Консультация для воспитателей «Календарное планирование»
консультация

Жучкова Валентина Сергеевна

Консультация для воспитателей

«Календарное планирование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_planirovanie.docx65.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Консультация для воспитателей

«Календарное планирование»

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/04/07/s_624f0b203c850/phpVAQRNi_pamyatka---kalendarnyj-plan_html_e7207f011d4b5f54.jpg

Составил:

ст. воспитатель МБДОУ д/с №1

В.С. Жучкова,

высшая квалификационная категория

г. Кропоткин, 2023 г.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению? Такой, как во все времена – добрый, отзывчивый, терпеливый, внимательный, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за порогом детского сада. Известно выражение «Воспитатель сам должен быть воспитан» - не потерял свою актуальность и остается непреложной истиной для каждого, кто причастен к делу воспитания детей.

Сегодня роль воспитателя в психическом и социальном развитии ребенка значительно возросла, поскольку ребенок проводит с воспитателем больше времени чем с родителями. И это обстоятельство способствует установлению особых эмоциональных связей между воспитателем и ребенком, которые отчасти компенсируют отсутствие родителей, от этого во многом зависит комфорт ребенка, характер его социальной адаптации и овладение коммуникативными навыками.

Особую значимость имеет соблюдение одного из гуманистических принципов  - «Не навреди».

Воспитателем- профессионалом становится тот, кто в практической работе с детьми стремится проявить творческую инициативу, использовать новые методы и технологии; кто постоянно занимается самообразованием, саморазвитием и самовоспитанием, совершенствует свои профессиональные навыки, расширяет кругозор и рамки своих интересов.

Частые ошибки при планировании.

Вопрос планирования часто интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе – дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов приема общения и воспитания

Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Прежде всего определимся, что планирование – это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование – основа содержания воспитатльно-образовательной работы в ДОУ.

Ежедневное планирование дает возможность педагогу заблаговременно определить последовательность образовательного процесса с учетом необходимых условий, средств, форм и методов на предшествующий день. Составляется на 1-5 дней (по решению педсовета).

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок -  одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей – с другой.

План – это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План – это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределять программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы. Правильно составленный план работы вносить ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

План – не просто отчетный документ, главное в нем – рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры и использование служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План – это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах, вебинарах  и прочее. Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями в одной возрастной группе.

Выполнение этих условий обеспечивает единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняет свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдения за детьми в группе и их оценке, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Существуют общие требования к календарному плану в разных группах детского сада. План должен быть на каждую группу. Основное различие в планах возрастных групп – в программном материале, в методике ведения работы (количество индивидуальных занятий, приемы обучения и прочее).

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

- учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей;

- процесса воспитания и обучения;

- регулярность, последовательность и цикличность воспитательных действий.

Планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, какой воспитатель в какую смену, что проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.

Технология разработки календарных планов.

  • Общий алгоритм – канва;
  • Начинать написание плана с режимных моментов: утро, день, вечер; как минимум на две недели;
  • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям;
  • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной, интеллектуальной, физической;
  • Учитывать степень усложнения материала (нельзя ставить в один день математику с физкультурой, так как идет высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной или физической деятельности);
  • Соответствие программно-методическому обеспечению;
  • Включать все виды деятельности;
  • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Планируется содержание работы, т.е. развитие и закрепление знаний и умений, а также средства, которыми это достигается (дидактические игры, беседы, различные виды деятельности, поручения и т.д.).

1-я половина дня

- наблюдение;

- беседы;

- экскурсии;

- чтение;

- слушание;

- подвижные игры;

- игры (дидактические, музыкально-хороводные, настольно-печатные, словесные, игры с конструктором);

- труд детей в природе, тематический уголок;

- логоритмические упражнения, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика;

- работа по ПДД, ОБЖ;

- свободные, совместные игры со взрослым.

2-я половина дня:

- сюжетно-ролевые игры;

- малосюжетные игры;

-художественная деятельность;

- изодеятельность;

- конструирование;

- тренинги по рисованию, лепке, конструированию, труду (планируется по подгруппам);

-игры (дидактические, музыкально-хороводные, настольно-печатные, словесные, игры с конструктором);

- логопедический час;

- чтение, слушание;

- театрализованная деятельность;

- трудовая деятельность;

- прослушивание музыкальных произведений;

- развлечения и досуги, викторины;

- самостоятельная деятельность детей.

Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Должен быть определен оптимальный вариант нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт);
  • Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности деятельности, особенности проведения различных режимных процессов;
  • Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия);
  • Учтены время года и погодные условия;
  • Предусматривайте в плане чередование организованной и самостоятельной деятельности детей.  Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентируемой деятельности, в том числе на воздухе 3-4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
  • Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований их сочетаемости.
  • Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком.
  • Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
  • Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
  • Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
  • Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов.
  • Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется.
  • Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
  • Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимальному возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
  • В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решения ДОУ годовые задачи.
  • Должна быть прослежена работа с родителями.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя ДОУ

  1. Титульный лист
  2. Список детей группы
  3. План работы с родителями
  4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)
  5. Планирование совместной деятельности воспитателей и детей
  6. Планирование самостоятельной деятельности детей
  7. Планирование гимнастик
  8. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки+ мероприятия по безопасности
  9. Рекомендации специалистов

Содержание разделов плана воспитательно-образовательного процесса

Рассмотрим их более подробно.

  1. Титульный лист
  2. Список детей группы
  3. План работы с родителями: содержание работы с родителями планируется на месяц или на неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводить занятия, организатором его в любом случае будет воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения.

  • Родительские собрания
  • Консультации (индивидуальные групповые)
  • Семинары-практикумы
  • Тематические выставки
  • Эпизодические беседы с родителями
  • Совместные праздники
  • Развлечения и досуги
  • Анкетирование
  • Родительские посиделки
  • Экскурсии
  • Участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Сколько мероприятий планировать, это каждый определяет сам. Работа вв детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

  • Утренний отрезок времени
  • Прогулка
  • Вечерняя прогулка

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или неделю, месяц).

Перечислим основные «необходимости» каждого дня:

  • Индивидуальный диалог с каждым ребенком
  • Совместная двигательная деятельность воспитателя с детьми (на улице, в группе)
  • Чтение или рассказывание
  • Дидактические упражнения, развивающие игры
  • Творческие игры
  • Наблюдения (в группе, на воздухе)
  • Психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр
  • Творческие игры
  • Труд (различные виды)
  • Художественно-продуктивная деятельность
  • Музыка
  • Познавательная пятиминутка

Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.

Зная их перечень, педагог:

- во-первых, не упустит основных доминант в работе с детьми

- во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

При этом педагог находится в  партнерской позиции с ребенком.

Совместную деятельность целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро – это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием – наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по разным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности).  При планировании индивидуальной работы воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывается какая работа.

По индивидуальной работе в день планируется 3 пункта по различным видам деятельности, но на каждый день обязательно отводится 1 пункт на физвоспитание.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

- игровую деятельность

- беседы с детьми

- рассматривание предметов и иллюстраций

- короткие наблюдения в природе и в общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы, возникшие по инициативе детей.  Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе, дедушке и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций.  В календарных планах старших групп намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по ФЭМП, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Количество видов деятельности в утренниче часы:

- в младшей и средней – 3-4 вида,

- в старшей и подготовительной группе – 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности, опираясь на примерные каноны.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на улице в теплый период года).

Задача прогулки в первую половину дня – восстановить силы после занятий, получить максимально положительный заряд.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки

- если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения.

- если же спокойные виды деятельности, то прогулка прогулка начинается с подвижной деятельности.

1. Наблюдение. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное занчение ознакомления дошкольников именнос натруральными предметами в процессе непосредственного их восприятия.   Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно шировая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10-15минут  (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и прочее). Наблюдения должны планироваться в соответствиии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Таким образом, в процессе наблюдения ребенок развивается всесторонне.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдение за окружающим (неживые предметы). Хотелось бы обратить внимание на Инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет , например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
  2. Наблюдения за живой природой (цветы, кустарники, деревья).
  3. Наблюдение за транспортом (в младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом, на территории детского сада, которыф приезжает).  В старшей и подготовительной группе детей выводят на на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в двнном виде наблюдений обязательно нужно помнить, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
  4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
  5. Наблюдение за трудом взрослых. В младшеми среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за трудовой деятельностью взрослого и результатом его деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. В конце средней группы дети могут ходить на экскурсии (магазин, почту и т.п.). Опять же, не обходимо обращать внимание на основы безопасности.

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы и т.п. с приметами начинают знакомить сос редней группы.

Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре  наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):

1-я неделя – экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;

2-я неделя – наблюдения за бытовыми объектами;

3-я неделя – наблюдение за природоведчискими объектами (в групповой комнате);

4-я неделя – наблюдения за общественными явлениями, трудом людом.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь слудующей примерной структуре:

- спокойная самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдение);

- затем подвижные игры с элементами спорта, спортивные развлечения;

- трудовая деятельность детей.

Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей игровой деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно првильно выбирать время для проведения игр, упражнений.

Нельзя допускать, чтобы организованная образовательная деятельность проводилась за счет самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70 % от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.

2. Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в котрой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие  детей к игре создает у них радостное настроение и обеспечит ее педагогический эффект. Количество подвижных игр – от одной до четырех..

Подвижные игры и спортивные игры, упражнения (проводятся в травмобезопасном месте):

- для детей младшего дошкольного возраста 3 и 4-го г.ж. – не менее 5-7- игр в месяц;

 - для детей 5-го г.ж. – не менее 7-9 игр в месяц;

- для детей 6 и 7-го г.ж. – не менее 13 игр в месяц.

При подборе подвижных игр необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время года – с бегом, метанием, прыжками.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответсвенную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста и состояния здоровья детей).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурых ханятиях.

Физкультурные занятия – указываются задачи, которые решаются в очсновной части: учить – закреплять – совершенствовать. Например, разучить толчок в прыжке в длину с места, закрепить отталкивание. При планировании подвижных игр указываются задачи по развитию физических качеств. Например, в игре «У медведя во бору» развивать гибкость, или указываются задачи по воспитанию нравственно-волевых качеств. Например, воспитывать честность в игре «Хитрая лиса».

Игра помогает решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

  • Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее стаоновится роль личной инициативы.
  • Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическим, лечебными  воспитательными задачами.
  • Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузке.
  • Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.

Напомню, что выбор времени проведения подвижных игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурные и музыкальные занятия проводились в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом ее начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть , поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале пргулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное, или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятия не проводятся, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловя меча и др.)

При проведении упражений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

  1. Индивидуальная работа по физвоспианию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы восвоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходиь в занимательной игровой форме.

Например, для старшей группы рекомендуются упражения и элементы спортивных игр: бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки. Спортивные игры и сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития, упражнения проводятся ежедневно во время прогулки или в зале.

Баскетбол. Передача и перебрасывание мяча друг другу двумя руками, бросание в корзину двумя рукмми из-за головы. Освоение игры по упрощенным правилам.

Футбол. Передача мяча друг другус отбиванием его правой или левой ногой в положении стоя на месте, подбрасывание мяча ногой, попадание мяча в предметы, забивание в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Хоккей. Умение катаься на коньках, вести шайбу клюшкой, передавать шайбу друг другу, забивание шайбы в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Бадминтон. Умение правильно держать ракетку, производить удар по валану, перебрасывать его партнеру без сетки. Освоение игры по упрощенным правилам.

Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подгоовке детей к школе.

Упражения для развития мелкой моторики рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздаравливающим и тониззирующим организм эффектом. Регулярные упранения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жиненный тонус.

Работа по развитию движений рук проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления.

Эти упражения должны проводиться во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивтдуально, с подруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно.

В комплекс упражений, направленных на на развитие мелкой мотрики, входят:

  • Пальчиковая гимнастика – рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
  • Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья и другие материалы).
  • Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
  • Игры с песком (провеивание, куличики, формочки).
  • «Угадай на ощупь».
  • Различные виды застежек, шнуровок – их подбор должен соответствовть возрастным интересам дошкольников.
  • Скрепление деталей разнообразными способами.
  • Мозаики из различных материалов, пазлы.
  • Игры с водой, песком.
  • Работа с «печатками» разнообразных форм.
  • Рисование под проговаривание текста
  • Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
  • Игры с веревочкой.
  • Игры с шипованными мячиками, платилином, соленым тестом.

  1. Элементарная трудовая деятельность.

Она может быть двух видов:

  1. Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках, в шкафчиках;
  2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть занкомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, придумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

  1. Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.

Существует 4 вида прогулки:

  1. Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов)
  2. Комбинированная, состоящая из двух чвстей: первая часть  - целевая прогулка; вторая часть – свободная деятельность детей.
  3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход
  4. Спортивная (соревнования, эстафеты).

Планирование второй половины дня.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Планируются наблюдения, игры, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что весчером не слудует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

- уборка групповой комнаты,

- ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр,

- стирку кукольного белья, носовых платков, лент,

- изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:

- кукольный, настольный, теневой театры;

- концерты;

- спортивные, музыкальные и литературные досуги;

- слушание аудиозаписей и многое другое.

В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по избразительной деятельности, вечера развлечений. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок. Просмотр репродукции картин классиков и современных художников.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.

Воспитатель создает условия для организации индивидуальной изобразительной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Активный отдых и семейный досуг

Активный отдых детей проводится при участии родителей, при этом используются разнообразные нетрадиционные формы отдыха:

  • Физкультурно-оздоровительные праздники проводятся 2 раза в год.
  • «День здоровья», проводится 1 раз в квартал.
  • «Неделя здоровья», проводится 1 раз в квартал.
  • Минитуризм.

Существуют такие формы работы, которые запланированы и в первой половине дня, и во второй.

Рассмотрим их:

  • Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки, считалки и т.п.) для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.
  • Рифмование правил поведения по безопасности.
  • Рассматривние картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов. При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстинка, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Продуктивные виды детской деятельности – изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.
  • Беседы с детьми про профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций и т.п. (в старших группах)
  • Треннинги (игровые).

В результате  проведенной деятельности дети учаться обращаться за помощью в случае необходимости, вызфывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве совоем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определно в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе.

Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь прнципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней), так как  дети должны иметь возможность  «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.

В период между чтениями двух больших произведений используются короткие  произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы)

  • Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы.
  • Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбирают на неделю – месяц.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью активных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

В  младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов.

В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которые являются носителями определнных качеств, песнями и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения.

В старших группах воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения.

Организация работы по театролизованной деятельности

  • Театролизованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентируемое время.
  • Театролизованная деятельность деятельность может быть частью занятия по разным видам деятельности.
  • Театролизлванная деятельность может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театролизованной деятельности:

- просмотр культурных спектаклей и бесед по ним;

- игры-драматизации: с пальчиками, куклами бибабо, импровизации.

- подготовка и разыгрывание разнообразных сказоки инсценировок.

- упражнения по формированию выразительности исполнения  (вербальной и невербальной).

- отдельные упражнения по этике.

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Познавательно-речевое развитие

Работа по познавательно-речевому развитию направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества, а также закрепление, повторение речевого программного материала, и должна строиться на интересных формах и способах работы.

Виды совместной деятельности детей и воспитателя:

  • Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
  • Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
  • Подвижные игры со звукопроизношением.
  • Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», «Найди себе пару», «Мяч в кругу»).
  • Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие).
  • Беседы.
  • Викторины, конкурсы с речевым материалом.
  • Игры с природным материалом.
  • Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и др.
  • Игры-эксперименты: (например: тонет-не тонет, бьется-не бьется, катится-не катится, летает-не летает и т.п.)

Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя:

- специальные речевые занятия,

- дидактические игры и упражнения с парным взаимодействием,

- игры с передачей по кругу мяча, картинок,

- игры «Живые слова», «Телефон»,

- игры-драматизации,

- беседы с детьми,

- народные игры,

- сюжетно-ролевые игры,

- этюды, импровизации,

- наблюдения, прогулки, экскурсии,

- рассматривание рисунков, фотографий,

- свободное и тематическое рисование, лепка,

- чтение художественных произведений,

- рассказы педагога и рассказы детей,

- сочинение историй,

- мини-конкурсы, игры-соревнования.

Планирование гимнастик

Утренняя гимнастика проводится ежедневно. Планируя утреннюю гимнастику, необходимо обратить внимание на правильное написание комплекса. Его желательно написать на карточке. В планировании гимнастики должна быть выдержана структура.

  1. вводная часть, в которой выполняются разные виды ходьбы и бега.
  2. часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием исходной позиции (и.п.)
  3. часть – заключительная.

Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день.лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, посе сна.

Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше всего проводить во время занятий или в перерывах между ними.

Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное от занятий время, минимум 2 раза в день.

Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

Существует также сопряженная гимнастика – театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводится, начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются  в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.

Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторике, левого и правого полушария мозга. Проводятся перерестные движения обеими руками сразу. Гимнастику мозга  проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут.

Режим двигательной  и интелектуальной нагрузки , включая мероприятия по безопасности.

Режим представляет собой наглядную модель того, как организовать жизнь детей в течение недели. День «разбивается» на временные периоды (режимные отрезки) и указывается, что в этот период будут делать дети, в какой форме будет организована эта деятельность. План-график позволяет увидеть, не перегружен ли день, и скорректировать календарный план образовательной работы с детьми.

Практический материал:

  • План коррекционно-педагогической и социально-психологической работы с детьми.
  • План оздоровительно-воспитательной работы с детьми на летний период.
  • Модели и варианты режимов двигательной и интеллектуальной активности для детей от 3 до 8 лет.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных – вот педагогическое кредо настоящего воспитателя.

Для успешного планирования целесообразен традиционный порядок работы  воспитателей в группе: один день с утра, друго – со второй половины дня. Тогда между воспитателями равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, каждый имеет возможность систематически наблюдать детей во всех видах деятельности.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек. С целью оптимизации планирования рекомендую продолжать использовать картотеку. Оформление должно быть современным и иметь эстетический вид.

Преимущество картотеки:

  • Идет накопление  содержание педагогического процесса, вариантов форм, методов  работы с детьми, в том числе и со взрослыми. В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образователные задачи.
  • Картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректиуя его. Это дает возможность педагогу экономить силы и время для общения с ребятами.
  • Хранение информации в форме картотеки позволит понять систему, логику, зависимость между различным материалом.
  • Педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми, ведь вариантов объединения готовых картотек бесчетное множество.
  • Педагог имеет возможность накапливать материалы «впрок» без большого напряжения.

При наличии календарного планирования в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на имеющуюся обстановку в группе.

ВЫВОД: календарное планирование пишется в нашем детском саду на день. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендорные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность видов детской деятельности.

Используемая  литература:

  1. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-napisaniyu-kalendarno-tematicheskogo-planirovaniya-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-v-dou-4501596.html 
  2. Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 1: Планирование и контроль. М.: ТЦ Сфера, 2014.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/04/07/s_624f0b203c850/phpVAQRNi_pamyatka---kalendarnyj-plan_html_c942e77b166afe48.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь...

Консультация для воспитателей при планировании НОД по физическому воспитанию

Помощь воспитателям при составлении НОД с использованием ИКТ,...

Консультация для воспитателей при планировании НОД по физическому воспитанию

Помощь воспитателям при разрабаткеНОД с использованием новых современных технологий в ДОУ...

Консультация для воспитателей по планированию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В материалах предоставлены направленность решаемых задач по тематике экспериментальной деятельности...

Консультация для педагогов "Календарное планирование педагогов в соответствии с ФГОС ДО" Шадрина Л.И.

Планирование - основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ...

Консультация: «Основные аспекты календарного планирования работы воспитателей» Подготовлена старшим воспитателем МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида станица Старощербиновская Краснодарский край

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.    ...