Оздоровительные мероприятия в детском саду
статья

В статье приведена концепция В.Т. Кудрявцева о развивающей педагогике оздоровления. Перечислены меры, которые принимаются в конкретном ДОУ, по реализации этой концепции.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развивающая педагогика оздоровления, оздоровительно-развивающая работа.

Оздоровление – это комплекс мероприятий для улучшения физического и психического самочувствия, которые ведут к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества и повышению продолжительности жизни. Развивающая педагогика оздоровления возникла на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Автор ее – доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев.

Вот основные черты, характеризующие развивающую педагогику оздоровления:

1. Здоровый ребенок есть идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.

3. Оздоровление – это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизиологических возможностей. Иными словами, охрана здоровья утрачивает смысл, если она не опирается на развитие.

4. Работа по развитию здоровья не может ограничиваться медицинскими методами. Их эффективность возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnye_meropriyatiya_v_detskom_sadu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительные мероприятия в детском саду

Подготовила: инструктор по физической культуре  

Гончарова Валерия Эдуардовна

В статье приведена концепция В.Т. Кудрявцева о развивающей педагогике оздоровления. Перечислены меры, которые принимаются в конкретном ДОУ, по реализации этой концепции.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развивающая педагогика оздоровления, оздоровительно-развивающая работа.

Оздоровление – это комплекс мероприятий для улучшения физического и психического самочувствия, которые ведут к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества и повышению продолжительности жизни. Развивающая педагогика оздоровления возникла на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Автор ее – доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев.

Вот основные черты, характеризующие развивающую педагогику оздоровления:

1. Здоровый ребенок есть идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.

3. Оздоровление – это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизиологических возможностей. Иными словами, охрана здоровья утрачивает смысл, если она не опирается на развитие.

4. Работа по развитию здоровья не может ограничиваться медицинскими методами. Их эффективность возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

5. Ключевой принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – индивидуальнодифференцированный подход.

Исходя из данных характеристик, здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма могут и должны стать точкой приложения усилий не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, то есть предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние здоровья или нездоровья ребенка, как это часто происходит в дошкольных учреждениях.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь в своем развитии. В этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. На этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Следует отметить, что в русле оздоровительной работы в детских садах традиционно решаются не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи. Ведь здоровье – это основание жизненной целостности организма, а болезнь – источник ее распада на локальном или глобальном уровне. Именно поэтому здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма могут стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов. Проведенный опрос родителей наших воспитанников показал, что все они хотят видеть своих детей здоровыми, всесторонне развитыми, обладающими коммуникативными качествами.

Коллектив нашего детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации режима, обучения навыкам самообслуживания и личной гигиене, воспитания здорового образа жизни. В нашем ДОУ проводятся комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей:

- осмотр детей медицинским персоналом;

- осмотр детей специалистами детской поликлиники;

- диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;

- выявление нарушений двигательной активности, координации движений;

- диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.

Двигательная деятельность детей во время пребывания в детском саду включает в себя утреннюю гимнастику; физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения); бодрящую гимнастику после сна; ежедневные прогулки; физкультминутки и игры с движениями в свободной деятельности; музыкальные занятия; логоритмику; хореографию; занятия по формированию здорового образа жизни.

Система закаливания выстроена по ступеням: от щадящего до более интенсивного, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется следующий комплекс процедур: босохождение, гимнастика на свежем воздухе в теплый период года, ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия), воздушные ванны в облегченной одежде, гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног (в теплый период).

В рамках лечебно-профилактической работы проводятся следующие мероприятия: постоянный контроль осанки; контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию; сбалансированное питание; вакцинация против гриппа; потребление фитонцидов (чеснока и лука); употребление соков и фруктов; кварцевание групп.

В течение дня педагоги используют апробированные приемы оздоровления детей: пальчиковую и артикуляционную гимнастику; дыхательную и звуковую гимнастику; общеразвивающие упражнения; логоритмические и танцевальные упражнения; физкультурные минутки и динамические паузы; подвижные игры; ходьбу с использованием нестандартного физкультурного оборудования; игровой массаж. Педагоги проводят консультативно-информационную работу: оказывают консультативную помощь всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; знакомят родителей с результатами диагностики детей; проводят целенаправленную работу по пропаганде гигиены здоровья, рационального режима, полноценного питания, закаливания.

Наши педагоги занимаются информационной поддержкой здоровьесбережения – оформляют информационные стенды; дают консультации на сайте ДОУ; организуют вечера вопросов и ответов с участием сотрудников детского сада, приглашенных специалистов, врачей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования. Оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: старшей медицинской сестрой, воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальными руководителями, учителями-логопедами, педагогами дополнительного образования.

Литература

1. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. – М., 2001.

2. Береснева З.И. Здоровый малыш (программа оздоровления детей в ДОУ). – М., 2008.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.

4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000.

5. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М., 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы проведения оздоровительных мероприятий в детском саду

Методика проведения воздушных ванн. Воздушные ванны дети получают на НОД по физкультуре, на утренней гимнастике. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнасти...

Летние оздоровительные мероприятия в детском саду.

Летнюю  работу в детском саду мы называем оздоровительной, потому что она имеет свою специфику. Важно использовать благоприятные условия для укрепления здоровья детей летнего времени и добиться, ...

образовательно-оздоровительные мероприятия в детском саду.

Содержание образовательной деятельности оздоровительной направленности в течении дня....

«Работа по организации оздоровительных мероприятий в детском саду МБОУ гимназии «УВК №1»

Данный материал представляет физкультурно - оздоровительную работу в детском саду МБОУ гимназии "УВК №1" структурном подразделении - детский сад...

Оздоровительные мероприятия в детском саду

В статье приведена концепция В.Т. Кудрявцева о развивающей педагогике оздоровления. Перечислены меры, которые принимаются в конкретном ДОУ, по реализации этой концепции.Ключевые слова: дошкольны...

Оздоровительные мероприятия в детском саду

В статье приведена концепция В.Т. Кудрявцева о развивающей педагогике оздоровления. Перечислены меры, которые принимаются в конкретном ДОУ, по реализации этой концепции.Ключевые слова: дошкольный возр...

Оздоровительные мероприятия в детском саду

В статье приведена концепция В.Т. Кудрявцева о развивающей педагогике оздоровления. Перечислены меры, которые принимаются в конкретном ДОУ, по реализации этой концепции.Ключевые слова: дошкольный возр...