«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования представления об окружающем мире через знакомство с художником и его работами»
статья

Сатаева Нурия Зинатовна

В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем является проблема снижения нравственных ценностей.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                           Сатаева Нурия Зинатовна,

воспитатель первой квалификационной

категории МКДОУ детский сад «Солнышко»

Старополтавского района Волгоградской области.

Доклад

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования представления об окружающем мире через знакомство с художником и его работами»

В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем является проблема снижения нравственных ценностей.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему изумляется и что вызывает отклик в его душе. Человек должен знать свою Родину, уметь вести себя в обществе, среди сверстников и взрослых. Чтобы у ребёнка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать  умение видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. У каждого человека чувство Родины начинается с родного края, города, посёлка.

Знакомясь с родным посёлком, с людьми, которые  его прославляют,  достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Дети подготовительной группы часто задавали мне вопросы  разного характера и на разные темы. И вот в один день,  спускаясь по лестнице на занятие по музыке, одна девочка остановилась около одной картины из  выставки работ местного художника Акманова Ш.И и задала мне вопрос, а кто ее нарисовал. Я постаралась коротко рассказать, после чего посыпались другие вопросы, которые  стали задавать и остальные  ребята. И тут пришла идея, что и детям, и мне самой было бы интересно познакомиться лично с местным художником – самоучкой Акмановым Шакиром Ивановичем и его  творчеством.  Своей идеей я поделилась с  воспитателем Акмановой Д.Х. В связи с этим перед нами стала задача:  каким образом можно повысить интерес детей к творчеству талантливого художника родного района, как сделать их активными участниками познавательной деятельности, а не просто «поглотителями» информации, слетающей с уст воспитателя-рассказчика. Привлечение родителей к участию  для нас также было немаловажной задачей.

В соответствии с целью были определены следующие задачи : 

-формировать желание и интерес детей к

художественно-продуктивной деятельности;

-воспитывать у детей уважение к труду художника;

-знакомство с картинами местного художника Акманова Шакира Ивановича;

-формировать умение самостоятельно анализировать и

синтезировать полученные знания о художнике;

-побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности, созданию собственных сюжетных композиций ;

-формировать естественное отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;

-закрепить знания детей о профессии художника;

-закрепить знания о видах жанровой живописи: пейзаже, портрете, натюрморте;

-привлекать родителей  к участию .

Реализация плана  предполагала ряд мероприятий

1. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей

2. Планирование мероприятий с учетом цели.

3. Проведение мероприятий, (беседы и НОД, викторина, экскурсия к выставке работ художника)

4. Презентация картин Акманова Ш.И.

     5.Встреча с художником

На первом мероприятие  детям я рассказала о том,  что мы были в мастерской художника и что  Шакир Иванович с большим удовольствием посетит наш детский сад.

Следующее была экскурсия на лестничной площадке, где представлены работы художника.

Далее воспитанники получили  знания о том, что художники-живописцы пишут свои картины масляными красками, картины получаются как живые, поэтому этот вид искусства называется живописью.

В продолжение дети познакомились с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, с выдающимся художником нашего района; орудиях его труда, расширили  знания детей о принадлежностях художника, закрепили у детей знания в области «Изобразительное искусство», родителям преподнесли буклеты, Ш.И.Акманов: «Всевышний дал  возможность  реализовать себя» .DD00372_

Заключительным мероприятием была встреча детей с художником.   Её решили  устроить в музыкальном зале, так как дети приготовили маленький концерт для художника

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3576-1480681314.jpg

Шакир Иванович быстро нашел язык с молодым поколением. Он спрашивал детей о том, что они знают о живописи, ее жанрах, материалах, которые использует художник в своей работе (уголь, акварель, карандаш, масляные краски и т. д.)Дети не только рассказывали,  но и отвечали на вопросы.

В ходе беседы Шакир Иванович вкратце рассказал, о том что в детстве с ним случилось такое несчастье, что он не унывал, а на оборот ,стал сильным и терпеливым.

После этого настал самый магический и завораживающий момент – у мольберта происходило волшебство рождения совместной картины, так как это было в весенний день ,и в ходе беседы также была речь о охране природы, а наш край славится своим тюльпанным полем ,то и было решено рисовать тюльпанное поле .

За четкими, отточенными движениями художника был виден многолетний труд. Детям очень захотелось стать повелителями кисти  и они с большим желанием начали рисовать.

Время встречи истекло, но она пролетела так незаметно, что и расставаться не хотелось.

В итоге мы смогли сделать вывод, что данная работа была действительно эффективной при формировании познавательного интереса детей к творчеству художника нашего района.

Мы гордимся родным районом, гордимся своими земляками! Уверены, что и наши дети, активно участвуя в познании культурного наследия, вырастут любящими свой родной край, умеющими защитить его и сделать еще красивее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"

Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"...

Обогащение представлений об окружающем мире через сюжетно-ролевую игру в процессе проектной деятельности.

Обогащение представлений об окружающем мире через сюжетно-ролевую игру в процессе проектной деятельности....

Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром является средством формирования представлений и знаний о мире. Эти представления основаны на эмоциональном опыте, на правильном отноше...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования жизненных ценностей

Жизненные ценности, которые нужно привить ребенку:- уважение и почитание родителей;- патриотизм, любовь к родине;- целеустремленность (уметь ставить перед собой цели, и добиваться их);- самостоятельно...

Статья на тему "Формирование представлений об окружающем мире через игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте"

В статье представлены основные аспекты влияния экспериментальной деятельности младших дошкольников на расширение предтавлений об окружающем мире....