Статья "Нормативное обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ в дошкольных организациях".
статья

Головина Татьяна Владимировна

 Статья "Нормативное обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ в дошкольных организациях".Нормативное обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ в дошкольных организациях. Перечень международных, федеральных, региональных нормативно-правовых документов. Локальные акты ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumenty.odt50.61 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативное обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ в дошкольных организациях.

Международные документы

Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года..

Статья 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

Статья 24 Конвенции: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

ДЕКЛАРАЦИЯ о правах инвалидов провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года N 3447.

Федеральные документы

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и начального профессионального образования.

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ выступает ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (Редакция от 08.12.2020 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью (статья 18). При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Семейный кодекс РФ

Статья 63. П.1. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Гражданский кодекс РФ (принят 30.11.1994 года)

Статьи 26-28 определяет дееспособность несовершеннолетних

Программа «Доступная среда» на 2018 - 2025 годы. Подразумевает оснащение образовательных организаций специальным оборудование, внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и т.д.

Правительственные документы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования«.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Приказ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

«В группах компенсирующей направленности  осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей , индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития  и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.»

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28

«Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов в случае их пребывания в учреждении…».

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» от 27 октября 2020 года N 32

Ведомственные документы

Письмо Заместителя Министра Министерства образования и науки РФ ИР-535/07 от 07.06.2013г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Цель – создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.01.2002г. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ»

«…В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции».

Региональные документы

Особое внимание в регионе уделяется обеспечению качественного обучения, воспитания, реабилитации и коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечено качественное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью на основе межведомственного взаимодействия и принципа преемственности.

"Дорожная карта" регламентирует порядок проведения мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения и объектам жилищного фонда территориальных образований Курской области.

Внутренние документы ДОУ

Устав МБДОУ

Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.);

 Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы;

Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк);

Положение об оказании логопедической помощи

Положение о стажировочной площадке

Договор с родителями детей с ОВЗ и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ"

Действующие уже сейчас ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса: «Задачи психолого-педагогическ...

Коррекционно – педагогическое обеспечение образовательного процесса.

Для учителей - логопедов - удобно и практично для освещенния непосредственной деятельности...

Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения

12-й год в нашем образовательном  учреждении воспитываются  и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по  интегрированному обучению и воспита...

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ       «Книга для чтения 2-4 года»  Сост. В.В. Гербова и др. О.В. Дыбина «Занятия по оз...

Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса

Дополнительные образовательные программы   Художественно-эстетическое развитиеОбмен опытом на ЦРО«Эффективность реализации дополнительного образования в дошкольной организации...

КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"

КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...