Социализация личности ребёнка-дошкольника на основе использования развивающей предметно-образовательной среды Сенсорной комнаты в ДОУ
методическая разработка

Винникова Ольга Евгеньевна

     Социализация – это процесс развития и становления ребёнка, как личности. Смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация – это непрерывный процесс в течение всей жизни человека.

     Что, как не пространство тёмной Сенсорной комнаты может выступать в качестве развивающей предметно-образовательной среды, трансформирующейся, полифункциональной, доступной и безопасной, насыщенной для каждого возраста, оснащённой техническими средствами. Именно здесь обеспечивается игровая, познавательная, двигательная активность и возможность уединения. Где, если не здесь, возможна комфортная и быстрая адаптация детей.

   Специально для успешной социализации детей в нашем детском саду разработан и апробирован «Тренинг взаимодействия», который проводится в Сенсорной комнате  для детей разных возрастных групп. Основная цель тренинга — развитие ребенка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_lichnosti_rebyonka.docx253.14 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация личности ребёнка-дошкольника

 на основе использования развивающей предметно-образовательной  среды

Сенсорной комнаты в ДОУ        

             Социализация – это процесс развития и становления ребёнка, как личности. Смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация – это непрерывный процесс в течение всей жизни человека.

Что, как не пространство тёмной Сенсорной комнаты может выступать в качестве развивающей предметно-образовательной среды, трансформирующейся, полифункциональной, доступной и безопасной, насыщенной для каждого возраста, оснащённой техническими средствами. Именно здесь обеспечивается игровая, познавательная, двигательная активность и возможность уединения. Где, если не здесь, возможна комфортная и быстрая адаптация детей.

Специально для успешной социализации детей в нашем детском саду разработан и апробирован «Тренинг взаимодействия», который проводится в Сенсорной комнате  для детей разных возрастных групп. Основная цель тренинга — развитие ребенка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям.

Содержание тренинга строится на идеях развивающего обучения, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию педагога-психолога, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в его интересах. Принцип творческой активности позволяет вовлекать детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организовывать ситуацию общения таким образом, чтобы дать возможность детям испытать радость свободного творческого общения. Принцип исследовательской позиции – когда в процессе работы в группе создаются такие ситуации, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое  для данной ситуации решение проблемы.

Занятия в темной Сенсорной комнате способствуют сокращению адаптационного периода к условиям детского сада, развивают личностные качества ребенка, служат профилактическим средством отклоняющегося поведения детей. Они представляют собой современные технологии воспитания дошкольников в условиях ДОУ. На них детей обучают различным приемам саморегуляции, что помогает преодолевать эмоциональное напряжение, барьеры в общении, лучше понимать себя и других, дает возможность выразить свое «Я».

        Тренинг основываются на использовании приемов работы таких психотерапевтических методов как игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия. Это дает возможность расширить комплекс мер по профилактике психического здоровья детей и определить те или иные проблемы в формировании эмоционально-чувственной и коммуникативной сфер у детей дошкольного возраста (с последующими рекомендациями, как для педагогов, так и для родителей). До проведения занятий в темной Сенсорной комнате педагог-психолог должен иметь диагностические сведения об особенностях каждого ребенка, а также его медицинских показаниях и противопоказаниях. Такие сведения можно получить с помощью разных методов: наблюдения, проективных методик, социометрической пробы, педагогического мониторинга и т. д. Полученные данные позволят определить результативность занятий, а также спрогнозировать дальнейшую работу с детьми.

«Тренинг взаимодействия» состоит из трёх частей, каждая из которых решает свои задачи:  «Комната сказки», «Диалог» и «Растишка».

  • «Комната сказки» - это комплекс психолого-педагогических занятий, способствующих постепенному вхождению  ребёнка в детский сад, комфортной его адаптации, формированию чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру у детей младшего дошкольного возраста.

Что, как ни «волшебство» Сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнительной, с чудесами и фантастическими образами?! Магическое воздействие интерактивной среды создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает потенциал процесса воспитания, развивает творческое мышление и умение удивляться, способствует формированию патриотичесих чувств на фоне русских народных сказок. Перед началом занятий педагог-психолог знакомится с детьми, наблюдает за ними, проводит анкетирование родителей.

Музыкальное сопровождение каждого этапа занятия отличается друг от друга. На подготовительном и заключительном этапах можно использовать динамическую классическую музыку («Классика для малышей»), на промежуточном — спокойную, на основном — любое музыкальное произведение, подходящее для инсценировки и игры.

Оборудование комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения, и в большей степени от творчества самого специалиста.

  • «Диалог» - позволяет расширить комплекс мер по профилактике психического здоровья детей среднего дошкольного возраста.

Занятия организованы в форме «взаимного» диалога между взрослым и ребенком, направленного на позитивное восприятие последним окружающего мира, что естественным образом отражается на развитии психических процессов в целом. Основная форма занятий — проигрывание сказочного, придуманного сюжета с использованием полифункционального, интерактивного оборудования темной Сенсорной комнаты.

Занятия построены по принципу ритмического рисунка, используемому в традиционных тренингах. В начале занятия дети и педагог-психолог садятся по кругу так, чтобы видеть глаза каждого. Бывает так, что некоторые дети в силу своих особенностей не могут усидеть на одном месте либо работать в группе. В таких случаях они могут находиться вне круга, но педагог-психолог и сверстники должны постоянно обращаться к ним — они вместе со всеми.

Основная часть занятия — повествование сказочной истории. Необходимо отметить, что история не должна зачитываться педагогом. В данной ситуации очень важно «общение глаз». Затем история «оживает», и все дети становятся ее действующими лицами. Они вместе с педагогом-психологом повторяют сюжетную линию сказочной истории. А «волшебная» среда темной Сенсорной комнаты помогает им в этом.

Заканчивается занятие традиционным прощанием, форму которого можно выбрать на свой вкус.

  • «Растишка» - коррекционо-развивающие занятия по развитию коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Используются методы антистрессового дыхания, музыкотерапии, традиционного тренинга личностного роста, адаптированного для детей дошкольного возраста, а также релаксационные упражнения.

Первый блок занятий направлен на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей. Пример  занятия первого блока:

Этюд-приветствие. Дети сидят в кругу. Педагог-психолог пускает по кругу мягкую игрушку со словами: «Ребята, когда эта игрушка окажется у вас в руках, назовите свое имя и скажите, какое у вас сегодня настроение». Упражнение. Детям предлагается нарисовать облако и рассказать о его настроении.

Этюды: 1. «Дожди»: педагог-психолог просит детей изобразить разные дожди - веселый с солнышком, злой со страшным ливнем и грозой, грустный - моросящий. 2. «Мыльные пузыри». Взрослый имитирует выдувание пузырей, а дети изображают их полет. Дети свободно двигаются по комнате. После команды «Лопнули!» - ложатся на пол.

Релаксационное упражнение «Мы - пузыри». Дети медленно ходят по комнате под музыкальное сопровождение («Воздух» - музыка для релаксации). Дыхательная формула: 2 +2 (2); 2 +2 (2); 4 +4 (2); 4 +4 (2); 4 +6 (2). Первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах. Со знаком «+» — продолжительность выдоха. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы после выдоха.

Этюд-прощание.

Занятия второго блока направлены на повышение самооценки и уверенности в себе. Ниже приведён пример занятия второго блока. Этюд-приветствие. Дети сидят по кругу. Педагог-психолог напоминает им, что было дано домашнее задание: нарисовать (сделать аппликацию) напротив своего имени. «Давайте посмотрим, что каждый из вас нарисовал. Расскажите всем, почему вы поместили эти картинки рядом с вашими именами».

Упражнение «Живая рука». Педагог-психолог обращается к детям: «Возьмите в одну руку карандаш, другую положите на середину листа. Обведите свою руку карандашом так, чтобы каждый пальчик был нарисован отдельно от другого. А теперь раскрасьте получившуюся руку цветными карандашами, но не забудьте, что это «живая рука», нарисуйте ей глаза, нос, рот».

Игра «Олени». Дети слушают стихотворение и выполняют движения:

А сегодня мы — олени.

Ветер рвется нам навстречу.

Ветер стих, расправил плечи,

Руки снова на коленях.

И теперь — немного лени: (Руки не напряжены и расслаблены)

Знают девочки и мальчики

Отдыхают все их пальчики. (Повторяют 2–3 раза)

Релаксационное упражнение. На стене проецируется световое пятно (через проектор «Жар-птица»). Это северное сияние. Дети садятся напротив стены. Педагог-психолог обращается к ним: «Наши олени живут на севере, где есть северное сияние. Когда оно появляется, все олени ложатся и наблюдают за ним. Давайте и мы отдохнем». Под релаксационную музыку дети рассматривают меняющиеся цвета, ровно дышат по формуле успокаивающего дыхания.

Этюд-прощание.

       Третий блок занятий направлен на развитие коммуникативных способностей. Используются метод коммуникативного тренинга для детей дошкольного возраста, а также программы классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния. Пример занятия третьего цикла:

Этюд-приветствие. Дети садятся по кругу и передают друг другу мячик, говоря приятные слова своему соседу.

Упражнение «Самая маленькая (самая большая)». Взрослый предлагает детям пофантазировать и представить волшебную страну, в которую они сейчас отправятся. Он говорит: «Во время «путешествия» мы видим звездное небо, на котором множество разных по размеру звезд (включается УФ лампа, голубым светом загораются звездочки, вырезанные из белой бумаги и закрепленные на стене скотчем, общее освещение выключается или притеняется). Найдите на звездном небе самую маленькую звездочку, а потом самую большую».

Игра «Найди Жу-Жу». Дети оказались в волшебном лесу. Наступила осень. Педагог-психолог спрашивает: «Что делают осенью в лесу животные,               насекомые? Жук Жу-Жу ищет себе домик-листочек, под которым он проспит   всю зиму до следующего лета. Но никак ему не удается это. То листик слишком мал, то очень тяжел. Посмотрите, сейчас он под этим листиком. Потом жук переполз на один листик вправо. Затем на один листик вверх. Потом на два листика влево. А сейчас на два листика вниз. Ползал он, ползал, и наконец-то уснул под листиком.   “Где  сейчас  жук?”».   (Задача   может

усложняться в зависимости от возраста участников игры.).

Упражнение «Найди меня». Педагог-психолог просит обратить внимание детей друг на друга: «Дотроньтесь до того, у кого красные носки. У кого на кофточке изображен медвежонок. У кого косичка». Выбираются самые разнообразные отличительные особенности участников игры. Можно обращать внимание и на черты лица и фигуры, особенности характера, настроение участника.

Релаксационное упражнение. Дети садятся напротив стены, на которую проецируется световое пятно (через проектор «Жар-птица»). Взрослый говорит детям, что это северное сияние: «На севере живут олени. Когда появляется северное сияние, они ложатся и наблюдают за ним. Давайте и мы отдохнем и понаблюдаем». Под релаксационную музыку дети рассматривают меняющиеся цвета, ровно дышат по формуле успокаивающего дыхания.

Этюд-прощание.

Педагог-психолог (как и воспитатель) является тем человеком, который особенно заинтересован во впечатлениях ребенка от окружающего мира, участвует в этом вместе с ребенком, разделяет его опыт, расширяет и обогащает впечатления ребенка так, чтобы они выделялись как нечто важное.

«Ребенку, который не пережил радости разделять понимание с другим, будет труднее развить интерес к самостоятельным исследованиям. Именно с помощью направленного, полного энтузиазма диалога с заинтересованным взрослым,  у ребенка развивается интерес и заинтересованность исследовать и понять свое окружение» (Клейн, 1990).

Литература:

  1. Зинкевич-Естигнеева Т.Д. Путь к волшебству//  СПб, 1998.
  2. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста//  М.: «ЦГЛ», 2004.
  3. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста//  М., 2002,  29 с.
  4. Латохина Л.И., Творим здоровье души и тела// СПб.: ИК «Комплект», 1997,  86 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.

Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в  детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...

развитие личности ребёнка дошкольника на основе генднрного подхода в воспитании

Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойч...

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребёнка-дошкольника

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребёнка-дошкольника...

Формирование духовно-богатой личности ребёнка – дошкольника через возрождение национальных традиций.

Инновационная разработка проекта "Формирование духовно-богатой личности ребёнка – дошкольника через возрождение национальных традиций"....

Методический семинар "Развитие личности ребёнка – дошкольника через использование технологии исследовательской деятельности".

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффекти...

«Взаимодействие семьи и структурного подразделения-дошкольные группы в целях социализации личности ребёнка-дошкольника»

laquo;Взаимодействие семьи и структурного подразделения-дошкольные группы в целях социализации личности ребёнка-дошкольника»...