Публикация статьи
статья

Вощенко Юлия Сергеевна

2021г.«Аэтерна». Публикация статьи в Международной научно-практической конференции. «ИКТ в организации делопроизводства руководителя детской образовательной организации»

2022г  Барнаул- Липецк.  III Всероссийская научно-практическая конференция Министерство Просвещения Российской Федерации. Публикация статьи «Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Ю. С. Вощенко

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу, связанному с формированием у будущего руководителя дошкольной образовательной организации (ДОО) умений в области делопроизводства. Рассматриваются основные понятия делопроизводства, используемые в работе специалиста дошкольной образовательной организации. Автор на основе исследований определяет типичные затруднения молодых руководителей в организации и ведении делопроизводства. Предлагается тематика семинаров для руководителей, которая может быть основой специализированной программы формирования умений в области делопроизводства соответствующих специалистов организации.

Ключевые слова: делопроизводство, дошкольная образовательная организация, руководитель ДОО, типичные затруднения в делопроизводстве.

U. S. Voshenko

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia

FORMATION OF THE FUTURE HEAD OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION SKILLS IN THE FIELD OF OFFICE MANAGEMENT (FROM WORK EXPERIENCE)

Abstract. The article is devoted to an urgent issue related to the formation of the future head of a preschool educational organization (pre-school) skills in the field of office management. The basic concepts of office work used in the work of a specialist of a preschool educational organization are considered. Based on research, the author identifies typical difficulties of young managers in organizing and conducting office work. The topic of seminars for managers is proposed, which can be the basis of a specialized program for the formation of skills in the field of office management of the relevant specialists of the organization.

Keywords: office work, preschool educational organization, head of preschool educational institution, typical difficulties in office work.

В Российской Федерации имеется обширная нормативно-правовая база, регулирующая делопроизводство дошкольных образовательных организаций (ДОО). Делопроизводство является значимой частью профессиональной деятельности и функциональности руководителя, который должен осуществлять разработку и хранение программ развития образовательного учреждения, учебных планов и программ, годовых календарных учебных графиков, устава, правил внутреннего трудового распорядка, штатного расписания, различных локальных актов и других документов.

Разработкой теоретических основ делопроизводства различных организаций занимались В. И. Андреева [1], Н. В. Брескина, Л. А. Доронина, и др. Исследования Л. Г. Богославец, Н. В. Литвиненко [5], Е. В. Малютиной [5], Н. П. Сазоновой и др. посвящены вопросам, связанным с анализом и систематизацией документооборота в ДОО. Изучение профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации, включая умения организации делопроизводства, проводили Л. В. Бизимова, Ю. В. Шаравина  и др.

Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучено именно формирование умений будущих руководителей в области организации делопроизводства ДОО. Рассмотрим данное понятие.

Делопроизводство является одной из главных функций любой дошкольной образовательной организаций, на правильно оформленных документах строится ее текущая деятельность, от точного и четко выверенного документооборота зависит нормальное функционирование, юридическая безопасность и эффективность любого вида деятельности.

Н. В. Драчук рассматривает делопроизводство как «отрасль деятельности, обеспечивающей документирование и организацию работы с официальными документами» [3, с. 6].

Т. Н. Кондратьева делопроизводство описывает, как «практическую часть документоведения, отрасль, которая обеспечивает весь процесс документообразования и функционирования документов до их уничтожения или передачи для хранения в архив» [4, с. 25]. Причем данный автор отмечает, что термины «делопроизводство» и «документационное обеспечение управления» являются синонимами.

Современное делопроизводство, по мнению В. И. Андреевой [1], Н. В. Брескиной, Н. Н. Шуваловой и др., включает:

1. Обеспечение своевременного и правильного создания документов;

2. Организацию работы с документами.

Основные задачи делопроизводства в детском саду – сокращение информационных потоков до оптимального минимума и обеспечение упрощения процессов сбора, обработки и передачи информации. Вопрос об эффективности документационного обеспечения управления становится все более актуальным.

Основой делопроизводства является любой документ.

Н. В. Драчук документом считает «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» [3, с. 7]. В. В. Вармунд под документом понимает «материальный объект с закрепленной в нем информацией для передачи ее во времени и пространстве». Как видим, определения этих понятий тождественны.

В технологию работы с документами, по мнению Е. А. Григорьевой [2], Е. В. Малютиной [5] и др., входит:

1. Прием и первичная обработка документов.

2. Предварительное рассмотрение и распределение документов.

3. Регистрация документов.

4. Контроль исполнения документов.

5. Информационно-справочная работа.

6. Исполнение документов.

7. Отправка документов.

8. Систематизация и текущее хранение документов.

Эффективность работы дошкольной образовательной организации зависит от возможности руководителя, в том числе и будущего, организовать грамотную работу с документами. Для этого, как считают Н. В. Литвиненко [5], Е. В. Малютина [5] и др., для грамотного ведения делопроизводства руководителю ДОО необходимо знать:

1. Требования к составлению и оформлению документов:

– понятие о документе;

– формуляр документа;

– отметки на документе;

– составление документов;

– элементы текста документа.

2. Организационно-распорядительные документы:

– распорядительные документы – постановления, решения, приказы, распоряжения;

– информационно-справочные документы.

3. Организацию работы с документами:

– понятие документооборота;

– прием и первичная обработка документов;

– распределение поступивших документов;

– регистрация документов;

– контроль за исполнением документов;

– информационно-справочная работа;

– отправка документов.

4. Порядок текущего хранения документов:

– формирование дел;

– хранение дел.

5. Порядок обработки дел для последующего хранения:

– экспертиза ценности документов;

– оформление дел;

– оформление обложки дел;

– составление описей;

– сдача дел в ведомственный архив.

6. Порядок работы с кадровыми документами.

7. Порядок работы с бухгалтерскими документами.

Рассмотрим компетенции руководителя ДОО в организации делопроизводства, перечисленные в профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», который вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года [6]. Исходя из данного профессионального стандарта, видно, что трудовое действие «Руководство формированием системы методического и организационно-педагогического обеспечения реализации образовательной деятельности» предполагает умения применять в профессиональной деятельности правовые нормы, а необходимые знания включают основы менеджмента в сфере дошкольного образования и основы делопроизводства в ДОО.

Трудовая функция «Администрирование деятельности дошкольной образовательной организации» включает следующие трудовые действия: управление разработкой, актуализацией и утверждением локальных нормативных актов ДОО. Необходимыми умениями являются следующие: применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие деятельность ДОО, разрабатывать соответствующие локальные нормативные акты; организовывать систему делопроизводства и документооборота ДОО; организовывать ведение отчетности по деятельности ДОО. Основы делопроизводства и документооборота (в том числе электронного) в ДОО, как отмечено в рассматриваемом стандарте, являются необходимыми знаниями для анализируемой трудовой функции.

Компетенции руководителя ДОО в организации делопроизводства, перечисленные в профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», и должностные обязанности из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» практически совпадают.

Как видим, формирование у руководителя дошкольной образовательной организации, в том числе у будущего руководителя, умений в области делопроизводства является необходимым. Несмотря на то, что обязательных к исполнению требований ведения делопроизводства, то есть законодательно закрепленных нет, однако существует ряд документов, на которые необходимо опираться при организации делопроизводства и которые составляют его нормативно-методическую базу.

Приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. №2004-ст взамен государственного стандарта РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. №65-ст) с 1 июля 2018 г. введен в действие ГОСТ Р 7.0.97-2016 для добровольного применения в РФ. Этот стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, такие как уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и др. документы, в том числе включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации». Отметим, что стандарт определяет состав реквизитов документов, правила их оформления, в том числе с применением информационных технологий; виды бланков, состав реквизитов бланков, схемы расположения реквизитов на документе; образцы бланков; правила создания документов. Знание стандарта важно для будущего руководителя ДОО.

Опытно-экспериментальная работа по формированию умений будущего руководителя в области организации делопроизводства ДОО проводилась на базе кафедры дошкольного и дополнительного образования института психологии и педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ») и ряда ДОО Родинского, Благовещенского и Волчихинского районов Алтайского края. В опытно-экспериментальной работе участвовали будущие и молодые, проработавшие менее 3 лет, руководители ДОО в количестве 38 человек.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы для руководителей ДОО, включая будущих руководителей, было проведено анкетирование по изучению вопросов, связанных с выявлением умений в области организации делопроизводства ДОО. Было опрошено 8 руководителей и 30 студентов института психологии и педагогики (15 студентов очной формы обучения, обучающихся по профилю «Управление дошкольным и дополнительным образованием», и 15 студентов заочной формы обучения, обучающихся по профилю «Управление дошкольным образованием»).

На первый вопрос, связанный с выявлением актуальности умений руководителей, в том числе будущих, правильной организации делопроизводства ДОО, 100% респондентов ответили утвердительно и отметили его особую важность.

Второй вопрос, касающийся перечисления умений необходимых руководителям ДОО в организации делопроизводства, вызвал сложности с выделением данных умений. 95% (36 человек) отвечавших назвали умения составления приказов, 50% (17 человек) отметили хранение документов, 66% (25 человек) назвали правильный документооборот.

На вопрос «Владеете ли Вы умениями правильного оформления документов?» 79% (30 человек) выразили нечеткую уверенность в наличии таких умений и связали это с изменениями, происходящими в делопроизводстве системы образования. В связи с этим регулярно приходится обращаться за консультативной помощью по вопросам, связанным с правильным оформлением документов.

Ответы на вопрос «Какие трудности испытываете Вы при ведении делопроизводства в ДОО» распределились следующим образом: 84% (32 человека) – недостаточный объем времени; 13% (5 человек) – большой объем работы с документами; 45% (17 человек) – загруженность другими видами деятельности помимо ведения документооборота; 37% (14 человек) – устаревшие компьютеры и отсутствие современной техники; 11% (4 человека) – отсутствие курсов повышения квалификации по делопроизводству.

На вопрос «Какой литературой или сайтами Вы пользуетесь в процессе подготовки разного вида документов?» ответы были следующими: 5% (2 человека) используют готовые шаблоны других ДОО; 26% (10 человек) – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 №2004-ст) (ред. от 14.05.2018); 16% (6 человек) – образцами шаблонов из интернета.Все 100% педагогов отметили актуальность разработки и проведения онлайн-семинаров по формированию умений руководителей, в том числе будущих, в области организации делопроизводства дошкольной образовательной организации.

Полученные результаты эксперимента определяют необходимую тематику работы по запросам руководителей и указывают на значимость разработки программы повышения квалификации в этом направлении деятельности учреждений подготовки и переподготовки управленческих кадров на местах. В ходе опытно-экспериментальной работы была проведена работа по подбору и систематизации материалов для разработки программы онлайн-семинаров по формированию умений будущих руководителей в области организации делопроизводства ДОО.В настоящее время пилотно проводятся семинары по следующим темам:«Организация делопроизводства в дошкольном учреждении», «Мотивация совершенствования в делопроизводстве»; «Современные технологии организации документационного обеспечения ДОО»; «Электронный документооборот»; «Проектирование и оценка управления качеством документооборота в ДОО».

Таким образом, формирование у будущих и молодых руководителей ДОО умений в области делопроизводства является важной составляющей его эффективной работы и включает обеспечение своевременного и правильного создания документов и правильную организацию работы с ними. Необходимым условием и ресурсом для работы по совершенствованию изучаемых компетенций являются специальные семинары, проводимые в очной и дистанционной формах, объединенные в единую программу, включающие семинары и практические задания,  ориентированные на затруднения участников обучения.

Библиографический список

1. Андреева, В. И. Делопроизводство: организация и ведение: учебно-практическое пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Андреева. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: КноРус, 2013. – 296 с.

2. Григорьева, Е. А. Организация службы документационного обеспечения управления : учебное пособие / Е. А. Григорьева. – Казань: Казанский университет, 2015. – 128 с.

3. Драчук, Н. В. Документационное обеспечение управления : учебное пособие / Н. В. Драчук. – Волгоград: РИО ГБОУ СПО ВТК, 2015. – 75 с.

4. Кондратьева, Т. Н. Документационное обеспечение управления : учебное пособие / Т. Н. Кондратьева ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010. – 294 с.

5. Малютина, Е. В. Документационное обеспечение дошкольных образовательных организаций: учебное пособие / Е. В. Малютина, Н. В. Литвиненко. – Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/medialibrary/077/077d42980a4a30d482993cf7438c5417.pdf (дата обращения: 07.03.2022).

6. Приказ Минтруда России №250н от 19 апреля 2021 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)». – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2093 (дата обращения: 07.03.2022).



Предварительный просмотр:

Вощенко Юлия Сергеевна,

г. Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

научный руководитель: Сазонова Наталья Павловна,

канд. пед. наук, доцент

Специфика организации делопроизводства в дошкольной образовательной организации

Аннотация. В данной статье анализируется специфика построения делопроизводства в дошкольной образовательной организации (ДОО). Выделяются основные задачи делопроизводства. Документ рассматривается как основа делопроизводства, а документооборот как совокупность перемещений документов.

Ключевые слова: делопроизводство, документ, документооборот, дошкольная образовательная организация, документирование.

Voshchenko Y. S.

The specifics of the organization of office work in a preschool educational organization

Annotation. This article analyzes the specifics of the organization of office work in a preschool educational organization (DOO). The main tasks of office work are highlighted. The document is considered as the basis of office work, and document flow as a set of document movements.

Key words: office work, document, document management, preschool educational organization, documentation.

Организация делопроизводства является важной составляющей эффективной деятельности любой организации. Подтверждение этому находим в работах Н. В. Драчук, А. Ю. Ивановой, Т. Н. Кондратьевой, Н. Н. Шуваловой и др. Рассмотрим организацию делопроизводства в дошкольной образовательной организации.

Организация работы с документами является одной из составных частей процесса управления, в котором каждый этап принятия управленческого решения в ДОО связан с его документационным обеспечением, требующим создания разных видов документов.

Н. В. Драчук делопроизводство рассматривает как «отрасль деятельности, обеспечивающей документирование и организацию работы с официальными документами» [1, с. 6]. Т. Н. Кондратьева делопроизводство описывает, как «практическую часть документоведения и отрасль, которая обеспечивает весь процесс документообразования и функционирования документов до их уничтожения или передачи для хранения в архив» [2, с. 25]. Причем данный автор отмечает, что термины «делопроизводство» и «документационное обеспечение управления» являются синонимами. Делопроизводство, с позиции А. Ю. Ивановой и Н. Н. Шуваловой, – это «документационное обеспечение управления, самостоятельная отрасль административно-управленческой деятельности организации, учреждения, предприятия, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами, создание документационной информационной базы на различных носителях для использования управленческим аппаратом в процессе реализации его функций» [3, c. 18]. Из приведенных выше определений видим однозначность понимания делопроизводства. Наиболее емкое определение приводят А. Ю. Иванова и Н. Н. Шувалова [3].

Современное делопроизводство включает:

1. Обеспечение своевременного и правильного создания документов.

2. Организацию работы с документами.

Анализ деятельности руководителей ДОО и собственного опыта позволил выделить основные задачи делопроизводства в детском саду, которые состоят в сокращении информационных потоков до оптимального минимума и обеспечении упрощения процессов сбора, обработки и передачи информации. В связи с этим вопрос об эффективности документационного обеспечения управления становится все более актуальным.

Выделяются три формы организации делопроизводства: централизованная, децентрализованная и смешанная. В ДОО преобладает смешанная форма организации делопроизводства, основой которого является любой документ.

Н. В. Драчук документом считает «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» [1, с. 7].

А. Ю. Иванова и Н. Н. Шувалова под документированием понимают «регламентированный процесс фиксации на различных носителях и оформления на основании установленных требований и норм всей необходимой для осуществления управленческой деятельности информации» [3, с. 19]. Другими словами, это процесс создания и оформления документов в ДОО. А движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления образует документооборот.

Документооборот представлен следующими документопотоками: входящими (поступающими) документами, исходящими (отправляемыми) документами и внутренними документами.

В технологию работы с документами входит: прием и первичная обработка документов, предварительное рассмотрение и распределение, регистрация, контроль исполнения, информационно-справочная работа, исполнение документов, отправка, систематизация и хранение.

Основными принципами документооборота являются следующие: централизация, экономичность, функциональность, унификация, открытость, гибкость. Исходя из этих принципов, видим, что документооборот должен быть оперативным, оправданным, единообразным.

Специфика организации делопроизводства в дошкольной образовательной организации была изучена на основе наблюдений и анкетирования руководителей ДОО, что позволило выявить проблемы в данной области. В данную группу вошли будущие и молодые, проработавшие менее 3 лет, руководители ДОО. На основе полученных данных была разработана программа семинаров по формированию умений будущих руководителей в области организации делопроизводства ДОО.

В январе – апреле 2022 года было проведено 15 семинаров, о некоторых из них наиболее важных кратко расскажем ниже.

Цель семинара по теме «Организация делопроизводства в дошкольном учреждении, мотивация совершенствования в делопроизводстве» состояла в том, чтобы раскрыть специфику организации делопроизводства в дошкольной образовательной организации.

В начале семинара произошло знакомство, где каждый из слушателей представился. Затем была рассмотрена актуальность и важность правильной организации делопроизводства в дошкольном учреждении, что отражается на качестве работы всех его сотрудников. От того, насколько качественно и профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. Наблюдения показывают, что большую часть рабочего времени руководителя ДОО тратится на подготовку документов, их продвижение, заполнение и согласование, копирование, передачу и ознакомление с данными документами. Поэтому квалифицированный и профессиональный руководитель должен уметь не только правильно составлять и оформлять сами документы, но и знать, через какие процедуры и стадии они проходят. Правильное составление и оформление документов в соответствии с требованиями законодательства – главная обязанность руководителя ДОО.

Далее состоялась беседа о проблемах правильной организации делопроизводства, существующих в ДОО. Слушателям был задан вопрос: «С какими проблемами правильной организации делопроизводства в ДОО вы сталкивались в процессе собственной работы или в период производственной практики?» Выделены следующие проблемы:

– наличие ошибок при создании документов – неправильное, неточное оформление документов, за исключением унифицированных форм;

– отсутствие документально закрепленной схемы документооборота в большинстве ДОО;

– все время возрастающий объем документов;

– отсутствие четко согласованных действий специалистов в вопросах документооборота;

– проверка и ввод данных, в случае работы с электронными документами;

– сжатые сроки предоставления отчетных документов;

– неэффективно организованные внутренние процессы документооборота.

Далее каждый присутствующий на семинаре руководитель рассказал об организации делопроизводства в их ДОО, а будущие руководители поделились результатами своих наблюдений в период производственной практики.

Также были рассмотрены приемы мотивации совершенствования в делопроизводстве для руководителей ДОО и подведены итоги семинара. Организация правильного делопроизводства в дошкольном учреждении позволяет:

– уменьшить объем бумаг;

– уменьшить время на согласование и поиск документов;

– оптимизировать стадии прохождения документов в установленные сроки;

– повысить исполнительную дисциплину и ответственность;

–  повысить качество выполняемых работ;

– улучшить психологический климат среди работников;

– четко определить права и обязанности работников ДОО;

– понять, какие документы должны быть созданы в той или иной ситуации;

– повысить уровень мотивации сотрудников ДОО;

– уменьшить количество испорченной бумаги при составлении документов;

– минимизировать штрафные санкции от контролирующих служб.

Цели семинара по теме «Документооборот в ДОО» заключались в изучении организации документооборота в ДОО и рассмотрении вариантов оформления документов. Во вступительной части было рассказано об эффективности работы дошкольной образовательной организации, зависящей от возможности руководителя организовать грамотную работу с документами. В основной части семинаров рассматривались вопросы, которые нужно знать руководителю:

– требования к составлению и оформлению документов;

– организационно-распорядительные документы;

– организация работы с документами;

– порядок текущего хранения документов;

– порядок обработки дел для последующего хранения;

– порядок работы с кадровыми и бухгалтерскими документами.

Рассматривались виды документов: по видам деятельности или назначению, по наименованию, по способу фиксации информации, по месту составления, по степени сложности, по степени гласности, по юридической силе, по срокам исполнения, по стадиям подготовки, по происхождению, по степени обязательности, по степени унификации, по содержанию.

В состав документов дошкольной образовательной организации включаются: документы, обеспечивающие организационно-правовую деятельность (устав, свидетельство о государственной регистрации, лицензия на образовательную деятельность, свидетельство об аккредитации образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, организационно-функциональная структура, штатное расписание, должностные инструкции и др.), организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, протоколы и др.), служебные документы (планы, отчеты, справки, акты, служебные записки и др.).

Далее была рассмотрена методика оформления документов согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016.

После знакомства с документами участникам семинара предложено рассказать об организации документооборота в их ДОО.

В заключительной части семинара его участники пришли к выводу, что качество работы дошкольной образовательной организации зависит от возможности руководителя, в том числе и будущего, организовать грамотную работу с документами, а знание правильного оформления документов помогает экономить время руководителя.

Как видим, в статье представлено описание только нескольких семинаров, проведенных для будущих руководителей ДОО с целью формирования умений в области организации делопроизводства. Участники семинаров пришли к выводу, что качество работы дошкольной образовательной организации зависит от возможности руководителя, в том числе и будущего, организовать грамотную работу с документами, а знание правильного оформления документов помогает экономить время руководителя ДОО. Удовлетворенность семинарами оценивалась по методике В. А. Ядова [4]. Результаты оказались положительными (удовлетворенность семинарами испытывали 75,0% их участников).

Таким образом, делопроизводство обеспечивает выполнение операций по созданию, оформлению, движению документов, и является одной из главных функций любой дошкольной образовательной организаций. Грамотному ведению делопроизводства и контролю документооборота можно и нужно учить будущих и молодых руководителей ДОО.

Библиографический список

1. Вощенко, Ю.С., Сазонова, Н. П. ИКТ в организации делопроизводства руководителя детской общеобразовательной организации / Ю.С. Вощенко, Н. П. Сазонова  // «Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований» сборник статей Международной научно-практической конференции. – Электрон. журн. – Уфа, 2021. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44677319&pff=1  (дата обращения 10.04.2022).

1. Драчук, Н. В. Документационное обеспечение управления : учебное пособие / Н. В. Драчук. – Волгоград: РИО ГБОУ СПО ВТК, 2015. – 75 с.

2. Кондратьева, Т. Н. Документационное обеспечение управления : учебное пособие / Т. Н. Кондратьева; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010. – 294 с.

3. Шувалова, Н. Н. Основы делопроизводства. Язык служебного документа : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Шувалова, А. Ю. Иванова ; под общ. ред. Н. Н. Шуваловой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 428 с.

4. Ядов, В. А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования : учебное пособие / В. Я. Ядов, А. А. Киссель. – Москва : [б. и.], 1974. – 23 л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание "Мини-музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декабря 2013)

"Создание "Мини- музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции...

Публикация. Статья "Преодоление трудностей в развитии речи у детей"

Основные направления развития речи детей в музыкальной НОД...

публикация статьи "Метод педагогического проектирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Статья  из сборника статей по реализации проекта "Крохотный мир больших возможностей".Этот проект стал победителем в конкурсе социальных проектов по работе с детьми с ОВЗ, организованны...

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...

Публикация статьи "С чего начинается Родина?". Саратов: издательство "Саратовский источник", 2015

Статья из опыта работы о нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....