Предметно образовательная среда в ДОУ
статья

Пономаренко Анна Николаевна

Проблема создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях неоднократно выступала предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обладая большим потенциалом амплифицирует сознание ребенка, создавая благоприятные условия для его развития. В современной науке большое значение придается изучению развивающей предметно-пространственной среды, и ее влияния на развитие познавательных процессов личности.

Вся предметно-пространственная среда группы направляется на решение целей и задач программы, реализуемой в конкретном ДОУ, в соответствие с которой и подбирается оборудование, оснащение, материалы, распределяемые по пяти образовательным областям: – социально-коммуникативное развитие; – познавательное развитие; – речевое развитие; – художественно-эстетическое развитие; – физическое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prs.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Предметно образовательная среда в ДОУ»

Статья

Подготовила: Пономаренко А.Н.

Введение:

В статье рассмотрена возможность внедрения в образовательную практику ДОУ новых технологий воспитания посредством обновления РППС, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Рассмотрены недостатки привычной модели построения РППС, приведена и охарактеризована новая модель обновленной развивающей предметно-пространственной образовательной среды для дошкольников с описанием ее основных преимуществ. Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, РППС, ФГОС ДО, дошкольный возраст На сегодняшний день с повсеместной реализацией ФГОС в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников стало насущной необходимостью. Большую часть времени дошкольники проводят в групповом помещении, именно поэтому особо актуальным представляется вопрос организации развивающейся предметно-пространственной среды (РППС) дошкольного учреждения, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. В контексте современных требований к развитию и обучению дошкольника, определяемых новыми программами, развивающая предметно-пространственная среда многофункциональна. Проблема создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях неоднократно выступала предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обладая большим потенциалом амплифицирует сознание ребенка, создавая благоприятные условия для его развития. В современной науке большое значение придается изучению развивающей предметно-пространственной среды, и ее влияния на развитие познавательных процессов личности.

В работах зарубежных и отечественных педагогов (В. И. Андреев, В. И. Гинецинский, Г. Г. Григорьева, Э. Н. Гусинский, П. Ф. Каптерев, Е. А. Лазарь, Ю. С. Мануйлов, М. Монтессори, А. В. Мудрик, В. М. Межуев, Л. И. Новикова, С. Л. Новоселова, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Л. К. Шепетис и другие) рассматриваются вопросы реализации вопросов развития личности ребенка в развивающей предметно-пространственной среде. Как утверждают современные специалисты дошкольного образования, окружающая ребенка развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы для него были созданы максимально комфортные условия, способствующие его гармоничному развитию, принимающие во внимание склонности и способности, состояние психического и физического здоровья дошкольника [2]. Конечно, данные условия могут быть выполнены только при постоянном обновлении РППС. Трактовка слова «обновление» в данном контексте не означает полной перепланировки группового помещения ДОУ или каких-либо других сложных и затратных изменений, а скорее наоборот — дополнение, обновление уже имеющейся РППС, изменение игровых зон, уголков в ней для самореализации воспитанников в разных видах деятельности. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Основная задача ФГОС дошкольного образования — вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду [1]. Такое акцентирование на игровой деятельности дошкольников, и соответственно обновлении РППС в детском саду делается для того, чтобы ребенок был активным, стремящимся к знаниям, самостоятельным, развивающимся в процессе своей деятельности. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Обновление предметно-пространственной среды должно непременно предусматривать обучение детей, но через игровую деятельность. Организация данного процесса заключается в правильном моделировании среды, претерпевающей изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов воспитанников. Типовая модель РППС групповых помещений ДОУ, используемая в практике не один десяток лет, имела свои отличительные черты, которые, на наш взгляд, можно смело отнести к ее недостаткам [3]. Зонирование помещения.Каждая группаДОУ содержала несколько зон для организации разных видов деятельности: зона рисования, зона для игр, зона конструирования, живой уголок и т. п. Каждая зона предполагала осуществление строго одного вида деятельности. В зоне для рисования дети могли рисовать и лепить, в зоне для игр — играть в сюжетно-ролевые игры, в зоне конструирования — сооружать творения из конструктора и т. п. Такая модель использовалась в течение очень долгого периода, и на наш взгляд, уже устарела. Если рассматривать ребенка как субъекта, действующего по своей инициативе, у которого один вид деятельности плавно переходит в другой, то «зонированность» среды только ограничивает, сдерживает его развитие. Внесение новшеств в РППС было назревшей необходимостью. Статичность среды. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения подготавливалась к новому учебному году и не менялась до следующего года, из-за чего дети, быстро теряли к ней интерес. Стабильность такой модели с одной стороны придавала уверенности в том, что все в окружающей обстановке привычно и знакомо, но с другой вызывало отсутствие любопытства и заинтересованности дошкольников. Однотипность групповых помещений. Все группы ДОУ были похожи друг на друга и не имели особых отличий ни в интерьере, ни в предметном оснащении. Таким образом, не учитывались ни индивидуальные особенности воспитанников, ни возрастные, что также, на наш взгляд, не способствовало развитию дошкольников. Пассивность среды. Среда не являлась стимулирующим фактором для проявления детской активности, не строилась с учетом «зоны ближайшего развития» каждого ребенка [4]. Реализация ФГОС ДО предполагает устранение указанных недостатков путем построения новой модели развивающей предметно-пространственной среды, содержащей оборудование и материал по образовательным областям в соответствии со стандартом, в центре которой должен находиться ребенок с его интересами, активностью, самостоятельным выбором деятельности и проявлением инициативы. К преимуществам такой модели РППС групповых помещений ДОУ можно отнести ее гибкость, интегрированность, открытость, мобильность, индивидуализацию группового пространства. Рассмотрим данные характеристики подробнее. Гибкость РППС.

Вся предметно-пространственная среда группы направляется на решение целей и задач программы, реализуемой в конкретном ДОУ, в соответствие с которой и подбирается оборудование, оснащение, материалы, распределяемые по пяти образовательным областям: – социально-коммуникативное развитие; – познавательное развитие; – речевое развитие; – художественно-эстетическое развитие; – физическое развитие. Интегрированность РППС. Деление игрового оборудования по областям условно, один и тот же материал может находиться в разных областях, тем самым осуществляя интеграцию. Например, книги могут находиться в образовательной области «Познавательное развитие», художественные принадлежности — в области «Социально — коммуникативное развитие», растения могут находиться в области «Физическое развитие», тем самым символизируя жизнь и пропаганду ведения здорового образа жизни и т. п. Таким образом, весь материал распределяется по групповой комнате, не имея четко закрепленного места в той или иной области.

Открытость РППС.

Осуществление взаимодействия на основе сотрудничества всех социальных институтов (детского сада, семьи, школы), предполагающее совместную деятельность детей и взрослых. Динамичность, мобильность РППС. Возможность переноса функционирующего уголка или зоны из одной групповой комнаты в другую, модифицирование уже имеющегося, создание динамических активных центров в группе. Индивидуализация группового пространства. Ни одна групповая комната не должна быть похожа на другую. Интерьер группы является отражением интересов и особенностей воспитанников, а также их педагогов и родителей. Образовательная среда создается совместно с детьми, продумываются интерьерные решения, центры активности. Таким образом, внедрение в образовательную практику подобных технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников способствует самореализации ребёнка в разных видах деятельности, является стимулирующей, движущей силой в становлении личности, обогащает социально- личностное развитие, способствует раннему проявлению и развитию разносторонних способностей дошкольников. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоциональную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры и непосредственную образовательную деятельность детей.

 Литература:

 Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. — 2009. — С. 143.

 Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство- Пресс. — 2010. — С. 5–12. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника /

Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. — 2010. — С. 13–40. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева // Детство-Пресс. — 2010. — С. 128.

Сумарокова, А. М. Обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО / А. М. Сумарокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46324/ (дата обращения: 17.10.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...

Социализация личности ребёнка-дошкольника на основе использования развивающей предметно-образовательной среды Сенсорной комнаты в ДОУ

   Социализация – это процесс развития и становления ребёнка, как личности. Смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. ...