семинар-практикум "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Комарова Лариса Николаевна

Семинар входил в план проведения методической недели по ранней профориентации дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум « Ранняя профориентация детей дошкольного возраста». Детский сад «Улыбка» структурное подразделение МАОУ Новозаимская СОШ Выполнила: старший воспитатель первой квалификационной категории Комарова Лариса Николаевна 9 ноября 2022 с . Новая Заимка

Слайд 2

Что же означает термин « Профориентация в ДОУ»? Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека, для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенных им в разных видах трудовой деятельности.

Слайд 3

Ранняя профориентация призвана: представить возможность использовать свои силы в других видах деятельности дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях формировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру

Слайд 4

Профориентация дошкольников Приближение труда взрослых к детям П риближение детей к труду взрослых Совместная деятельность детей и взрослых 3 направления

Слайд 5

Профессиональная ориентация ФГОС дошкольного образования Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации » от 27 сентября 1996 г. № 1 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ, статья 64

Слайд 6

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов: 1 . Принцип личностно ориентированного взаимодействия 2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний 3. Принцип открытости 4. Принцип диалогичности 5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность 6. Принцип рефлексивности 7. Принцип регионального компонента

Слайд 7

Эффективные средства, формы, методы работы ,

Слайд 8

Назовите формы работы с детьми при ознакомлении с профессиями совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий; самостоятельная деятельность ребенка; познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка; наблюдения за трудом взрослых; коммуникативная деятельность; организованная непосредственно образовательная деятельность; чтение художественной литературы; художественно-творческая деятельность; игровая деятельность; моделирование; целевые прогулки и экскурсии; культурно-досуговая деятельность; экскурсии и встречи с людьми разных профессий; встречи с интересными людьми; живой пример окружающих взрослых .

Слайд 9

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учётом современных образовательных технологий.

Слайд 10

РППС – Развивающая предметно-пространственная среда игровые центры; - дидактические игры; - настольно – печатные игры; - сюжетно – ролевые игры; - демонстрационный материал

Слайд 11

Алгоритм ознакомления ребенка с профессиями. 1 . Четко назвать полное наименование профессии 2 . Далее описать место его труда 3. П ознакомить ребенка с внешним видом костюма 4 . Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте 5.Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих 6.Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты 7 . П оговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для другого .

Слайд 12

Проблемы ранней профориентации дошкольников

Слайд 13

« Игротека» Игра «Самая , самая профессия» Самая, самая «вкусная» - Самая, самая «весёлая» - Самая, самая «опасная» - Самая, самая «детская» - Самая, самая «серьёзная» - Самая, самая «общительная» - Самая, самая «высотная» - Самая, самая «сильная» - Самая, самая «красивая» - Самая, самая «заботливая» -

Слайд 14

«Какой мастер - ….. ……………………….. «Тяжко тому жить ,…………………………. «Словами туда и сюда,… …………………. «Труд кормит, … …………………………… «Кто любит трудиться, …. ………………….. «Красна птица оперением ,……………........ Конкурс «Закончи пословицу»

Слайд 15

С хема: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда. Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии

Слайд 16

Игра «Головоломка» РВАЧ = - - - (медработник) ТЁРКА = - ( театральная и кинематографическая профессия) КУЛОН = - ( весёлая цирковая профессия) МАРЛЯ = - (« разноцветный рабочий») СТАРИНА = ( младший медработник) ВОДОСТОК = ( животноводческая профессия) КРЕДИТОР = - ( руководитель предприятия, начальник)

Слайд 17

Определи профессию по фотографии

Слайд 18

Определи профессию по фотографии

Слайд 19

Определи профессию по фотографии

Слайд 20

Определи профессию по фотографии

Слайд 21

Компьютер

Слайд 22

алхимик

Слайд 23

цирюльник

Слайд 24

Определи профессию по фотографии

Слайд 25

задачи младшего дошкольного возраста Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач, актуальных, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Слайд 26

задачи среднего дошкольного возраста Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательная деятельность должна включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку по осознанию этого опыта, обобщению его и фиксацией в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Слайд 27

задачи младшего старшего дошкольного возраста Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей и его результатах, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Слайд 29

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш сегодняшний семинар – практикум посвящён очень актуальной и серьёзной теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста».
Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в детском саду;
2. изучить содержание профориентационной работы в детском саду, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формами и методами работы с детьми по профориентации.
Практическая значимость: содержательный материал представлен в рамках распространения педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Форма проведения - круглый стол.
Предварительная работа:
1. Экскурсии для детей в библиотеку «Знакомство с профессией - библиотекарь».
2. Выставка рисунков в холле детского сада «Профессия будущего».
3. Открытый показ непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Ознакомление с профессией повар», «Ознакомление с профессией доктор», «Ознакомление дошкольников с профессией спасатель»
4. Разработка картотек по ознакомлению с миром профессий – педагоги.

5. Мастер-класс «Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего возраста»
6. Оформление сюжетно-ролевых игр – младший воспитатели.

Начать нашу встречу предлагаю таким приветствием друг друга, я буду говорить действие по конкретной профессии – а ваша задача передать это действие в движении (воспитатели показывают движение по той или иной профессии, потом ведущий озвучивает профессию):
«Мир профессий»
Трактор водит – (тракторист, (Крутят воображаемый руль)
Электричку – (машинист (Руки на поясе, «пружинка»)
Стены выкрасил – (маляр (Имитируют движения покраски)
Доску выстрогал – (столяр (Трут ладошки друг об друга)
В доме свет провел – (монтер («Фонарики»)
В шахте трудится – (шахтер (Топают ногами)
В жаркой кузнеце – (кузнец (Перед собой ударяют кулаками)
Кто всё знает – молодец! (Хлопки)
А какие мы с вами молодцы и есть ли нам чему поучиться, узнаем на нашей встрече.

Сейчас расскажу Вам о работе педагога по ранней профориентации, необходимых стадиях работы, формах и трудностях. (слайд 2-12)

Теперь нам необходимо отдохнуть. Давайте поиграем.(слайд 13-16)
Давайте вместе актуализируем свои знания и устроим «Мозговой штурм» (задания представлены на слайдах 17-20):
1. Определи профессию по фотографии (на слайде изображена фотография с изображением человека, определенной профессии. Задача педагогов – определить профессию).
Фото 1. Резчик льда -До изобретения холодильника, для сохранения продуктов приходилось собирать лёд зимой, чтобы использовать его летом. Сбором льда и занимались специальные резчики. Они вырезали глыбы льда из замерзших озёр, рискуя умереть от переохлаждения в случае падения в прорубь. Нынче лед не переносят с места на место, а используют специальное холодильное оборудование

Фото 2. Человек – будильник - Эти люди ходили по определённому маршруту, стуча в окна своих клиентов длинной палкой, кидая камешки и крича, что есть мочи, до тех пор, пока они не убедятся, что разбудили людей, которые не хотят проспать работу. Человек-будильник также утратил необходимость. Просыпаться вовремя теперь нам помогают различные гаджеты
Фото 3. Установщик кеглей для боулинга - Вместо машин, для расстановки кеглей раньше использовались специальные люди. Работа была сложной, шумной и малооплачиваемой. Как правило для этой работы нанимались маленькие мальчики. Ребят, устанавливающих кегли в боулинге, заменили автоматы.
Фото 4. Лектор фабричных рабочих – Слушали ли Вы, когда-нибудь музыку или аудио-книгу, выполняя монотонную работу? Работники фабрик нанимали живых "лекторов", которые читали им произведения литературы во время работы. Иногда работники скидывались для найма этого человека. В настоящее время "лекторов" заменили плееры, радио и другие пассивно-развлекательные гаджеты

2. Назовите обязанности человека, владеющего следующей профессией (на слайде представлено название профессии. Задача педагога – назвать должностные обязанности данной профессии. Слайд 21-23):
Компьютер - В английском словаре Вебстера 1828 года, определение слова компьютер приводится как: "Человек, который ведет расчёты". Прежде, чем это стало вещью, это был человек, как правило молодая женщина. Как вы уже догадались, они занимались различными расчетами и вычислениями, ведь кто-то должен был выполнять эту работу. Теперь у этого слова совсем другое определение.
Алхимик - Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.
Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью. Такие люди были и назывались алхимиками. Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото.
Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни».
Цирюльник (через польск. cyrilik от лат. chirirgis) — исторически парикмахер и банщик, владеющий элементарными приёмами хирургии. Это название профессии, которой уже не существует. Смесь парикмахера, банщика, зубного хирурга. Слово «цирюльник» давно вышло из обихода. Это архаизм, современного аналога которому нет. Согласно словарю Даля, синонимы этого существительного – «бородобрей», «рудомет», «зуборвач». То есть цирюльник – это тот, кто бреет бороды, стрижет и иногда вырывает зубы. Сегодня специалистов столь широкого профиля, к счастью, нет.
3. Ответьте на вопрос: «Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
1. полотёр;
2. учитель;
3. посудомойка;
4. сторож.
(сокращение от словосочетания «школьный работник»)

4. Соотнесите фотографию с определением профессии, дайте название этой профессии (на слайде представлено три фотографии с изображением людей современных профессий и краткое определение рода деятельности. Задача педагогов соотнести определение с фотографией, дать название профессии слайд 24):
Фото 1 человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с личными записями БЛОГЕР
Фото 2 специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр.), необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением НЕОНЩИК
Фото 3 специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая ТИТЕСТЕР

- Уверена, что после этого упражнения, есть люди в нашем зале, которые не все знали о многообразии, прошлом и настоящем профессий. Думаю, что каждому есть, над чем поразмышлять, оценить собственные представления и определить перспективы саморазвития.
Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так образуются династии врачей, учителей, артистов, ученых и т.д. Поэтому рассказ отца или матери приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.
Ознакомление детей с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет ребенку проникнуть глубже в мир взрослых, понять и принять его.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста носит информационный характер.
Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.
Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста:
- привить любовь к трудовым усилиям;
- сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности;
- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями.
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы – представлены на индивидуальных карточках.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-7 лет:
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях.

Слайд про задачи младшего дошкольного возраста - Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач, актуальных, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Слайд про задачи среднего дошкольного возраста - Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательная деятельность должна включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку по осознанию этого опыта, обобщению его и фиксацией в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Слайд про задачи младшего старшего дошкольного возраста - Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей и его результатах, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Какие же условия необходимо создать в детском саду для ранней профориентации дошкольников?
1. При проведении учебной деятельности с воспитанниками необходимо использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников.

Таким образом, возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям.
Деятельностью по формированию представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог, используя в своей работе все возможности процесса воспитания и обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание «Кем быть: профориентация детей дошкольного возраста.»

Мотивация родителей   к решению проблемы профориентации детей дошкольного возраста, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей....

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»

Проект по ранней профориентации   «Детям о профессиях лесного хозяйства»  предназначен для работы с детьми....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....