Доклад на РМО "Первые ступеньки в экономику"
материал

Барышникова Людмила Валентиновна

Подготовительный этап кружковой работы по освоению финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Первые ступеньки в экономику»

(подготовительный этап кружковой работы

по освоению финансовой грамотности)

В последнее время содержание дошкольного образования изменяется и усложняется. Если раньше акцент делался на развитие интеллектуальных, творческих способностей, то в настоящее время акцентируется и социальная компетентность детей. Согласно федеральным стандартам перед педагогами стоит задача формирования общей культуры личности дошкольника. Экономическая культура является частью общей культуры. Поэтому экономическое воспитание не может стоять в стороне от образовательного процесса в дошкольной организации. Кроме того, внедрение финансовой грамотности предусмотрено планом по реализации стратегии повышения финансовой грамотности в РФ. Согласно этому документу создана целая система обучения финансовой грамотности, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением.

Финансовое просвещение дошкольников – это для нашего детского сада новое направление работы. Изучение азов финансовой культуры дошкольниками мы планируем посредством реализации программы дополнительного образования «Первые ступеньки в экономику». Программа рассчитана на два года, с детьми старшего дошкольного возраста. За основу написания программы мы взяли образовательную  программу «Азы финансовой культуры для дошкольников» под ред. Л.В. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыжановской

В чем заключалась наша подготовительная работа?

Первое, что мы сделали – это изучили программу «Азы финансовой культуры для дошкольников» под ред. Л.В. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыжановской. Особое место в программе уделяется играм, сказкам и театрализованным постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие бережливость, милосердие, взаимопомощь. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» включает 7 тем, 36 занятий. Все предлагаемые авторами формы занятий носят инновационный и интегрированный характер, который позволяет решать задачи двух и более образовательных областей. В каждом занятии есть ключевой вопрос, который должен мотивировать внимание детей, вызывать интерес и удивление.  Ключевой вопрос ставится в начале занятия и обсуждается. Авторы делают акцент на то, чтобы после каждого занятия воспитатель напоминал детям, что необходимо поделиться дома своими личными впечатлениями, что они делали и узнали нового.

К программе «Азы финансовой культуры для дошкольников» предлагается  обучающий комплект, который включает пособия:

- Методические рекомендации

- Читаем и обсуждаем

- Книжки-раскраски к трём произведениям

- Рассуждаем и решаем

- Играем вместе

- Мини-спектакли (с раздаточным материалом)

- Говорим с детьми о финансах (пособие для родителей).

- Рабочая тетрадь: для 5-6 лет

- Рабочая тетрадь: для 6-7 лет

В программе нет готовой диагностики сформированности знаний. Авторы говорят о том, что результаты финансовой грамотности можно ощутить не в детском саду, а в семье. Поэтому  они предлагают анкеты, опросники для родителей.

Кроме того перед тем, как составить программу дополнительного образования «Первые ступеньки в экономику» мы познакомились с методическими рекомендациями для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях. Согласно этим методическим рекомендациям воспитатель может адаптировать те материалы, которые уже созданы по тому, как он видит этот процесс, по детям, как они воспринимают. Но при этом необходимо строго соблюдать те понятия, которые введены. Поэтому, когда мы составляли программу дополнительного образования, то сами определяли какие взять формы и методы, в каком объеме отобрать материал для занятия. Мы манипулировали и длительностью реализации программы и периодичностью тем, что не запрещается методическими рекомендациями.

Также перед началом изучения курса  мы провели для родителей консультацию «Азы финансовой грамотности в детском саду» и анкетирование родителей с целью определить, насколько родители  заинтересованы в обучении их детей основам финансовой культуры и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

В анкетировании принимало участие 15 семей одной группы. Был проведен анализ  анкетирования и подведены итоги:

  1. 87% семей считают целесообразным начинать формировать азы финансовой культуры у ребенка дошкольного возраста.
  2. В 56% семьях ребенок интересуется, откуда берутся деньги.
  3. 31% семей всегда покупают ребенку все, что он просит,

69%  покупают по просьбе ребенка иногда.

  1. 75% детей понимают отказ при покупке чего-либо в целях экономить семейный бюджет.
  2. 75% семей ведут беседы на тему деньги.
  3. 87% семей финансово поощряют труд ребенка в семье.
  4. Личная копилка есть у 44% детей, у 56% - нет.
  5. Необходимость получить информацию о том, как организовать обучение и воспитание в области финансов в семье есть  у 31% семей, остальные 69% в такой информации не нуждаются.

Анализ анкет показал, что проблема формирования финансовой культуры является актуальной. И необходимо тщательно планировать не только работу с детьми, но и с родителями.

Итак, нами закуплен методический комплект к программе, рабочие тетради на каждого воспитанника, написана программа дополнительного образования, в которой, мы постарались, чтобы содержание не перегружало дошкольника, а соответствовало возрасту. Мы делали ударение на аспект нравственности. Постарались, чтобы содержание курса обеспечивало тесную связь между этическим, трудовым, экономическим воспитанием. Также уделили внимание развитию деловитости, самостоятельности и ответственности. Ведь именно эти качества присущи финансово грамотному человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепление знания цифр 1 - 4, понятия многоугольника, числового отрезка....

Занятие №24 по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Формирование умения соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками. Закрепление умения разбивать группу ...

Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....

развлечение для детей средней группы "За ступенькою ступенька"

Развлечение для детей среднего возраста ДОУ по русской народной сказке "Теремок" с использованием игры, стихов, песенок, танца....

Технологическая карта НОД "Раз ступенька,два ступенька" Математический КВН (итоговое занятие)

Закрепление навыков прямого и обратного счета.Закрепление знаний о последовательности дней недели, месяцев года.Закрепление умения решать арифмитические примеры и записывать их решение, формировать зн...

педагогический проект " От ступеньки к ступеньки"

Вопросы подготовки воспитанников детского сада к школе приобретают все большее значение. модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете принятия ФЗ " Об образовании ...

Докладна тему: "Инновационные технологии социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста"

   Самостоятельность, целеустремленность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольникам...