Условия успешного наставничества
презентация

Презентация подготовлена для мероприятия, входящего в План мероприятий по проведению Года педагога и наставника в Троицком городском округе в 2023г. : семинар- практикум "Конструктор идеального наставника", цель-расширение представлений педагогических работников об условиях успешного наставничества в ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

условия успешного наставничества Чилингер Н.М., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №15 », г . Троицк , Челябинской области

Слайд 2

Национальный проект «Образование» Трансформация в сфере образования к 2024 году не менее 70% педагогических работников образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения

Слайд 3

Чрезвычайно важная вещь, которая передается ….из поколения в поколение, это часть нашего национального культурного кода. Вот это есть наставничество . Вопросы обучения, наставничества - это всегда обращение к будущему. … традиции наставничества в настоящий момент "крайне востребованы« В.В . Путин

Слайд 4

Наставничество – невероятно мощная форма психолого- педагогического сопровождения, оказывающая непосредственное влияние на личностное развитие , которая может привести к реальным сдвигам в формировании жизненных целей и расстановке приоритетов у подростков, попавших в ТЖС*

Слайд 5

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве

Слайд 6

История развития наставничества Ментор Сократ / Платон , Ксенофонт , Евклид и др. Иисус Христос Аристотель / А лександр Македонский Василий Жуковский / А.С. Пушкин Григорий Карташевский – Николай Лобачевский Алексей Саврасов – Константин Коровин

Слайд 7

Цель внедрения целевой модели наставничества - максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого , необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности , а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов , проживающих на территории Российской Федерации Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

Слайд 8

Термины и понятия наставничества Ментор Гуру Мудрец Тьютор Учитель / педагог Волонтер Эксперт Методист Партнёр Куратор* / коуч Мастер /специалист Наставник /шеф Индивидуальный образовательный маршрут педагога Индивидуальное ученичество/ наставляемый

Слайд 9

Наставничество Не наставничество/ функции куратора Двусторонние отношения Консультирование Наращивание потенциала и навыков Коучинг Формирование уверенности в себе Фокус на деталях / анализ Доверие и поддержка Прямая протекция Взаимный опыт Обсуждение с коллегами Особенности наставничества

Слайд 10

Наставник – компетентный специалист , имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками , необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Слайд 11

Профессиональные и личные качества наставника Личное желание Авторитет Коммуникативные способности Организованность Профессиональная компетентность Исполнительская дисциплина и ответственность Эмоциональная уравновешенность Позитивный эмоциональный настрой

Слайд 12

Наставляемый –специалист (молодой, начинающий, «выгоревший») , который через взаимодействие с наставником, а так же его помощи и поддержки решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции

Слайд 13

Ключевая форма наставничества в ДОУ Педагог – педагог Цель: Успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения , позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Слайд 14

Модели наставничества Опытный педагог – молодой специалист Лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы Педагог- новатор – консервативный педагог* Реверсивное наставничество* Ситуационное наставничество и др.

Слайд 15

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы , участники которой находятся в з аданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников .

Слайд 16

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Слайд 17

Этапы реализации программы наставничества

Слайд 18

1 . Подготовка условий для запуска программы наставничества Цель: обеспечение организационных и нормативно- правовых условий для внедрения программы наставничества Задачи Результат - ДОРОЖНАЯ КАРТА Создать рабочую группу – команда единомышленников, которые будут внедрять программу «Целевая модель наставничества» в образовательной организации; Разработать нормативно-правовую базу для внедрения программы; Определить паспорт, дорожную карту внедрения программы и необходимые для ее реализации – внешние и внутренние ресурсы Приказ о внедрении целевой модели наставничества Протокол заседания Педагогического совета организации Приказ об утверждении Плана реализации программы Положение о наставничестве Приказ об утверждении Положения о наставничестве Приказ о назначении куратора( ов ) и наставника( ов ) программы и закреплении наставнических пар/групп Приказ о проведении итогового мероприятия программы

Слайд 19

2. Формирование базы наставляемых Цель : Сформировать запрос на наставничество Задачи Результат 1. Провести встречу (в современном формате) для потенциальных наставляемых, чтобы ознакомить их с ценностями, возможностями наставнических отношений и сформировать у них запрос на наставничество с упором на личное желание. 2. Собрать информацию о запросах потенциальных наставляемых (на основе опросов, анкет, личных дел и др.). 3. Социальная и профессиональная адаптация 4.Получить согласие на обработку данных. Сформирована база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе. Осознание смысла, характера и направленности коллективных и межличностных отношений , своей роли и перспективы в социальных отношениях и процессах

Слайд 20

3 . Формирование базы наставников Цель: Сформировать базу наставников в ОО Задачи Результат Поиск потенциальных наставников для формирования базы. Расширение представлений наставников о ценностях и возможностей наставничества . Составление резюме наставника Получение согласия н а внесение в базу наставников (добровольно) Внесение данных наставника в базу Сформирован список наставников согласно профилю: Карьерная навигация наставляемого, Креативность и умение видеть возможности наставляемого , Опыт в выбранной области, Мотивация, создание доверительных отношений, эффективное общение, Проектный подход: умение ставить цели и прояснять цели других, разработка плана достижения цели, распределение ответственностей и т.д.

Слайд 21

4. Отбор и обучение наставников Цель: повышение профессиональной компетентности наставников с привлечением внешних или внутренних ресурсов для обучения н аставников Задачи Результат 1. Диагностика наставников 2. Организация обучения наставников навыкам проектирования и эффективной коммуникации, используя различные формы и методы в рамках работы с наставляемыми 3. Развитие профессионального потенциала педагогических работников 4. Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности Разработка программы обучения наставников Стимулирование творческой деятельности , формирование знаний и навыков наставников Комплект методических материалов в помощь наставнику (принципы, кодекс, упражнения, задания, кейсы, литература)

Слайд 22

5 . Формирование наставнических пар / групп Цель: обеспечение условий для реализации программы наставничества Задачи Результат 1. Выявление основных инструментов формирования наставнических пар/групп: • групповая встреча наставника и наставляемых; • индивидуальные встречи наставляемого и наставника • дистанционное анкетирование и механическая обработка данных. 2. Определение приоритетных целей, задач развития, наставляемого и общих задач пары/группы 3. Формирование и развитие корпоративных знаний Список сформированных наставнических пар, желающих работать вместе Разработаны персонализированные программы наставничества для каждой пары/группы Организована психолого- педагогическое сопровождение участников программ наставничества Обеспечение преемственности знаний и эффективности технологий работы

Слайд 23

6. Организация работы наставнических пар/групп Цель: реализация программы наставничества Задачи Результат Проведение обязательных образовательных процедур Организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов. Корректирование работы наставника по результатам встреч и обратной связи Пополнение методической копилки педагогических практик наставничества Получение компетенций, необходимых для эффективного исполнения своих прямых служебных обязанностей на уровне требований организации, осознание смысла и характера своей профессиональной деятельности

Слайд 25

Техники работы с наставниками Название техники Реализация Сопровождение Наставник помогает наставляемому решать рабочие задачи, в том числе развивает его профессиональные навыки Посев Наставник делится с наставляемым навыками и знаниями, которые пока не актуальны, но приобретут ценности в дальнейшем Катализация Наставник моделирует рабочую ситуацию, в которой стажёр сталкивается с непривычными задачами. Это позволяет расширить кругозор и профессиональные взгляды Показ Наставник на личном примере демонстрирует методы, приёмы , технологии работы, чтобы делать рабочие ситуации понятнее. Сбор урожая Наставник получает обратную связь от стажёра, чтобы оценить результаты обучения

Слайд 27

Формы работы с наставляемыми Универсальные формы Встречи, Беседа/обсуждение, Советы наставника, Разбор проблемы, Демонстрация вида педагогической работы, Совместная деятельность . Групповые формы работы организация конкурсов, концертов, соревнований, воркшопы / тимбилдинг ( для команд); организация образовательных тренингов и интенсивов , мозгового штурма; мастер-класс, педагогические мастерские/студии, игровые площадки, педагогический марафон; коллективное приглашение на мероприятия для появления новых знакомств и контактов; ролевые и педагогические игры; групповая работа над проектом; конференции; волонтерская или благотворительная деятельность.

Слайд 28

7. Завершение наставничества Цель: Рефлексия результатов наставничества Задачи Результат 1. Обобщение результатов работы конкретной пары/группы; -сбор обратной связи от участников; -организация и проведение финального мероприятия; -награждение лучших наставнических пар/групп; -тиражирование результатов в медиа; -формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы. 2. Интеграция наставничеста в образовательный процесс Удовлетворенность от результатов и процесса наставнической работы Выбор лучших практик для тиражирования опыта Получение компетенций, необходимых для эффективного исполнения своих прямых профессиональных обязанностей не уровне требований профессионального стандарта, осознание смысла и характера своей профессиональной деятельности

Слайд 29

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ для участников знакомство новых работников с организацией, создание условий для их адаптации; преодоление профессионально-личностных кризисов; обеспечение полезного и перспективного обучения; выявление сильных сторон нового работника и оказание поддержки в их развитии; развитие умений и навыков, связанных с выполнением непосредственных задач; обеспечение равноправного общения со всеми; доступная презентация новаций и инноваций

Слайд 30

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ для организации создание сообществ субъектов образовательной деятельности и благодарных выпускников , открытых к взаимодействию и изменениям; вовлечение участников в жизнь образовательной организации; большая открытость ОО, преодоление герметичности образовательного процесса; формирование культуры наставничества, его ценностей и традиций; улучшение психологического климата в ОО; повышение социального и профессионального благополучия внутри ОО и сотрудничающего с ними социума; появление доп. возможностей и ресурсов для развития ОО (инвестиции , гранты); формирование устойчивых связей с бизнесом, местным сообществом и с др. ОО

Слайд 31

Наставник - это секретное оружие самых успешных людей планеты Николай Латанский

Слайд 32

Благодарю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

«Предметно-развивающая среда - как условие успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ».

Данный материал предназначен для широкого использования воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений и анправлен на использование данных специалистов в своей работе по социализа...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

1.1 Современные требования к дошкольному образованию Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность л...

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены условия для реализации оказания успешной педагогической поддержки ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования, а также приемы и способы педагогической поддержки в дошкольной ...

Организация здоровьесберегающей среды как условие успешной адаптации и успешного развития детей раннего возраста

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатель показывает и рассказывает всё, что ждёт их дете...