Организация исследовательской проектной деятельности
консультация

Макарова Ольга Валерьевна

Предназначен материал для воспитателей ДОО. Знакомит с содержанием деятельности с воспитанниками и родителями по организации исследовательских проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация исследовательской проектной деятельности»

Выделяют 3 основных вида проектной деятельности: творческая, исследовательская и нормативная. Каждый вид обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется её целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том,  почему, как и зачем?

Исследовательские проекты носят индивидуальный или групповой характер и способствует вовлечению ближайшего окружения детей в сферу их интересов. Индивидуальные проекты чаще со старшего дошкольного возраста.

Примерная тематика исследовательских проектов:

Зачем людям нужны вилки?

Предпосылки к определению цели детьми: исчезновение вилок в группе

Цель детей: возвращение вилки (узнать, как можно больше интересного о вилке)

Что такое ветер? Почему кусаются собаки? Почему опадают листья?...

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания дошкольников, стимулируется познавательная активность, расширяется содержание сюжетно- ролевых игр, дошкольники начинают добывать знания самостоятельно.

Важно, как начать проект, как заинтересовать детей. Сталкиваемся с проблемой мотивации. С.Г.Якобсон и Т.Н.Доронова выделяют типы мотивации:

  • Исходя из потребностей. Потребность в значимости и превосходстве ребёнок может реализовать, помогая игрушкам, персонажам. Это игровая мотивация.
  • Мотивация общения в условиях помощи взрослому.
  • Мотивация созидания и личной заинтересованности (когда конечный продукт нужен самому ребёнку)

Этапы исследовательской проектной деятельности:

  1. Создание ситуации, в ходе которой ребёнок или дети приходят к формулировке исследовательской задачи.

Возможные стратегии поведения педагога:

-педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос; (Например, вопрос о том, откуда берётся электричество, обсуждается всей группой)

-наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Затем создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу; (Например, девочку, которая любит играть в куклы подвести к вопросу «Как выглядели куклы раньше?»…)

-привлечение родителей, которые совместно с ребёнком формулируют исследовательскую задачу для проекта.

Со временем дети начинают сами формулировать исследовательскую задачу.

Этот этап заканчивается формулировкой вопроса.

  1. Планируем вместе. Совместное составление плана действий.

- к кому обратиться за помощью

- в каких источниках можно найти информацию

-какие предметы, принадлежности, оборудование использовать

-что нужно сделать в первую очередь

В качестве фиксации плана деятельности можно составить информационную карту проекта (на ватмане, магнитной доске, с помощью картинок, изображений, придуманных вместе с детьми).

На этом этапе в соответствии с особенностями воспитанников планируются задачи в рамках сформулированной темы. Планирование строится на основе интеграции усилий специалистов, родителей, воспитанников, воспитателей, социальных партнёров.

Планирование на основе 3 вопросов:

Что мы об этом знаем?

Что хотим узнать?

Как будем узнавать?

  1. Оформление проекта.

Организатор проекта- ребёнок. А взрослые (родители, педагоги) помогают дошкольнику, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал проект.

1-ая страница проекта – формулировка основного вопроса исследования. Представляет красочный заголовок, создаваемый общими усилиями (например, взрослый пишет, ребёнок украшает).

2-ая часть проекта- раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения опрошенных сверстников, родителей, знакомых и самого себя. Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого проводит опрос и рисует иллюстрации, изображающие ответы. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько точек зрения, одна из них собственная.

3-я часть проекта- выбор ребёнком наиболее правильного ответа. Надо не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор.

4-ая часть проекта- проверка предложенного ребёнком ответа. Способ проверки информации отображается (обращение ко взрослому, сверстнику, книга, TV…)  и обосновывается его преимущество (обсуждается с ребёнком).

5-ая часть проекта- отображается результат проверки правильности ответа. Ребёнок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ.

6-ая часть проекта- ребёнок показывает, где можно применить проект: может рассказать о проекте в группе, организовать игру…

  1. Защита проекта. Взрослые помогают ребёнку подготовить рассказ о проделанной работе. Ребёнок, выступая, опирается на рисунки, записи на страницах проекта.
  2. Выставка проектов.

Примерная форма записи проекта для воспитателя.

  1. Тема проекта
  2. Участники
  3. Сроки проведения
  4. Итоговое событие
  5. Предпосылки к определению цели детьми (1-3 предложения, что сделал педагог, чтобы дети захотели узнать, помочь, принять участие)
  6. Цель детей (конкретная, детская- найти, помочь, поздравить, тесно связанная с темой и итоговым событием)
  7. Заполнение задач по образовательным областям

Образовательные области

Задачи

Физическое развитие

Социально- коммуникативное

Познавательное

Художественно- эстетическое

Речевое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...

Семинар - практикум «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...

Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников

Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Организация исследовательской проектной деятельности в ДОУ

Данный материал предлагаю воспитателям дошкольных учреждений. В консультации представлены условия, требования,  методика, возможные ошибки. Надеюсь, он будет интересен моим коллегам. к  орга...

Консультация для воспитателей "Организация исследовательской проектной деятельности"

Консультация  поможет воспитателям овладеть методикой организации и проведения исследовательской проектной деятельности....

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...