Планирование работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий
статья (старшая группа) на тему

Карабешкина Галина Акимовна

Патриотическое воспитание детей является одной из основных (важнейших) задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства к Отечеству, уважения к его символике.

Многие события и факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине России.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события (дома, детского сада, родного края) и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей.

 

Работу по воспитанию патриотических чувств у дошкольников можно разбить на тематические блоки для удобства детского восприятия:

 

·          «Вместе дружная семья»

·         «Детский сад»,

·         «Труд взрослых»,

·         «Родной город»,

·         «Родная страна»,

 

I блок «Вместе дружная семья»

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам.

В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме.  Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи.

В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи и, таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.

В среднем возрасте идет углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории.

Дети старшего дошкольного возраста узнают где и кем работают их родители, как важен для общества их труд. Необходимо рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Дети старшего возраста знают свой домашний адрес, телефон, имя и отчество родителей.

 

II блок «Детский сад»

Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад из семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями, с участком, с территорией детского сада. Вся работа проходит в совместной деятельности педагога и детей - это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки. Воспитатель рассказывает о том, что работники детского сада делают для детей, как они заботятся о них и о том, что их окружает, объясняют необходимость беречь свой детский сад.

Детей средней группы продолжаем знакомить с детским садом, закрепляем представление ребенка о себе как о члене коллектива. Можно привлекать детей к обсуждению оформления групповой комнаты.

В старшем возрасте приобщаем детей к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями. Дети принимают участие в оформлении развивающей среды дошкольного учреждения.

III блок «Труд взрослых»

Детей младшей группы прежде всего знакомим с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день, а также с трудом медицинской сестры, повара. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение.

За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы.

Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

В средней группе продолжаем знакомить с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач)

В старшем возрасте расширяем представление детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Знакомим с профессиями учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, торговли и др.; Необходимо рассказать о значимости их труда, и о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

 

IV блок «Родной город»

Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры.  Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий.

В среднем возрасте, воспитывая у детей любовь к своему городу, рассказываем о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях, подводим их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

В старшей группе расширяем представления детей о Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут. В доступной форме знакомим с географическим расположением, его достопримечательностями.

V«Родная страна»

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшает группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где они были на празднике, что видели. Ненавязчиво воспитатель знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает русские народные сказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки, рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.

 

В среднем дошкольном возрасте у детей впервые отчётливо проявляется интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Углубление представлений детей о родной стране происходит в процессе ознакомления с главным городом нашей страны - Москвой. Рассматривая иллюстрации, слушая чтение книг, дети узнают и запоминают, что в Москве есть Кремль, Красная площадь. Закрепляют полученные знания дети в конструктивной, продуктивной, коммуникативной  игровой деятельности.

 

В старшем дошкольном возрасте знания о родной стране приобретают более широкий и глубокий характер. Дети должны знать, что наша страна Россия, в ней много городов, деревень, сёл. Необходимо расширять знания детей о Москве, Санкт-Петербурге. Знакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

 

Формы работы по патриотическому воспитанию:

Младший возраст:

-        наблюдения;

-        беседы

-        рассматривание фотографий;

-        рассматривание иллюстраций;

-        рассматривание изделий народных мастеров;

-        использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

-        с/р игры «Дом», «Семья», «Детский сад»;

-        чтение художественной литературы

Средний возраст:

-        показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

-        наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;

-        рассматривание фотографий,  участие в общественных и календарных праздниках;

-        участие детей в посильном общественно-полезном труде;

-        организация тематических выставок;

-        знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;

-        ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);

-        использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

-        прослушивание аудиозаписей (гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.)

-        беседы о родном городе, стране, ее истории;

-        экскурсии и целевые прогулки (экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.)

Старший возраст:

-        беседы,

-        брейн-ринги, круглый стол, посиделки, кинолекторий, просмотр презентаций, викторины, обмен традициями семьи, проектная деятельность, экскурсии на известные объекты: «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый», «Кто это делает?», 

-        КВН совместно с родителями «Все ли мы знаем о своем городе?»,

-        дни открытых дверей,  туристические походы с семьей по местам боевой славы,

-        иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам, конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, презентация самодельных книг, изготовление подарков и праздничных открыток ветеранам и воинам Российской армии,

-        создание музея «Никто не забыт»,

-        игровые программы,

-        акции «Помогите синичке», «Не рубите елочку – зеленую иголочку»,

-        развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки»,

-        игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на дидактические: «Чьи родители это делают?», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»

-        сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека»

-        подвижные: «Мы туристы», «Военные сборы»

 

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Планирование работы по патриотическому воспитанию

вне специально организованных занятий

Патриотическое воспитание детей является одной из основных (важнейших) задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства к Отечеству, уважения к его символике.

Многие события и факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине России.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события (дома, детского сада, родного края) и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Работу по воспитанию патриотических чувств у дошкольников можно разбить на тематические блоки для удобства детского восприятия:

  •  «Вместе дружная семья»
  • «Детский сад»,
  • «Труд взрослых»,
  • «Родной город»,
  • «Родная страна»,

I блок «Вместе дружная семья»  

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам.

В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме.  Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи.

В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи и, таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.

В среднем возрасте идет углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории.

Дети старшего дошкольного возраста узнают где и кем работают их родители, как важен для общества их труд. Необходимо рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Дети старшего возраста знают свой домашний адрес, телефон, имя и отчество родителей.

II блок «Детский сад»

Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад из семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями, с участком, с территорией детского сада. Вся работа проходит в совместной деятельности педагога и детей - это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки. Воспитатель рассказывает о том, что работники детского сада делают для детей, как они заботятся о них и о том, что их окружает, объясняют необходимость беречь свой детский сад.

Детей средней группы продолжаем знакомить с детским садом, закрепляем представление ребенка о себе как о члене коллектива. Можно привлекать детей к обсуждению оформления групповой комнаты.

В старшем возрасте приобщаем детей к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями. Дети принимают участие в оформлении развивающей среды дошкольного учреждения.

III блок «Труд взрослых»

Детей младшей группы прежде всего знакомим с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день, а также с трудом медицинской сестры, повара. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение.

За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы.

Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

В средней группе продолжаем знакомить с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач)

В старшем возрасте расширяем представление детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Знакомим с профессиями учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, торговли и др.; Необходимо рассказать о значимости их труда, и о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

IV блок «Родной город» 

Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры.  Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий.

В среднем возрасте, воспитывая у детей любовь к своему городу, рассказываем о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях, подводим их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

В старшей группе расширяем представления детей о Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут. В доступной форме знакомим с географическим расположением, его достопримечательностями.

V«Родная страна»

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшает группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где они были на празднике, что видели. Ненавязчиво воспитатель знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает русские народные сказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки, рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.

В среднем дошкольном возрасте у детей впервые отчётливо проявляется интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Углубление представлений детей о родной стране происходит в процессе ознакомления с главным городом нашей страны - Москвой. Рассматривая иллюстрации, слушая чтение книг, дети узнают и запоминают, что в Москве есть Кремль, Красная площадь. Закрепляют полученные знания дети в конструктивной, продуктивной, коммуникативной  игровой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте знания о родной стране приобретают более широкий и глубокий характер. Дети должны знать, что наша страна Россия, в ней много городов, деревень, сёл. Необходимо расширять знания детей о Москве, Санкт-Петербурге. Знакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

Младший возраст:

  • наблюдения;
  • беседы
  • рассматривание фотографий;
  • рассматривание иллюстраций;
  • рассматривание изделий народных мастеров;
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
  • с/р игры «Дом», «Семья», «Детский сад»;
  • чтение художественной литературы

Средний возраст:

  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
  • наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
  • рассматривание фотографий,  участие в общественных и календарных праздниках;
  • участие детей в посильном общественно-полезном труде;
  • организация тематических выставок;
  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
  • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
  • прослушивание аудиозаписей (гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.)
  • беседы о родном городе, стране, ее истории;
  • экскурсии и целевые прогулки (экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.)

Старший возраст:

  • беседы,
  • брейн-ринги, круглый стол, посиделки, кинолекторий, просмотр презентаций, викторины, обмен традициями семьи, проектная деятельность, экскурсии на известные объекты: «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый», «Кто это делает?»,  
  • КВН совместно с родителями «Все ли мы знаем о своем городе?»,
  • дни открытых дверей,  туристические походы с семьей по местам боевой славы,
  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам, конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, презентация самодельных книг, изготовление подарков и праздничных открыток ветеранам и воинам Российской армии,
  • создание музея «Никто не забыт»,
  • игровые программы,
  • акции «Помогите синичке», «Не рубите елочку – зеленую иголочку»,
  • развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки»,
  • игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на дидактические: «Чьи родители это делают?», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»
  • сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека»
  • подвижные: «Мы туристы», «Военные сборы»

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по патриотическому воспитанию детей в старшем дошкольном возрасте с учётом ФГТ "Капельки России"

Система по патриотическому воспитанию детей в старшем дошкольном возрасте решает актуальную и современную задачу-приобретение детьми культурного и исторического наследия русского народа. Цель тематиче...

Учебно – методический материал «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию» (старший дошкольный возраст).

Главная цель работы – воспитание гуманной, социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности. А поскольку семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личнос...

Консультация для воспитателей «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь...

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей первой младшей группы

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей первой младшей группыПривет тебе, мой край родной,С твоими тёмными лесами,С твоей великою рекой,И неоглядными полями! Привет ...

Особенности планирования работы по патриотическому воспитанию с учетом УМК "Детский сад 2100"

системно-деятельностный подход в планировании по патриотическому воспитанию...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...