Методическая разработка практики наставничества «Педагогический дуэт»
статья
Построение системы наставничества в нашей ДОО определяет проблему поиска новых эффективных форм профессиональной адаптации, повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, преемственности поколений, осуществляющих процесс передачи профессионального опыта. Данная проблема определила необходимость разработки и реализации в нашем дошкольном учреждении методического пособия практики наставничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 571.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка практики наставничества «Педагогический дуэт»
Тема наставничества является одной из приоритетных задач национального проекта «Образование». В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность, 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.
Построение системы наставничества в нашей ДОО определяет проблему поиска новых эффективных форм профессиональной адаптации, повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, преемственности поколений, осуществляющих процесс передачи профессионального опыта.
Данная проблема определила необходимость разработки и реализации в нашем дошкольном учреждении методического пособия практики наставничества.
Участниками практики наставничества являются педагоги - наставники и наставляемые в соответствии с определенным статусом:
Ньюфаг – молодой специалист, педагогический стаж до 1 года.
Адаптант – педагог, адаптированный к условиям работы в ДОО со стажем работы до 5 лет.
Интернал – педагог, который работает не менее 5 лет и входит в сообщество сотрудников учреждения в качестве полноправного его члена, становится равным среди равных.
Компетентностный лидер – педагог, обладающий высокими профессиональными качествами, постоянно совершенствующий свое педагогическое мастерство.
Цель: Создать ситуативную основу коммуникативной общепедагогической практики для тренировки и преобразования теоретических знаний в педагогические компетенции формирования своего педагогического опыта.
Задачи:
1. Развитие профессиональных компетенций педагогов, через решение и проектирование педагогических ситуаций;
2. Изучение в игровой форме современных тенденций в системе ДО;
3. Передача ценного профессионального педагогического опыта от наставника к наставляемому;
4. Своевременный анализ собственных сильных и слабых сторон в безопасной ситуации, повышение самоуважения, уверенности в себе и позитивному отношению к своей деятельности;
5. Укрепление профессионального сотрудничества всех членов коллектива.
Концептуальной идеей методического пособия «Педагогический дуэт» является использование в практике наставничества прогрессивных, а именно игровых форм методической работы.
Создание практики наставничества через универсальную игровую модель сотрудничества для решения задачи по взаимодействию педагогов с разными уровнями профессиональных компетенций, достижения конкретного результата за короткий временной период определяет оптимальную особенность и новизну методического пособия «Педагогический дуэт»
Описание пособия. Средства, формы и методы реализации.
В основе методического пособия «Педагогический дуэт» лежит технология развития критического мышления, а именно использования игрового приема «Кубик».
Цель приема «Кубик» - в игровой для педагога форме активизировать мыслительную деятельность, развивать умение анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке, рефлексия.
Методическое пособие «Педагогический дуэт» состоит из 4 наборов кубиков разного цвета в соответствии со статусом наставляемого:
ньюфаг – зеленый цвет, адаптант – желтый, интернал – розовый, компетентностный лидер – голубой цвет
Каждый набор содержит 9 кубиков и 9 конвертов. Используется графический планшет, планшет Samsung, флеш – накопитель, портативная колонка для визуализации информации.
Каждый набор кубиков – это серия актуальных педагогических ситуаций, проблем, многофункционального материала, развернутых в определенной алгоритмике.
Каждая сторона кубика имеет определенную нагрузку:
1.Название темы
2.Цифра – номер конверта с заданием
3.QR-код – педагогический глоссарий по теме
4.Вопрос – поставленная проблема
5.Ключевые понятия по теме
6.Практические задания по теме
Темы для рассмотрения:
Зеленый уровень ( ньюфаг): Организация режимных моментов, Физминутки нам нужны, для детей они важны, Веселые пальчики, Разбуди организм, Адаптация , т.д
Желтый уровень (адаптант): Планирование, Аттестация, 5 П проектной деятельности, Нескучные родительские собрания, т.д.
Розовый уровень (интернал): Шесть шляп мышления, Толстые и тонкие вопросы, Синквейн, Кластер, Чтение с остановками, Перепутанные логические цепочки.
Голубой уровень (компетентностный лидер): Чердак времени, Проактивность, STEM, Банк игр, Буктрейлер, Мультипликация, # Будь с нами, т. д.
Наставляемый, в соответствии со статусом, выбирает один из 9 кубиков, т.е. определяет тему, над которой он бы хотел поработать в данный момент. И в непосредственном взаимодействии с наставником прорабатывает все грани кубика. По работе с гранями кубика даются комментарии наставника.
Наставник в данном случае понятие обобщающее, аккумулирующее педагогический коллективный опыт.
Так, в течении года, каждый наставляемый прорабатывает все 9 тем.
Эффективность.
Одним из этапов практики наставничества является формирование базы наставляемых и определения наставников.
На входном этапе педагогами учреждения заполняется чек-лист, с помощью которого проводится персональный анализ своей педагогической деятельности, выявляются и фиксируются профессиональные дефициты определяются «точки роста» в своей работе в этом учебном году.
В соответствии с определенным статусом были определены (выявлены) педагоги – наставники в статусе: ньюфаг – 0, адаптант – 7 чел., интернал – 9 чел., компетентностный лидер – 4 чел.
Далее, старший воспитатель, как компетентностный лидер, ключевой наставник систематизирует запросы от потенциальных наставляемых. Данные запросы служат основой для составления тематических кейсов (маршрутов) деятельности, которые можно решить с помощью наставничества.
Методического пособия «Педагогический дуэт» позволит быстро адаптироваться к работе, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для студентов педагогических училищ
Методическое пособие для студентов идущих на практику в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-362336-1386354062.jpg)
Методическая разработка .Образовательная музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!"
Программа предложена Государственным Русским музеем (г.Санкт-Петербург) для апробации в образовательных учреждениях Российской Федерации. Она разработана авторским коллективом под руководством Б.А.Сто...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-631589-1431264746.jpg)
"Методическая разработка по теме: "Педагогический проект в подготовительной группе "Мамочка, милая, мама моя...""
"Методическая разработка по теме: "Педагогический проект в подготовительной группе "Мамочка, милая, мама моя...""...
Выступление на кустовом методическом объединении «Практика наставничества в ДОУ»
Традиционное наставничество рассматривалось как систематически индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/19/picture-1165075-1568900697.jpg)
Методическая разработка по наставничеству в ДОУ "Перспективы роста"
Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/25/picture-545652-1700896090.jpg)
Методические разработки по наставничеству
Авторские методические разработки в области наставнической деятельности в образовательной организации....
Методическая разработка по наставничеству в ДОУ
Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов ...
- Мне нравится (1)