Консультация для воспитателей «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию»
консультация на тему

Федорова Ирина Вячеславовна

 

    В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
    Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._perspektivnoe_planir_po_patriotich.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию»

    В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
   Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
   Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него - Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.
    Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
    В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
   Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом (селом, посёлком), его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
     Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
     Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
     В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом(посёлком) станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
     Мы живём и работаем в небольшом посёлке, расположенном на юге Нижегородской области. Наша с вами задача  помочь детям узнать, чем красив и богат родной край, сформировать крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.

Основные задачи, при планировании работы по патриотическому воспитанию
- Формировать любовь к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему родного края.
- Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, посёлку, стране.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в посёлке, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к посёлку (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Развивать представление о культуре и быте людей, населяющих родной край.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.

   
Ознакомление дошкольников с родным посёлком должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс.
     Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.
    Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни посёлка, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
    Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
    Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного посёлка, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству посёлка, охране природы и т.д.)
    Привлечение детей к участию в праздниках посёлка с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День посёлка, День защиты детей, Масленица и др.), познакомиться с жителями посёлка - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танцев и т.п.
    Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского  быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному посёлку должны передаваться детям.

Безусловно, данная схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу, включающую воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда, независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности и т.д. Все эти задачи присутствуют как бы внутри системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны: природа и мир животных дома, детского сада, родного края; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будить воображение. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен прежде всего сам хорошо знать его. Он должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, люди и их труд, замечательно и народное творчество. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Рассказывая о родном посёлке, покажите ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном посёлке способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

     Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего посёлка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

     Для этого необходимы экскурсии по посёлку, походы  на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Как уже подчеркивалось, в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых и особенно близких людей.

     На конкретных фактах из жизни старших членов семьи — дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах необходимо открыть детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

     Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

    Однако следует подчеркнуть, что данная система нравственно- патриотического воспитания (воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, затем — к посёлку, всей стране) может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

    Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе Родины, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? И т.д.

    Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать восстанию еще большей любви к семье, а также воспитанию любви к своей стране.

  Например, воспитывая у детей любовь к своему посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок — частица Родины, так как во всех местах, городах и селениях, больших и малых, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции, Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

       Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть.

       Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно с ним рядом. Особенно это актуально в настоящие дни, когда среди взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, одежда, характер труда, особенности культуры. И в этом могут реально помочь телевизионные программы для детей, знакомящие дошкольников с культурой и традициями разных народов.

      К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, художниками, танцорами, музыкантами и т.д.


Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:

 1. Мой дом – моя семья

 2. Детский сад

 3. Родная улица

 4. Родной посёлок.

 5. Родная страна, её столица, символика.

      Работа по каждой теме включает НОДы, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Перспективно-тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

      Причем темы должны повторяться в каждой группе. Изменяются лишь их содержание, объем познавательного материала, сложность и, следовательно, длительность изучения.

     Например, изучая историю своей улицы, дети связывают ее с историей своего района, предприятия, посёлка, и наоборот, знакомясь с другими городами нашей страны, они возвращаются к фактам истории родного посёлка, улицы, семьи.

     Такой принцип организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников называется «принципом маятника» (или челнока).

    Систематическое изложение материала сознательно идет от близкого и понятного ребенку к более сложному и определяется возрастными особенностями детей (их отношением к миру, самим себе).

    Кроме того, необходимо использовать «принцип спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания.

   Отдельные темы желательно приурочивать к тем или иным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), «Богатыри земли русской» — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д. , таким образом обеспечивая связь с общественными событиями.

     Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Так, при отборе и систематизации знаний детей необходимо учитывать умственные возможности дошкольников, развитие их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д.

      В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию должны решаться задачи и эстетического развития детей. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представить то, что им хорошо знакомо.

      Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Причем чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдения окружающего мира, тем содержательнее становится детское творчество.

     Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, так как будущие граждане России должны быть сильными, ловкими, здоровыми.

     Один из немаловажных факторов патриотического воспитания детей — приобщение их к труду, формирование ответственности за его результат. И в этом плане особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях:

«Поможем птицам зимой»;

«Сбережем растения» и т.

 ( Дети должны получить информацию об истории своей семьи, об улицах посёлка, его истории и достопримечательностях, культуре и традициях, о природе «малой родины», о труде взрослых, почётных гражданах родного посёлка, об отдыхе шатковцев. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по патриотическому воспитанию детей в старшем дошкольном возрасте с учётом ФГТ "Капельки России"

Система по патриотическому воспитанию детей в старшем дошкольном возрасте решает актуальную и современную задачу-приобретение детьми культурного и исторического наследия русского народа. Цель тематиче...

Учебно – методический материал «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию» (старший дошкольный возраст).

Главная цель работы – воспитание гуманной, социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности. А поскольку семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личнос...

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей первой младшей группы

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей первой младшей группыПривет тебе, мой край родной,С твоими тёмными лесами,С твоей великою рекой,И неоглядными полями! Привет ...

Планирование работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий

Патриотическое воспитание детей является одной из основных (важнейших) задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой нар...

Особенности планирования работы по патриотическому воспитанию с учетом УМК "Детский сад 2100"

системно-деятельностный подход в планировании по патриотическому воспитанию...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...