СООТНОШЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИМПРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Уразова Светлана Андреевна

Аннотация: Современное планирование педагога дополнительного образования представляет собой грамотную интеграцию стандартного планирования и импровизации. Целью импровизации в данном случае является, в первую очередь, повышение качества образования, заинтересованность учеников и привлечение новых воспитанников. А использование в планирование современных методов и технологий позволяет повысить уровень образования в целом. В частности, agile – технологии открывают широкие возможности перед педагогом в организации и планировании образовательного процесса.

Ключевые слова: планирование, педагогическая импровизация, педагог дополнительного образования, agile – технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_urazova.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 3.37.374

С.А. Уразова

(студентка 2 курса, магистерское направление «Педагогический менеджмент в системе дополнительного образования», Институт культуры и молодёжной политики, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

СООТНОШЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИМПРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Современное планирование педагога дополнительного образования представляет собой грамотную интеграцию стандартного планирования и импровизации. Целью импровизации в данном случае является, в первую очередь, повышение качества образования, заинтересованность учеников и привлечение новых воспитанников. А использование в планирование современных методов и технологий позволяет повысить уровень образования в целом. В частности, agile – технологии открывают широкие возможности перед педагогом в организации и планировании образовательного процесса.

Ключевые слова: планирование, педагогическая импровизация, педагог дополнительного образования, agile – технологии.

Современный педагог дополнительного образования ведет многообразную деятельность: от работы с родителями и непосредственной образовательной деятельности с детьми до организации дистанционного обучения, отчетных мероприятий, общественных нагрузок, ведения документации и т.п. 

   В нынешних условиях активного внедрения и использования дистанционного обучения, а также цифровых технологий и возможностей, планирование педагога уже не может оставаться таким жестким, как ранее, оно должно становиться более гибким, многозадачным, вариативным. Поэтому, стандартное планирование невозможно без грамотного сочетания с импровизацией, что позволит осуществлять образовательную деятельность с детьми на более высоком, творческом уровне, решать успешнее педагогические задачи в процессе учебно-воспитательной деятельности. 

 Данный вопрос изучали еще К. Ушинский [18], П. Блонский [19], А. Макаренко [20], В. Сухомлинский [12], а также более современные психологи и ученые ( В.И. Загвязинский [2], В.А. Кан-Калик [6,] В.В. Краевский [21], И.В. Кузьмина [22] и др.). 

 Несмотря на достаточное количество информации отдельно по теме планирования и по теме импровизации в деятельности педагога, информации (особенно практической) и исследований по соотношению этих двух компонентов в работе педагога дополнительного образования недостаточно, что повышает ценность моей статьи.

Поэтому, задачей своей статьи я ставлю рассмотрение вопроса соотношения планирования и импровизации в деятельности педагога дополнительного образования, возможности и формы их совместного использования через применение современных технологии и методов.

Дополнительное образование – это сложная педагогическая система. Чтобы эта система функционировала оптимально, необходимо множество факторов. Одним из главных является педагогическое мастерство учителя, как главное условие для дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования .

  Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Он занимается развитием талантов и способностей детей, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность; комплектует состав творческих объединений; способствует сохранению контингента обучающегося, реализации образовательной программы; участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету [4].

    Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности [4].

  Но, несмотря на такую гибкую, более свободную регламентацию и специфику дополнительного образования, педагог не может обойтись без четкого планирования своей деятельности, поэтому составляются годовые, тематические, календарные планы, планы уроков, занятий и т.д.

Планирование педагогического процесса – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов [5].

Планирование является обязательной частью педагогической работы. Это создание образа предстоящей деятельности, с указанием цели и задач, последовательности, ожидаемых результатов. Но в коллективе, и особенно в детском, различные события и обстоятельства, вынуждают педагогов изменять и корректировать намеченные планы. И в таких ситуациях очень важно умение педагога импровизировать. (Например, если необходимо заменить другого педагога; произошла незапланированная ситуация и мн.др.) [5].

В.А. Кан – Калик отмечает, что «Как только педагог входит в аудиторию, его ожидает масса неожиданностей, как в области учебной деятельности, так и в сфере собственно воспитательных воздействий, которые трудно предвидеть. Вот почему важно быстро ориентироваться и органично импровизировать» [6, с. 62]. 

“Педагогическая импровизация – способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции” [2].

Импровизация педагогическая — деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью импровизации является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания, а ее сущность составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи [1, с.103]. 

Как отмечает Загвязинский В.И.:  “Импровизация не возникает из ничего. Удачная импровизация возможна только на хорошо подготовленной почве. Ведь недаром полушутя говорят, что лучшая импровизация — это заранее подготовленная импровизация. Опыт анализа типичных ситуаций, предвидения, основанного на знании законов и тенденций, на обоснованной гипотезе, — основа удачной импровизации [3].

Педагог заранее разрабатывает отдельные педагогические импровизации и предугадывает возможность и результат их включения в учебно-воспитательный процесс [15].

Формы осуществления импровизации многообразны, но все они осуществляются в словесном (монолог, диалог, реплика), физическом (жест, мимика, действие), словесно-физическом действии (розыгрыши, игры, мини спектакли и т.д.) [15].

«Творчество, — подчеркивал В. А. Сухомлинский — ни в коем случае не означает, что педагогический процесс — что-то непостижимое, подвластное только наитию и не поддающееся предвидению. Как раз наоборот. Именно тонкое предвидение, изучение зависимостей многих факторов и закономерностей педагогического процесса позволяют подлинному мастеру мгновенно изменить план» [12, с.196].

По мнению Харькина В.Н., “способность к импровизации, сформированная у педагогов, позволяет им творить мысль на глазах детей; включать их в сотворчество, легче разрешать конфликтные и конфузные ситуации; побуждать детей к экспромтам, к нестандартным решениям стандартных задач; обогащать коммуникативные связи и т.д., и т.п. Способность педагога к импровизации бывает незаменимой в экстремальных случаях [15].

Использование импровизации в профессиональной деятельности учителя становится эффективным при наличии ряда условий: глубины знания учителей преподаваемого предмета и его методики; развитости у него воображения, интуиции; уровня умения применять знания педагогики и психологии; распределять и концентрировать внимание, общаться; владения речью и всем своим психофизическим аппаратом, перевоплощаться, мгновенно адекватно анализировать ситуацию и принимать решения, сиюминутно и публично реализовать принятое решение, органично переходить от экспромтного к запланированному варианту реализации деятельности [15].

Каждого педагога можно и нужно научить педагогической импровизации с помощью системы специально разработанных упражнений, специфика которых состоит в целенаправленном сокращении и постепенном снижении до минимума времени, отведенного на решение нетиповой педагогической задачи [15].

Итак, педагогическая деятельность - органическое единство стереотипного и импровизационного, где стереотип отражает накопленный опыт, а импровизация - элементы новизны, импульсы творческого процесса [15].

    На сегодняшний день существуют разнообразные технологии, методики и системы для планирования успешной, продуктивной, творческой, вовлеченной деятельности педагога и учеников.

Одна из них – agile-технология, применяемая в образовании и методика EduScrum, которая на ней основывается. Данная технология может успешно применяться в работе педагога дополнительного образования. EduScrum в образовании – система обучения, в которой ответственность за образовательный процесс частично или полностью передается от учителя ученикам [16].

Главное в EduScrum – ученикам дается свобода самим формировать образовательный процесс внутри обозначенных границ и целей обучения. EduScrum – это не четко прописанный процесс или техника обучения, это, скорее, каркас, смысловая рамка, внутри которой учитель может применять различные приемы и техники [17].

Основными мероприятиями в EduScrum являются:

1. Подготовка и планирование работы. На этом этапе учитель тщательно прорабатывает весь ход изучения материала, разрабатывает запросы к ученическим командам, артефакты (раздаточный материал) для проведения урока (занятия). Результатом является бэклог продукта (Product Backlog) – упорядоченный (и полный) список целей обучения и подходов к работе, которые соответствуют главной цели обучения.

2. Спринт. Спринт – сердце EduScrum, связный набор учебного материала, помогающий достичь определенных учебных задач за ограниченный период. Спринтом может быть серия уроков со связанным содержанием, проект, глава книги и т.д. Спринт начинается с сессии его планирования и формирования команд. Ученические команды самостоятельно определяют, что конкретно они будут делать в течение определенного временного периода. Иными словами, команды всегда сами определяют свое «как» (способы достижения цели, результата). Спринт завершается обзором спринта и ретроспективным собранием, оценкой проделанной работы (как со стороны обучающихся, так и со стороны учителя) и определением областей для улучшения.

3. Работа со Scrum-доской (Scrum Board) Scrum-доска представляет собой хронологию работы спринта. Все задачи передвигаются в ней в соответствии со своим статусом: «В плане», «В процессе», «Контроль», «Выполнено». Scrum-доска – обзор всех задач, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели обучения, поставленной учителем перед началом работы. Кроме того, Scrum-доска также дает понятие и о планировании. Она точно отображает, где команда учеников находится сейчас – что уже сделано, что осталось. Соответственно, Scrum-доска – это и прогноз того, достигнет ли команда поставленной цели. Информация на Scrum-доске должна постоянно обновляться, чтобы всегда отражать актуальный прогресс продвижения команды к достижению результата [16].

В соответствии с требованиями ФГОС EduScrum помогает достичь следующих результатов:

Личностных:

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;

- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах  [16].

     Метапредметных:

- формирование умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи урока и отдельного задания, проявлять инициативность и самостоятельность;

- уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой);

- формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, умения находить общее решение, аргументировать свое предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу;

- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить дополнительный материал к уроку;

- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности [16].

Таким образом, использование данной технологии педагогом дополнительного образования, может стать новым витком в его деятельности, поспособствует повышению интереса учеников, и престижу учреждения в целом, что в свою очередь приведет к привлечению новых учеников.

В заключении хочется отметить, что, рассмотрев подробно вопрос соотношения планирования и импровизации в деятельности педагога дополнительного образования, мы можем сделать вывод, что эти два понятия необходимо грамотно сочетать в условиях модернизации российского образования. А поиск и внедрение новых современных методик и технологий, позволит педагогу создать социально приемлемую и эффективную образовательную среду, которая основана на специфике сложившейся социальной реальности.

Научный руководитель – канд.пед.наук, доцент

Н.В. Свиридова

Список литературы:

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. – 527 с.
  2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987. – 159 с.
  3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.  2-е изд., стер.  М.: Издательский центр «Академия», 2005.  208 с.    
  4. Гаджибалаева П.А. Особенности работы педагога в дополнительном образовании детей // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039405 (дата обращения:  25.03.2021 ).

  5. Кавера, В.А. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры.  2013.   Т. 195.  С. 159 170. 
  6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1987. – 140 с. 
  7. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96 с.
  8. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Хорохорина Ю.Н. , Терещенко Г.Ф. Особенности деятельности педагога, осуществляющего профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – 2009. – Вестник ТГУ, – № 4 (72). С. 28 33. 
  9. Манокин М.А., Ожигова А.Р., Шенкман Е.А. Методология agile в образовательной среде // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – № 22(4). С. 83 96.
  10. Саутиева И. Г. Организация дополнительного образования в общеобразовательной школе. –  М., ООО «ДОД», 2008. – 112 с.
  11. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
  12. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: в 3 т. – М.,1981. Т.3.
  13. Фасоля А.А., Гузеев М.С., Уварина Н.В. Сущность и содержание педагогической импровизации // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11. – No 4. – С. 10 19.
  14. Щербакова, Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. – 2014. – Т. 0. С. 13 16.
  15. Харькин, В. Н. Педагогические импровизации в профессиональной деятельности учителя: диссертация. –– Москва, 1992. – 240с.  http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-improvizatsii-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya#1

     16.  Agile в образовании: http://agileineducation.ru/agile-v-obrazovanii/ 

17. Выйти из тупика: принципы Agile для современного образования, NEWTONEW. Образование как стиль жизни: https://newtonew.com/tech/agilemethodology-in-education.

18. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. — Загл. обл. : Сочинения.

19. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов ; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с. : 1 л. портр. - Указ.: с. 679-688. - Библиогр.: с. 689-691.

20. Макаренко, А. С. «Проектировать лучшее в человеке ...» / А. С. Макаренко ; авт. коммент. Л. Ю. Гордин. – Минск : Университетское, 1989. – 416 с. – (Библиотечка серии «Университет – школе»). – Библиогр. в примеч.: с. 400–416.

21.Краевский В. В. К 774 Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.

22. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования ; Под. ред. Н. В. Кузьминой. 2-е изд. - М. : Народное образование, 2002. — С. 7-52.

23.http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/4051/Выпуск%2065%20часть%202,%202019%20год.pdf#1

24.https://studfile.net/preview/2622762/page:2/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

В аналитической справке представлены результаты достижений педагога дополнительного образования....

Аналитический отчет о деятельности педагога дополнительного образования

Форма написания аналитического отчёта может быть полезна начинающим педагогам дополнительного образования....

Конспект организованной образовательной деятельности педагога дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик семицветик» (по произведениям К.И. Чуковского)

«Есть имена, живущие в нашем сознании как бы изначально: ровно столько, сколько мы себя помним. Имя Корнея Ивановича Чуковского одно из них.Знакомство с ним начинается в те счастливые младенческие год...

Деятельность педагога дополнительного образования в детском саду

Деятельность педагога дополнительного образования в детском саду...

Опыт работы "Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях".

В данной работе рассматривается организация деятельности педагога дополнительного образования во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования....