Методическая разработка практики наставничества «Педагогический дуэт»
статья

Шахова Ирина Витальевна

Построение системы наставничества в нашей ДОО определяет проблему поиска новых эффективных форм профессиональной адаптации, повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, преемственности поколений, осуществляющих процесс передачи профессионального опыта. Данная проблема определила необходимость разработки и реализации в нашем дошкольном учреждении методического пособия практики наставничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskiy_duet.docx571.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка практики наставничества «Педагогический дуэт»

 Тема наставничества является одной из приоритетных задач национального проекта «Образование». В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность, 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.

Построение системы наставничества в  нашей ДОО определяет проблему поиска новых эффективных форм профессиональной адаптации, повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, преемственности поколений, осуществляющих процесс передачи профессионального опыта.

 Данная проблема определила необходимость разработки и реализации в нашем дошкольном учреждении методического пособия практики наставничества.

 Участниками практики наставничества  являются педагоги - наставники и  наставляемые в соответствии с определенным статусом:

Ньюфаг – молодой специалист, педагогический стаж до 1 года.

Адаптант – педагог, адаптированный к условиям работы в ДОО со стажем работы до 5 лет.

Интернал – педагог, который работает не менее 5 лет и входит в сообщество сотрудников учреждения в качестве полноправного его члена, становится равным среди равных.

Компетентностный лидер –   педагог, обладающий высокими профессиональными качествами, постоянно совершенствующий свое педагогическое мастерство.

  Цель: Создать ситуативную основу коммуникативной  общепедагогической практики для  тренировки и преобразования теоретических знаний в педагогические  компетенции формирования своего  педагогического опыта.

Задачи:

1.        Развитие профессиональных компетенций педагогов, через решение и проектирование педагогических ситуаций;

2.        Изучение в игровой форме современных тенденций в системе ДО;

3.       Передача ценного профессионального  педагогического опыта от наставника к наставляемому;

4.      Своевременный анализ собственных сильных и слабых сторон в безопасной ситуации, повышение самоуважения, уверенности в себе и позитивному отношению к своей деятельности;

5.       Укрепление профессионального сотрудничества всех членов коллектива.

 Концептуальной идеей  методического пособия «Педагогический дуэт» является использование в практике наставничества прогрессивных, а именно игровых форм методической работы.

Создание практики наставничества через универсальную игровую модель сотрудничества для решения задачи по взаимодействию педагогов с разными уровнями профессиональных компетенций, достижения конкретного результата за короткий временной период определяет оптимальную особенность и новизну методического пособия «Педагогический дуэт»

Описание пособия. Средства, формы и методы реализации.

В основе методического пособия «Педагогический дуэт» лежит технология развития критического мышления, а именно использования игрового приема «Кубик».

Цель приема «Кубик» - в игровой для педагога форме активизировать мыслительную деятельность, развивать умение анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке, рефлексия.

Методическое пособие «Педагогический дуэт» состоит из 4 наборов кубиков разного цвета в соответствии со статусом наставляемого:

ньюфаг – зеленый цвет, адаптант –  желтый, интернал – розовый, компетентностный лидер –  голубой цвет

 Каждый набор содержит 9 кубиков и 9 конвертов.   Используется графический планшет, планшет Samsung, флеш – накопитель, портативная колонка для визуализации информации.

Каждый набор кубиков – это серия актуальных педагогических ситуаций, проблем, многофункционального материала, развернутых в определенной  алгоритмике.

Каждая сторона кубика имеет определенную нагрузку:

1.Название темы

2.Цифра – номер конверта с заданием

3.QR-код – педагогический глоссарий по теме

4.Вопрос – поставленная проблема

5.Ключевые понятия по теме

6.Практические задания по теме

Темы для рассмотрения:

Зеленый уровень ( ньюфаг): Организация режимных моментов, Физминутки нам нужны, для детей они важны, Веселые пальчики, Разбуди организм,  Адаптация , т.д

Желтый уровень (адаптант): Планирование, Аттестация, 5 П проектной деятельности, Нескучные родительские собрания, т.д.

Розовый уровень (интернал): Шесть шляп мышления, Толстые и тонкие вопросы, Синквейн, Кластер, Чтение с остановками, Перепутанные логические цепочки.

Голубой уровень (компетентностный лидер): Чердак времени, Проактивность, STEM, Банк игр, Буктрейлер, Мультипликация, # Будь с нами, т. д.

Наставляемый, в соответствии со статусом, выбирает один из 9 кубиков, т.е. определяет тему, над которой он бы хотел поработать в данный момент. И в непосредственном взаимодействии с наставником прорабатывает все грани кубика. По работе с гранями кубика даются комментарии наставника.

Наставник в данном случае понятие обобщающее, аккумулирующее педагогический коллективный опыт.

 Так, в течении года, каждый наставляемый прорабатывает все 9 тем.

 

Эффективность.

Одним из этапов практики наставничества является формирование базы наставляемых и определения наставников.

 На входном этапе педагогами учреждения заполняется чек-лист, с помощью которого проводится персональный анализ  своей педагогической деятельности, выявляются и фиксируются профессиональные дефициты определяются «точки роста» в своей работе в этом учебном году.

В соответствии с определенным статусом были определены (выявлены) педагоги – наставники в статусе: ньюфаг – 0, адаптант – 7 чел., интернал – 9 чел., компетентностный лидер – 4 чел.

 Далее, старший воспитатель, как компетентностный лидер, ключевой наставник систематизирует запросы от потенциальных наставляемых. Данные запросы служат основой для составления тематических  кейсов (маршрутов) деятельности, которые можно решить с помощью наставничества.

 Методического пособия «Педагогический дуэт» позволит  быстро адаптироваться к работе, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Конкурс\кубики\20221206_152022.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для студентов педагогических училищ

Методическое пособие для студентов идущих на практику в ДОУ...

Методическая разработка .Образовательная музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!"

Программа предложена Государственным Русским музеем (г.Санкт-Петербург) для апробации в образовательных учреждениях Российской Федерации. Она разработана авторским коллективом под руководством Б.А.Сто...

"Методическая разработка по теме: "Педагогический проект в подготовительной группе "Мамочка, милая, мама моя...""

"Методическая разработка по теме: "Педагогический проект в подготовительной группе "Мамочка, милая, мама моя...""...

Выступление на кустовом методическом объединении «Практика наставничества в ДОУ»

Традиционное наставничество рассматривалось как систематически индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельнос...

Методическая разработка по наставничеству в ДОУ "Перспективы роста"

Педагог сегодня  должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью....

Методические разработки по наставничеству

Авторские  методические разработки в области наставнической деятельности в образовательной организации....

Методическая разработка по наставничеству в ДОУ

Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов ...