготовка к ужину, ужин, уход детей домой

  1. Предметно-пространственная среда (Скворцова С.В.)

Развивающая предметно-пространственная среда является одним из элементов пространства детской реализации. Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детской деятельности.

При этом обеспечить высокий уровень развития детей можно имея даже скромные материальные возможности, т.к. развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослыми или самостоятельная

Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и пр.), оснащённых большим количеством развивающих материалов.

Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности  помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.

Количество и организация центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО.

Принципы организации центров активности

  • Выделение центров активности. Центры активности должны быть чётко зонированы.
  • Места для отдыха. Для удовлетворения этой потребности в помещении группы размещают место для отдыха, оснащая его мягкой мебелью и делая максимально уютным. Это место, где ребёнок сможет побыть один. Здесь должны быть запрещены любые активные игры, нарушающие покой отдыхающих детей.
  • Уголки уединения. В помещении группы необходимо предусмотреть так называемые уголки уединения, которые помогут ребёнку избежать стресса. Необходимо следить, чтобы другие дети не беспокоили находящихся в нём одногруппников.
  • Ограничение количества детей в центрах активности. Иногда необходимо ограничивать количество детей, желающих играть в одном центре.
  • Оптимальное использование пространства. Для организации детской деятельности нужно использовать не  только игровую комнату, но всё возможное пространство – спальню,  дополнительные помещения детского сада, его территорию. Для этого можно использовать различные приёмы:
  • освободить пространство в спальне. Это позволит перенести один или несколько тихих центров активности;
  • использовать коридоры и другие свободные пространства детского сада для различных целей:

- для проведения кружков и занятий по интересам;

- для физической активности;

- для выставки детских достижений;

- для информационных целей.

  • организовать в отдельных помещениях детского сада различные клубы, мастерские, студии, лаборатории;
  • максимально использовать территорию детского сада, не ограничивая детскую деятельность рамками групповой площадки и создавая условия для разновозрастного общения.

Принципы оформления пространства.

В групповом помещении всегда есть место для размещения различных плакатов, объявлений, детских работ, фотографий и пр., так называемый «групповой стенд». Правильно оформленные групповые стенды являются эффективным средством развития детей.

  • Материалы стенда нужны и интересны детям. От стенда не будет никакой пользы, если его никто не будет рассматривать и обсуждать. Часть стендов может занимать справочный материал.
  • Материалы регулярно обновляются. Чтобы материалы стенда приносили максимальную пользу, привлекали внимание, вызывали желание обсуждать, они должны регулярно обновляться. Элементы новизны хорошо стимулируют познавательный интерес.
  • Материалы соответствуют возрастным возможностям детей. Материалы стенда должны быть понятны детям.
  • Материалы снабжены надписями. Хотя большинство дошкольников ещё не умеют читать, материалы, вывешенные на стенде, обязательно нужно подписывать крупными печатными буквами. Тем самым педагог знакомит детей с печатным текстом, стимулирует интерес к чтению.
  • Стенд с фотографиями. Обычно вызывает большой интерес  у всех детей группы. Фотографии детей, занимающихся той или иной деятельностью, а так же фотографии их семей, размещённые на стенде, помогают каждому ребёнку почувствовать себя полноценным членом группы. При этом очень важно, чтобы на стенде были представлены фотографии всех детей группы.
  • Выставка детских работ правильно оформляется. Размещение на стенде детских рисунков и поделок означает признание их значения, а также стимулирует детей ответственно относится к своим работам. Если мы хотим, чтобы дети гордились тем, что они делают, важно вывешивать на стенде творческие, самостоятельные работы детей, а не раскраски или рисунки, сделанные на групповых занятиях, когда все дети выполняют рисунок строго по заданию педагога. Детские работы на стенде следует размещать так, чтобы детям было удобно их рассматривать и обмениваться мнениями.

  1. «Утро радостных встреч» или «Утренний круг» по технологии Л.В. Свирской (Архипова Ю.Б.)

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для взаимопонимания и сотрудничества между детьми, взрослыми и детьми. Содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

ФГОС ДО также направлен на «сохранение уникальности и самоценности детства…», так как именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития. Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре: все это отражено в основных принципах дошкольного образования.

 

В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад.

Утренний круг может стать любимым моментом и для детей, и для взрослых группы. Дети, приходя в детский сад утром, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься; они быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Возможность такой ежедневной тренировки навыка выбора способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность. Утренний круг предназначен для эффективного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых

Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. Утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).

Утренний сбор задаёт тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день.

Данная работа эффективно реализуется через взаимодействие всех участников образовательного процесса по технологии Л.В.Свирской «Утро радостных встреч».

Утренний круг – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. 

Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.

Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход к встрече дошкольников позволит не только настроить их на положительное общение, но и создаст условия для формирования хорошего настроения.

С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:

Создание эмоционального настроя на весь день — “задать тон”.

Создание условий для межличностного и позновательно-делового общения

детей и взрослых.

Установление комфортного социально-психологического климата в детском

коллективе через свободное общение со сверстниками.

Развитие навыков культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).

Учить внимательно слушать других детей.

Участники утреннего круга (дети, воспитатель) собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения постоянные. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на Утренний сбор, например, колокольчик, какая-нибудь мелодия, мигание светом, любимая детьми песня или просто объявление. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться. Например, сегодня рассаживаются по росту, завтра по — датам рождения или по очереди: мальчик-девочка, послезавтра по предпочтениям и т. д.

Общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хороню вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно свободно варьировать.

 

Подготовительные действия:

 Правила. Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний.

Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках мяч».

 Вопросы. Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.  Например:

— Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто

ещё не уселся?

— Какое у вас настроение?

— Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые,

приветливые, улыбающиеся) лица?

— Кто очень хочет задать вопрос?

— Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями,

идеями, мыслями)?

— О чём бы вы хотели узнать?

— Что бы вы хотели посоветовать?

— Как бы вы поступили в подобной ситуации?

— Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

    Педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них детям нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.

Примерная структура утреннего круга:

1.     Позывные для утреннего круга.

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности. Позывные можно связать с требуемой темой.

2.     Организация утреннего круга.

Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

3. Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это

делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Алина! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Алина, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к  воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера.

Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

4. Новости. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

5. Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков,девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня.

Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

6. Динамическая пауза. Проводится динамическая пауза также в соответствии с тематическим проектом.

7. Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

8. Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего круга направлен на

расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи, или плакат «Интересы моей семьи»,или даже семейные фотографии).

9. Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Пример структуры утреннего круга, вовсе не означает, что она должна строго соблюдаться и не может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.

Роль ребёнка в утреннем кругу.

Важно помнить, что утренний круг– это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущие. Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего круга работу или игру или принять участие нем; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение в утренний  круг с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

Роль воспитателя в утреннем кругу.

 Роль воспитателя заключается в том, чтобы: обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании; установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);

демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его; стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий; предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них; помогать ребятам выбирать и планировать работу; оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего круга. Некоторые из них детям нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга.      Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Итак, «Утренний круг» – одни из способов организации свободного общения. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольной образовательной организации как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на образовательной деятельности в целом. Утренний круг может быть похож в разных группах и, вместе с тем, будет иметь свою культуру, свое «лицо». Важно, чтобы он стал тем местом, где все дети чувствуют себя свободно и открыто, где всем приятно быть вместе.

 

  1. Подведение итогов.

      Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса

определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическо-практический семинар"современные подходы в организации работы по развитию речи детей"

Разработан план семинара, выделены цель и задачи, дано содержание семинарских занятий: форма проведения,тема, время, цель и ход занятия....

Буклет - программа районного семинара «Современные подходы к организации регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей»

Буклет представляет собой печатное издание на одном листе, складывающемся ширмочкой. Эта форма очень удобная и интересная для ознакомления участников с работой семинара....

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста – «Утренний круг».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные  подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного  возраста – «Утренний круг»....

Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.

Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....

Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»

Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»Шамова Мария Анатольевна - воспитатель Муницип...