Кейс- технологии в ДОУ
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЛЯ справкИ: casus (от латинского) – запутанный необычный случай, ситуация case (от английского) – портфель , чемоданчик
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН?
Кейс-технологии в контексте фгос до:
Структура КЕЙСа и механизм реализации технологии:
Для чего нужен кейс?
В ЧЁМ ПОЛЬЗА ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА? формируют умение получать необходимую информацию в общении со сверстником, со взрослым; формируют навык соотносить свои устремления с интересами других ; умение доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства; происходит формирование навыков работы в команде ; развивается умение адекватно вести себя в возникающих конфликтных и проблемных ситуациях ; обеспечивается взаимосвязь с жизнью, практикой и игрой; развивается информационная компетентность; применение самостоятельно, без помощи взрослого полученных знаний в реальной жизни без затруднений.
Кейсы – инциденты Кейсы – вариации или догадки Фото-кейсы (вариант: медиа-, видео-кейсы) Кейсы-иллюстрации Кейсы-драматизации Кейсы-мультфильмы Кейсы- литературные произведения Кейсы- ситуации Кейсы-опорные картинки в серии Кейсы-предметные картинки-демонстраторы Кейсы-наоборот Кейсы-варианты развития событий МЕТОДЫ: метод игрового проектирования, создания или совершенствования объектов; метод проигрывания ролей; групповая / подгрупповая дискуссия; метод информационного лабиринта; метод ситуативного анализа и др. КЛАССИФИАЦИЯ КЕЙСОВ (дошкольное образование) :
ЭТАПЫ: 1. Этап предъявления материала – содержимое кейса (иллюстрация, текст-комментарий в целях погружения детей в проблемное поле) 2. Этап анализа, выявления причинно-следственных связей, условий, влияний и т. д., формулирование высказываний, обмен мнениями 3. Этап поиска верных решений проблемы, способов выхода из ситуации, а также вариантов предупреждения возникновения проблемных ситуаций 4. Этап вербализации или «папируса» (коллективное творческое решение, формулирование правила на основе пережитого обсуждения, опыта, фиксирование правила в виде символа)
ПРАВИЛА РАБОТЫ С КЕЙСОм: Кейс-технологии – это интерактивные технологии, это форма, в которой организуется активное обсуждение и познание жизненных ситуаций. Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать детям . Главные действующие лица в кейс-обучении – дети , коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции. Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы . Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога. При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы . Этапы лучше наглядно обозначить символами (например, смайлики). Наглядность и природосообразность – ведущие дидактические принципы и при работе с кейс-технологиями.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Кейс 1. «Знакомство» Задачи: формировать культуру общения; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем. Вопросы: • Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза? • Что они должны были сделать? • Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться? • Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Кейс 2. «Благодарность», «Прощание». Задачи: формировать культуру общения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: - Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в комнату . Вопросы: • Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему? • Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша? • Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней? • Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Кейс 3. «Разговор по телефону» Задачи: закреплять знание правил и норм речевого этикета; продолжать формирование культуры общения; воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни. Аня звонит Маше по телефону. - Маш, привет. - Это не Маша. Это ее мама. - А мне Маша нужна. - Сейчас я ее позову. - Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами. - Хорошо. Ну ладно, пока ! Вопросы и задание: • Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему? • Умеет ли Аня разговаривать по телефону? • О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила? • Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Кейс 4. «Вежливый отказ» Задачи: продолжать формирование культуры общения; упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама. Витя . А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка . Вопросы: • Как вы думаете, как поступит Витя? • Какой разговор возможен с мамой? • Что Витя скажет ребятам? • Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Кейс 5. «Просьба» Задачи: развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника; воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни; упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации. У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы. Пап , привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу . Вопросы: • Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему? • Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил? • Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе? • Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Пример “Просьба“ Ситуация: «Ты пришел с прогулки. У тебя мокрые варежки. Попросил Мишу повесить варежки, а он отказал…» Обсуждение ситуации: что произошло? Ребята, вспомните, когда вы обращались к кому-либо с просьбой? Всегда ли вы достигали цели? (Дети и воспитатели приводят примеры из собственной жизни.) Какие вежливые слова вам помогли? (Очень прошу, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если вам (тебе) не трудно, и т. д.) Обыгрывание ситуаций Кого попросишь о помощи? Как попросишь? Дежурные тебе не положили ложку. Как ты поступишь? Ты не хочешь есть рыбу. Как бы ты об этом сказал воспитателю? Попроси родителей купить вам понравившуюся игрушку. Попросите добавки сока у няни. Попросите какой-либо предмет (игрушку, карандаш и т. д.) Вам нужно в группу, вы забыли варежки (игрушку), выйдя на прогулку.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Пример «Настоящие друзья» Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…» Обсуждение ситуации: что произошло? Обыгрывание ситуаций Детям предлагается разбиться на пары: один ребенок–мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку. Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный. В конце дети и педагог приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Фото-кейс «Умывание» Задачи: воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой. Текст: Саша первый день пришел в детский сад. Перед завтраком дети пошли мыть руки. А Саша стоял, ждал воспитателя, и не знал, что ему делать. Как бы вы поступили на месте Саши?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Фото-кейс «Хоровод» Задачи: воспитывать уважительное отношение друг к другу, доброжелательность. Текст: На празднике дети стали водить хоровод. Катя стала тянуть Марину в сторону. Марине стало больно руку и она вот-вот заплачет. И в итоге хоровод распался. Оцените поведение Кати. Как бы вы поступили на ее месте?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Кейс-«анализ конкретных ситуаций» «Случай во время обеда» Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов. Текст. Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки. Почему у Пети не было ложки? Кейс-«анализ конкретных ситуаций» «В магазине» Цель: продолжать соотносить цифры 1, 2, 3, 4, с количеством предметов. Текст. Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежные купюры продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят приобрести. Например «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на купюре написана цифра три». Продавец брала деньги, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а лена очень обиделась. Как бы вы поступили на месте продавца?
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»
В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии". Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...
Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация
Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...
Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».
Кейс технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....
Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...
«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
laquo;Речевое развитие»на тему: «Помощь идет»(старший дошкольный возраст)Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольниковЗадачи:Развивать ум...
Конспект по развитию речи по кейс-технологиям средняя группа ..Дети изучают произведение К.И. Чуковского ".Мойдодыр". Применение кейса ( это сбор информации поступающие от самих детей. Дети сами ищут ответ на вопросы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ...