Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников"
методическая разработка

Ладода Любовь Викторовна

Педагогический совет в форме деловой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet._rannyaya_proforientatsiya_doshkolnikov.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет №2

Деловая игра «Ранняя профориентация дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по работе с детьми в области формирования предпосылок ранней профориентации.

Задачи:

  • Изучение теоретического аспекта ранней профориентации дошкольников;
  • Совершенствование образовательного процесса с детьми по ранней профориентации;
  • Активизировать деятельность педагогов по ознакомлению дошкольников с профессиями;
  • Знакомство с современными формами и методами работы с детьми по ранней профориентации.

Форма проведения: деловая игра

Повестка дня:

  1. Выступление по теме «Ранняя профориентация дошкольников»
  2. Мастер-класс для педагогов
  3. Деловая игра
  4. Подведение итогов. Рефлексия

Ход:

  1. Выступление по теме «Ранняя профориентация дошкольников» (сопровождается презентацией)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Поэтому сегодняшний педсовет мы посвятим этой актуальной теме.

Как известно, позитивная социализация дошкольников связана с освоением различных сторон социальной жизни человека, одной из которых является освоение опыта трудовой деятельности. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых достаточно раскрытая проблема, как в теории, так и в практике. Однако на современном этапе возникают новые факторы, влияющие как в целом на процесс трудового воспитания дошкольников, так и на их ознакомление с миром профессий как одного из направлений ранней профессиональной ориентации.

На основе ведущего вида деятельности – игры, и ее связи с трудовой деятельностью можно определить пространство профессиональной ориентации дошкольников, которая не только станет основой для дальнейшего профессионального определения, но и введет ребенка в мир социальных отношений.

Ранняя профориентация – это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями.

Профессиональная ориентация выступает как целенаправленный процесс, результатом которого является профессиональное самоопределение, начинающееся уже в дошкольном возрасте. Таким образом, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Основная цель ранней профориентации дошкольников – развитие эмоционального отношения к миру взрослых профессий, дать возможность не только получить теоретические знания о различных профессиях, их значимости, но и дать возможность «примерить» их на себя. Это повышает социализацию ребенка, развивает его коммуникативные навыки, мышление, расширяет кругозор, а также формирует финансовую грамотность у дошкольника.

Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – актуальный процесс в мире, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий:

  • Технология проектной деятельности;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Интеграция обучения;
  • ИКТ-технологии (видеоэкскурсии, презентации, видеоролики);
  • Экскурсии.
  1. Мастер-класс для педагогов (просмотр видеоролика «Ярмарка профессий»)

Старший воспитатель Ладода Л.В. представляет педагогическому коллективу видеоролик проведения в детском саду «Ярмарки профессий» для дошкольников при участии родителей. Видеоролик демонстрирует организацию мероприятия, в ходе которого детям предоставляется возможность попробовать себя в выполнении действий, характерных для определенной профессии.

Обсуждение с педагогами видеоролика: какая необходима предварительная работа; методы и приемы, используемые в мероприятии; достоинства и недостатки данного мероприятия; возможность проведения похожих мероприятий в детском саду.

  1. Деловая игра

Педагоги делятся на команды по 5-6 человек.

Приветствие

Команды придумывают себе название по теме педсовета и обосновывают свое решение.

Разминка (блиц-опрос)

  • Как вы считаете, с какого возраста необходимо осуществлять трудовое воспитание?
  • Нужно ли давать ребенку деньги за выполнение домашних дел?
  • Нужно ли вменять в обязанность ребенку часть домашних дел или предлагать участвовать по мере сил и желания?
  • Как правильно знакомить ребенка с профессией?

Творческий

Команды, используя доступные или созданные самостоятельно атрибуты, разыгрывают сюжетно-ролевую игру по любой профессии. Остальные команды отгадывают, что это за профессия.

Педагогические задачи (решение кейсов)

В этом туре педагоги должны предложить свое решение задачи и обосновать его.

Кейс 1

За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?

Кейс 2

Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

Кейс 3

К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын выполняет ваши задания: и на стол накрывает, и пыль вытирает с игрушек, и убирает после занятия пособия. Но дома его ничего не заставишь сделать! Как мне следует поступать?» О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?

Кейс 4

Вы организуете коллективный труд детей в старшей группе. По окончании работы к вам подходит ребенок и жалуется на сверстника, который совсем ничего не делал, не трудился вместе с детьми. Как вы отнесетесь к его жалобе? Какие выводы сделаете для себя?

Кейс 5

Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?

Театральный

Педагоги разыгрывают выпавшую рандомно сценку с предложенным вариантом решения.

  • Маша хочет лепить, Паша рисовать, а Гриша не хочет ничего. Что делать воспитателю, если учесть, что Маша – это воспитатель Мария Ивановна.
  • Мама Пети любит рисовать, она просит дать ей возможность раскрасить все стены, пол и потолок в группе. Как не дать пропасть таланту?
  • Дети средней группы ссорятся на прогулке из-за того, кому достанутся последние детские грабельки. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель просит на время у другого воспитанника его грабли, которыми он сейчас не пользуется, но дети продолжают ссорится из-за того, кому достанутся красные грабли. Разрешите данную ситуацию.
  • Воспитатель старшей группы наблюдает разговор мамы и его сына. Он рассказывает ей, как хорошо сегодня дежурил за столом: расставлял посуду, убирал со стола, помогал помощнику воспитателя раскладывать яблоки. Он просит маму дать ему сегодня возможность накрывать на стол дома, но мама отмахивается, говорит, что он очень неуклюжий и обязательно что-нибудь разобьет. Нужно ли воспитателю вмешать в разговор, поговорить с мамой? Какой совет вы дали бы маме?
  • Вы - воспитатель подготовительной группы. Уже полгода вы готовите детей к школе, рассказываете о том, что их ждет, кто такой учитель, чему учит учитель, и чем занимаются школьники в школе. Вы предлагаете детям поиграть в школу, но игра не задалась. Что будете делать?

Вопрос сопернику

Команды придумывают короткий вопрос и задают его любому из соперников.

  1. Подведение итогов

Старший воспитатель подводит итоги педсовета: тема педсовета, важность ранней профориентации дошкольников, методы и приемы введения профориентации в образовательную деятельность.

Педагогам раздается анкета-рефлексия:

  • Понравился ли Вам педсовет?
  • Была ли информация полезной для Вас?
  • Будете ли Вы в дальнейшем использовать ее в работе?
  • Понравилась ли Вам деловая игра?
  • Была ли игра полезной для Вас?
  • Если у Вас остались вопросы, на которые Вы не получили ответ – напишите их здесь.

Решили:

  1. Использовать в работе современные формы и методы работы по ранней профориентации дошкольников.
  2. Продолжить работу по знакомству детей с профессиями.
  3. Продолжить расширять спектр сюжетно-ролевых игр современными профессиями.
  4. Привлекать родителей к знакомству детей с профессиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Педагогический мост: «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников».

В нашем дошкольном учреждении определены несколько приоритетных направлений работы, и одно из них эта ранняя профориентация воспитанников. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, м...

План педагогического совета "Профориентация дошкольников"

Содержит : тему , цели, планируемые результаты, учебно- методическое оснащение, ход, коментарии....

Психолого-педагогическое просвещение по вопросам ранней профориентации дошкольников

Психолого-педагогическое просвещение по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете "Профориентация дошкольников"

Создание РППС в группе,работа по ранней профориентации дошкольников с старшей группе ДОУ...